Скачать 0.58 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НЧОУ ВПО «АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине МЕТОДИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (наименование дисциплины) по отрасли 09.00.00 – Философские науки (шифр и наименование направления, отрасли) Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности по отрасли 09.00.00 – Философские науки и учебного плана АПСИ Составители рабочей программы: д.ф.н., профессор_________ ____________ Похилько А.Д. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета (протокол №___ от «___»_______________20___г.) Председатель Ученого совета ректор, кандидат богословия, доцент _____________ Токарь С.П. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) «___»________20___г. Армавир 2011 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………4 Тематический план…………………………………………………………....8 Содержание программы………………………………………………………9 Планы семинарских занятий………………………………………………...17 Вопросы к зачету………………………………………………………………21 Литература……………………………………………………………………...22 Глоссарий……………………………………………………………………….25 Приложения…………………………………………………………………….33 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Методика научно-исследовательской работы» подготовлена в соответствии со специальностью 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры. Курс предусматривает выяснение специфики науки и изучение аспирантами методики получения нового научного знания. Курс является методическим продолжением базовых курсов «Философия», «Философская антропология», «Религиоведение» и «Философия культуры». Современные теоретические, практические и воспитательные задачи делают актуальным научное изучение методических проблем аспирантами. Дисциплина имеет целью обеспечить изучение аспирантами достижений мировой и отечественной философско-антропологической мысли, привить умение использовать методологические положения философской антропологии, религиоведения и философии культуры в своей теоретической и профессиональной деятельности. Цель: пополнить, развить и углубить знания аспирантов по проблеме научной методологии и методики выполнения научных работ, в частности, кандидатских диссертаций. Главная задача дисциплины - дать аспирантам систему знаний, необходимых для формирования философской теоретической культуры. Кроме того, следует подготовить аспирантов к преодолению серьезных трудностей в подготовке и защите диссертации. 1.2 Требования к знаниям и умениями обучаемого. В ходе проведения данного курса необходимо выработать у аспирантов следующие представления, знаниям и умения: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Изложение материала опирается на вузовские дисциплины философия, религиоведение, философская антропология, философия культуры и другие. Такие межпредметные связи помогают адаптироваться к методике изучению сложных гуманитарных дисциплин. Предлагаемый курс был неоднократно прочитан в аспирантуре АПСИ. Он постоянно обновлялся с учетом духовных потребностей аспирантов, высказанных им пожеланий. При чтении курса был использован опыт работы школы культурной антропологии при кафедре философии и культурологии. Обучение обеспечивается основными видами учебных занятий: лекциями, семинарами, самостоятельной работой над содержанием курса. Изучение дисциплины направляется на понимание многообразия мировоззренческих ориентаций, свойственных различным типам культур, с осмыслением их общечеловеческого, гуманитарного содержания. Предусматривается проведение 20 лекционных занятий, 10 семинарских занятий, а также самостоятельная работа аспирантов в объеме 40 часов. 1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. Лекционный курс дисциплины включает в себя 20 тем и предназначен: дать систему научных знаний по методике изучения религиоведения, философской антропологии, философии культуры, стимулировать активную познавательную деятельность аспирантов, увязать изучение теоретических вопросов со спецификой становления профессиональных работников. В изложении лекционного материала автор стремился всесторонне охватить все стороны научной работы, которые необходимы аспирантам. В лекционном изложении рассматриваются: метод, методология и методика научного творчества; формирование самостоятельности мышления молодого ученого; реферирование научных текстов; написание научной статьи; работа над монографией; особенности методики работы над диссертацией; поиск научной информации для диссертации; элементы формальной логики в научной работе; написание и оформление диссертации; структура кандидатской диссертации; стиль и язык научной работы; научный аппарат диссертации; библиографическое описание и библиографическая ссылка; контрольные элементы диссертации; рассмотрение диссертации по месту выполнения; подготовка диссертации к защите; написание автореферата диссертации; предварительная экспертиза и представление диссертации к защите; подготовка доклада на защиту; процедура защиты. Цель семинарских занятий: закрепление и углубление знаний, полученных в процессе лекций и самостоятельной работы аспирантов; привитие обучающимся умений самостоятельного поиска и анализа учебной информации; формирование и развитие у них научного мышления; умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение; развитие у них, необходимых в освоении избранной профессии и последующей теоретической и практической деятельности; осуществление контроля качества знаний аспирантов; обсуждение докладов, научных сообщений и рефератов. Самостоятельная работа аспирантов производится с целью закрепления и углубления полученных знаний, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям. В ходе проведения занятий используются возможности компьютера для демонстрации учебного материала с помощью мультимедийной системы в целях активизации, индивидуализации и интенсификации процесса обучения. Форма отчетности по курсу - зачет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. МЕТОД, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Наука как социокультурный феномен. Знание, познание и его формы. Научная рациональность. Возникновение науки как формы познания. Особенности античной и средневековой преднауки. Своеобразие науки Нового времени. Экстернализм и интернализм в понимании развития науки. Основные функции практики в процессе научного познания. Критерии научности знания. Проблема классификации наук и проблема периодизации истории науки. Теоретический и эмпирический уровень познания. Поисковые исследования. Пути исследователя в науку. Обучение в аспирантуре и докторантуре. Взаимосвязь метода и методологии. Методика как составная часть методологии науки. Понятие научного творчества, его специфика. Методика научно-исследовательской работы и ее роль в подготовке научных кадров высшей квалификации. ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО Понятие автономности мышления и сознания. Традиции и новации в развитии науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Выбор места повышения квалификации молодого ученого. План работы над диссертацией. Положение о кандидатских экзаменах. Поиск литературы по теме диссертации. Поиск информации в Интернете. Значение консультаций с научным руководителем. Использование материалов лекций и семинаров для аспирантов как источник новой информации. Запрет на плагиат в науке. Понятие плагиата и его критерии. ТЕМА 3. РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ Понятие реферата, аннотации, конспекта, их сходство и отличие. Особенности реферирования научных текстов. Написание рефератов для кандидатских экзаменов. Оформление рефератов. Реферативные журналы, их роль в поиске и изучении отечественной и зарубежной литературы. Ключевые слова текста и их роль в определении информативности литературного источника. Подбор ключевых слов для поиска в сети Интернет. |
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации... Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня... | ||
Программа научно-исследовательской работы основной профессиональной... Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы | Отчет о научно-исследовательской работе Двухфакторная многокритериальная методика аттестации научно-педагогических работников спбгу на основе показателей эффективности их... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Рабочая программа по дисциплине ен. В2/ ен. В1/ЕН. В1 «Основы научно-исследовательской работы» Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики (ЭМу) /140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических... | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Конкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской... Программы «старт-2013» (Направление «Информационные технологии»); способ размещения заказа открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской... | Отчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Поддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Рабочая программа учебной дисциплины «Организация и методика научно-педагогической... Общая трудоемкость 3 зачетные единицы (108), аудиторных -38ч., лекционных 8ч., семинары – 30 ч., самостоятельная работа – 43 ч.,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» |