Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России»





Скачать 77.26 Kb.
НазваниеЦенностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России»
Дата публикации19.10.2013
Размер77.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
«Национальный состав населения России».


Цель: изучить национальный со­став населения России, ареалы рассе­ления народов России.
Ценностный компонент: многонациональность как феномен РФ; общность народов России.
Оборудование: карта «Народы России», опорно-логический кон­спект (ОЛК) по теме, карточки зада­ния, диаграмма национального соста­ва РК, таблицы по национальному со­ставу, атлас.

Ход урока

— Здравствуйте. Сегодня вы будете работать с опорно-логическими конспектами (ОЛК, см.: Приложение 1).

Тема нашего урока — национальный состав насе­ления России.


  • Почему, как вы думаете, эту тему изучает география? Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Знание особенностей, традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между на­родами.)




  • Как вы полагаете, с чего необходимо начать изучение национального состава России? (С экскурса в историю.)




  • Почему нам сейчас нужна история этого вопроса? (Так как можно найти исторические корни существующих проблем, понять их и постараться найти пути выхода из них.)

Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России в I—II вв. И лишь позднее сфор­мировалось славянское государство — Киевская Русь (IX век). Еще позже, в XII в., была заложена Москва. По мере рос­та Москвы развивалось централиванное государство — Московское княжество (великая Русь), где 90% на­селения являлось русскими. С развити­ем общества, с увеличением численно­сти населения шло расширение гра­ниц. Так в XVI-XVII вв. были освоены земли к нижнему Дону, побережью Ти­хого океана. Позже (XVIII в.) заселя­лись Крым, Северный Кавказ, юг Сиби­ри и доля русских уменьшилась до 70%. XIX в. — век освоения Закавказья, Средней Азии; из общего процента на­селения на долю русских приходится 49. И наконец, XX в. — эта цифра уменьшается до 43%- Посмотрите на таблицу в ОЛК.


  • Какие тенденции наблюдаются? (Уменьшение доли русских.)




  • Каковы причины этих изменений? (Расширение границ, «вливание» новых народов и процесс ассимиляции (учебник, с. 34).)




  • Какие народы составляют оставшиеся 51%, т.е. какие народы, кроме русских, вам известны? (Украинцы, белорусы, евреи и др.)

  • Значит, для России характерна мозаичность, многонациональность в отличие, например, от Японии.

  • Москва. Можно ли ее назвать многонациональной, какие народы живут в этом городе? Чем объяснить такое множество народов? (Экономическими, историческими, политическими предпосылками.)

  • Таким образом, и Москва, и РК отличаются географическим положением, процентным соотношением национального состава, но все же есть черты, объединяющие их, — это террито­рия, многонациональность.

  • Мы с вами ведем разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? (Народ —общность людей, отличающихся укла­дом жизни, обычаями, традициями, языком.) Итак, делаем запись.


Наука, изучающая народы, называ­ется этнографией.



  • Теперь более подробно рассмот­рим, какие народы населяют Россию.
    Чтобы ответить на этот вопрос, от­крываем с. 8 атласа. Достаточно одно­го взгляда, чтобы увидеть, что Рос­сия — многонациональное государст­во. Что указывает на многонацио­нальность? (Разнообразие фоновой окраски.)

  • Всего на территории РФ насчиты­вается 130 народов. По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их — в языковые семьи (см. опорно-логический конспект—Приложение 1).



Приложение 1

Опорно-логический конспект Национальный состав населения России


Века

Территория

Русскоязычное население

I—II

Восточнославянские племена




IX

Сформировалось славянское государство — Киевская Русь




XII

Заложена Москва




XV

Централизованное государство — Московское княжество (великая Русь)

90%

XVI-XVII

Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана




XVIII

Заселение Крыма, Северного Кавказа, юга Сибири

70%

XIX

Освоение Закавказья, Средней Азии

49%

XX

Распад Советского Союза

43%

Народ — общность людей, отличающихся ...

Этнография — наука, занимающаяся изучением сходства и различия в образе жизни

народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.


Языковые семьи


Индоевропей­ская (89%)

Алтайская (6,8 %)

Кавказская (2,4%)

Уральская (1,8%)

Славянская группа: русские, украинцы, белорусы и тд.

Тюркская группа: татары, чуваши, алтайцы, якуты и т.д.

Кавказская группа: дагестанцы ногай­цы, кабардинцы итд.

Финно-угорская группа: мордва, коми, ханты, манси и тд.


ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ


Центральная Россия,

Урало-Поволжье,

Северный Кавказ

Европейский

северо-запад, Урал,

юг Сибири,




Север,

юг Сибири,

Дальний Восток




Урало-Поволжье

Дальний Восток










ВЫВОД:

  • Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, ал­тайская, кавказская, уральская. Почему они так называются? Используя лишь названия языковых семей, можно ли выделить их ареал расселения?

  • Выделите самую большую языко­вую семью РФ. (Индоевропейская - 89%)

  • Назовите народы, которые входят в состав индоевропейской языковой семьи. (Русские, украинцы, белорусы...)

