Скачать 285.42 Kb.
|
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова На правах рукописи Ипатова Анна Алексеевна Мода на японию как социокультурный феномен современного российского общества Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва – 2010 Диссертация выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Научный руководитель: доктор культурологии Корнилов Олег Александрович Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Багновская Нела Михайловна доктор культурологии, доцент Гуревич Татьяна Михайловна Ведущая организация: Государственный университет Высшая школа экономики Защита диссертации состоится « ___ » ____________ 2010 г. в ___ часов ___ минут на заседании диссертационного совета Д.501.001.28 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119192 г. Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _____. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Автореферат разослан « ___ » ____________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Жбанкова Е.В. ОБЩАЯ ХаРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Во всем мире в настоящее время происходят процессы глобализации, которые несут принципиальные изменения как во внутриполитическом устройстве практически каждой страны, так в экономике и культуре. Сегодня ни одно, даже самое экономически сильное государство, не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. С одной стороны, процесс открытия культурных границ, интенсификация культурных контактов, заимствование новых ценностей и шедевров, общение между представителями разных культур способствуют взаимному обогащению. С другой – чрезмерное, насильственное заимствование чуждых ценностей может быть угрозой самой культуре, ее самобытности. В духовной жизни России, которая благодаря географическому положению находится на стыке западной и восточной культур, исторически заложены две основные тенденции: интерес к Востоку и интерес к Западу. Ценностные ориентиры, предлагаемые западной цивилизацией, не способны полностью удовлетворить духовные запросы современного российского общества, о чем было впервые в новейшей истории России заявлено с трибуны Х Всемирного русского народного собора. По мнению многих исследователей, Запад сегодня переживает цивилизационный кризис, причина которого – утрата духовной основы, а именно христианства. Своего рода реакцией массового сознания на это стал повышенный интерес к Востоку, на фоне которого особенно выделяется интерес к Японии, который даже приобрел терминологические обозначения: «японофилия», «японизм», «жапонизм». Этим фактом и обуславливается актуальность работы. Объектом данного диссертационного исследования является сам феномен интереса современного российского общества к японской культуре, которому дано название «мода на Японию». Предметом исследования послужили элементы духовной и материальной культуры Японии, трансформированные русской культурой в процессе их заимствования. Вопрос о русско-японских культурных взаимоотношениях довольно скудно освещен в отечественной и зарубежной науке. Связано это с тем, что Япония на протяжении почти всего ХХ века находилась с Россией в геополитическом противостоянии, а исследования в области культуры, философии, истории и менталитета японцев вызывали значительные трудности. Тем не менее, такие исследования проводились. Наиболее детально в российском японоведении описаны русско-японские литературные связи. Приоритет в разработке этой тематики принадлежит Николаю Ивановичу Конраду, который возглавил советское японоведение, воспитал целую плеяду ученых, сохранил и опубликовал труды своих коллег. Его легендарная работа «Японская литература в образцах и очерках»1, впервые опубликованная в 1927 году, до сих пор считается классическим исследованием взаимоотношений России и Японии. Способствовала изучению истории взаимоотношений Запада и Востока другая его известная книга «Запад и Восток», вышедшая в 1966 году. Большой вклад в изучение взаимоотношений России и Японии в области культуры внесла Т.П. Григорьева2, автор ряда работ о Японии и японской культуре: «Дао и логос (встреча культур)», «Движение красоты: Размышления о японской культуре», «Красотой Японии рожденный», «Япония: путь сердца», «Японская литература XX века: Размышления о традиции и современности», «Японская художественная традиция» и др. В настоящее время проблемы русско-японского культурного взаимодействия плодотворно изучаются учеными Ассоциации японоведов, среди которых можно отметить А.Н. Мещерякова3, автора многих книг, например, «Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма)», «Древняя Япония: культура и текст», «Книга японских символов. Книга японских обыкновений» и др.; Э.В. Молодякову4, которая уже многие годы является главным редактором Ежегодника «Япония», выпускаемого при поддержке Японского фонда; А.Е. Куланова5, интересы которого в большей степени сосредоточены на современной Японии; а также В.Э. Молодякова6, автора многочисленных монографий о взаимоотношениях России и Японии, например, «Россия и Япония: Золотой век», «Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений» и др. Его книга «“Образ Японии” в Европе и России второй половины XIX − начала XX века» явилась для настоящего исследования бесценным подарком. Научно-теоретическую базу для данного диссертационного исследования составили труды, ставшие уже классическими для современной культурологии: «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, «Судьба России» Н.