Скачать 176.54 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) Философский факультет УТВЕРЖДЕНА Приказом ректора от 28.11.2011 № 01-244/а ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУКДля аспирантов, работающих в области социальных наук Москва 2011ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУКДополнительная программа к программе, утвержденной ВАК (социальные науки) Составители А.И. Алешин, д. филос. н., профессор; Е.Н. Ивахненко, д. филос. н., профессор; Н.И. Кузнецова, д.филос. н., профессор; В.П. Филатов, д. филос н., профессор. Дополнительная программа утверждена на заседании Совета факультета 29.09. 2011 г., Протокол № 2 Программа одобрена и рекомендована для опубликования на заседании Научно-методического совета по аспирантуре и докторантуре 23.11.2011, протокол № 1 © Российский государственный гуманитарный университет 2011 © Коллектив авторов Целевая установка и организационно-методические указания Цель дисциплины Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки и самосознании ее творцов. Учебные задачи дисциплины: Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: - овладение слушателями системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования продуктивных методологических установок в будущей профессиональной деятельности; Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В процессе освоения данной дисциплины аспирант формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - использование основных положений и методов гуманитарных, социальных и технических наук при решении профессиональных задач; - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: ЗНАТЬ: - роль и место науки в общественном развитии; - общие проблемы философии науки и персоналии; - основные периоды истории философии науки; - наиболее важные концепции философии науки; - источниковую базу. УМЕТЬ: - применять философскую методологию и общенаучные методы исследования в разных областях научного знания; - актуализировать собственные знания на основе изучения новых источников по истории философии науки и использования мультимедийных средств обучения; - применять сравнительно-исторический, герменевтический и другие методы интерпретации текстов. ВЛАДЕТЬ: - научным категориальным аппаратом и общенаучными методами научного исследования; - навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин. Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН. Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития социальных наук. Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера. Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки. Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках. Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Типологические процедуры. Методология «идеальных типов» М. Вебера. Объяснение – главная функция науки. Цель социальных наук: объяснить человеческое социальное действие и результаты социального действия. Основные виды объяснения: объяснение через закон, функциональное объяснение, генетическое объяснение. Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее объяснение» (М. Вебер,) и структурно-функциональное объяснение (Э. Дюркгейм). Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия. Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук Критика «исторического разума» Дильтея, его трактовка понимания как основного метода «наук о духе». М. Вебер и «понимающая социология». Проблема понимания в экономической науке. «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия и объяснения. Тема 5. Модели человека в социальных науках. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании. Модели «экономического человека» и теория рационального выбора Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. Дилемма заключенного. «Трагедия общин» и логика коллективного действия. Проблемы «безбилетника» и «оппортунистического поведения» и их решение в концепции социального капитала. Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)). Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (неокантианство). Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (натурализм, структурализм). Понятие о критическом и конструктивном рационализме. Различие биологической и социальной/культурной эволюции. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Значение непреднамеренных следствий в социальных изменениях Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании Концепт истины в социальном знании и условия его использования. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины в социальных науках. Тема 8. Социальное познание и идеология Идеология и социальное знание: концепции К. Маркса, К. Мангейма и др. Понятие «критической теории» (Франкфуртская школа). Современные трактовки идеологии. Повышение роли социального знания в обществе. Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания. Взаимодействие (столкновение) цивилизаций, процесс глобализации и интенсивной информатизации, меняющиеся взаимосвязи индивида, рынка и государства. Образовательные технологии При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии. Аудиторные лекционные занятия проводятся с разбором конкретных ситуаций с использованием ПК и компьютерного проектора. Используется проблемный метод изложения лекционного материала. Аудиторные занятия могут проходить в интерактивном режиме с включением в них:
Самостоятельная работа аспирантов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации, помощь в подготовке рефератов), а также индивидуальную работу аспиранта в компьютерном классе или библиотеке. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература Философия : учебник по дисциплине "Философия" для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальности и направлению подготовки / [В. Д. Губин и др.] ; под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007. - 828 с. - (Disciplinae). Философия социальных и гуманитарных наук : [учеб. пособие для вузов] / [Лебедев С. А. и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Акад. проект, 2006. - 910 с. - (Gaudeamus). Микешина Л. А. Философия науки : Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция, 2005 ; : Моск. психол.-соц. ин-т ; : Флинта. – 463 с. Кохановский В. П. Философия науки : учеб. пособие / Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. - Изд. 2-е. - М. : МарТ, 2006 ; : МарТ. - 492 с. - (Учебный курс). История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов и соискателей учен. степени канд. наук : в 4 кн. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. . - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008-2010. – 4 т. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дарио Антисери и Джованни Реале ; в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. - СПб. : Пневма, 2003-. Т. 4 : От романтизма до наших дней / Джованни Реале и Дарио Антисери. - 2003. - XXX,849 с. : ил. Дополнительная литература: Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. Алле М. Экономика как наука. М.: Изд-во РГГУ, 1995. Альберт Х. Трактат о критическом разуме. М., 2003 Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М., 2004. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2005. Бурдье П. Практический смысл. СПб.-М., 2001. (Введение, Книга 1 «Критика теоретического разума»). Бхагвати Д. В защиту глобализации. М., 2005 Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М., 2006 Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Избранные произведения. М., 1990. Гирц Клиффорд. Интерпретация культур. М., 2004. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М.: Высшая школа, 2006. 375 с. Гудков Лев. Абортивная модернизация. М.: РОССПЭН, 2011. – 630 с. Грей Д. Поминки по просвещению. М., 2003 Даррендорф Р. Homo Sociologicus // Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002 Деррида Ж. Призраки Маркса. М., 2006. Кревельд Мартин ван. Рассвет и упадок государства. М.: РОСПЭН, 2006. – 544 с. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. 2 - е изд. М.: Прогресс. 1977. 300 с. Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы современного экономического знания. М., 2008 Латур Б. Нового времени не было. СПб., 2006. Лал Дипак. Непреднамеренные последствия. М.: ИРИСЭН, 2007. – 388 с. Линдси Дик. Глобализация: повторение пройденного. М.: ИРИСЭН, 2006. – 416 с. Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М.: Лабиринт. 1996. 432 с. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994 Мизес Людвиг фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catalaxy, 1994. 416 с. Мизес Людвиг фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск, 2007. (Введение, Гл. 1-4, 16). Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., 2000. Ницше и современная западная мысль. Сб. статей. СПб – М. : Летний сад, 2003. 592 с. Нозик Роберт. Анархия, Государство и утопия. И.: ИРИСЭН, 2008. – 424 с. Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук; Функциональная теория изменения/ Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ.М.: Прогресс-VIA, 1993. 187 с. Право ХХ века. Идеи и ценности. М., 2001 Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968 Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994, Т.II, Вып. 4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. Спб.: A-cad. 1994. 406 с. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003 Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. И.: ИРИСЭН, 2006. – 644 с. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.,2003. Ч. 1. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997. Справочная литература Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010 Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон, 2009. Материально-техническое обеспечение дисциплины Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска). Ориентировочные вопросы для кандидатского экзамена по истории и философии науки (социальные науки) 1. Социокультурные факторы формирования социальных наук в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН. 2. Роль естествознания как образца для СН. Позитивизм и натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития СН. 3. Природа ценностей. Сущее и должное, позитивное и нормативное в социальном познании. «Гильотина Юма». Принцип «свободы от оценок».М. Вебера. 4. Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможность спора о ценностях. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки 5. Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Методология «идеальных типов» М. Вебера 6. Объяснение социальных действий и результатов социальных действий. Основные виды объяснения в социальных науках 7. Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее» и структурно-функциональное объяснения. Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия 8. Понимание в герменевтике В. Дильтея. М. Вебер и «понимающая социология». «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия 9. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании 10. Модели «экономического человека» и рационального выбора. Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. «Трагедия общин» и логика коллективного действия 11. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм) 12. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (неокантианство) 13. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (натурализм, структурализм) 14. Критический и конструктивный рационализм в социальных науках. Эволюционные подходы в СН. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Непреднамеренные последствия социальных действий 15. Концепт истины в социальном знании 16. Идеология и социальное знание: концепции К. Маркса, К. Мангейма и др. 17. Современные трактовки идеологии. Роль социального знания в жизни общества 18. Взаимодействие (столкновение) цивилизаций, процесс глобализации и интенсивной информатизации, меняющиеся взаимосвязи индивида, рынка и государства. Методологические проблемы междисциплинарных исследований в социальных науках |
Российский государственный гуманитарный университет философский факультет... Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные... | Российский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 01 сентября 2000 г | ||
О конкурсе «Результативность научной деятельности преподавателей рггу» Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников федерального государственного... | Фамилия, имя, отчество полностью «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Элисте Республики Калмыкия (Филиал рггу в г. Элисте) | ||
Российский государственный гуманитарный университет Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 24 сентября 1999 г | Давид Эфраим Творчество Исаака Бабеля в автобиографическом, мемуарном и иудейском контекстах Института филологии и истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Министерство образования российской федерации российский государственный... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Методика научно-исследовательской работы Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | ||
Программа развития бюджетное образовательное учреждение Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | Российский государственный гуманитарный университет От составителей | ||
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве:... Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего... | Министерство профессионального образования, расстановки и подготовки... Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | ||
Климова Светлана Мушаиловна Контактная информация: e-mail: Тел.:... Ростовский государственный университет, философский факультет, философ, преподаватель философии | Российский государственный гуманитарный университет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для аспирантов прием 2012 г. Москва 2012 Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет |