Меценатство в России как социокультурный феномен





Скачать 53.36 Kb.
НазваниеМеценатство в России как социокультурный феномен
Дата публикации07.03.2016
Размер53.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Тюлякова Т.Н.

Меценатство в России как социокультурный феномен

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела.

С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство в России чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Начало его относится к эпохе Екатерины II, когда в многочисленных усадьбах поместного дворянства собирались уникальные коллекции декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры — складывалась российская дворянская культура.

Страсть к коллекционированию произведений живописцев, скульпторов, предметов декоративно-прикладного искусства, книг появилась в России уже после реформ Петра I Великого, когда русский царь «прорубил окно в Европу», что стало импульсом у русских дворян для «приобщения» к западноевропейской культуре.

Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство обязывает", - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.

Если благотворительность и меценатство были качественной особенностью развития российской дворянской культуры, то в конце XIX — начале XX века они предстают подлинно уникальным явлением содружества предпринимателей и мира искусства.

Необходимо отметить, что феномен русского меценатства укоренен в специфических особенностях русской культуры, в глубинах русского духа. В XIX веке участниками и инициаторами меценатской деятельности были старообрядцы—промышленники, фабриканты, видевшие свою задачу в культурном оформлении независимых от власти институтов гражданского общества. Так, на фоне культурно-художественного официоза возникали Московский художественный театр, художественная галерея братьев Третьяковых, Бахрушинский музей. Вовсе недаром названные собрания культурных сокровищ находятся в Москве, где, по словам классика, «все русское становится понятнее и дороже» (А.Н. Островский). Перечисленные выше феномены формировались в условиях насыщенной культурными деяниями эпохи, когда разбуженный великими реформами 60-х гг. XIX века народ выдвигал из своей среды титанов науки, литературы, музыки и изобразительного искусства. Здесь можно вспомнить И.Е.Репина и А.П.Чехова, В.И.Сурикова и И.П.Павлова. Возрождался подлинный национальный дух и противопоставлял себя европейскому полунемецкому Санкт-Петербургу.

Практика меценатства как нельзя лучше вписывалась в этический идеал русского человека: на Руси «более всех предпочитался не жадный кулак, в стремлении к богатству не останавливающийся ни перед чем, ... а справный крестьянин, у которого были достаток и порядок в доме, но находилось время для мыслей о душе, о Боге и для дел милосердия»1.

Явление русского меценатства ложится в контекст расколов и культурных конфликтов, которые имели место в середине - второй половине XIX века. Прежде всего, имеется ввиду противостояние западников и славянофилов. Вместе с тем, именно реформы Александра II возвратили утраченную целостность народного мировосприятия. Особенность исторической ситуации в середине - конце XIX века состояла в том, что две веры—в «древлее» правоверие и благочестие и в положительное знание оказались объединены. Русское самосознание в его славянофильском или народническом вариантах становилось все более оппозиционным.

В советский период практика меценатства оказалась невозможна в принципе: в стране, где была упразднена частная собственность у культурно-благотворительной деятельности попросту отсутствовала экономическая основа. Культура же полностью находилась на попечении государства, а последнее финансировало ее по остаточному принципу. Ситуация эта не была уникальна: во всех индустриальных «цивилизованных» государствах Европы и Азии культура как в XX веке, так и сейчас, находится не на первом месте. Показательны в этом отношении судьбы в нашей стране уникальных собраний Бахрушина, Третьяковых, Румянцевский музей и др. В советский период они превратились в государственные учреждения, были подвергнуты реструктуризации и слиянию. Фонды некоторых из названных собраний пострадали в годы революционных лихолетий, разворовывались они и в постреволюционные 1920-е гг. Культурное наследие сохранялось стараниями горстки подвижников и бессребреников, лишенных, увы, ресурсов материального характера. Здесь можно назвать такие имена, как реставратор Барановский, писатель Распутин, директор пушкинского музея-заповедника Гейченко и др. Вышеперечисленные деятели культуры были прекрасными организаторами. Но они не обладали главным ресурсом меценатов - денежными средствами.

Возможен ли феномен меценатства сегодня? В наше время, «подвиг» меценатства вряд ли повторим: настолько специфичны были условия, в которых оформлялась отечественная культурная жизнь XIX века. Ведь фоном меценатству служила особая духовная атмосфера, разделяемые большинством представления о долге, общественном служении, некоторая светлая, неказенная религиозность. Ничего этого нет сегодня: несмотря на возрожденное «обрядовое» православие, религиозная температура нынешнего общества низка для того, чтобы вера стала побудительным мотивом не показной, а истинной благотворительности. Да и сам культурный материал изменился настолько, что трудно артефакты современного искусства, литературы отнести к ценностям, подлежащим сохранению. Современная эпоха напоминает царя Мидаса - своим прикосновением она превращает все в фиктивное, «сувенирное», профанное. Весьма безосновательны, на взгляд автора, надежды на грядущее культурное Возрождение.

Таким образом, эпоха русского меценатства была необходимым продолжением культурного и политического поворота, произведенного великими реформами Александра II. Творческая народная мысль, отказавшись от поиска ушедшего града Китежа, обратилась к положительной работе по умножению культуры. Именно такой работой стала деятельность русских меценатов.

Гуманитарная культура в целом явление внутренне противоречивое. С одной стороны она связана с творчеством и инновацией. Для нее важным качеством являются смелость вкуса, нетривиальность мышления, оригинальность. Творчество, другими словами, предполагает, в том числе, и борьбу с нормой. С другой стороны, можно говорить об усвоении культуры как об усвоении норм и правил, но они то и дело нарушаются в процессе производства нового культурного продукта. Иначе он не был бы нов. Нормальное состояние культуры предполагает некоторое равновесие между следованием традиции и инновационной деятельностью и укладывается в схему Огюста Конта «порядок и прогресс». В России отказ от традиции происходил очень быстро. Здесь вопреки утверждениям западников как раз не хватало консервативной устойчивости, столь характерной для Европы и даже относительно молодых США. В виду этого вдвойне важным становилась деятельность по сохранению культурного наследия, созданию музеев, собраний, коллекций и хранилищ. Только так можно было сохранить творения духа, которые соединяют в себе новаторский поиск и традицию.


1 Антонов М. Этика живого христианства // Наш современник. 1990. № 12. С. 154—159.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Меценатство в России как социокультурный феномен iconМосковского Нового Юридического Института, Евразийский открытый Институт...
Русское меценатство – это не просто единовременные пожертвования на "благое дело" Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых и др.,...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconТемы для рефератов по философии науки Наука как социокультурный феномен

Меценатство в России как социокультурный феномен iconТемы рефератов по «Педагогике физической культуры» для студентов 3 курса дневного обучения
Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и пе­дагогический процесс
Меценатство в России как социокультурный феномен iconСчастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconРефератов и философских сочинений тема философия как социокультурный...
Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в раз­витии античной философии
Меценатство в России как социокультурный феномен iconС конца XVIII в в России начинает активно развиваться такое общественное...
С конца XVIII в в России начинает активно развиваться такое общественное явление как меценатство искусству, наукам, культуре путем...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconМода на японию как социокультурный феномен современного российского общества
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconТемы рефератов Меценатство и детское призрение в России. Возрождение...
Педагогическая неграмотность родителей и ее влияние на процесс вовлечения детей в употребление спиртных напитков
Меценатство в России как социокультурный феномен iconЦенностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Меценатство в России как социокультурный феномен iconНепрерывное образование как социокультурный феномен
Охватывает вторую половину 60-х – начала 70-х гг. Для нее характерны попытки осознания теоретической и практической значимости непрерывного...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Меценатство в России как социокультурный феномен iconКонкурса «Математика как феномен культуры», проводимого в рамках...
Присутствовали: Князева Л. Е., Михайлова И. А., Полякова Т. С., Пырков В. Е. Романов Ю. В
Меценатство в России как социокультурный феномен iconЮ. Н. Тазьмин меценатство и благотворительность в россии: к вопросу о мотивациях
...
Меценатство в России как социокультурный феномен iconК. В. Сорвин Религия как феномен культуры и социальный институт....
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Меценатство в России как социокультурный феномен icon"религия как феномен культуры"
Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа
Меценатство в России как социокультурный феномен iconИзменение типа личности в процессе трансформации российского общества (социокультурный анализ)
Охватывают как развитые, так и развивающиеся страны


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск