Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы





НазваниеРабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы
страница1/5
Дата публикации24.05.2015
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НЧОУ ВПО «АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине МЕТОДИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(наименование дисциплины)

по отрасли 09.00.00 – Философские науки

(шифр и наименование направления, отрасли)

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности по отрасли 09.00.00 – Философские науки и учебного плана АПСИ


Составители рабочей программы:

д.ф.н., профессор_________ ____________ Похилько А.Д.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета

(протокол №___ от «___»_______________20___г.)

Председатель Ученого совета

ректор, кандидат богословия, доцент _____________ Токарь С.П.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
«___»________20___г.

Армавир

2011

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………4

Тематический план…………………………………………………………....8

Содержание программы………………………………………………………9

Планы семинарских занятий………………………………………………...17

Вопросы к зачету………………………………………………………………21

Литература……………………………………………………………………...22

Глоссарий……………………………………………………………………….25

Приложения…………………………………………………………………….33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Методика научно-исследовательской работы» подготовлена в соответствии со специальностью 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры. Курс предусматривает выяснение специфики науки и изучение аспирантами методики получения нового научного знания.

Курс является методическим продолжением базовых курсов «Философия», «Философская антропология», «Религиоведение» и «Философия культуры». Современные теоретические, практические и воспитательные задачи делают актуальным научное изучение методических проблем аспирантами. Дисциплина имеет целью обеспечить изучение аспирантами достижений мировой и отечественной философско-антропологической мысли, привить умение использовать методологические положения философской антропологии, религиоведения и философии культуры в своей теоретической и профессиональной деятельности.

Цель: пополнить, развить и углубить знания аспирантов по проблеме научной методологии и методики выполнения научных работ, в частности, кандидатских диссертаций.

Главная задача дисциплины - дать аспирантам систему знаний, необходимых для формирования философской теоретической культуры.

Кроме того, следует подготовить аспирантов к преодолению серьезных трудностей в подготовке и защите диссертации.

1.2 Требования к знаниям и умениями обучаемого.

В ходе проведения данного курса необходимо выработать у аспирантов следующие представления, знаниям и умения:

Иметь представление:

  • о взаимосвязи науки и практики развития общества и культуры,

  • о методологии антропологического знания,

  • о соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности и особенностях проявления религии в современном обществе,

  • об опасности плагиата и необходимости самостоятельности мышления,

  • о написании научных статей,

  • о написании и оформлении диссертации,

  • о защите диссертации.

Знать:

  • определение понятий, перечисленных в глоссарии,

  • Положение ВАК о порядке присуждения ученых степеней,

  • правила библиографического описания,

  • основные этапы работы над диссертацией,

  • процедуру защиты диссертации.

Уметь:

  • применять основные положения методологических и методических знаний в научной, педагогической и повседневной деятельности;

  • использовать эти знания для анализа своего творческого роста,

  • планировать работу над диссертацией,

  • дискутировать,

  • написать научную статью,

  • подготовить монографию,

  • написать кандидатскую диссертацию.

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

Изложение материала опирается на вузовские дисциплины философия, религиоведение, философская антропология, философия культуры и другие. Такие межпредметные связи помогают адаптироваться к методике изучению сложных гуманитарных дисциплин. Предлагаемый курс был неоднократно прочитан в аспирантуре АПСИ. Он постоянно обновлялся с учетом духовных потребностей аспирантов, высказанных им пожеланий. При чтении курса был использован опыт работы школы культурной антропологии при кафедре философии и культурологии. Обучение обеспечивается основными видами учебных занятий: лекциями, семинарами, самостоятельной работой над содержанием курса.

Изучение дисциплины направляется на понимание многообразия мировоззренческих ориентаций, свойственных различным типам культур, с осмыслением их общечеловеческого, гуманитарного содержания.

Предусматривается проведение 20 лекционных занятий, 10 семинарских занятий, а также самостоятельная работа аспирантов в объеме 40 часов.
1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий.

Лекционный курс дисциплины включает в себя 20 тем и предназначен: дать систему научных знаний по методике изучения религиоведения, философской антропологии, философии культуры, стимулировать активную познавательную деятельность аспирантов, увязать изучение теоретических вопросов со спецификой становления профессиональных работников.

В изложении лекционного материала автор стремился всесторонне охватить все стороны научной работы, которые необходимы аспирантам.

В лекционном изложении рассматриваются: метод, методология и методика научного творчества; формирование самостоятельности мышления молодого ученого; реферирование научных текстов; написание научной статьи; работа над монографией; особенности методики работы над диссертацией; поиск научной информации для диссертации; элементы формальной логики в научной работе; написание и оформление диссертации; структура кандидатской диссертации; стиль и язык научной работы; научный аппарат диссертации; библиографическое описание и библиографическая ссылка; контрольные элементы диссертации; рассмотрение диссертации по месту выполнения; подготовка диссертации к защите; написание автореферата диссертации; предварительная экспертиза и представление диссертации к защите; подготовка доклада на защиту; процедура защиты.

Цель семинарских занятий: закрепление и углубление знаний, полученных в процессе лекций и самостоятельной работы аспирантов; привитие обучающимся умений самостоятельного поиска и анализа учебной информации; формирование и развитие у них научного мышления; умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение; развитие у них, необходимых в освоении избранной профессии и последующей теоретической и практической деятельности; осуществление контроля качества знаний аспирантов; обсуждение докладов, научных сообщений и рефератов.

Самостоятельная работа аспирантов производится с целью закрепления и углубления полученных знаний, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям.

В ходе проведения занятий используются возможности компьютера для демонстрации учебного материала с помощью мультимедийной системы в целях активизации, индивидуализации и интенсификации процесса обучения.

Форма отчетности по курсу - зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Темы

Всего часов

В т.ч. аудит.

часов

Самост. работа

Всего

аудит.

часов

Из них

Лекции

Семинары

1

Метод, методология и методика научного творчества

4

2

1

1

2

2

Формирование самостоятельности мышления молодого ученого

4

2

1

1

2

3

Реферирование научных текстов

4

2

1

1

2

4

Написание научной статьи

4

2

1

1

2

5

Работа над монографией

4

2

1

1

2

6

Особенности методики работы над диссертацией

4

2

1

1

2

7

Поиск научной информации для диссертации

4

2

1

1

2

8

Элементы формальной логики в научной работе

4

2

1

1

2

9

Написание и оформление диссертации

4

2

1

1

2

10

Структура кандидатской диссертации

4

2

1

1

2

11

Стиль и язык научной работы

4

2

1

1

2

12

Научный аппарат диссертации

4

2

1

1

2

13

Библиографическое описание и библиографическая ссылка

4

2

1

1

2

14

Контрольные элементы диссертации

4

2

1

1

2

15

Рассмотрение диссертации по месту выполнения

4

2

1

1

2

16

Подготовка диссертации к защите

4

2

1

1

2

17

Написание автореферата диссертации

4

2

1

1

2

18

Предварительная экспертиза и представление диссертации к защите

4

2

1

1

2

Всего

72

36

18

18

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. МЕТОД, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Наука как социокультурный феномен. Знание, познание и его формы. Научная рациональность. Возникновение науки как формы познания. Особенности античной и средневековой преднауки. Своеобразие науки Нового времени. Экстернализм и интернализм в понимании развития науки. Основные функции практики в процессе научного познания. Критерии научности знания. Проблема классификации наук и проблема периодизации истории науки.

Теоретический и эмпирический уровень познания. Поисковые исследования. Пути исследователя в науку. Обучение в аспирантуре и докторантуре. Взаимосвязь метода и методологии. Методика как составная часть методологии науки. Понятие научного творчества, его специфика. Методика научно-исследовательской работы и ее роль в подготовке научных кадров высшей квалификации.
ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Понятие автономности мышления и сознания. Традиции и новации в развитии науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Выбор места повышения квалификации молодого ученого. План работы над диссертацией. Положение о кандидатских экзаменах. Поиск литературы по теме диссертации. Поиск информации в Интернете. Значение консультаций с научным руководителем. Использование материалов лекций и семинаров для аспирантов как источник новой информации. Запрет на плагиат в науке. Понятие плагиата и его критерии.
ТЕМА 3. РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ
Понятие реферата, аннотации, конспекта, их сходство и отличие. Особенности реферирования научных текстов. Написание рефератов для кандидатских экзаменов. Оформление рефератов. Реферативные журналы, их роль в поиске и изучении отечественной и зарубежной литературы. Ключевые слова текста и их роль в определении информативности литературного источника. Подбор ключевых слов для поиска в сети Интернет.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации...
Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconОтчет о научно-исследовательской работе
Двухфакторная многокритериальная методика аттестации научно-педагогических работников спбгу на основе показателей эффективности их...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconРабочая программа по дисциплине ен. В2/ ен. В1/ЕН. В1 «Основы научно-исследовательской работы»
Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики (ЭМу) /140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconКонкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской...
Программы «старт-2013» (Направление «Информационные технологии»); способ размещения заказа открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconПоддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconРабочая программа учебной дисциплины «Организация и методика научно-педагогической...
Общая трудоемкость 3 зачетные единицы (108), аудиторных -38ч., лекционных 8ч., семинары – 30 ч., самостоятельная работа – 43 ч.,...
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Рабочая программа по дисциплине методика научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск