«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена





Скачать 176.54 Kb.
Название«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена
Дата публикации09.03.2016
Размер176.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)
Философский факультет

УТВЕРЖДЕНА

Приказом ректора

от 28.11.2011 № 01-244/а


ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК




Для аспирантов, работающих в области социальных наук

Москва 2011

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


Дополнительная программа

к программе, утвержденной ВАК

(социальные науки)

Составители А.И. Алешин, д. филос. н., профессор;

Е.Н. Ивахненко, д. филос. н., профессор;

Н.И. Кузнецова, д.филос. н., профессор;

В.П. Филатов, д. филос н., профессор.

Дополнительная программа утверждена на заседании

Совета факультета

29.09. 2011 г., Протокол № 2
Программа одобрена и рекомендована для

опубликования на заседании Научно-методического совета

по аспирантуре и докторантуре

23.11.2011, протокол № 1

© Российский государственный

гуманитарный университет 2011

© Коллектив авторов

Целевая установка и организационно-методические указания
Цель дисциплины

Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки и самосознании ее творцов.

Учебные задачи дисциплины:

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- овладение слушателями системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования продуктивных методологических установок в будущей профессиональной деятельности;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины аспирант формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов гуманитарных, социальных и технических наук при решении профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ:

- роль и место науки в общественном развитии;

- общие проблемы философии науки и персоналии;

- основные периоды истории философии науки;

- наиболее важные концепции философии науки;

- источниковую базу.

УМЕТЬ:

- применять философскую методологию и общенаучные методы исследования в разных областях научного знания;

- актуализировать собственные знания на основе изучения новых источников по истории философии науки и использования мультимедийных средств обучения;

- применять сравнительно-исторический, герменевтический и другие методы интерпретации текстов.

ВЛАДЕТЬ:

- научным категориальным аппаратом и общенаучными методами научного исследования;

- навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности.



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ,

ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Наименование

всего часов

уч. занятий


в том числе

уч. занятий с

преподавателем

в том числе по видам учебных занятий


самостоятельная

работа

лекции

семинары

практич.

занятия

зачет

(экзамен)

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин.


4




2









2

Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании



6




2









4

Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.


4




2









2

Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук


8




4









4

Тема 5. Модели человека в социальных науках.


4




2









2

Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв.


12




6









6

Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании


8




4









4

Тема 8. Социальное познание и идеология


12




6









6

Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания.


12




6









6

Всего:

70




34









36



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин.

Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.

Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития социальных наук.
Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании

Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера.

Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки.
Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.

Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Типологические процедуры. Методология «идеальных типов» М. Вебера.

Объяснение – главная функция науки. Цель социальных наук: объяснить человеческое социальное действие и результаты социального действия. Основные виды объяснения: объяснение через закон, функциональное объяснение, генетическое объяснение.

Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее объяснение» (М. Вебер,) и структурно-функциональное объяснение (Э. Дюркгейм). Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия.
Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук

Критика «исторического разума» Дильтея, его трактовка понимания как основного метода «наук о духе». М. Вебер и «понимающая социология». Проблема понимания в экономической науке. «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия и объяснения.
Тема 5. Модели человека в социальных науках.

Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

Модели «экономического человека» и теория рационального выбора

Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. Дилемма заключенного. «Трагедия общин» и логика коллективного действия. Проблемы «безбилетника» и «оппортунистического поведения» и их решение в концепции социального капитала.
Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв.

Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)).

Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (неокантианство).

Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (натурализм, структурализм).

Понятие о критическом и конструктивном рационализме. Различие биологической и социальной/культурной эволюции. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Значение непреднамеренных следствий в социальных изменениях
Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании

Концепт истины в социальном знании и условия его использования. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины в социальных науках.
Тема 8. Социальное познание и идеология

Идеология и социальное знание: концепции К. Маркса, К. Мангейма и др. Понятие «критической теории» (Франкфуртская школа).

Современные трактовки идеологии. Повышение роли социального знания в обществе.
Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания.

Взаимодействие (столкновение) цивилизаций, процесс глобализации и интенсивной информатизации, меняющиеся взаимосвязи индивида, рынка и государства.

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии. Аудиторные лекционные занятия проводятся с разбором конкретных ситуаций с использованием ПК и компьютерного проектора. Используется проблемный метод изложения лекционного материала. Аудиторные занятия могут проходить в интерактивном режиме с включением в них:

  • дискуссий аспирантов по отдельным вопросам;

  • анализа реальных проблемных ситуаций (Case-study).

Самостоятельная работа аспирантов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации, помощь в подготовке рефератов), а также индивидуальную работу аспиранта в компьютерном классе или библиотеке.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Философия : учебник по дисциплине "Философия" для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальности и направлению подготовки / [В. Д. Губин и др.] ; под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007. - 828 с. - (Disciplinae).
Философия социальных и гуманитарных наук : [учеб. пособие для вузов] / [Лебедев С. А. и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Акад. проект, 2006. - 910 с. - (Gaudeamus).
Микешина Л. А.    Философия науки : Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция, 2005 ; : Моск. психол.-соц. ин-т ; : Флинта. – 463 с.
Кохановский В. П.    Философия науки : учеб. пособие / Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. - Изд. 2-е. - М. : МарТ, 2006 ; : МарТ. - 492 с. - (Учебный курс).
История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов и соискателей учен. степени канд. наук : в 4 кн. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. . - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008-2010. – 4 т.
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дарио Антисери и Джованни Реале ; в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. - СПб. : Пневма, 2003-.
   Т. 4 : От романтизма до наших дней / Джованни Реале и Дарио Антисери. - 2003. - XXX,849 с. : ил.
Дополнительная литература:
Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

Алле М. Экономика как наука. М.: Изд-во РГГУ, 1995.

Альберт Х. Трактат о критическом разуме. М., 2003

Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.

Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М., 2004.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2005.
Бурдье П. Практический смысл. СПб.-М., 2001. (Введение, Книга 1 «Критика теоретического разума»).

Бхагвати Д. В защиту глобализации. М., 2005

Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М., 2006

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Избранные произведения. М., 1990.

Гирц Клиффорд. Интерпретация культур. М., 2004.

Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М.: Высшая школа, 2006. 375 с.

Гудков Лев. Абортивная модернизация. М.: РОССПЭН, 2011. – 630 с.

Грей Д. Поминки по просвещению. М., 2003

Даррендорф Р. Homo Sociologicus // Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002

Деррида Ж. Призраки Маркса. М., 2006.

Кревельд Мартин ван. Рассвет и упадок государства. М.: РОСПЭН, 2006. – 544 с.

Кун Т.  Структура научных революций: Пер. с англ.  2 - е изд. М.: Прогресс. 1977. 300 с.

Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы

современного экономического знания. М., 2008

Латур Б. Нового времени не было. СПб., 2006.

Лал Дипак. Непреднамеренные последствия. М.: ИРИСЭН, 2007. – 388 с.

Линдси Дик. Глобализация: повторение пройденного. М.: ИРИСЭН, 2006. – 416 с.

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М.: Лабиринт. 1996. 432 с.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

Мизес Людвиг фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catalaxy, 1994. 416 с.

Мизес Людвиг фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск, 2007. (Введение, Гл. 1-4, 16).

Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., 2000.

Ницше и современная западная мысль. Сб. статей. СПб – М. : Летний сад, 2003. 592 с.

Нозик Роберт. Анархия, Государство и утопия. И.: ИРИСЭН, 2008. – 424 с.

Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук; Функциональная теория изменения/ Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ.М.: Прогресс-VIA, 1993. 187 с.

Право ХХ века. Идеи и ценности. М., 2001

Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994, Т.II, Вып. 4.

Фуко М.  Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. Спб.: A-cad. 1994. 406 с.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003

Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. И.: ИРИСЭН, 2006. – 644 с.

Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.,2003. Ч. 1.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997.
Справочная литература

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон, 2009.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

Ориентировочные вопросы для кандидатского экзамена по истории и философии науки (социальные науки)
1. Социокультурные факторы формирования социальных наук в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.
2. Роль естествознания как образца для СН. Позитивизм и натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития СН.

3. Природа ценностей. Сущее и должное, позитивное и нормативное в социальном познании. «Гильотина Юма». Принцип «свободы от оценок».М. Вебера.
4. Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможность спора о ценностях. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки
5. Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Методология «идеальных типов» М. Вебера
6. Объяснение социальных действий и результатов социальных действий. Основные виды объяснения в социальных науках
7. Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее» и структурно-функциональное объяснения. Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия
8. Понимание в герменевтике В. Дильтея. М. Вебер и «понимающая социология». «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия

9. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании
10. Модели «экономического человека» и рационального выбора. Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. «Трагедия общин» и логика коллективного действия
11. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)

12. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (неокантианство)
13. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (натурализм, структурализм)
14. Критический и конструктивный рационализм в социальных науках. Эволюционные подходы в СН. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Непреднамеренные последствия социальных действий
15. Концепт истины в социальном знании
16. Идеология и социальное знание: концепции К. Маркса, К. Мангейма и др.
17. Современные трактовки идеологии. Роль социального знания в жизни общества
18. Взаимодействие (столкновение) цивилизаций, процесс глобализации и интенсивной информатизации, меняющиеся взаимосвязи индивида, рынка и государства. Методологические проблемы междисциплинарных исследований в социальных науках



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства
Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 01 сентября 2000 г
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconО конкурсе «Результативность научной деятельности преподавателей рггу»
Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников федерального государственного...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconФамилия, имя, отчество полностью
«Российский государственный гуманитарный университет» в г. Элисте Республики Калмыкия (Филиал рггу в г. Элисте)
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 24 сентября 1999 г
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconДавид Эфраим Творчество Исаака Бабеля в автобиографическом, мемуарном и иудейском контекстах
Института филологии и истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconМинистерство образования российской федерации российский государственный...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconМетодика научно-исследовательской работы
Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconПрограмма развития бюджетное образовательное учреждение
Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский государственный гуманитарный университет
От составителей
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский художественный музей в современном социокультурном пространстве:...
Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconМинистерство профессионального образования, расстановки и подготовки...
Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconКлимова Светлана Мушаиловна Контактная информация: e-mail: Тел.:...
Ростовский государственный университет, философский факультет, философ, преподаватель философии
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconМетодические рекомендации для аспирантов прием 2012 г. Москва 2012
Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой...
«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск