Программа курса «Социальная безопасность»





Скачать 345.78 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Социальная безопасность»
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер345.78 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Философия > Программа курса
  1   2   3
Учебная программа курса «Социальная безопасность»

9-11 классы

Пояснительная записка

Научные основы социальной безопасности – это новая научная дисциплина. Возникновение и развитие данной дисциплины продиктовано острой необходимостью оказания учащимся выпускных классов отечественной общеобразовательной школы действенной педагогической помощи в решении различного рода социальных проблем на пути к успешной социализации в динамически изменяющихся условиях современного российского общества.

Преподавание учебного курса рекомендуется в составе регионального и школьного компонента ГОС и имеет своей целью сформировать у учащихся первичные навыки социального ориентирования и прогнозирования при построении своей собственной и самодостаточной профессиональной жизни в современном российском обществе.

Основная идея курса социального воспитания – воспитать личность выпускника, способного к взвешенному социальному решению с целью повышения его социальной осведомлённости. Результатом этой осведомлённости является принятие наиболее безопасного во всех отношениях решения на то или иное социальное, либо социально-экономическое действие, совершаемое впоследствии учащимся.

Мировоззренческой основой курса являются новейшие достижения отечественной и мировой социальной философии (отражённые в трудах Н. Н. Моисеева, М. С. Алёшенкова, Г. И. Лукьянова, У. Бека, Э. Гидденса и др.), освещающие характерные черты развития мирового постиндустриального общества в ближайшем будущем, а также характерные особенности современного российского общества как части мирового сообщества. Философская основа данного курса позволяет учащимся раскрыть сущность наиболее характерных закономерностей развития современного российского общества, что может служить основой для принятия учащимися ответственных решений в сфере собственной социализации с превалированием мотивов здравого смысла.

Объектом социального воспитания является современный молодой человек, заканчивающий среднюю школу и принимающий комплекс ответственных долговременных решений с целью построения своей самодостаточной и успешной взрослой семейной и профессиональной жизни, а также формирования своей чёткой социальной позиции и роли в обществе. Целью и результатом курса социального воспитания является формирование взвешенного и аналитического подхода со стороны старшего ученика к принятию долгосрочных и ответственных жизненных решений в областях общего образования, профессионального образования, трудового воспитания, патриотического воспитания, этики и культуры.

Технологическая структура реализации курса социального воспитания предусматривает формирование социальной компетенции молодого человека современного российского общества по трём ступеням:

1. Начальная социальная компетенция, соответствующая выпускнику системы общего образования, абитуриенту высших и средних учреждений профессионального образования.

2. Социально-профессиональная компетенция, соответствующая выпускнику системы профессионального образования, приступающего к начальной фазе построения своей самодостаточной взрослой профессиональной жизни и карьеры на уровне начальной учебной практики.

3. Социально – профессиональная стратификация: соответствует человеку, успешно занявшему избранное профессиональное место и активно участвующему в построении своей самодостаточной профессиональной жизни и карьеры, опираясь на достижения в избранной профессии. Эта ступень соответствует человеку, осуществившему свою профессиональную и гражданскую роль.

Цель наших исследований – определить роль и содержание первой ступени. Она представлена в настоящем курсе социального воспитания, кроме того, она является базовой для перехода к двум последующим ступеням, которые находятся за рамками общего образования, но всегда присутствуют в процессе формирования социального статуса того или иного молодого человека. Первая ступень, как этап начальной социальной компетенции, предполагает формирование комплекса следующих качеств личности школьника:

1) Способность к объективной и взвешенной самооценке уровня развития своих способностей при общей тенденции формирования положительного собственного имиджа.

2) Положительное отношение к созидательному труду во всех его проявлениях.

3) Умение сопоставлять и анализировать содержание информации, полученной из источников различной степени достоверности.

4) Адекватное гражданское отношение к явлению социальной конкуренции во всех сферах современного российского общества.

5) Осмотрительность и безопасность в принятии долговременных и ответственных решений в условиях всеобъемлющей рискогенности современного российского общества.

6) Признание принципов необходимости перманентного самообразования и здорового образа жизни, а также следование им.

Вторая и третья ступени формирования социальной компетентности являются, соответственно, логическим продолжением первой.

Вторая ступень (социально-профессиональная компетенция) предусматривает формирование навыков социализации молодого человека применительно к избранной им области деятельности, также являющейся неотъемлемой частью современного российского (а также и мирового) общества со всеми присущими ему характерными особенностями, большинство из которых носит, как известно, кризисный и рискогенный характер.

Третья ступень (социально-профессиональная стратификация) вытекает из второй и предусматривает формирование успешно социализировавшегося в современном обществе человека, который способен совершать безопасные во всех отношениях социально значимые действия, например, образование и достаточное обеспечение семьи в условиях современного состояния социальных гарантий, предоставляемых человеку современным российским постиндустриальным обществом. Необходимость последовательного прохождения отдельно взятым человеком этих трёх ступеней обусловлена большим объёмом и многообразием кризисных социальных явлений, многие из которых имеют ярко выраженный динамичный и довольно трудно прогнозируемый характер.

Учебный курс может проводиться в любом учебном заведении общеобразовательного уровня, независимо от территориального расположения и языка преподавания. Специфическими для данной дисциплины учебными задачами являются следующие:

1) Раскрытие учащимся причин и сущности основных видов социальных рисков и угроз со стороны современного российского и мирового общества в адрес безопасного существования человека XXI века.

2) Усвоение учащимися основных приёмов и принципов социального прогнозирования при максимально безопасном выборе ответственных жизненных решений с долговременными и значительными последствиями.

Обучение школьников по программе данного курса предполагает наличие двух содержательных линий:

1. Раскрытие перед учащимися в адекватно-возрастной форме основных положений современной мировой и отечественной социальной философии по вопросам основных перспектив развития и характеристик современного глобального постиндустриального общества, особенно акцентируя внимание на присутствии в обществе объективных факторов всеобъемлющей рискогенности.

2. Понимание учащимися основных факторов риска с области своей будущей социализации:

а) В сфере правовой безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

б) В сфере социально-экономической безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

в) В сфере экологической безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

г) В сфере технической и военной безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

д) В сфере медицинской безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

е) В сфере информационной безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

ж) В сфере социокультурной безопасности человека и его среды жизнедеятельности;

Основными средствами обучения являются учебные пособия и первоисточники, указанные в списке литературы. Программа предусматривает также выполнение школьниками реферативных заданий (по разделам курса) с привлечением печатных и электронных информационных ресурсов. Оценка за реферат выставляется по результатам его защиты. Итоговая оценка за курс выводится на основании оценок за реферативные либо контрольные задания по разделам курса.

Программа данного курса социального воспитания не предусматривает однозначного толкования сущности понятий, излагаемых в курсе ОБЖ. В случае какого-либо пересечения данного курса с предметом ОБЖ во избежание недопонимания и разночтений, в процессе преподавания данного курса педагогу рекомендуется акцентировать внимание аудитории на особенностях излагаемого учебного материала с точки зрения социальной философии.

Для целей контроля знаний и умений содержание данного курса делится на 2 модуля:

  1. Характеристика социальной среды обитания человека с точки зрения совокупности комплексных угроз безопасному существованию российского общества XXI века;

  2. Меры противодействия основным рисковым факторам современного российского общества.

Соответственно каждому модулю предъявляются определённые требования к знаниям и умениям. Наибольшее внимание следует уделить формированию у учащихся навыков наиболее взвешенного и аналитического подхода к осознанию внешних социальных явлений и признанию принципа необходимости дальнейшего постоянного самообразования и самосовершенствования личности в условиях постиндустриального общества на территории современной России.

Таблица 35. Учебный план спецкурса «Научные основы социальной безопасности»



№ п/п


Наименование темы занятий


Формы занятий и число часов

Лекции

Семинары




Семинар-практикум для учителей

-

2

Модуль 1

1

Основные положения современной мировой и отечественной социальной философии по вопросам основных перспектив развития и характеристик современного глобального постиндустриального общества.


3


1

Модуль 2

2

Основные факторы риска в сфере правовой безопасности человека. Правовая осведомленность гражданина

2

1

3

Основные факторы риска в сфере социально-экономической безопасности человека и условия их проявления

2

2

4

Основные факторы риска в сфере экологической безопасности человека и условия их проявления в жизни общества и человека

2

1

5

Основные факторы риска в сфере технической и военной безопасности человека, основы государственной политики

2

1

6

Основные факторы риска в сфере медицинской безопасности человека. Социально-оздоровительные проблемы в современном российском обществе и их решение

2

1

7

Основные факторы риска в сфере информационной безопасности человека

2

1

8

Основные факторы риска в сфере социокультурной безопасности человека

2

1

9

Стратегия «устойчивого развития» общества

2

1

10

Практикум по самопознанию и самооценке. Построение личной пирамиды социализации

2

1




Итого:

21

13



Аннотация к основным темам программы.
1. Основные положения современной мировой и отечественной социальной философии по вопросам основных перспектив развития и характеристик современного глобального постиндустриального общества.

История возникновения и развития государства от античности до наших дней. Платон о государстве как социально-политической формации. Деление граждан государства на классы. Аристотель о прогрессивной роли среднего класса в государственном формировании. Историческое развитие различных видов форм государственного устройства от античности до современности. Явление глобализации и его проявления в обществе (У. Бек, Ж.- Ф. Ришар, Н. Н. Моисеев).

Постиндустриальное общество в мире и в России. Кризисность и рискогенность как характерные черты постиндустриального общества. Явление риска как вероятностная мера наступления социального события с негативными последствиями. Необходимость социального прогнозирования во избежание рисков. Компетентное потребление (У. Бек) продукции, услуг, соглашений, ценностей и т.д. как основание для адаптации человека в постиндустриальном обществе.

Литература: [1.1; 1.9; 1.10; 1.19;1.20;1.21; 2.2; 2.3;2.6]

2. Основные факторы риска в сфере правовой безопасности человека. Виды прав, обязанностей и ответственности гражданина в современном российском государстве, возраст, с достижением которого они вступают в силу. Многообразие различных форм собственности в экономике как фактор, способствующий росту вероятности увеличения случаев нарушения социальных прав человека со стороны администраций фирм, предприятий и частных работодателей. Основные виды нарушений социальных прав работника. Построение трудовой деятельности человека в предприятиях и фирмах различных форм собственности на грамотно оформленных контрактно-договорных началах как форма защиты социальных прав. Разрешение трудовых и социальных конфликтов в суде. Особенности современного устройства системы пенсионного обеспечения граждан России и перспективы её развития в будущем. Необходимость постоянного контроля гражданином за формированием персональных пенсионных активов в современных условиях. Корпоративная организация труда как основная особенность современного российского постиндустриального общества. Законодательство о защите прав потребителя. Экономическая безопасность человека. Материальная ответственность работника. Договорное или контрактное регулирование меры материальной ответственности. Паспорт гражданина как основной идентификатор экономически ответственного лица. Необходимость строжайшей сохранности паспорта гражданина в целях соблюдения экономической безопасности. Тенденция в поведении людей к показному обладанию атрибутами и предметами роскоши как средству признания обществом высокого социального статуса их обладателей (Т. Веблен). Риски в сфере займов и кредитования как характерная черта нового российского общества. Ответственность заёмщика перед субъектами банковской системы. Ответственность поручителя (солидарная, субсидиарная). Ограничения, налагаемые на имущество должников. Служба судебных приставов и её деятельность по претворению в жизнь судебных решений.

Литература: [1.3; 1.18].

3. Основные факторы риска в сфере социально-экономической безопасности человека.

Необходимость получения полного среднего и высшего профессионального образования независимо от степени кризисности внешних социальных условий. Образованность как основа для развития коммуникационных и организаторских способностей человека при построении успешной карьеры в условиях мирового финансового кризиса. Требования, предъявляемые к образованию в условиях финансовых и социальных кризисов. Самообразование человека в свете требований динамики развития современных социальных условий.

Литература: [1.9; 1.10; 1.18]

4. Основные факторы риска в сфере экологической безопасности человека. Угрозы экологического характера, имеющие антропогенное происхождение. Загрязнение окружающей среды и его влияние на состояние здоровья людей. Ухудшение качества продуктов питания в условиях современного рыночного общества. Угрозы отравлений организма человека со стороны различных факторов: пища, вода, воздух.

Литература: [1.1; 1.8]

5.Основные факторы риска в сфере технической и военной безопасности человека.

Угрозы физическому здоровью человека со стороны техники в виде различных травм и профзаболеваний. Травмирование людей движущимися механическими объектами. Травмирование людей в результате действия электрических сил. Травмирование людей в результате температурных аномалий – ожоги, отморожения. Действие радиации, СВЧ-излучений на организм человека. Источники СВЧ-излучений в быту – радиотелефоны, мобильные телефоны, телевизоры, мониторы. Угрозы физическому здоровью человека, имеющие военное происхождение: ранения, контузии, отравления, облучения. Теракты как характерная черта проявления социальной напряжённости в отдельных регионах российского общества.

Литература: [1.5; 2.6]

6.Основные факторы риска в сфере медицинской безопасности человека. Физическое здоровье человека и его социальная значимость. Основные особенности устройства системы здравоохранения в современной России. Медицинское страхование. Назначение полиса обязательного медицинского страхования граждан и включаемый в него минимальный набор медицинских мероприятий. Соотношение стоимости медицинских услуг и прожиточного минимума (на примере своего региона). Ответственность медработника перед пациентом в России и за рубежом. Риски и угрозы для здоровья, вызванные медицинской некомпетентностью. Здоровый образ жизни как противодействие произволу коммерческой медицины.

Литература: [1.8; 2.6]

7.Основные факторы риска в сфере информационной безопасности человека. Информация как основа современной социальной жизни. Формирование единого глобального информационного пространства. Многообразие источников информации как фактор, способствующий искажению содержания информации. Определение относительной степени достоверности информации тщательным изучением примеров её применения. Психическое здоровье человека и его социальная значимость. Риски и угрозы психическому здоровью человека, обусловленные агрессивностью получаемой информации и перегруженностью человека объёмом получаемой информации. «Школьные» болезни, обусловленные прогрессирующей информатизацией учебного процесса. Необходимость формирования восприятия компьютера человеком как очередного орудия производства, с присущим ему полным набором как положительных, так и отрицательных качеств. Строгое регламентирование режима работы за компьютером с точки зрения минимизации вреда для здоровья человека.

Литература: [2.6]

8.Основные факторы риска в сфере социокультурной безопасности человека. Динамика отношений в сфере культуры при формировании постиндустриального общества. Аксиологическое (ценностное) содержание процесса глобализации с точки зрения культуры. Необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования человека постиндустриального общества. Культура в постиндустриальном обществе. Россия как часть глобального постиндустриального общества. Проблема интервенции со стороны западной массовой культуры при одновременном агрессивном подавлении интереса к национальным культурным ценностям. Опасность тенденции подмены культуры различными субкультурами. Свобода совести. Взвешенное отношение к ценностям религии. Риски и угрозы в адрес социальной безопасности человека со стороны различных отечественных и зарубежных тоталитарных сект, а также асоциальных неформальных молодёжных течений.

Литература: [1.23; 2.6]

9. Стратегия «устойчивого развития» общества. Причины разработки « Программы устойчивого развития». Сбалансированное функционирование триады: природа, общество, экономика. Подходы к изучению генезиса Концепции устойчивого развития (исторический, опережающее развитие, футурологическая направленность, эвристическая направленность). Главные принципы устойчивого развития: (разрушение барьеров, прагматичность, принцип морали). Индикаторы устойчивого развития: экономические, социальные, для оценки состояния окружающей среды.

Литература:[1.12]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Социальная безопасность» iconПрограмма элективного курса профильного обучения «Социальная безопасность»
Предлагаемый элективный курс «Социальная безопасность» предлагается для изучения учащимися выпускного 11-го класса
Программа курса «Социальная безопасность» iconСоциальная безопасность
Социальная безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012....
Программа курса «Социальная безопасность» iconПолитическая безопасность современного российского государства: состояние и механизм обеспечения
Социальная безопасность: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. М. М. Хохлова. Красноярск: юи красГУ, 2003. 28...
Программа курса «Социальная безопасность» iconДоклад
Социальная безопасность – неотъемлемая часть национальной безопасности и фактор развития
Программа курса «Социальная безопасность» iconКонспект установочной лекции по теме «Введение в информационную безопасность»
Содержание контрольной работы должно соответствовать программе курса «Информационная безопасность и защита информации» по специальности...
Программа курса «Социальная безопасность» iconПрограмма курса «Безопасность жизнедеятельности»
В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность...
Программа курса «Социальная безопасность» iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Программа курса «Социальная безопасность» iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Программа курса «Социальная безопасность» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Программа курса «Социальная безопасность» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ых классов составлена на основе
Программа курса «Социальная безопасность» iconПрограмма курса «глобальная безопасность»
Программу курса разработал Кулагин Владимир Михайлович, кандидат исторических наук, доцент
Программа курса «Социальная безопасность» iconПрограмма курса “ Национальная экономическая безопасность России”...
Курс Национальная экономическая безопасность России предназначен для студентов старших курсов экономических факультетов (V курс мэо,...
Программа курса «Социальная безопасность» iconРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Программа курса «Социальная безопасность» iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Программа курса «Социальная безопасность» iconГосударственные услуги в сфере обеспечения общественной безопасности...
Социальная безопасность: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. М. М. Хохлова. Красноярск: юи красГУ, 2003. 28...
Программа курса «Социальная безопасность» iconАвторская программа учебной дисциплины история (для 1 курса)
Спо 230113 Компьютерные системы и комплексы, 210723 Сети связи и системы коммутации, 210709 Многоканальные системы, 280703 Пожарная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск