На правах рукописи
Васин Евгений Николаевич
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Ростов-на-Дону – 2011 Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Научный руководитель:
| доктор социологических наук, профессор
Епифанцев Сергей Николаевич
| Официальные оппоненты:
| доктор социологических наук, профессор
Степанов Олег Васильевич
|
|
|
| кандидат социологических наук, доцент
Посухова Оксана Юрьевна
|
|
|
|
| Ведущая
организация:
| Московский государственный гуманитарно-экономический институт
|
Защита состоится «29» декабря 2011 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «_____» ноября 2011 г. Ученый секретарь
диссертационного совета А. В. Верещагина
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Проблемы формирования социально ориентированного государства, а также обеспечения контроля за социальной защищенностью и соблюдением социально-экономических прав можно с полным основанием отнести к числу ключевых проблем современного государственного развития.
История развития социального государства – это история взаимоотношений государственных органов с отдельными людьми, группами и обществом в целом, история становления и развития идеи социальной ответственности властей и ее реального воплощения в действительности конкретных мер федеральной и региональной политики, в том числе, путем более точного правового и административного определения статуса наиболее уязвимых групп.
В современном обществе существует функциональная противоречивость, проявляющаяся в том, что, с одной стороны, ценности либерализма и индивидуализма являются базисом, на котором строится структура модернизационного развития, а с другой, – общественный прогресс, стабильность и устойчивость немыслимы без социальной защищенности граждан, ответственности и экономической редистрибуции.
Исторический опыт со всей очевидностью свидетельствует, что забвение социальных прав человека, пренебрежение государством своими социальными обязательствами перед уязвимыми слоями населения, безответственность государственных властей в проведении политики сглаживания колоссального экономического неравенства стали причиной многих общественных бедствий и конфликтов, имевших место в XX в. Во второй половине XX века законодательное закрепление стандартов государственной социальной ответственности стало отражать общие закономерности развития общества в форме качественного юридического повышения уровня социальной защищенности человека как гражданина: обеспечение режима экономического равноправия, провозглашение правовых запретов на различные формы трудовой, социальной и гендерной дискриминации, правовые гарантии личной безопасности и защищенности собственности, гражданской автономии, а также закрепление как относительно самостоятельного правового института, во многом примыкающего к данному уровню правового регулирования социальной ответственности гарантированности помощи людям, пострадавшим от стихийных, техногенных и природных бедствий.
В XXI в. социальная ответственность стала универсальной и общепризнанной в современном мире категорией, отражающей наднациональные и общечеловеческие требования и стандарты в области социальной защищенности личности и реализации экономических возможностей граждан и социальных групп, за соблюдением которых стали наблюдать специально созданные как национальные органы, так и наднациональные институты и организации. Стало очевидным, что общество, в котором граждане социально не защищены, а их социальные права не соблюдаются, не может быть социально здоровым. Такое общество не является успешным в проведении модернизации, а попытки технологической модернизации, предпринимаемые социально безответственным государством, обычно не воспринимаются ни обществом, ни бизнесом и в итоге оказываются неэффективными.
Обеспечение социальных прав, признание и гарантирование определенного уровня свободы и взаимной ответственности, а также постоянное социальное перераспределение ресурсов составляет основной смысл и главное содержание государственной социальной защиты наиболее уязвимых групп гражданского общества, которое рассматривается «как совокупность ненасильственных методов, с помощью которых люди стремятся реализовать свой коллективный суверенитет по отношению к государству»1.
Перед современной Россией стоят актуальные задачи формирования более эффективной социально-экономической политики, реализации наиболее важных национальных проектов, выдвинутых Президентом РФ В.В. Путиным в области образования, демографии и здравоохранения, доступного жилья, развития сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, формирования устойчивой системы социальной защиты и социального обслуживания, реализации долгосрочной политики в сфере занятости и снижения бедности на основе выполнения оптимального и прогнозируемого государственного бюджета2.
По словам Президента России Д. А. Медведева, «какую бы сферу ни затрагивали преобразования, их цель в конечном итоге одна – повышение качества жизни в России»3. Подобные задачи требуют системного социологического изучения социально ответственной государственной политики, реализация которой в социально-экономической сфере связана со значительными трудностями.
В связи с переходом современной России от ресурсно-ориентированной и инерционной на модернизационную парадигму развития и инновационную систему взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества изучение государственной социальной ответственности позволит не только понять и определить динамику социально-экономических преобразований, но и выявить пути и способы повышения социальной защищенности граждан. Также необходимо теоретическое осмысление социальной политики современного государства, функций, объектов и факторов формирования государственной социальной ответственности и причин ее трансформации в ходе постсоветских транзитивных преобразований с учетом необходимости преодоления на национальном уровне негативных последствий мирового финансового кризиса.
Степень научной разработанности темы. В вопросах изучения социальных характеристик государства можно проследить различные концептуальные подходы в области философии, истории, социологии, правоведения к оценкам природы государственной власти и вырастающим на ее основе историческим формам взаимодействия политической власти и общества и, соответственно, национальным формам государственной социальной ответственности.
Современные представления о социальной ответственности государства имеют определенную предысторию, которая восходит к концептуальным положениям работ крупнейших западных исследователей, воспринявших, развивавших или критиковавших идеи теоретиков государственного – центристского подхода (Г. Гегель, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо и др.)4 и классического либерализма (И. Кант, Дж. Локк и др.)5.
На Западе интерес к социальной ответственности государства актуализировался в середине XIX в., когда в работах признанных классиков социологической мысли (Г. Зиммель, О. Конт, Т. Маршалл и др.)6 ответственность государства стала анализироваться в системе общественных отношений.
Последователи концепции социологизма Э. Дюркгейма7 рассматривают ответственность государства как свершившийся социальный факт. Поскольку люди при рождении изначально сталкиваются с функционирующими структурами, осуществляющими заботу, опеку, патронаж и т.п. (в виде больниц, детских садов, пособий и пр.), последователи феноменологических и этнометодологических концепций (Г. Блумер, И. Гофман, Э. Гуссерль и др.)8 подчеркивают роль субъективных представлений людей и т.н. «фонового ожидания» в повседневном, привычном и рутинном восприятии государства как социально ответственного.
В рамках социального конструктивизма (П. Бергер, П. Бурдье, Л. Болтански, Т. Лукман, Н. Элиас, П. Рое, А. Щюц и др.)9 социальная ответственность интерпретируется социологами не как данность, а как результат конструирования государственными органами, в котором значение конструктов создается, подтверждается, изменяется или отрицается взаимозависимым «обществом индивидов».
По мнению структурных функционалистов (Э. Гидденс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.)10, которые придерживались целостного и рационального взгляда на общественную систему, социальная ответственность государства как «набор правил и ресурсов» рекурсивно встроена в репродукцию общественной системы. Социально ответственное государство облегчает гражданам самоидентификацию с существующими институтами и социальное воспроизводство общества в целом.
Изучение вопросов социальной ответственности государства в западной социологии происходит в основном в рамках концепций экономики и государства благосостояния (Р.Г. Борк, В. Ван де Вилльям, Д. Галли, Дж. Стиглиц и др.) 11. Некоторые аспекты социальной ответственности государства изучаются в рамках теорий потребления и социального государства (Б. Бургун, А. Гулднер, А. МакАллистер, В. Наварро, Дж. Эспринг – Андерсон, Л. Эрхард и др.)12.
Нормативно-правовые подходы (С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, С.А. Левицкий, В.В. Серебрянников, Н.М. Колосова и др.)13 основываются на характеристике социальной ответственности как категории конституционной, правовой и октроированной. В этом случае ответственность государства рассматривается не как естественный процесс, а как дарованный и исходящий от властей способ заботы государства о своих гражданах с целью достижения им политических общенациональных целей.
В рамках отечественных социально-философских подходов (Ю.Г. Волков, Б.Г. Капустин, А.Ф. Плахотный и др.)14 необходимость для государства быть социально ответственным выводят из природы и характеристик общества и социальных потребностей. Социальная ответственность рассматривается учеными как совокупность определенных, складывающихся объективно, в результате исторического развития естественных обязанностей государства, которые в значительной степени формировались под влиянием нравственных категорий морали, заботы, добра, справедливости и правды.
В современной идее социальной ответственности находит свое практическое воплощение социально-экономическая действительность, что обеспечение социальной защиты населения – это проблема не только отдельных корпораций и частных компаний и тем более малого бизнеса (О. Закирова, Н.И. Константинов и др.)15.
Как указывают российские экономисты, политологи и социологи (З.Т. Голенкова, М.К. Горшков, Т.И. Заславская, В.А. Ядов и др.)16, социальная ответственность государства не должна способствовать росту патернализма и иждивенчества среди населения.
Вопросам государственной защиты малообеспеченных групп в контексте модернизации социальной сферы посвящены работы Г.И. Авциновой17, Ю.А. Дмитриева18, С.В. Кадомцевой19, С.П. Перегудова20, С.Н. Попова21 и др.
В рамках теории рационального выбора22 социальная ответственность рассматривается как рациональный и экономически эффективный выбор субъектов с государственными властными полномочиями, которые, в соответствии с оптимумом В. Парето23, стремятся «максимизировать минимум», т.е. создать гарантии как можно большему числу людей в поддержании приемлемого уровня жизни.
Схожей точки зрения придерживаются социологи, работающие в парадигме институциональной социологии (В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, В.Л. Тамбовцев и др.)24, хотя в настоящее время институциональные исследования в России переживают трансформационный кризис.
Специалисты в отечественной экономической социологии (С.Б. Авдашева, М. Делягина, В.Новиков и др.)25 также подчеркивают роль регулирующих институтов (антимонопольного, ценового и тарифного контроля) в развитии социальной ответственности государства.
Таким образом, все существующие в современной социологии теоретико-методологические подходы к анализу социальной ответственности государства обладают своими преимуществами и недостатками, поскольку особый упор в исследованиях делается только на небольшую часть социальных факторов, которые и являются их предметом. Поэтому полномасштабное исследование указанной проблемы должно включать в себя учет всех имеющихся достижений социологических школ и направлений. Следовательно, процессы формирования полноценной системы социальной ответственности государства26 перед обществом в условиях необходимости модернизации, роста эффективности экономической деятельности и производительности труда нуждаются в системном социологическом изучении.
Целью диссертационного исследования является социологическое изучение социальной ответственности государственных органов в российском обществе, а также региональная специфика социальной ответственности в условиях необходимости проведения общественной и государственной модернизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
– рассмотреть теоретические и методологические проблемы изучения социальной ответственности российского государства в социологических исследованиях;
– выявить основные функции и объекты социальной ответственности государства в системе демократических, гражданских и рыночных отношений;
– концептуализировать теоретико-методологический конструкт социологического исследования социальной ответственности российского государства в условиях транзитивной социальной политики;
– изучить трансформацию социальной ответственности российского государства на региональном уровне;
– проанализировать восприятие институтов социальной ответственности государства в общественном сознании жителей Юга России;
– выявить социальные функции и обосновать модернизационную роль идеологии социальной ответственности государства в посткризисном социально-экономическом и политическом развитии полиэтничного Южнороссийского региона.
Объектом выступает российское государство как система органов управления, реализующих функции социальной ответственности перед гражданским обществом и гражданами.
|