Скачать 82.52 Kb.
|
2.2.4. Применение ИКТ на уроке по теме «Климатические пояса России» Цели урока: -создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний основных типов климата России; -развивать умение работать с различными источниками информации для определения типа климата: с климатической картой, климатической диаграммой, мультимедиа учебником; -воспитывать интерес к предмету. Оборудование: карта «Климатические пояса и области России», географический атлас для 8 класса, мультимедиа пособие «География России» Тип урока: урок изучения нового материала Ход урока Организационный момент. 1.Фронтальная беседа: -Объясните общую закономерность изменения январских и июльских температур? -Почему полюс холода расположен не на самой северной территории России, а сдвинут на восток? -Почему на Северном полюсе теплее, чем в Оймяконе и Верхоянске? -Как распределяются осадки на территории России? -Назовите сухие и влажные районы. Объясните причины сухости. -Что такое коэффициент увлажнения, что он выражает? -Определите коэффициент увлажнения: а) на Кольском полуострове; б) на Прикаспийской низменности; в) в центре Западно-Сибирской равнины. 400 а) k= ------- >1 (1,6)– избыточное; 250 200 б) k=------- <1 (0,2) – скудное; 1000 600 в) k= -------- >1 (2) – избыточное. 300 2. Географический диктант.
а) котловины; б) наветренные склоны гор; в) подветренные склоны гор.
Индивидуальная работа (один ученик в это время работает с мультимедиа учебником над выполнением тестов). Подготовка к восприятию нового материала. Повторение терминов и понятий: «климатический пояс, основной климатический пояс и переходный, циклон и антициклон, суммарная радиация». Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
2. Рассказ ученика (по прослушанному материалу и работе с интерактивной картой «Климатические пояса»). Россия расположена в 3-х климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном. Далее ученики по климатограммам интерактивной карты дают краткую характеристику климатических условий в 5 городах России, расположенных в разных климатических поясах и областях. Учащиеся в тетради оформляют схему «Климатические пояса России». Схема 3 Климатические пояса России 3.Фронтальная беседа по карте «Климатические пояса и области»:
4. Практическая работа. Учащимся предлагается на выбор заполнить таблицу «Характеристика типов климата (ученики самостоятельно работают с картами «Средние температуры июля», «Средние температуры января», «Среднегодовое количество осадков», климатическими диаграммами в учебнике на странице 87-89 и заполняют таблицу) или отобразить показатели характеристики климата на картограмме. Характеристика климатических поясов России
Рисунок 6 Результат выполнения работы Козлова Вячеслава 8 класс Заполнив таблицу или выполнив рисунок, сделайте сравнение типов климата.
5.Проверка практической работы: ученики по цепочке характеризуют типы климатов и дают сравнительный анализ. 6. Закрепление изученного материала. Географический диктант: определите, какому типу климата соответствует описание:
Домашнее задание 1.Изучить материал на странице 85 – 90 2.Индивидуальное задание: составить кроссворд по теме «Климат» Подведение итогов урока. Рефлексия. Ученики с помощью мимики лица выражают свое отношение к уроку. Анализ урока Изучение данной темы планировалось в виде проектной деятельности учащихся. Работа над проектом развивает познавательные, творческие навыки учащихся, учит самостоятельно анализировать и систематизировать информацию. Мною были поставлены вопросы, направляющие проект: Основополагающий. Климат меняется. Тебя это касается? Проблемные. Что ожидать потепления или похолодания климата? Какие изменения вследствие этого произойдут на территории России? Проектная деятельность учеников 8 класса была разделена мною на 4 этапа: организация деятельности, осуществление проекта, оформление результатов, итог. На первом этапе работы у ребят, хотя и не у всех, чувствовался интерес к данной форме проведения урока, возможности самостоятельно найти и оформить информацию. Однако уже на втором этапе при осуществлении проекта появились трудности. Информацию для учащихся приходилось искать непосредственно мне самой, так как учебной литературы по данной теме в библиотеке школы отсутствовала. При данном условии содержания осуждённым запрещено пользоваться интернетом. Это также помешало учащимся получить дополнительную информацию для осуществления проекта. Следующей проблемой стало кастовое деление среди учащихся класса. По численности группы получились неравными, а одного ученика из числа «обиженных» не приняли ни в одну группу. Не все учащиеся ответственно отнеслись к выполнению поставленных задач. Это раздражало ребят, которые готовились к проведению проекта, в классе назревал конфликт. В данной ситуации я приняла решение провести урок по теме «Климат России» с применением мультемедийных технологий, используя диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Приёмы и методы работы на данном уроке выбраны с учётом возможностей данного класса. Школьники, активно участвовавшие в подготовке проекта (3 человека) в виде поощрения получили возможность на уроке выполнить задание на компьютере, поработать с интерактивной картой и почувствовать себя на месте учителя при объяснении нового материала. Из 18 - на уроке присутствовало 16 учащихся (2 учащихся отсутствовали по уважительной причине). Цели, поставленные мною на данном уроке, достигнуты: -создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний основных типов климата России; -развивать умение работать с различными источниками информации для определения типа климата: с климатической картой, климатической диаграммой, мультимедиа учебником; -воспитывать интерес к предмету. Удалось активизировать деятельность всех учащихся, привлечь их внимание к изучаемой теме. В ходе урока были применены мультемедийные технологии. Особый интерес у учащихся вызвала работа с интерактивными картами. Была возможность наглядно познакомиться с расположением климатических поясов на территории России, разницей температур и количеством осадков в различных городах и т.д. На уроке использовались различные формы деятельности: от фронтальной беседы до самостоятельной практической работы. В практической части занятия было предложено на выбор заполнение таблицы или отображение климатологических показателей на картограмме. Результатом усвоения изученного материала являются оценки за географический диктант,
а также выполнение домашнего задания. Рисунок 7 Домашнее задание выполнено Кругловым Евгением 8 класс 1> |