А. Бердяева, «Закат Европы» О. Шпенглера, «Цивилизация перед судом истории» А.Дж. Тойнби, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Русская культура» Д.С. Лихачева, «Человек. Цивилизация. Общество» П.А. Сорокина, «Культура и взрыв» Ю.М. Лотмана, «Смерть Запада» П. Бьюкенена и многие другие7. Научная новизна определяется тем, что до настоящего времени элементы материальной и духовной культуры Японии, проникшие на уровень бытовой культуры современной России, изучались отдельно, вне их взаимосвязи. Традиционно исследования посвящались рассмотрению истории и смысла таких элементов культуры Японии, как, например, оригами, икэбана, нэцкэ, а также описанию различных ритуалов: чайной церемонии, синтоистских обрядов, боевых искусств. Много трудов описывают Японию в целом или ее историю. Существует значительное число исследований о Японии, в которых изложены личные взгляды на ее культуру, биографические заметки, общие впечатления и т.д. В данном диссертационном исследовании впервые предпринята попытка рассмотреть проникающие в российское культурное пространство элементы духовной и материальной культуры Японии в рамках двух структурированных целостностей. Первая из них – «мода на Японию» как целостный социокультурный феномен, являющийся одной из реализаций общекультурной универсалии – возникновения в том или ином обществе повышенного интереса к какой-либо чужой культуре в ее целостности. Вторая – «инокультура как макрообъект моды». Новизна работы обусловлена и ее междисциплинарным характером, так как изучение вышеназванных категорий потребовало обращения к данным ряда смежных областей знания: психологии, социологии, теории моды, истории и др. Цель исследования видится автором в комплексном описании и анализе социокультурного феномена моды на японскую культуру в современной России, его истории, которую мы проследили на фоне взаимоотношений обеих стран, а также в попытке объяснения причин появления данного феномена и оценке его последствий для развития российской культуры. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: ● доказать наличие повышенного интереса к японской культуре в современной России, а также, что этот повышенный интерес может быть терминологически определен как «мода»; ● выяснить, является ли феномен моды на японскую культуру в России явлением исключительно российским или это некая социокультурная универсалия, для чего видится необходимым проследить развитие этого феномена по двум осям координат – временной и пространственной (в Европе с середины XIX века до начала ХХ века; в России с момента его зарождения в конце XIX века до наших дней); ● провести социологическое исследование с целью выявления основных элементов материальной и духовной культуры Японии, к которым проявляется наибольший интерес в современном российском обществе, а также кратко описать эти элементы; ● охарактеризовать современный образ Японии в России и объяснить причины появления именно такого образа; ● провести типологическое сравнение русской и японской культур с использованием параметров измерения культур и ценностных ориентаций с целью обнаружения возможных причин глубинного интереса русских к японской культуре; ● произвести оценку феномена моды на Японию в современной России и описать возможные варианты его последствий. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: историко-описательный метод (использовался при описании феномена повышенного интереса к японской культуре в Европе и России); структурно-функциональный метод (с помощью которого культура представляется целостной системой, а ее предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи и с точки зрения выполняемых ими функций); метод культурологической интерпретации (заключающийся в описании того или иного исторического факта, социального или психологического феномена с позиций культурологической науки); а также метод ассоциативного анкетирования (респондентам было предложено написать десять слов, которые для них наилучшим образом характеризуют Японию). Общую структуру работы определил сравнительно-исторический подход к анализу материала (как в синхронии – сопоставление интереса к Японии в России и Европе, так и в диахронии – анализ развития феномена моды на Японию в России). Материалом для исследования послужили: ● архивные документы (первые записки путешественников и исследования Японии8, сборники статей в журналах9 и др.); ● книги, посвященные культуре Японии, выпущенные в России за период с XIX века до наших дней; ● данные двух опросов, проведенных нами на новостных сайтах www.overview.ru и www.animeblog.ru в 2007 и 2010 годах соответственно; ● информация, собранная на мероприятиях, посвященных культуре Японии в Москве (выставки японского искусства, показы японских фильмов и др.); ● тексты современных СМИ, включающие в себя как печатные издания, так и интернет-ресурсы. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что рассматриваемая проблема представлена в нем как в значительной мере универсальная (мода на инокультуру как феномен), и применяемый в нем подход может быть использован при анализе взаимодействия других культур. Кроме того, настоящая научная работа может служить теоретической основой для осмысления и прогнозирования динамики культурного взаимодействия России и Японии. Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут найти применение в учебных дисциплинах вузов, быть внедрены в курсы по теории и практике межкультурной коммуникации, культурной антропологии, этнологии, культурологии, спецкурсы и семинары, а также использоваться при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Достоверность полученных результатов диссертационного исследования определяется таким анализом конкретного фактического материала, который учитывает теоретические данные, накопленные в разных отраслях современной культурологии. В ходе исследования сформулированы и выносятся на защиту следующие положения. 1. Современное российское общество переживает всплеск интереса к японской культуре, что позволяет говорить о таком социокультурном явлении, как «мода на Японию». 2. Феномен моды на Японию не является уникальным российским явлением и имеет историческую традицию, как в России, так и в странах Европы. 3. Динамика интереса к культуре Японии в России детерминирована исторически и в значительной степени отражает характер культурных, политических и экономических отношений этих стран. Кратко она может быть представлена следующим образом: возникновение в конце XIX века повышенного интереса к Японии (мода на все «японское» пришла из Европы); устойчивый интерес до Первой мировой войны (подогреваемый интересом к сопернику); спад интереса после образования СССР вплоть до конца Второй мировой войны; новый этап интереса в 60-е годы, который развивался по нарастающей до распада СССР; мода на Японию с конца ХХ века до наших дней. 4. В современном массовом сознании россиян существует образ Японии, основанный на стереотипах о «сказочной Японии» и Японии как страны, «гармонично сочетающей новацию и традицию». Вместе с тем, прослеживается тенденция к постижению «настоящей» Японии, что отражает качественные изменения в культурных запросах россиян. 5. Интерес к Японии в России – явление закономерное. Он проистекает из типологических особенностей двух культур, выявляемых с помощью различных измерений культур и так называемого сканирования их культурных парадигм. 6. Данный феномен моды на Японию следует оценивать исключительно положительно, поскольку он стимулирует поиск новой русской национальной идеи и места России в современном глобальном мире. Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты исследования были обобщены в докладах, представленных на конференциях «Ломоносов–2007» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, апрель 2007), «Ломоносов–2009» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, апрель 2009), «Языки в современном мире–2009» (Коломенский государственный педагогический институт, Коломна, май 2009), «Язык и межкультурная коммуникация–2009» (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, ноябрь 2009), «Россия и Запад: диалог культур» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, ноябрь 2009). По теме диссертации в научных сборниках опубликовано пять работ. Структура диссертации. Диссертация общим объемом в 240 страниц состоит из следующих разделов: введение, четыре главы, заключение, библиографический список, включающий 292 наименования, и приложения, содержащие материалы, которые использовались при проведении исследования: репродукции картин, поэтические тексты, результаты социологических опросов и т.д. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновываются актуальность и новизна темы диссертационного исследования, его цели, задачи, теоретическая и практическая ценность, дается представление о структуре и содержании работы, определяются методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту. В главе 1 «Мода на национальную культуру как социокультурный феномен в контексте глобализации» обосновывается целесообразность использования термина «мода» в качестве названия для феномена повышенного интереса к японской культуре в современной России. Глава состоит из трех частей. Первая часть посвящена феномену моды как социокультурному явлению. Мода – явление комплексное, многоаспектное, пронизывающее многие сферы человеческой жизни. Доктор психологических наук М.И. Килошенко, научным интересом которой является психология моды, определяет моду как «существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры»10. В последние десятилетия представители различных областей знаний, будь то социология, психология, история, философия, культурология, дизайн, искусство и других, все чаще оперируют термином «мода». Вопреки распространенному мнению, мода не только и не столько относится к костюму. К примеру, А.Б. Гофман, известный теоретик моды, отмечал моду на различные научные теории и течения11. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона мы находим ту же идею: «Нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния моды… вплоть до наиболее ходких в данный исторический момент философских учений или поэтических произведений»12. В данной работе мы употребляем термин «мода», трактуя его как повышенный интерес значительного числа членов общества к какому-либо явлению, являющийся для них на определенном этапе их жизни неким объединяющим фактором, который отразился на их культурной жизни. В этой же части главы дано описание таких социокультурных функций моды, как социально-позиционирующая, повышения престижа, социализации, семиотическая, адаптационная и катализирующая. Обозначены три сферы, в которых реализуется понятие «модности»: сфера эстетического восприятия, сфера интеллектуальной деятельности и материально-бытовая сфера. Развивая теоретическую модель моды А.Б. Гофмана, состоящую из «модных стандартов», «модных объектов», «модных значений», «модных ценностей» и «поведения участников моды»13, мы предложили идею выделения категории «макрообъект моды». То есть такой совокупности модных объектов, принадлежащих к различным сферам культуры, которые ввиду наличия общего связующего звена складываются в мозаику и образуют целостную картину. Таким своего рода макрообъектом может выступать культура целой страны. Вторая часть первой главы посвящена понятиям «культура» и «национальная культура». С.Г. Тер-Минасова определяет культуру как «совокупность результатов деятельности человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни»14. По мнению академика Д.С. Лихачева, культура – «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства»15. Именно в таком, широком антропологическом и этнографическом смысле мы понимаем культуру в данной работе. В этой части рассматриваются и составные элементы культуры, ее типологии, взаимоотношения культуры и цивилизации, описаны восточный и западный типы цивилизации и различные понимания сущности культуры на Западе и Востоке. Если для Запада культура создается человеком параллельно натуре (природе), и, создавая альтернативу природе, человек, таким образом, противостоит ей, то для Востока смысл культуры – в гармоничном слиянии человека с природой. В восточном миропонимании основа культуры не возделывание человеком окружающего мира, а затем и своей души, а угадывание в природе узоров Неба и Земли и перевод их в символы. Творец китайской культуры – не возделыватель, преобразователь, а чуткий «радар», распознающий и транслирующий движение жизненных сил природы. Такому пониманию сути культуры созвучна и японская традиция, призывающая художника или поэта «уловить ритм вселенских метаморфоз, настроиться на их волну и отразить в своем творении, оставшись лишь медиатором высшего космического разума»16. В третьей части первой главы говорится о том, что развитие массовой культуры, сама ее сущность, детерминированы запросами современного общества. Отмечено, что сам феномен массовой культуры неразрывно связан с тенденциями глобализации и может рассматриваться как способ существования современного общества в условиях процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. В этой части главы содержится и характеристика категории, являющейся составной процесса глобализации и называемой культурной модернизацией и культурной универсализацией. Особое внимание уделено таким понятиям, как «глобальная культура» и «глобализация культуры», рассмотрены проблемы национальных и этнических культур, возникающие в условиях глобализации. |
Изменение типа личности в процессе трансформации российского общества (социокультурный анализ) Охватывают как развитые, так и развивающиеся страны | Темы для рефератов по философии науки Наука как социокультурный феномен | ||
Темы рефератов по «Педагогике физической культуры» для студентов 3 курса дневного обучения Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс | Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный... | ||
Рефератов и философских сочинений тема философия как социокультурный... Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в развитии античной философии | Рабочая программа дисциплины «социология» Отличительной чертой курса является демонстрация возможностей социологических теорий в понимании современного российского общества... | ||
Н. А. Романович Российская академия народного хозяйства и государственной... Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:... | Сценарий Перспективы модернизации Конституции РФ (права человека... Сценарий Конституционализм как феномен правовой культуры современного общества | ||
Т. Ю. Сидорина Рассматривая особенности развития общества в разные... В (пост)современном обществе появляются симптомы феномена, получившего название «конец труда». Этот феномен можно рассматривать как... | 3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | ||
Меценатство в России как социокультурный феномен Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных... | Пояснительная записка в последнее время все более актуальной становится... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества пос. Чульман | ||
Программа "Одаренные дети" система работы школы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | ||
Темы рефератов Конвергенция в сми. Современные аспекты и подходы.... Диалогизация медиасреды как основополагающая характеристика современного информационного общества | Заседания Правления Российского Общества дерматовенерологов г. Нижний... Президент Российского Общества дерматовенерологов, академик рамн, профессор Кубанова А. А |