  • Следующая из языковых семей —алтайская. Самый многочисленный на­род в этой семье — татары (5,5 млн че­ловек), кавказская языковая семья —народы Дагестана — 2,6 млн человек.




  • Сегодня я принесла на урок кукол в национальных костюмах. Вы видите, что костюмы их отличаются. Предста­вители северных территорий исполь­зуют для изготовления одежды меха и кожу, в то время как на юге преимуще­ственно используются более легкие ткани, такие, как ситец..

  • Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже харак­терные черты. Сейчас мы попытаемся их выделить. Для этого объединяемся в группы. Задание у вас на карточках (см; Приложение 2). На обсуждение — 3 мин.


Приложение 2





Мир

Россия

1. Количество народов

4000

130

2. Крупнейшие по численности народы

Китайцы — 20% Хиндустанцы — 7,2% Англичане — 6,1% Бенгальцы — 4,1% Русские — 3,6%

Русские —43% Татары — 3,7% Украинцы — 3% Народы Дагестана — 1,5%


— Выступления представителей групп.

Молодцы! Итак, получается, что лю­бой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит свою лепту в формиро­вание Российской государственности, обогащая нашу страну.

Чем известна в мире Россия? (Балет, космос.)

Мы все разные, и вместе с тем у пред­ставителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сде­лать по национальному составу Рос­сии, по его формированию, по взаи­моотношениям между народами.
Выводы:

  1. Россия — многонациональное го­сударство.

  2. Национальный состав сформиро­вался под влиянием исторических,
    экономических и политических фак­торов.

  3. Отношения должны строиться на
    уважении языка, традиций, культуры,
    обычаев народов.

(Выводы записываются в ОЛК).

Домашнее задание: § 20. Письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как бы вы решали конфликтные вопросы на меж­национальной почве?

Карточка-задание

Из различных вариантов ответов вы­берите то, что свойственно различным народам (русским, украинцам, татарам, дагестанцам)

1. Внешний вид:

  • цвет волос (темноволосый, ру­сый и тд.)

  • форма носа и глаз (голубогла­зый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).

2. Национальная одежда:

  • ушанка, валенки;

  • тюбетейка, халат;

  • шаровары, черевички;

  • черкеска, бурка.

3. Национальное блюдо:

  • щи, окрошка, студень, блины, пельмени и т.д.;

  • борщ, вареники, галушки, сало и тд.;

  • шашлык, лаваш, пресные лепеш­ки, чебуреки;

  • кумыс, катык (кислое молоко), сузьма (подсоленное кислое мо­локо, более концентрированное, чем катык), каймак (кисломо­лочное изделие, подобное сме­тане).

4. Элементы культуры:

• гопак, былины, турнир наездни­ков, вольная борьба.

5. Праздники:

  • Рождество, Пасха, Благовещение;

  • Сабантуй, Рамазан, Курбан;

  • Иван Купала, Рождество, Пасха, Благовещение;

  • Сабантуй, Рамазан, Курбан.

6. Религия:

• православие, ислам, католицизм.

7. Известные люди:

• Л.Толстой, М.Джалиль, РГамзатов, Т.Шевченко.

8. Черты характера:
гостеприимство, приветливость, радушие, доброжелательность, об­щительность, любовь к людям, по­мощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые
традиции, активность, предпри­имчивость, выносливость, темпе­раментность, настойчивость, тру­долюбие и тд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconЗнакомство младших школьников с культурой народов России при подготовке...
Дети младшего возраста мало знают о том, какие народы живут в России, в то же время в школах учатся воспитанники разных национальностей....
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconЗайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные...
Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconЛитература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989....
Оборудование: компьютер и проектор; cd «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconТема. История государственного управления России как самостоятельная учебная
Оборудование: Карта, учебники, картина, ук РФ., Конституция, таблицы, ист. Справки
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconУрок по географии в 6 классе
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, опорные листы, сосуд с водой, соль, мультимедиа
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconУрок по теме: «Озера»
Оборудование: электронный учебник географии 6 класса, физическая карта полушарий, физическая карта России (интерактивное наглядное...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Карта «Машиностроение России», карты атласа, схема «Состав машиностроительного комплекса», учебник Ром В. Я. и Дронов...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconРеферат по истории Отечества. "Освободительный характер войны 1812...
Она показала, что общая беда может соединить людей, независимо от их общественного статуса, будь то крестьянин, или дворянин. Русские...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconУрока: обучающая
Категориальный аппарат усвоения: национальный состав, религии России; народы России
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconКраткая информация о деятельности Ассамблеи народов России
России создана 8 июля 1998 года в соответствии с Концепцией государственной национальной политики рф, утвержденной Указом Президента...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимое техническое оборудование: учебник истории России XVI-XVIII века, историческая карта «Смутного времени в России XVII века»,...
Ценностный компонент: многонациональность как феномен рф; общность народов России. Оборудование: карта «Народы России» iconПлан введение 3 Глава Национальная характеристика народов, проживающих на территории России 5
Роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск