Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век»





Скачать 102.85 Kb.
НазваниеЛитература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век»
Дата публикации04.10.2014
Размер102.85 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
Тема: Крестьянская реформа 1861 г. (9 класс)

Тип урока: урок-презентация.

Цели: познакомить учащихся с личностью Александра II; сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права; путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты; способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК; содействовать воспитанию уважения к истории России..

Оборудование: компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»

Литература:

  • Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т.V.М., 1989.

  • Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

  • Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России. XIX век». М., 2001.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XIX век: Учебник. М., 2002.

  • Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М, 1991.

Пояснения.
Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint; новый материал представлен в виде 18 слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, которые поэтапно выводятся на экран и позволяют оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов; слайд 1 презентации является опорным планом урока.


Крестьянская реформа 1861 г.

  • Личность императора Александра II.

  • Предпосылки отмены крепостного права.

  • Причины отмены крепостного права.

  • Подготовка крестьянской реформы.

  • Основные положения крестьянской реформы.

  • Значение отмены крепостного права.



Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

II. Основная часть урока.

18 февраля 1855 г. в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», - говорил, умирая, сыну Александру Николай I.

(Рассматривается слайд 2 с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.)

- Так какие же проблемы оставил Александру II его отец?

(Проигранная Крымская война и достойный выход из нее России; отмена крепостного права; необходимость проведения реформ в Российском государстве).

Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 г. и получил блестящее образование. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество; М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику.

(Рассматривается слайд 3 с изображением преподавателей Александра II – В.А.Жуковского, М.М.Сперанского, Е.Ф.Канкрина).

Во время путешествия за границу Александр II познакомился со своей женой, а побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

(Рассматривается слайд 4 с изображением Александра II.)

- Как, по-вашему мнению, воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? (Примерный ответ. Александр II воспитывался своими наставниками в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в николаевской стране. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов), нов то же время как человек военный обладал жесткостью характера, понимая, что на него возложена миссия реформатора.)

- Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское

общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.

(Ученики вместе с учителем записывают в хронологическом порядке предпосылки отмены крепостного права (слайд 5).)

Предпосылки отмены крепостного права

  • XVIIIв. – А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • 1797 г. – указ Павла I о трехдневной барщине.

  • 1803 г. – указ Александра I о вольных хлебопашцах.

  • 1816-1819 гг. – закон Александра I о полной отмене крепостного права в трех прибалтийских губерниях: Эстляндии, Курляндии, Лифляндии.

  • 1842 г. – закон Николая I об обязанных крестьянах (реформа Киселева).

  • 1847 г. - Николай I даровал крепостным право освобождения за выкуп в случае продажи имения их владельца.



Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную сторону.

- Каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? (Примерный ответ. Отношение было двойственное, но все понимали, что проблема требует решения. Из писателей можно вспомнить И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, И.А.Гончарова. все члены тайных организаций включали в свои программы статьи об отмене крепостного права – декабристы, славянофилы и западники, петрашевцы.)

(Рассматривается слайд 6 «Отношение к крепостному праву в российской печати». Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин «Записки об освобождении крестьян»; статьи в альманахе «Полярная звезда» (А.И.Герцен) и в газете «Колокол» (А.И.Герцен, Н.П.Огарев).)

- Итак, ребята, какой вывод мы можем с вами сделать? (Примерный ответ. В средине XIX в. в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права. Тем не менее принять решение о его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.)

(Ученики заполняют таблицу «Причины отмены крепостного права». После заполнения работа проверяется по заранее подготовленному слайду 7.)


Причины отмены крепостного права

Поражение в Крымской войне

Военно-техническое отставание России от европейских государств

Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

Массовое крестьянское движение




Изменение атмосферы в российском обществе




30 марта 1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать когда это свершиться снизу».

(
Подготовка к отмене крепостного права

03.01.1857 г. – образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей.

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян.


Рассматриваются слайды 8-9.)

- Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? (Примерный ответ. Александр II знал настроения большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений. Царь в какой-то степени проявлял либеральность по отношению к подданным. Можно сказать, что Александр отводил себе роль наблюдателя и координатора действий, но, когда потребовался решительный шаг, он его сделал.)

А теперь предлагаю вам подумать. Известно, что сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И.Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян.

- Каковы были эти варианты?

(Рассматривается слайд 10)

Варианты освобождения крестьян

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землей за выкуп

Освобождение крестьян с землей без выкупа

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения

Революционно настроенная часть общества




- Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II? (Рассматривается слайд 11 «Завершение работы над проектом крестьянской реформы».)

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

(Ученики начинают работу с основными положениями манифеста. Рассматриваются слайды 12-13.)


Основные положения манифеста

Пункт 2 – порядок личного освобождения

Крестьяне:

  • Лично свободны;

  • Наделены общегражданскими и имущественными правами.

НО! Сохранились:

  • Сословное деление;

  • Крестьянская подать;

  • Рекрутские наборы;

  • Зависимость от общины.

Пункт 6 – порядок наделения землей

Сохранялось помещичье землевладение.

Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер выкупной нормы составляло от 3 до 12 десятин.

За землю лично свободные крестьяне должны были платить барщину и оброк до полного ее выкупа.

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.

Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой.

Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство;

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга;

  • После этого от выкупной операции нельзя.

Пункт 17 – порядок управления крестьянской общиной

Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

Контроль за этим лежал на мировых посредниках.




- Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе чувствуется разочарование в реформах из-за их непоследовательности.

- Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

(Учитель должен не только попытаться привести учащихся к историческим выводам, но и затронуть нравственные оценки.)

- Каково же значение отмены крепостного права?

(Рассматривается слайд 14.)


Значение отмены крепостного права

  • Отмена крепостного права наносила удар системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.

  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.

  • В результате реформы было освобождено 20 млн крестьян.





III. Заключительная часть урока.

- Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

- Каковы прогрессивные черты реформы?

- Какие крепостные черты она сохранила?
Рабочая таблица:


Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков








Домашнее задание.

  1. Учебник, § 17, задание №2 (устно), выучить новые понятия.

  2. Творческое задание: написать письмо от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПоурочные разработки к учебнику «история россии. XIX век» 8 класс
Термины: самодержавие, крепостное право, сословный строй, консерваторы, либералы
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconДанилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX...
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПрограмма история России. XIX век. 8 класс (44 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Истории России. XIX век (1800-1900 гг.); истории Нового времени (1800-1913) (8 класс)
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconРабочая программа по истории Агибалова Евгения Дмитриевича
«История», а также авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А. И....
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconИстория России «Общественные движения в России XIX века»
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconЭкзамен по истории России XIX века в 8 классе Пояснительная записка
Экзамен по истории России XIX века проходит в рамках летней аттестации учащихся, завершающих обучение в 8 классе. Курс изучается...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconРабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Литература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России XIX век» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск