Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов





Скачать 130.96 Kb.
НазваниеРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
Дата публикации06.04.2015
Размер130.96 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > История > Рабочая программа курса
Рабочая программа курса История России XIX век

Класс: 8

История России: 40 часов

Количество часов в неделю: 2,5 часа

Планирование составлено на основе:

1. Программы курса: С.В.Агафонова, В.В.Кружалова

« История России XIX век»

8 класс, М., Русское слово, 2009

2. Учебника: А.Н.Боханова, Д.А.Фадеевой

« История России XIX век»

8 класс, М., Русское слово, 2010

Пояснительная записка
В 8 классе изучается период истории за XIX век.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Задачи изучения истории России в 8 классе:

– формирование первичных ориентиров для гражданской са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.;

– формирование у школьников умения применять знания по истории России XIX века для осмысления сущности современных обще­ственных явлений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

должны знать:

– даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь:

– соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

– использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;

– показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных событий;

– рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов;

– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

– определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

– объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 8 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;

– уважение к культуре России XIX в.

Метапредметные результаты изучения истории России в 8 классе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современ­ные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

Предметные результаты изучения истории России в 8 классе включают:

– овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XIX в.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

– умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

– готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.
Содержание курса

Тема 1. Российская империя в начале XIX века (4 часа)

История России – часть всемирной истории. XIX век в истории России: роль самодержавия в развитии страны; взаимоотношения центра и национальных окраин; значение промышленного переворота, становления капитализма и политического влияния Запада для взаимоотношений самодержавия и общества. Внутренняя политика: переворот 11 марта 1801 г.; личность Александра I; деятельность «Негласного комитета; проект реформ М.М.Сперанского и его реализация.

Социально-экономическое развитие: сословный строй; крепостнический характер экономики; развитие капиталистических отношений.

Основные понятия: история, история России, самодержавие, промышленный переворот, капитализм, конституционные проекты, дворцовый переворот, Негласный комитет, министерства, Указ о вольных хлебопашцах, конституционный проект, Государственный совет, сословия, крепостное право, капиталистические отношения.

Тема 2. Внешняя политика России в начале XIX века (4 часа)

Войны с Персией, Турцией и Швецией: присоединение Дагестана, Северного Азербайджана, Западной Грузии, Бессарабии, Финляндии. Российско-французские отношения: Россия в антифранцузских коалициях; Тильзитский мир; предпосылки наполеоновского вторжения в Россию.

Отечественная война 1812 года: патриотический подъём, важнейшие сражения, выдающиеся полководцы, примеры героизма. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и «венская система» мирового порядка. Образование Священного союза.

Основные понятия: внешняя политика, антифранцузские коалиции, континентальная блокада, патриотический подъём, отечественная война, генеральное сражение, редуты, манёвр, партизаны, Венский конгресс, Священный союз

Тема 3. Положение России после Отечественной войны 1812 года

(3 часа)

Консервативный и либеральный варианты внутриполитических реформ: создание военных поселений, проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева; «Уставная грамота» Н.И. Новосильцева.

Тайные общества: причины возникновения, участники, цели. Восстания декабристов и их последствия.

Основные понятия: крепостное право, военные поселения, конституция, «Уставная грамота Российской империи», тайные общества, «Конституция» Н.М.Муравьёва, «Русская правда» П.И.Пестеля.

Тема 4. Россия в годы правления Николая I (3 часа)

Личность Николая I. Кодификация законодательства: роль М.М.Сперанского. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Закон об обязанных крестьянах. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселёва. Ужесточение государственного контроля над обществом: деятельность Третьего отделения; теория официальной народности С.С. Уварова.

Аграрный характер экономики. Крепостной и вольнонаёмный труд. Начало промышленного переворота. Зарождение отечественного машиностроения.

Основные понятия: сельскохозяйственная (аграрная) страна, мануфактура, промышленный переворот, фабрика, текстильная фабрика, машиностроение

Тема 5. Национальный вопрос и имперские политика Российской интересы в период царствования Николая I (4 часа)

Причины Кавказской войны. Имам Шамиль. Польские земли в составе России. Польское восстание 1830-1831 гг. и его последствия. Войны с Ираном и Турцией: присоединение к России Восточной Армении, восточного побережья Чёрного моря и дельты Дуная. Европейские революции 1830 и 1848 годов и Россия. Российско-британские отношения. Россия и «восточный вопрос». Крымская война: цели стран-участниц; главные сражения, полководцы, итоги.

Основные понятия: ислам, мусульмане, мюридизм, имам, имамат, царство Польское, сейм революция, «жандарм Европы», революция, восточный вопрос, нейтралитет Чёрного моря

Тема 6. Общественная мысль России в первой половине XIX века (2 часа)

Славянофилы и западники о перспективах развития России. Русский утопический социализм.

Основные понятия: славянофилы, панславизм, западники, крестьянская община, утопический социализм, революционно-демократическое направление, крестьянская революция

Тема 7. Российская культура I-ой половины XIX века (2 часа)

Особенности российской культуры: западноевропейский образ жизни высших слоёв общества; масонство; традиционная культура социальных низов. Образование и наука: Н.И.Лобачевский, И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Н.М. Карамзин и его «история государства Российского». Развитие техники. Изобретения Черепановых и Фроловых.

«Золотой век» русской культуры. Возникновение русской классической литературы: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов. Русский ампир в архитектуре: А.Н.Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, А.А. Монферран, Б.И. Орловский, А.А. Бетанкур, О.И. Бове и др. Общественное значение театра: драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского; выдающиеся актёры В.Н. Асенкова, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин, П.М. Садовский. Классицизм и реализм в русской живописи: «Последний день Помпеи» К.П. Брюлова, «Явление Христа народу» А.А. Иванова; портретная живопись О.А.Кипренского и В.А. Тропинина; жанровая живопись П.А. Федотова. Рождение русской национальной оперы: «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Государственный гимн Российской империи А.Ф. Львова и В.А. Жуковского.
Основные понятия: культура, масонство, образованное общество, золотой век русской культуры, ампир, романс, государственный гимн

Обобщение. Итоги развития России в I-й половине XIX века (1 час)

Тема 8. Россия в годы правления Александра II. (8 часов)

Личность Александра II. Причины Великих реформ. Отмена крепостного права.

Создание земств. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Реформа системы образования. Аграрный характер экономики. Пережитки крепостничества. Крестьянская община. Проблема повышения эффективности сельского хозяйства и попытки её решения.

Превращение России из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Деятельность М.Х.Рейтерна на посту министра финансов: оздоровление государственных финансов; развитие предпринимательства; поощрение сельскохозяйственного экспорта; железнодорожное строительство.

Деятельность А.М.Горчакова на посту министра иностранных дел: пересмотр итогов Крымской войны; «Союз трёх императоров». Присоединение к России Средней Азии.

Причины возникновения. Идеология народничества. «Хождение в народ». Народнический террор. Программа реформ М.Т.Лорис-Меликова как попытка подавить рост революционного движения. Убийство Александра II.

Русско-турецкая (Балканская война) война 1877-1878 гг.: причины, страны-участницы, цели сторон, главные сражения, полководцы, итоги.

Основные понятия: реформа, надел, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, круговая порука, земство, гласные, городская дума, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, аграрная страна, государственный бюджет, таможенный протекционизм, акционерное общество, индустрия, аграрно-индустриальная страна, Союз трёх императоров, международный конгресс, народничество, народники, «хождение в народ», террор.

Тема 9. Россия в эпоху царствования Александра III. (3 часа)

Личность Александра III. Контрреформы: отказ о «парламентских проектов» М.Т. Лорис-Меликова и Н.П.Игнатьева; ужесточение цензуры; «циркуляр о кухаркиных детях»; ограничение прав крестьянского, городского, земского самоуправления.

Финансово-экономический кризис конца 1870-х годов. Деятельность Н.Х. Бунге на посту министра финансов: экономическая поддержка крестьянства; поощрение сельскохозяйственного экспорта; поощрение промышленности и железнодорожного строительства. Завершение промышленного переворота. Превращение России в аграрно-индустриальную страну.

Основные понятия: Земский собор, контрреформы, «циркуляр о кухаркиных детях», инфляция, подушная подать, аграрно-индустриальная страна

Тема 10. Начало эпохи последнего царствования (1 час)

Личность последнего российского императора. Экономические реформы С.Ю.Витте: введение золотого обеспечения рубля; учреждение винной монополии; строительство транссибирской железнодорожной магистрали. Внешняя политика Николая II: Гаагская конференция 1899 г.; дальневосточное направление.

Органы государственного управления самодержавной монархии. Административно-территориальное деление. Кризис сословного общества. Положение рабочего класса. Всеобщая перепись населения 1897 г., Россия и объединение Германии. Российско-британские отношения. Возобновление «Союза трёх императоров» и Договор перестраховки. Сближение России с Францией.

Основные понятия: монархическая власть, Государственный совет, Комитет министров, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Правительствующий Сенат, губерния, уезд, сословия, классы, концерт» мировых держав, «Союза трёх императоров», Тройственный союз, Договор перестраховки, военная конвенция, золотое обеспечение, винная монополия, Транссиб, международная конференция по ограничению гонки вооружений, Международный суд

Тема 11. Общественное движение в России (1 час)

Марксизм. Первые русские марксисты. В.И.Ленин: начало революционной деятельности. Возникновение РСДРП.

Основные понятия: социализм, народничество, марксизм

Тема 15. Российская культура II-ой половины XIX века (2 часа)

Развитие образования: достижения и проблемы. Рост международного признания достижений российской науки.

Появление великих русских романов: творчество И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Расцвет жанров рассказа и пьесы в творчестве А.П.Чехова.

Русские художники: стилевое и жанровое разнообразие творчества; рост общественной активности и признания значимости (Товарищество передвижных художественных выставок).

Возрождение традиций древнерусской архитектуры (А.Н. Померанцев, В.Г. Шервуд). Реализм в скульптуре (М.О. Микешин, А.М. Опекушин).

Расцвет русской оперной, балетной и симфонической музыки: композиторы «Могучей кучки»; П.И.Чайковский – самый знаменитый русский композитор.

Создание К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского общедоступного Художественного театра.

Начало карьеры Ф.И.Шаляпина – самого выдающегося русского певца.

Основные понятия: сеть учебных заведений, гимназии, прогимназии, нобелевская премия, реальные училища, «передвижники», реализм, импрессионизм, псевдорусский стиль в архитектуре, «Могучая кучка»

Обобщение. Россия во II-й половине XIX века (1 час)
Учебно-методическое обеспечение
1. Карта «Россия в первой половине XIX века»

2. Схема «Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века»

3. Схема «Сословия российского общества»

4. Карта «Отечественная война 1812 года» схема «Бородинское сражение»

5. Схема «Стадии промышленного производства»

6. Карта «Россия во второй половине XIX века»

7. Карта «Крымская война»

8. Схема «Подготовка реформы 1861 г.»

9. Схема «Судебная система»

10. Схема «Органы местного самоуправления»

11. Карта «Развитие капитализма в России после реформы 1861 года»

12. Схема «Организации и деятельность народников»

13. Схема «Сословия в России»

14. Схема «Внешняя политика России во второй половине XIX века

Литература


  1. Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967.

  2. Кропоткин П. А. Записки революционера (любое издание).

  3. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997.

  4. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. М. Сперанского. М., 1991.

  5. Томсинов В. А. Временщик. А. А. Аракчеев. М., 1996.

  6. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

  7. Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. М., 1988.

  8. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М., 1987.

  9. Жилин П. А. Кутузов. М., 1978.

  10. Василич Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. М., 1991.

  11. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. М., 1979.

  12. Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. М., 1990.

  13. Федоров В. А. Декабристы и их время. М., 1992. Восточный вопрос во внешней политике России. М., 1978.

  14. Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. Л., 1990.

  15. Зверев Б. И. Севастопольская оборона 1854—1855 годов. М., 1956.

  16. Ляшенко Л. М. Революционные народники. М., 1989.

  17. Ляшенко Л. М. Царь-освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

  18. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история России, литература, искусство).

  19. Хрестоматия по истории России XIX века.

  20. Книга для чтения по истории России XIX века.

  21. История России в лицах. X—XX вв. Биографический словарь. М., 1997.

  22. Российские самодержцы. 1801—1917. М., 1993.

  23. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991.

  24. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX в. М., 1997.

  25. Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневники. 1853-1855. М., 1990.

  26. Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.


Интернет ресурсы по истории России XIX в.
1. http://fershal.narod.ru/ Собрание мемуаров русских авторов, а также воспоминаний иностранцев, посещавших Россию (XVIII - сер. XIX века).

2. http://scepsis.ru/library/id_1421.html Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций

3. http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm Электронное пособие освещает основные проблемы российской истории XIX века: война 1812 г., восстание декабристов, Крымская война, либеральные реформы и отмена крепостного права, общественное движение. Планы 43 уроков по темам курса, иллюстрации, вопросы, карты

4. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html Библиотека, художники-баталисты - в картинной галерее проекта посетитель может ознакомиться с живописными произведениями таких мастеров кисти, как А.Адам, В.Верещагин, П.Гесс, Ф.Гойя, Ф.Рубо, Х.Фабер дю Фор.

5. http://www.hrono.ru/dokum/konst_mur.html Исторический документ: проект конституции, написанной Н. Муравьевым, декабристом, членом Северного общества.

6. http://www.hrono.ru/dokum/ru_pr1825.html Исторический документ: проект конституции, разработанной П. Пестелем, руководителем Южного общества декабристов.

7. http://decemb.hobby.ru/ Музей декабристов.

8. http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/index.htm Николай I и его время (документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков).

8. http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.html Крымская война: предпосылки, вооружение сторон, основные сражения, итоги.

9. http://grandwar.kulichki.net/kavkaz/index.html Кавказская война 1817-1864 гг.: предпосылки, тактика, вооружение, итоги.

10. http://www.hrono.ru/dokum/19_02_1861.html Исторический документ: Манифест 19 октября 1861 года об освобождении крепостных крестьян.

10. http://grandwar.kulichki.net/turkwar/index.html Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: предпосылки, вооружение сторон, ход войны, итоги.

11. http://dinastya.narod.ru/ Император Александр III.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconПрограмма история России. XIX век. 8 класс (44 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа по истории Агибалова Евгения Дмитриевича
«История», а также авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А. И....
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-х классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Истории России. XIX век (1800-1900 гг.); истории Нового времени (1800-1913) (8 класс)
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconПрограмма курса «История России 19 век» и«Новейшая история»
Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа по истории (6-9 класс) 2014-2015 учебный год
Г. История России XVI – XVIII вв. –М: Просвещение -2013.  Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: Учеб для 8 кл общеобразоват...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconМетодика преподавания бурятского языка раздел 1
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской...
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов iconРабочая программа по истории России XIX в для 8-х классов базовый уровень
Настоящая рабочая программа курса «История России XIX в.» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений История....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск