Методика научно-исследовательской работы





Скачать 250.79 Kb.
НазваниеМетодика научно-исследовательской работы
страница1/3
Дата публикации21.09.2013
Размер250.79 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

УТВЕРЖДАЮ
Ректор, профессор
___________________ Е.А. Малянов

«___»__________________ 201__ г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки – 034700 «Документоведение и архивоведение»

Профиль подготовки – «Документационное обеспечение управления»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная, заочная

Пермь, 2013

Часть 2.

Методическое обеспечение дисциплины

2.1. Методические указания для преподавателя
Эффективное освоение студентами учебного материала дисциплины производится посредством выполнения практических работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем, проведения промежуточной аттестации (выполнение контрольных работ по разделам, подготовка к зачету). Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах), разбор конкретных ситуаций и ошибок в заданиях практических и контрольных работ.
2.2. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Методика НИР» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

В лекциях раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает дискуссионность, свободный обмен мнениями. Студентам при подготовке к семинару следует сформировать свою точку зрения по каждому из вопросов, выносимых на обсуждение.

Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.

Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы с профессиональными документами различных видов в целях выявления, анализа и усвоения профессионально и учебно-значимой информации.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студента по более углубленному изучению теоретических основ и методов исследования объектов ДВ, АВ и ДОУ ( раздел 1, темы 2 и 3 ), системы информационного обеспечения научных исследований (раздел 2 , тема 5), основных направлений и организации научных исследований в области ДВ и АВ (раздел 3, тема 7).

Курс изучается студентами 2 курса дневного и заочного отделений в 3 семестре и предполагает сдачу зачета. Допуск к ним осуществляется при условии успешного выполнения всех практических работ, выступлений на семинарских занятиях и получения положительной оценки за контрольные работы.

    1. 2.3. Фонды оценочных средств для проведения

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

2.3.1. Вопросы для подготовки к зачету
1. Наука как сфера общественного познания, ее определение , функции, отличительные особенности. Классификация наук, ее назначение

2. Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности. Определения терминов «теория», «закон», «концепция», «идея», «факт», «гипотеза», «понятие», «суждение», «умозаключение», «аксиома», «парадокс»

3. Общая и частная методология науки

4. Структура научного знания, взаимосвязь между различными его уровнями. Научное и обыденное знание, их влияние друг на друга

5. Методологические принципы научных исследований

6. Научные исследования как многоаспектный многоэтапный процесс, их функции и классификация. Документоведческие исследования как частный случай научных исследований

7. Метод, методика, их определение. Классификация методов по различным основаниям

8. Программа научного исследования: методологический блок

9. Программа научного исследования: организационно-методический блок

10. Стратегические исследовательские планы, специфические исследовательские процедуры, их назначение и использование

11. Методы, рассматривающие документ в единстве содержания, формы и функционирования

12. Типологический метод изучения документов, общая характеристика и возможности использования

13. Метод информационного анализа документов, общая характеристика и возможности использования

14. Метод терминологического анализа документов, общая характеристика и возможности использования

15. Контент-анализ, общая характеристика и возможности использования

16. Библиографический метод изучения документов, общая характеристика и возможности использования

17. Наукометрический метод изучения документов, общая характеристика и возможности использования

18. Методы конкретно-социологических исследований в исследовании документов.

19. Выборочный метод, его назначение. Способы формирования выборочной совокупности, методика расчета ее объема

20. Системный метод и его использование

21. Методы исследования информационных потоков и массивов

22. Научное описание как фиксация результатов научного исследования, выраженных в понятиях конкретной научной дисциплины. Методы описания

23. Объяснение, его определение и назначение. Типы объяснений, используемых в научно-исследовательской работе

24. Методы анализа сложных зависимостей: корреляционный анализ, анализ динамики, факторный анализ

25. Композиция текста научного исследования как внутренняя логическая связь, раскрывающая замысел научной работы его структура

26. Структурирование текста научной работы как отражение логики исследования

27. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, используемых в научной работе

28. Правила оформления цитат, ссылок, сокращений, перечислений, числительных

29. Правила оформления списка использованных источников, приложений
2.3.2 Планы семинарских занятий
Семинарское занятие 1

Методологические основы научно-исследовательской работы

Цель занятия : изучить теоретические основы НИР, определить уровни методологии и структуру научного знания.

Вопросы к теме :

1. Наука как сфера общественного сознания: ее определение, функции, отличительные черты. Классификация наук. Информационная модель науки

2. Роль государства в развитии науки. Эмиграция научных кадров

3. Общая и частная методология науки

4. Структура научного знания, взаимосвязь между различными его уровнями

5. Научное мировоззрение, его характеристика. Этические проблемы науки

6. Перспективы развития науки
Список литературы :

1. Анисимов, О.С. Наука и методология // Анисимов, О.С. Основы методологического мышления / О.С. Анисимов. – М., 1989. – С. 5 – 35.

2. Бердишкевич, А.П.Российская наука: состояние и перспективы / А.П. Бердишкевич // Социол. исслед. – 2000. - № 3. – С. 118 – 123.

3. Вернадский, В.И. О научном мировоззрении // Вернадский, В.И. О науке. Т1 : научное знание. Научное творчество. Научная мысль / В.И. Вернадский. – М., 1997. – С. 10 – 67.

4. Воробьев, Г.Г. Наука как информационная система / Г.Г. Воробьев // Науч.-техн. информ. Сер. 1. – 2002. - № 2. – С. 1 – 9.

5. Воробьев, Г.Г. Наука на рынке / Г.Г. Воробьев // Библиотека в эпоху перемен : дайджест. – М., 2002. – Вып. 1. – С. 165 – 172..

6. Дротянко, Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных прикладных наук / Л.Г. Дротянко // Вопр. Философии. – 2000. - № 1. – С. 91 – 101.

7. Козлов, Г. Новые аспекты государственной научно-технической политики / Г. Козлов // Alma mater. – 2000. - № 4. – С. 26 – 49.

8. Митрохин, С.С. Как прекратить «утечку мозгов» /С.С. Митрохин // Упр. персоналом. – 2001. - № 10. – С. 16 – 19.

9. Наука как фактор экономического анализа // Пробл. теории и практики упр. - 2001. – № 3. – С. 32 – 36.

10. Наумова, Т.П. «Утечка мозгов» из российской науки / Т.П. Наумова // Социол. гуманит знания. – 2000. - № 5. – С. 54 – 68; 2002. - № 1. - С. 155 – 161.

11. Научные разработки завершены. Что дальше? // Упр. персоналом. – 2000. - № 1. – С. 22 – 25.

12. Наш ХХ век : [О развитии науки на рубеже веков] // Новая и новейшая история. – 2001. - № 4. – С. 31 – 38.

13. Пилипенко, А.В. пропорции в науке : Условия оптимизации соотношений между типами исследований / А.В. Пилипенко. – М., 1988. – С. 28 – 58.

14. Попова, И.П. Профессиональный статус научных работников – вариации поведения : Ориентиры сохранения науки в России / И.П. Попова // Социол. исслед. – 2001. - № 12. – С. 64 – 80.

15. Татаринов, Ю.Б. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований : логико – методол. аспекты / Ю.Б. Татаринов. – М., 1986. – С. 10 – 52.

16. Философия и методология науки : учеб. пособие для студентов высш учеб. заведений / под ред. В.И. Купцова. – М. : Аспект пресс, 1996. – 551 с.

17. Фоминых, Ю.Ф. Классификация наук / Ю.Ф. Фоминых // История и методология науки : межвуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1998. – Вып. 5. – С. 113 – 118.

Семинарское занятие 2

Методы научного исследования: история их становления и дифференциация

Цель занятия : изучить основные понятия методологии и типы научных исследований. классификацию их методов в зависимости от целей и задач исследования.

Вопросы к теме :

1. Научные исследования, их классификация и функции

2. Современные понятия методологии научных исследований

3. Классификация методов научных исследований

4. Общая характеристика методов научных исследований

Список литературы :

1. Зиновьева, Н.Б. Документоведение : учеб.-метод. пособие / Н.Б. Зиновьева. – М., 2001. – С. 174 – 178.

2. Лудченко, А.А. Основы научных исследований : учеб. пособие / А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примач. – Киев, 2001. – Разд. 1 – 5.

3. Основы научных исследований / под ред. Крутева В.И., Попова В.В. – М., 1989. – С. 56 – 64, 79 – 84.

4. Рабочая книга социолога. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.,1983.- Гл. 4.

5. Рузавин. Г.И. Методология научного исследования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Г.И. Рузавин.- М. : ЮНИТИ, 1999. – С. 4 – 89.

6.Тотт, В.С. Категории современной науки / В.С. Тотт, Э.П. Семенюк, Д.Д. Урсул. – М., 1984. – С. 3 – 28.

Семинарское занятие 3

Методы исследования документов

Цель занятия : изучить сущность и возможные направления применения методов анализа и обработки документов как объектов научных исследований

Вопросы к теме :

1. Виды документоведческих исследований

2. Роль контент-анализа в изучении содержания документов

3. Методы конкретно-социологических исследований и возможность их использования в исследовании документов

4. Метод экспертных оценок и его применение в документоведческих НИР

5..Библиографический и наукометрический методы изучения документов

Список литературы :

1. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А.Белановский. – М. : Магистр, 1998. - 271с.

2. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – М. : Тривола, 1998. – 226 с.

3. Зиновьева, Н.Б. Документоведение : учеб.-метод. пособие / Н.Б. Зиновьева. – М., 2001. – Гл. 7. – С. 174 – 206.

4. Зусьман, О.М. Библиографические исследования науки / О.М.Зусьман, В.А.Минкина. – СПб., 2003.- Гл. 2,3.

5. Зусьман, О.М. Социолого-науковедческие индикаторы и методы оценки научной деятельности и ее результатов / О.М. Зусьман, Т.В. Захарчук // Науч.-техн. информ.Сер.1. – 2001. - № 5. – С. 17 - 20.

6. Рожков, С.И. Библиометрические методы выявления и анализа научных направлений. – М., 1991. – 138с. – (Итоги науки и техники. Сер. «Информатика»; Т. 16).

7. Хайтун, С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы / С.Д. Хайтун. - М. : Наука, 1983. – 344 с.

8. Хайтун, С.Д. О возможностях наукометрического исследования соавторских публикаций / С.Д. Хайтун // Проблемы деятельности ученого и научного коллектива. – М., 1979. – Вып. 7. – С. 303 - 308 .

9. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1987. – С. 35 - 71.

2.3.3 Задания для практическ4их занятий

Практическое занятие 1

Анализ категорий и понятий научной статьи

(на примере научных статей в сфере ДОУ)
Основная цель работы – обеспечить освоение студентами понятийно-категориального аппарата науки

Методика и содержание работы.

Документоведческие исследования можно рассматривать как частный случай научных исследований, поэтому будущему специалисту-документоведу необходимо владеть языком науки. Это позволит ему в будущем на рабочем месте понимать и адекватно воспринимать новые научные достижения и грамотно оформлять различные виды научных работ.

Задание выполняется индивидуально. Для выявления понятий и категорий языка науки студенту предлагается проанализировать одну из научных статей, опубликованных в периодических изданиях по делопроизводству и ДОУ.

В процессе анализа статьи студент приводит характеристики следующих категорий и понятий языка науки:

а) понятие, вид понятия;

б) суждение, вид суждения;

в) умозаключение, вид умозаключения;

г) гипотеза;

д) парадокс, вид парадокса;

е) научная идея;

ж) теория;

з) закон.

В заключении делается вывод о качестве использования понятийно-категориального аппарата науки в данной научной статье.

Для выполнения практической работы студенту следует обратиться к следующим изданиям:

1. Волков, Ю.Т. Диссертация : подготовка, защита, оформление : практ. пособие / Ю.Т. Волков; под ред. Н.И. Загудова. – М., 2001. – Гл. 5.

2. Основы научных исследований / под ред. Крутева В.И., Попова В.В. – М., 1987. – С. 187 – 206.

3. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Г.И. Рузавин.- М. : ЮНИТИ, 1999. – С. 305 – 312.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика научно-исследовательской работы iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации...
Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня...
Методика научно-исследовательской работы iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Методика научно-исследовательской работы iconОтчет о научно-исследовательской работе
Двухфакторная многокритериальная методика аттестации научно-педагогических работников спбгу на основе показателей эффективности их...
Методика научно-исследовательской работы iconРабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы
Охватывают область будущих исследований; сложный вопрос, требующий разрешения, исследования
Методика научно-исследовательской работы iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методика научно-исследовательской работы iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Методика научно-исследовательской работы iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методика научно-исследовательской работы iconКонкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской...
Программы «старт-2013» (Направление «Информационные технологии»); способ размещения заказа открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской...
Методика научно-исследовательской работы iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Методика научно-исследовательской работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...
Методика научно-исследовательской работы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методика научно-исследовательской работы iconПоддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методика научно-исследовательской работы iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск