Скачать 303.96 Kb.
|
на правах рукописи Королева Мария Николаевна СЧАСТЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) Специальность 22.00.06 – Социология культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Москва - 2013 Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Левичева Валентина Федоровна Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Зубок Юлия Альбертовна, зав. отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН кандидат социологических наук Кулешова Анна Викторовна, научный редактор, зав. отделением культуры журнала «Социологические исследования» Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Защита состоится «09» апреля 2013г. в 15.00 на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09, созданного на базе Российского государственного гуманитарного университета, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 206. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6. Автореферат разослан « » ________________ 2013г. Ученый секретарь диссертационного совета Буланова М.Б. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Любое общество в конкретный исторический период характеризуется определенным набором и иерархией ценностей, которые выступают в качестве способа социальной регуляции. В них отражены те социально признанные данным обществом и/или социальной группой критерии поведения и морали, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные требования нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев отдельным человеком (интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности и поддержания социального порядка в обществе. Ценности, характерные для конкретного периода времени той или иной культуры, лежат в основе представления людей о счастье. Соответственно своему пониманию счастья люди выстраивают всю свою жизненную стратегию. Изучение представлений людей о счастье как о терминальной ценности позволяет выявить трансформирующиеся нравственные императивы, актуальные для нашего общества. Одной из перспективных парадигм в современной социологии является социальный конструктивизм, согласно которому люди существуют в мире, порожденном их типическими действиями, в которые они вкладывают единый смысл и сами конструируют социальную реальность. Применение теории социальных представлений позволяет раскрыть, каким образом индивидуальное понимание счастья каждым человеком детерминирует существующую социальную действительность. Счастье, в его идеальном понимании, является главной целью человека, что способствует активизации всех его жизненных сил, заставляет раскрывать физический и духовный потенциал личности. С одной стороны, в обществе существуют имплицитные представления о счастье, – это понятие широко используется в повседневных коммуникациях, художественной и научно-популярной литературе. С другой стороны, это понятие не отражено в социологических словарях, а содержание социальных феноменов, которые оно объединяет, недостаточно раскрыто в исследованиях данной науки. Счастье является социокультурным феноменом, объединяющим множество аспектов социальной реальности, каждый из которых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом. В настоящее время в мире формируется мощное интеллектуальное движение, связанное с попытками исследования счастья научными методами. Актуальность проблемы определяется особой значимостью исследуемого понятия, а также запросом со стороны общества, обусловленным как естественным желанием каждого человека быть счастливым, так и необходимостью улучшения социального здоровья и качества жизни населения. В отечественной социологии счастье практически не исследовалось, отсутствует единое мнение относительно содержания этого феномена и механизмов формирования представлений индивидов о счастье. Так сложилось в связи с распространенностью мнения, что операционализация этого понятия через конкретные индикаторы и показатели невозможна. Позже это суждение стало подвергаться сомнению, результатом чего стали первые попытки социологической интерпретации данного феномена. Степень научной разработанности проблемы. Интерпретацией содержания феномена счастья занимались представители разных научных дисциплин. Исследователи П.С. Гуревич, А. Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К. Нешев, В. Татаркевич, С.С. Хоружий уделяли внимание социально-философской характеристике феномена счастья. Счастье с точки зрения социолингвистики раскрывается в работах С.Г. Воркачева, И.С. Гавриловой, А.А. Зализняк, И.Б. Левонтиной, С.С. Неретиной, Б.А. Рыбакова, И.В. Сидоренко, А.Д. Шмелева, М. Фасмера. Последнее десятилетие в США активно развивается научное направление «позитивная психология», ведущими представителям которого являются Э. Динер, М.Чиксентмихайи, М. Селигман. В рамках этого направления проведены эмпирические исследования, анализ результатов которых позволяет выявить факторы, влияющие на переживание человеком состояния счастья. Дж. Аргайл, Д. Вэйллант, Д. Канеман, Д. Келтнер, С. Мюррей, Э. Резески, М. Финчман, С. Хазан, Л. Харкер, Г. Ховард внесли большой вклад в изучение предмета исследования. Одним из значимых факторов, детерминирующих восприятие индивидом себя как счастливого человека, является развитый «социальный интеллект» как способность адекватно управлять своим поведением и планировать его, правильно понимать оценку собственных действий окружающими людьми. Идея социального интеллекта (Ф.Вернон, Дж.Гилфорд, О.В. Лунева, А.И. Савенков, М.Салливан, Э. Торндайк, Д.В. Ушаков, М.Хендрикс) тесно связана с концепциями эмоционального интеллекта, которые разрабатывали Г.Айзенк, Р.Барон, Д.Големан, Д.В. Люсин, Д.Мэйер, П.Сэлловэй. В контексте социально-экономических исследований счастье часто ассоциируют с понятием «качество жизни», которое исследовали И.В.Бестужев-Лада, Д.Бэлл, Д.Гейбор, Дж.Гэлбрейт, Л.А. Кривоносова, О.Тоффлер и др. Российские экономисты С.М. Гуриев и Е.В. Журавская рассматривают счастье через призму удовлетворенности жизнью и материальных потребностей, но феномен счастья этими показателями не исчерпывается. Многие исследователи обращают внимание на то, что показатели уровня счастья в разных странах слабо коррелируют с показателями уровня ВВП (Р.Аммонс, Дж.Хорвитц и др.). В 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН было предложено оценивать развитие государства не только посредством измерения ВВП, но и принимать во внимание «Индекс счастья» («The Happy Planet Index»), позже появились и другие индексы: «OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»). С социологической точки зрения, использование теории социальных представлений раскрывает методологические возможности в исследованиях такого многозначного феномена как счастье. Автором этой теории является французский социолог и социальный психолог С.Московичи. На разработку данной концепции повлияли труды одного из главных представителей французской социологической школы Э. Дюркгейма, в частности, само понятие «коллективные представления», а также ролевая теория Т.Парсонса, феноменология А.Щютца, принципы социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана, интеракционистские идеи Г.Мида и Г.Блумера, структура аттитюда М. Смита, концепции социального поведения М.Вебера. Такие современные исследователи как В. Вагнер, Д. Дойчер, В. Дуаз и Т.П. Емельянова полагают, что исследования социальных представлений можно назвать самостоятельным направлением в связи с тем, что в рамках данной концепции образовалось несколько новых течений. Упомянутые авторы обосновывают возможности ее применения в изучении различных социальных феноменов. Среди отечественных ученых анализу содержания феномена счастья посвящены работы И.А. Джидарьян, Е.Л. Дубко, В.Г. Иванова, О.В. Митиной, Е.Л. Смирновой, Е.П. Павловой, В.Ф. Петренко, Б.И. Попова, В.Л. Титова. Для измерения счастья могут быть использованы методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, «шкала счастья» М. Фордиса, «шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, «шкала аффективного баланса» В. Брендберна, «тест смысложизненных ориентаций» Д. Крамбо и Л. Махолика на основе теории экзистенциального вакуума В. Франкла, методики измерения «индексов счастья» («OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»), «Gallup World Poll» («Всемирное исследование Гэллап») и «The Happy Planet Index» («Индекс счастья на планете»). Такое разнообразие исследовательских подходов позволяет утверждать, что изучение счастья, поиск методов его измерения и понимания этого феномена как социального состояния индивида становятся все более популярным научным трендом. Цель диссертационного исследования: раскрыть социокультурное содержание феномена счастья, условия его реализации и значимость его изучения как фактора повышения социальных ресурсов личности и общества. Объект исследования: социокультурный феномен счастья. Предмет исследования: социокультурные предпосылки и факторы реализации феномена счастья в обществе. Задачи исследования:
При разработке теоретико-методологических оснований диссертационного исследования учитывались концепции качества жизни Дж. Гэлбрейта, Д. Бэлла, И.В. Бестужева-Лады, теория социальных представлений С. Московичи, теория социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана, интракционизм Г. Мида и Г. Блумера, идея дихотомии «помнящего Я» и «испытывающего Я», а так же измерение удовлетворенности жизнью Д. Канемана, концепции социального интеллекта Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, Д. Големана и Д.В. Ушакова, позитивная психология А.Маслоу, М. Селигмана, Э. Динера, М.Чиксентмихайи. Эмпирическая база исследования:
Основные выносимые на защиту результаты исследования, содержащие элементы новизны:
Социальная ценность счастья заключается в том, что переживание этого состояния способствует накоплению человеком разного рода социальных ресурсов и вовлекает его в систему общественных взаимодействий. Счастье в данном случае предлагается рассматривать как социальный ресурс личности и общества в целом.
Выявление данных факторов открывает возможности для повышения уровня счастья в обществе. Необходимо развивать перечисленные в первой группе личностные «навыки» и создавать институциональные условия и инфраструктуру социальных коммуникаций, благоприятные для реализации факторов второй группы.
В диссертации обосновано мнение, что в современном российском обществе среди молодежи основным фактором, препятствующим ощущению себя счастливым человеком, является отсутствие уверенности в собственном будущем, стабильном доходе, возможности обеспечить семью и социальных гарантий, недоверие к власти и правоохранительным органам, а также отсутствие любовных отношений. Для молодого поколения людей с высшим образованием в настоящее время актуальной является необходимость принятия решения о реализации жизненных стратегий в России и возможностях эмиграции. В отличии от студенческой молодежи, для представителей «творческой индустрии» характерно укрепление веры в собственную способность улучшения политической, социальной и городской среды (изменение городского ландшафта, сохранение памятников исторического наследия др.), посредством проявления различных форм творческой и социальной активности. |
Темы для рефератов по философии науки Наука как социокультурный феномен | Темы рефератов по «Педагогике физической культуры» для студентов 3 курса дневного обучения Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс | ||
Социологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе | Рефератов и философских сочинений тема философия как социокультурный... Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в развитии античной философии | ||
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Меценатство в России как социокультурный феномен Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных... | ||
Изменение типа личности в процессе трансформации российского общества (социокультурный анализ) Охватывают как развитые, так и развивающиеся страны | Название статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования | ||
Мода на японию как социокультурный феномен современного российского общества Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Непрерывное образование как социокультурный феномен Охватывает вторую половину 60-х – начала 70-х гг. Для нее характерны попытки осознания теоретической и практической значимости непрерывного... | ||
Социальная ответственность государства в российском обществе: социологический анализ | Гюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:... Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты | ||
Феномен политического лидерства Целью данного спецкурса является философский анализ феномена политического лидерства как проявления власти. Этот анализ опирается... | Социальные нормы российской студенческой молодежи в условиях неопределенности:... Охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает в жизни отношения повелений и подчинения | ||
Тема: «Что значит быть счастливым?» Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно... | Историко-социологический институт Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры |