Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология»





Скачать 275.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология»
страница1/2
Дата публикации30.06.2015
Размер275.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии
Программа дисциплины

Социологический анализ идеологии


для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»

Автор программы:

Доцент, к.социол.н. Абрамов Роман Николаевич

e-mail: socioportal@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры

анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко
Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» изучающих дисциплину «Социологический анализ идеологии».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.

1.Цели освоения дисциплины:

Основная цель курса заключается в эпистемологической экспликации идеологии как важного концепта социальной теории. Идеология рассматривается в двух взаимосвязанных ракурсах: первый – идеология как элемент понятийного аппарата социологических теорий; второй – идеология как объект социологического анализа с использованием методов эмпирического исследования.

Основными задачами курса являются:

  • Рассмотрение теоретической эволюции концепции идеологии в современной социальной теории и глубокое содержательное изучение ключевых концепций идеологии;

  • Обучение слушателей методам аналитической дистилляции политических, литературных, рекламных messages, включая продукцию современных mass-media с целью извлечения идеологического «осадка»;

  • Ознакомление с аналитическим инструментарием генерирования идеологически-насыщенных текстов с целью понимания механизмов порождения идеологий в коммуникативном пространстве.

Обозреваются возможные интерпретации идеологии и осуществляется предлагает картографирование важнейших теоретических маршрутов, ведущих не только к знанию ключевых концептов социологии идеологии, но и к обретению навыков практической аналитической работы с идеологическими конструктами.

2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать базовые понятия «идеология» и способы ее теоретической операционализации; Знать основные теоретические перспективы и направления в изучении идеологии(марксизм, неомарксизм, структурализм, постструктурализм, немарксистские интерпретации);

  • Знать основные классификации концепций идеологии в социальных науках и способы их обоснования; знать основные подходы в области социологии идеологии, ключевые понятия и категории, связанные с основным предметом, такие как «дискурс», «эпистема», «парадигма», «верования», «мировоззрение», «знание» и др.

  • Уметь самостоятельно и критически анализировать современные идеологические практики с применением полученных методических навыков;

  • Уметь производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.

  • Уметь применять различные социологические концепции идеологии для интерпретации эмпирических кейсов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования эмпирических методов анализа идеологии (критический дискурс анализ и др.) применительно к изучению артефактов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) научного анализа социально-политических проблем и процессов в контексте критики идеологии;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации социологических данных и материалов;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) аналитического прочтения текстов с использование методов исследования идеологии;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) формулирования целей и задач, проектирования исследовательской стратегии при изучении конкретных феноменов социальной реальности с применением концепций анализа идеологии.

    В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Cпособен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях

(формируется частично)

ИК-13

− дает содержательную, теоретически фундированную характеристику марксистской, неомарксистской, структуралистской, семиотической, антропологической, немарксистским концепциям идеологии;

− владеет теоретической техникой объяснения, решающей соотношения теории и идеологии как эпистемического вызова;

− демонстрирует умение выстроить генеалогическую связь между отдельными теориями в их исторической перспективе с точки зрения объяснительного аппарата социологии идеологии;

− интерпретирует различные социологические концепции идеологии с учетом когнитивных ресурсов социологии знания и социальной философии.

лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов первоисточников на практическом семинаре

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

− распознает теоретические логики, применяемые для концептуализации социологического исследования идеологии

− обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки теорий идеологии в социальных науках

− дает независимую, самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту

лекции, написание эссе, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на практических занятиях

Способен предлагать концепции, модели (формируется частично)

СК-М2

− дает определение понятиям «идеология», «ложное сознание», «идеологическая индокринация», «идеологизированное сознание», «утопические мышление»

− использует концепции из теории социальных наук и социальной философии для разработки собственных подходов к анализу идеологии

−оценивает сильные и слабые стороны теорий идеологии

лекции, написание реферата, чтение текстов по курсу

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

− дает определение способам верификации, применяемым в теориях идеологии

− владеет знанием об объекте, предмете, языке и сюжете теоретизирования для каждой из теории идеологии, изученной в курсе,

− интерпретирует конкретную концепцию идеологии с точки зрения его полноты, симметричности, доказуемости

лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности (формируется частично)

СК-М6

– демонстрирует навыки работы с текстами различных типов, включая видео и фотоартефакты и умеет классифицировать эти тексты по степени их идеологичности, включая владение навыками идентификации (распознавания) идеологического ядра текстов.

Лекции, семинары, обсуждение кейсов на практических занятиях.

Способен свободно общаться на иностранных языках для целей профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-9

−демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии на английском языке по основным проблемам социологического понимания идеологии

− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников

подготовка к семинарским занятиям (самостоятельная работа) – чтение литературы из списка основной и дополнительной с последующим разбором на семинарских занятиях

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

− владеет техникой формирования структурированной, логичной и полной научной библиографии для разработки самостоятельной исследовательской темы,

− владеет техниками порождения текстов, как свободных от идеологического содержания, так и идеологически насыщенных;

− наделен способностями различения и классификации текстов и культурных артефактов в связи с их идеологической направленностью;

лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

Способен предлагать концепции, модели (формируется частично)

СК-М2

− предлагает оригинальные решения проблем понимания текстов

− показывает перспективные конфигурации идеологических практик в иных социально-политических контекстах

− показывает возможности адаптации и/или модернизации социологических теорий идеологии



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Комплексный социальный анализ» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору Цикла общих дисциплин направления (Вариативная часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социологическая теория (Общая социология, История социологии и Современные социологические теории) Философия (Философия науки и история философии)

  • Социология знания

  • Качественные методы

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Научно-исследовательский семинар»

  • «Модели объяснения и логики социологического исследования»

  • курсы по выбору.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



«Доклассический» этап истории идеологии

4

3

3




16



Идеология как «ложное сознание»: классический марксистский анализ идеологии

6

3

3




16



Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши

6

3

3




16



Идеология, утопия и проект социологии знания

6

3

3




16



Буря и натиск критики общества Модерна как проекта Просвещения: Франкфуртская школа.

5

2

3




16

6

Структурный марксизм: тотализация идеологической реальности

6

3

3




16

7

Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии: немарксистская альтернатива.

6

3

3




16

8

Постструктуралистский анализ идеологии: от теоретического плюрализма к идеологической индокринации постмодернистских интеллектуалов

6

3

3




16

9

Обзор методов идеологического анализа

6

3

3




16

10

Идеологическая критика современного капитализма: под прицелом теории

5

3

2




16

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Реферат







1




1700-2400 тыс. слов

Домашнее задание




1







300-500 слов (анализ кейса)

Промежу­точный

Зачет







1




письменный зачет (70 мин.)

Итоговый

Зачет







1






Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка за доклад, сделанный на семинарском занятии засчитывается как часть активности на семинаре и входит в итоговую оценку по курсу с весом 0,2.

В целом, оценка за семинары складывается из следующих видов работ:

1) Доклады

2) Оппонирование на докладах (оппонент заранее неизвестен, но при этом оппонирование – обязательно)

3) Мини-самостоятельные (по ключевым словам/ один общий вопрос по теме прошедшей лекции)

4) Вопрос от каждого студента к предыдущей теме (либо по текущей, но уже изученной на лекции). Отвечают также сами студенты.

Оценивание эссе (реферата):

Творческая письменная работа (эссе), предполагает самостоятельную работу с литературой по указанной теме. В рамках курса эссе служит важным элементом успешного освоения материала слушателями. Как отмечает проф. д.социол.н. И.Ф. Девятко, эссе – самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента по предложенной преподавателем теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое проводится с учебной целью. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки. Эссе представляет собой важнейшее средство обучения и способ контроля знаний.

Требования к работе:

А) Объем работы должен быть не менее 1700-2500 слов (см. опцию «Статистика» в Word) без библиографии. При параметрах страницы 2,5х2,5х2,5х2,5 текст набранный «Times New Roman», размер букв(«кегль») – 12.

Б) Структура:

  • Титульный лист   название работы, фамилия, преподаватель, т. е. в соответствии с принятыми стандартами.

  • Содержание – структура работы с указанием страниц.

  • Введение – дается обоснование теме в контексте современных социологических теорий, дается информация об ученых, о которых пойдет речь в основной части;

  • Основная часть – опираясь на изученную литературу, раскрывается тема работы. Основная часть составляет 2/3 от общего объема работы.

  • Заключение – даются основные выводы.

Использованная литература. В алфавитном порядке указывается литература, которая была использована при подготовке эссе. Внимание !!! В тексте при цитировании обязательны ссылки на литературу, заданные в следующем формате [1;с.34], где “1” – номер литературного источника из части “Использованная литература”, “34” – страница, откуда была взята цитата.

Критерии оценки таковы (по мере возрастания значимости):

- стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения);

- знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу или разделу курса, материалами лекций или практических занятий, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них);

- содержание и качество аргументации (поскольку эссе – самостоятельная работа, Ваша позиция не обязательно совпадет с научными взглядами преподавателя, однако он вправе оценить глубину и качество Ваших аргументов, а также степень Вашей информированности относительно основных социологических концепций, терминов и фактов, имеющих отношение к изучаемой области).

Оценка за итоговый письменный зачет складывается из полноты и степени проработанности ответа, а также способности студента привести свои примеры, изложить и аргументировать свою точку зрения и высказать критические соображения по поводу предмета.

Содержание курса

Тема 1. «Доклассический» этап истории идеологии.

Проект Просвещения и наука об идеях (Дестют де Траси и философы-«идеологи»). Идеологии – религии эпохи модерна. Формирование пространства публичного дискурса как питательной среды появления и распространения идеологий. Общественное мнение и гражданское общество. Контовская социология   форма идеологии?

Тема 2. Идеология как «ложное сознание»: классический марксистский анализ идеологии.

«Немецкая идеология» и реинтерпретация понятия К. Марксом: гегельянские корни маркистского анализа идеологии. Идеология как иллюзорная форма классовой борьбы. Ложное сознание и идеологическое господство. Идеология как символическое отражение интересов господствующего класса. «Манифест коммунистической партии»   продукт идеологического дискурса, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»   пример идеологически-ориентированного анализа политической ситуации. Критика марксового понимания идеологии.

Тема 3. Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши

Революции в Европе 1917-1921 гг. и активизация массовых движений. Remakes марксового подхода к идеологии: классовое сознание (Д. Лукач) и гегемония (А. Грамши). Идеология и классовое сознание. Партия как носитель классовой идеологии пролетариата. Идеология как инструмент классовой борьбы (Д. Лукач). Символическая гегемония и гражданское согласие (А. Грамши). Роль органической и традиционной интеллигенции в производстве идеологии (А. Грамши). Революционная практика и идеология как средство мобилизации классов.

Тема 4.Идеология, утопия и проект социологии знания

К. Манхейм: частичные и тотальные идеологии. Историцистская реинтерпретация концепции идеологии как ложного сознания. Социология знания – возвращение к научному анализу идеологии. Идеология, традиция и утопия (Е. Шацкий). Типология утопий: классические и постклассические. Утопии и идеологическое мышление.

Тема 5. Буря и натиск критики общества Модерна как проекта Просвещения: Франкфуртская школа.

Франкфуртская школа: критика проекта Просвещения и потребительской идеологии зрелого капитализма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно). Идеология как овеществленное сознание – инструментализация разума и господство технической рациональности. Критическая теория и идеологический анализ массовой культуры (В.Беньямин). Духовное манипулирование сознанием масс в эпоху массовой культуры. Критическое мышление как способ экспликации идеологии. Г. Маркузе и «новая левая». Техника и наука как идеология и неокритическая теория Ю. Хабермаса. Модернистский характер идеологии, эволюция буржуазного мышления и символическое оправдание политического действия.

Тема 6. Структурный марксизм: тотализация идеологической реальности

Психоаналитические и лингвистические корни структурного марксизма (Ж.Лакан и французские структуралисты). Л. Альтюссер: тотальный характер идеологии. Идеология как структура структур. Соотношение тотальности, практики и идеологии. Идеологические государственные аппараты: фабрики идеологии. Механизм интерпелляции и идеологическое структурирование субъектности. Альтюссеровское различение идеологии и науки. Соответствие типа идеологии определенному способу производства (Пауланцас и др.).

Тема 7. Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии: немарксистская альтернатива.

Идеология как культурная система: антропологический подход к исследовании идеологии (К. Гирц). Идеология как система верований – содержательный анализ. Идеология как система убеждений, ориентированная на ценностную интеграцию группы. Когнитивная легитимация стандартов ценностной ориентации. Идеология как инструмент рационализации ценностного выбора. Идеи как переменные в системах социального действия (Т. Парсонс). Микросоциология идеологии. Репрезентация идеологии в повседневной жизни. Прагматистская интерпретация идеологии. Идеология, образы и моральный порядок. Лингвистическая форма идеологии. Драматургический анализ идеологии. Тезис о конце идеологи и теории деидеологизации (Д. Белл и Р. Арон).

Тема 8. Постструктуралистский анализ идеологии: от теоретического плюрализма к идеологической индокринации постмодернистских интеллектуалов

Распад дискурса об идеологии. Идеология как метаязык и мифология (Р. Барт). Соотношение эпистемы, дискурса и идеологии (М. Фуко). Смерть знака и потребление масс-медиа (Ж. Бодрийяр). От идеологии к симулякрам. Шизоанализ, производство желания и очищение бессознательного (Ж.Делез, Ф.Гваттари). Феминизм как постмодернистский тип идеологии. Возвышенный субъект идеологии и плавающее означающее (С. Жижек).

Тема 9.Обзор методов идеологического анализа

Дискурс-анализ, контент-анализ – типология и основные подходы. Фокус-группы (Р. Мертон, П. Лазарсфельд) Семиотический анализ рекламных материалов (У. Эко и Р. Барт). Деконструкция идеологического дискурса в произведениях В. Сорокина.

Тема 10. Идеологическая критика современного капитализма: под прицелом теории.

Идеологическая легитимация позднего капитализма(Ю. Хабермас). Идеология рынка, социального государства и рождение биополитики(М. Фуко). Новый дух капитализма, менеджериализм и типология социальной критики капитализма(Л. Болтански, Эв.Кьяпелло). «Коммунистический» вызов современному капитализму: рынок как идеология(С. Жижек).

Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и групповых дискуссий.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 040100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconСоциологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса
Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе
Программа дисциплины «Социологический анализ идеологии» для направления 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Анализ социальных сетей» для направления 040100....
Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск