Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)





Скачать 303.96 Kb.
НазваниеСчастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
страница1/2
Дата публикации23.02.2015
Размер303.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


на правах рукописи

Королева Мария Николаевна

СЧАСТЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

(СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 22.00.06 – Социология культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва - 2013
Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Левичева Валентина Федоровна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Зубок Юлия Альбертовна,

зав. отделом социологии молодежи

Института социально-политических исследований РАН

кандидат социологических наук

Кулешова Анна Викторовна,

научный редактор, зав. отделением культуры

журнала «Социологические исследования»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Защита состоится «09» апреля 2013г. в 15.00 на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09, созданного на базе Российского государственного гуманитарного университета, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 206.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6.
Автореферат разослан « » ________________ 2013г.
Ученый секретарь диссертационного совета Буланова М.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Любое общество в конкретный исторический период характеризуется определенным набором и иерархией ценностей, которые выступают в качестве способа социальной регуляции. В них отражены те социально признанные данным обществом и/или социальной группой критерии поведения и морали, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные требования нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев отдельным человеком (интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности и поддержания социального порядка в обществе. Ценности, характерные для конкретного периода времени той или иной культуры, лежат в основе представления людей о счастье. Соответственно своему пониманию счастья люди выстраивают всю свою жизненную стратегию.

Изучение представлений людей о счастье как о терминальной ценности позволяет выявить трансформирующиеся нравственные императивы, актуальные для нашего общества. Одной из перспективных парадигм в современной социологии является социальный конструктивизм, согласно которому люди существуют в мире, порожденном их типическими действиями, в которые они вкладывают единый смысл и сами конструируют социальную реальность. Применение теории социальных представлений позволяет раскрыть, каким образом индивидуальное понимание счастья каждым человеком детерминирует существующую социальную действительность.

Счастье, в его идеальном понимании, является главной целью человека, что способствует активизации всех его жизненных сил, заставляет раскрывать физический и духовный потенциал личности.

С одной стороны, в обществе существуют имплицитные представления о счастье, – это понятие широко используется в повседневных коммуникациях, художественной и научно-популярной литературе. С другой стороны, это понятие не отражено в социологических словарях, а содержание социальных феноменов, которые оно объединяет, недостаточно раскрыто в исследованиях данной науки.

Счастье является социокультурным феноменом, объединяющим множество аспектов социальной реальности, каждый из которых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом. В настоящее время в мире формируется мощное интеллектуальное движение, связанное с попытками исследования счастья научными методами. Актуальность проблемы определяется особой значимостью исследуемого понятия, а также запросом со стороны общества, обусловленным как естественным желанием каждого человека быть счастливым, так и необходимостью улучшения социального здоровья и качества жизни населения.

В отечественной социологии счастье практически не исследовалось, отсутствует единое мнение относительно содержания этого феномена и механизмов формирования представлений индивидов о счастье. Так сложилось в связи с распространенностью мнения, что операционализация этого понятия через конкретные индикаторы и показатели невозможна. Позже это суждение стало подвергаться сомнению, результатом чего стали первые попытки социологической интерпретации данного феномена.

Степень научной разработанности проблемы. Интерпретацией содержания феномена счастья занимались представители разных научных дисциплин. Исследователи П.С. Гуревич, А. Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К. Нешев, В. Татаркевич, С.С. Хоружий уделяли внимание социально-философской характеристике феномена счастья.

Счастье с точки зрения социолингвистики раскрывается в работах С.Г. Воркачева, И.С. Гавриловой, А.А. Зализняк, И.Б. Левонтиной, С.С. Неретиной, Б.А. Рыбакова, И.В. Сидоренко, А.Д. Шмелева, М. Фасмера.

Последнее десятилетие в США активно развивается научное направление «позитивная психология», ведущими представителям которого являются Э. Динер, М.Чиксентмихайи, М. Селигман. В рамках этого направления проведены эмпирические исследования, анализ результатов которых позволяет выявить факторы, влияющие на переживание человеком состояния счастья. Дж. Аргайл, Д. Вэйллант, Д. Канеман, Д. Келтнер, С. Мюррей, Э. Резески, М. Финчман, С. Хазан, Л. Харкер, Г. Ховард внесли большой вклад в изучение предмета исследования.

Одним из значимых факторов, детерминирующих восприятие индивидом себя как счастливого человека, является развитый «социальный интеллект» как способность адекватно управлять своим поведением и планировать его, правильно понимать оценку собственных действий окружающими людьми. Идея социального интеллекта (Ф.Вернон, Дж.Гилфорд, О.В. Лунева, А.И. Савенков, М.Салливан, Э. Торндайк, Д.В. Ушаков, М.Хендрикс) тесно связана с концепциями эмоционального интеллекта, которые разрабатывали Г.Айзенк, Р.Барон, Д.Големан, Д.В. Люсин, Д.Мэйер, П.Сэлловэй.

В контексте социально-экономических исследований счастье часто ассоциируют с понятием «качество жизни», которое исследовали И.В.Бестужев-Лада, Д.Бэлл, Д.Гейбор, Дж.Гэлбрейт, Л.А. Кривоносова, О.Тоффлер и др.

Российские экономисты С.М. Гуриев и Е.В. Журавская рассматривают счастье через призму удовлетворенности жизнью и материальных потребностей, но феномен счастья этими показателями не исчерпывается.

Многие исследователи обращают внимание на то, что показатели уровня счастья в разных странах слабо коррелируют с показателями уровня ВВП (Р.Аммонс, Дж.Хорвитц и др.). В 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН было предложено оценивать развитие государства не только посредством измерения ВВП, но и принимать во внимание «Индекс счастья» («The Happy Planet Index»), позже появились и другие индексы: «OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»).

С социологической точки зрения, использование теории социальных представлений раскрывает методологические возможности в исследованиях такого многозначного феномена как счастье. Автором этой теории является французский социолог и социальный психолог С.Московичи. На разработку данной концепции повлияли труды одного из главных представителей французской социологической школы Э. Дюркгейма, в частности, само понятие «коллективные представления», а также ролевая теория Т.Парсонса, феноменология А.Щютца, принципы социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана, интеракционистские идеи Г.Мида и Г.Блумера, структура аттитюда М. Смита, концепции социального поведения М.Вебера.

Такие современные исследователи как В. Вагнер, Д. Дойчер, В. Дуаз и Т.П. Емельянова полагают, что исследования социальных представлений можно назвать самостоятельным направлением в связи с тем, что в рамках данной концепции образовалось несколько новых течений. Упомянутые авторы обосновывают возможности ее применения в изучении различных социальных феноменов.

Среди отечественных ученых анализу содержания феномена счастья посвящены работы И.А. Джидарьян, Е.Л. Дубко, В.Г. Иванова, О.В. Митиной, Е.Л. Смирновой, Е.П. Павловой, В.Ф. Петренко, Б.И. Попова, В.Л. Титова.

Для измерения счастья могут быть использованы методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, «шкала счастья» М. Фордиса, «шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, «шкала аффективного баланса» В. Брендберна, «тест смысложизненных ориентаций» Д. Крамбо и Л. Махолика на основе теории экзистенциального вакуума В. Франкла, методики измерения «индексов счастья» («OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»), «Gallup World Poll» («Всемирное исследование Гэллап») и «The Happy Planet Index» («Индекс счастья на планете»).

Такое разнообразие исследовательских подходов позволяет утверждать, что изучение счастья, поиск методов его измерения и понимания этого феномена как социального состояния индивида становятся все более популярным научным трендом.

Цель диссертационного исследования: раскрыть социокультурное содержание феномена счастья, условия его реализации и значимость его изучения как фактора повышения социальных ресурсов личности и общества.

Объект исследования: социокультурный феномен счастья.

Предмет исследования: социокультурные предпосылки и факторы реализации феномена счастья в обществе.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть социально-философские предпосылки социологического понимания счастья.

  2. Определить социокультурное содержание концепта счастья в языков разных народов и его значимость для социологии.

  3. Выделить факторы счастья как социального ресурса личности.

  4. Сравнить особенности концептуализации счастья в различных направлениях эмпирических исследований.

При разработке теоретико-методологических оснований диссертационного исследования учитывались концепции качества жизни Дж. Гэлбрейта, Д. Бэлла, И.В. Бестужева-Лады, теория социальных представлений С. Московичи, теория социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана, интракционизм Г. Мида и Г. Блумера, идея дихотомии «помнящего Я» и «испытывающего Я», а так же измерение удовлетворенности жизнью Д. Канемана, концепции социального интеллекта Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, Д. Големана и Д.В. Ушакова, позитивная психология А.Маслоу, М. Селигмана, Э. Динера, М.Чиксентмихайи.

Эмпирическая база исследования:

  1. «Что такое счастье - и где живут счастливые люди?», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, 2009 г.

  2. «От чего зависит счастье?», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, 2012 г.

  3. «Gallup World Poll» («Всемирное исследование Gallup»), Gallup Media, исследование показателей уровня жизни в разных странах. В исследовании прияли участие от 1000 до 2000 (в самых крупных странах) человек в каждой из 146 стран, методы: анкетирование, телефонный опрос, интервью (в развивающихся странах), 2011 г.

  4. «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»), Legatum Institute, в исследовании прияли участие по 1000 человек в каждой из 110 стран, метод: анкетирование, 2011 г.

  5. «OECD Better Live Index» («Индекс лучшей жизни ОЭСР»), Organisation for Economic Cooperation and Development (Организация экономического сотрудничества и развития), в исследовании прияли участие по 1000 человек в каждой из 34 стран, метод: анкетирование, 2011 г.

  6. «The Happy Planet Index» («Индекс счастья на планете»), New Economics Foundation; индекс рассчитывался на основании данных «Всемирного опроса Gallup», «UNDP Human Development Report» и Edition of the Global Footprint Networks National Footprint accounts (178 стран в 2006 г., 143 страны в 2009 г., 149 стран в 2011 г. и 151 страна в 2012 г.)

  7. «World Happiness Report» («Доклад о мировом счастье»), The Earth institute Columbia Univercity, 2012 г. Сравнительный анализ данных «The Happy Planet Index», «Gallup World Poll», «Livequality index» и «World Values Research».

  8. Результаты авторского исследования «Счастье и мечта в представлениях студенческой молодежи мегаполиса», проведенного в 2011 г. Опрошено 32 московских студента гуманитарных факультетов; метод: глубинное интервью.

  9. Результаты авторского исследования «Механизмы реализации феномена счастья среди представителей московской «творческой индустрии», проведенного в 2012 г. Опрошено 30 респондентов методом глубинного интервью.

Основные выносимые на защиту результаты исследования, содержащие элементы новизны:

  1. Анализ научных работ, в которых фигурирует социокультурный феномен счастья, позволил объединить их в две группы: а) научные дисциплины, в рамках которых счастье является самостоятельным предметом анализа (философия, социолингвистика); б) исследовательские подходы, где счастье рассматривается в контексте смежных понятий, таких как потребность, благосостояние, качество жизни, удовольствие, удовлетворенность, субъективное благополучие (преимущественно экономические и социально-психологические научные работы). Такое разделение достаточно условно, но необходимо для структурирования социологических представлений о предмете исследования.

  2. Осуществлена попытка социологического определения «счастья». Автор диссертации полагает, что «смысловое ядро» этого понятия включает в себя состояние внутренней гармонии личности, детерминируемое объективными и субъективными факторами благополучия, что позволяет личности развиваться, участвовать в полноценном общении и совершая социально полезные поступки, консолидироваться с другими членами общества.

Социальная ценность счастья заключается в том, что переживание этого состояния способствует накоплению человеком разного рода социальных ресурсов и вовлекает его в систему общественных взаимодействий. Счастье в данном случае предлагается рассматривать как социальный ресурс личности и общества в целом.

  1. На основании социологической интерпретации данных различных гуманитарных исследований в диссертации выделены основные факторы, обуславливающие состояние счастья как социального ресурса личности. Эти факторы можно разделить на две группы. Первая включает индивидуальные «навыки» человека, благодаря успешному применению которых, он может чувствовать себя счастливым, вторая — особенности социальных коммуникаций и инфраструктуры, в которой задействован индивид (более подробно в разделе 3).

Выявление данных факторов открывает возможности для повышения уровня счастья в обществе. Необходимо развивать перечисленные в первой группе личностные «навыки» и создавать институциональные условия и инфраструктуру социальных коммуникаций, благоприятные для реализации факторов второй группы.

  1. В современных социологических и экономических исследованиях представлено более восьмидесяти показателей измерения феномена счастья. Как правило, большинство из них сводится к изучению «благополучия» путем измерения экономических показателей. Но ни один из существующих индексов (например, («OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»), «Gallup World Poll» («Всемирное исследование Гэллап») и «The Happy Planet Index» («Индекс счастья на планете»), официально признанный ООН в качестве альтернативы измерения уровня развития стран путем вычисления ВВП) не учитывает этнокультурные особенности ценностей стран, включенных в рейтинг. Между тем, именно этот аспект является крайне значимым, так как представления народов о счастье не могут формироваться вне культурного контекста, а значит ранжирование стран по показателям, предлагаемым при подсчете индексов, нельзя в полной мере считать соответствующим реальным представлениям о собственном счастье жителей обследуемых стран.

  2. На основании осмысления современных подходов в области изучения счастья можно говорить о том, что в перспективе с учетом выделенных показателей и факторов счастья, возможен полный пересмотр основ сферы управления. Качество управления может быть улучшено с учетом приоритетного стремления каждого члена общества быть счастливым. Результаты исследований «индексов счастья» могут использоваться в прогностических целях для определения проблем в работе социальных институтов и их своевременного решения.

  3. Несмотря на использование разных показателей, в каждом из «рейтингов счастья» Россия занимает средние позиции, за ней в списке чаще всего следуют развивающиеся южноамериканские страны .

В диссертации обосновано мнение, что в современном российском обществе среди молодежи основным фактором, препятствующим ощущению себя счастливым человеком, является отсутствие уверенности в собственном будущем, стабильном доходе, возможности обеспечить семью и социальных гарантий, недоверие к власти и правоохранительным органам, а также отсутствие любовных отношений.

Для молодого поколения людей с высшим образованием в настоящее время актуальной является необходимость принятия решения о реализации жизненных стратегий в России и возможностях эмиграции. В отличии от студенческой молодежи, для представителей «творческой индустрии» характерно укрепление веры в собственную способность улучшения политической, социальной и городской среды (изменение городского ландшафта, сохранение памятников исторического наследия др.), посредством проявления различных форм творческой и социальной активности.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconТемы для рефератов по философии науки Наука как социокультурный феномен

Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconТемы рефератов по «Педагогике физической культуры» для студентов 3 курса дневного обучения
Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и пе­дагогический процесс
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconСоциологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса
Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconРефератов и философских сочинений тема философия как социокультурный...
Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в раз­витии античной философии
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconПрограмма дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconМеценатство в России как социокультурный феномен
Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconИзменение типа личности в процессе трансформации российского общества (социокультурный анализ)
Охватывают как развитые, так и развивающиеся страны
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconНазвание статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова
Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconМода на японию как социокультурный феномен современного российского общества
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconНепрерывное образование как социокультурный феномен
Охватывает вторую половину 60-х – начала 70-х гг. Для нее характерны попытки осознания теоретической и практической значимости непрерывного...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconСоциальная ответственность государства в российском обществе: социологический анализ

Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconФеномен политического лидерства
Целью данного спецкурса является философский анализ феномена политического лидерства как проявления власти. Этот анализ опирается...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconСоциальные нормы российской студенческой молодежи в условиях неопределенности:...
Охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает в жизни отношения повелений и подчинения
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconТема: «Что значит быть счастливым?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно...
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) iconИсторико-социологический институт
Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск