Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли»





Скачать 188.96 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли»
Дата публикации18.11.2014
Размер188.96 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

«История управленческой мысли»
Рекомендуется для направлений подготовки

080200.62 «Менеджмент»
Квалификация (степени) выпускника - бакалавр менеджмента.

Москва 2011

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 9 от 28 апреля 2011 года


Данную программу разработал заведующий кафедрой менеджмента Института международных экономических связей, доктор философских наук, доцент Эдуард Александрович Понуждаев.

© Понуждаев Э.А., 2011

© ИМЭС, 2011

Аннотация

программы дисциплины

«История управленческой мысли»

  1. Цели и задачи дисциплины:


Целью учебного курса является формирование базовых мировоззренческих и методологических представлений в области генезиса и истории управления, адекватных современному этапу развития менеджмента и выступающих предпосылкой эффективной профессиональной деятельности менеджеров всех уровней.

Задачи курса: руководствуясь принципом единства исторического и логического, познакомиться с основными этапами и направлениями развития управленческой мысли, трудами выдающихся представителей управленческой науки, постичь богатство и разнообразие национальных моделей менеджмента, специфические черты отечественной теории и практики управления, а также содействовать осмыслению вклада наиболее известных концепций и школ в развитие менеджмента как науки и искусства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «История управленческой мысли» относится к циклу профессиональных дисциплин (базовая часть, Б.3) и наряду с дисциплинами «Теория организации» и «Организационное поведение» образует единый модуль «Теория менеджмента». В концептуальном плане она выступает фундаментальной основой подготовки управленческих кадров, имеет выраженную мировоззренческую и методологическую направленность.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-13);

  • способность учитывать последствия управленческих решений и действий
    с позиции социальной ответственности (ОК-20);

  • знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4)1;

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8)2;

  • знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25).



В результате изучения курса студент должен (в комплексе с другими дисциплинами модуля «Теория менеджмента»):

  • иметь представление о предпосылках, исторической роли и значении управленческих революций, сущности, содержании и специфике менеджмента, основных этапах его становления и развития как науки, профессии и искусства;

  • знать специальную терминологию (тезаурус) общего менеджмента, основополагающие концепции, теории и школы менеджмента, а также законы и закономерности развития социальных систем (организаций), основные функции, принципы, методы и стили управления;

  • уметь выявлять противоречия между теорией и практикой менеджмента, творчески мыслить и находить оптимальные (в том числе эвристические) решения в стандартных и нестандартных ситуациях, применять методы научной организации труда для эффективного управления человеческими, финансовыми, материальными, информационно-технологическими ресурсами предприятия (фирмы);

  • владеть навыками планирования, организации, стимулирования и координации профессиональной деятельности индивидов, микро- и малых групп; анализа внешней и внутренней среды организации, разработки, обоснования, принятия и реализации управленческих решений; разрешения конфликтных ситуаций в организациях.


Объём, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

36 / 1

36/1







В том числе:

-







-

Лекции

24/0,67

24/0,67







Практические занятия (ПЗ)













Семинары (С)

12/0,33

12/0,33







Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа (всего)

36 / 1

36/1







В том числе:

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы

-







-

Реферат

12/0,33

12/0,33







Другие виды самостоятельной работы













Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

24/0,67

24/0,67







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт










Общая трудоемкость 72 часа

2 зачетных единицы

2

2



















(Виды учебной работы указываются в соответствии с ООП)
5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Формирование и развитие организационно-управленческих идей

в древнем мире

1.1: «Речные цивилизации» – истоки теории и практики управления (древневосточные цивилизации – начало общей истории человечества; генезис управленческой мысли; Шумер, Аккад, Вавилон. Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай; понятие «управленческая революция»; особенности первой и второй управленческой революции).
1.2: Античные идеалы организации и управления (античность – «золотой век» человечества; сущность и специфика третьей управленческой революции; организационно-управленческая культура Древней Греции и Древнего Рима).

2.

Развитие организационно-управленческой мысли в эпоху средневековья

2.1: Роль христианства в формировании и развитии европейской цивилизации (Библия – Священная книга христиан и историко-культурный памятник человечества: диалог с историей и современность;

основные идеалы европейской культуры средневековья).
2.2: Формирование арабо-мусульманской идеологии и культуры (исторические условия формирования арабо-мусульманской цивилизации; Коран – Священная книга мусульман и историко-культурный памятник человечества: диалог с историей и современность;

основные идеалы арабо-мусульманской культуры средневековья).

3.

Развитие организационно-управленческой мысли

в эпоху Нового времени (1640 – 1870)

3.1: Формирование и развитие идеологии капитализма
в Западной Европе (наука как призвание и профессия; роль науки и техники в формировании индустриального общества; сущность и историческое значение четвёртой управленческой революции; особенности развития общественной мысли в Англии, Франции и Германии).
3.2: Формирование и развитие идеологии капитализма
в Америке (война за независимость, 1775 – 1783 и образование США: уроки истории; основные идеалы Просвещения и особенности их реализации в Северной Америке: протестантская этика и дух капитализма).

4.

Генезис и основные этапы развития менеджмента

4.1: Формирование и развитие основных концепций и школ менеджмента (конец XIX – середина XX веков)

(сущность пятой управленческой революции; специфика и основные этапы развития менеджмента в XX веке; генезис менеджмента: альтернативные концепции и школы; научное управление, административное управление, человеческие отношения и ресурсы, поведенческий подход).
4.2: Формирование общей теории управления (вторая половина XX века) (системный и ситуационный подходы
в управлении;
понятия «стимул», «мотив», «мотивация»; сущность и специфика содержательных и процессуальных теорий мотивации; понятия «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал»; основные концепции лидерства, их роль и значение в современном менеджменте).
4.3: Национальные особенности и модели менеджмента

(менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление; концепции организационной культуры
Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса; особенности американского, западноевропейского и японского менеджмента).


5.

Формирование и развитие организационно-управленческой мысли

в России

5.1: Идеалы государства и управления в допетровской Руси

(древнерусская литература как источник научного познания российской ментальности: общая характеристика; «Мудрость» в литературных памятниках Древней Руси; идея богоизбранности русского народа и её культурно-историческая роль).
5.2: Формирование идеологии капитализма в России

(основные предпосылки формирования капитализма в России; развитие отечественной философско-социологической и политико-правовой мысли в XVIII – XIX веках).
5.3: Парадигмы социально-экономического развития России в XX веке: капитализм – социализм – «новый капитализм» (философские дискуссии и идеологическая борьба 1920-х годов; становление организационно-управленческой мысли в Советской России; «Тектология» А.А. Богданова; социалистические и коммунистические идеалы в трудах вождей СССР; перестройка в СССР и начало рыночных преобразований в России).

6.

Актуальные проблемы и перспективы развития управленческой мысли

в XXI веке

6.1: Глобальные проблемы и перспективы их решения
в XXI веке (Сущность и специфика шестой управленческой революции, глобальные проблемы человечества; коррупция как глобальная проблема; проблема среднего класса и перспективы развития мирового сообщества; государственные диктатуры и диктаторы XXI века: уроки истории).
6.2: Современная Россия: роль в мировом сообществе, основные тенденции и перспективы развития (Россия и россияне в мировых рейтингах: два полюса и образа жизни; «загадки» российской ментальности: мифы и реалии; основные модели финансово-трудовых отношений и теневой рынок; «Стратегия – 2020» и перспективы её реализации).



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

4.1

4.2

4.3

5.1

5.2

5.3

6.1

6.2

1.

Теория организации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Организационное поведение



















+

+

+










+

+

3.

Маркетинг























+

+

+







+

+

4.

Государственное
и муниципальное управление


+

+







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Стратегический менеджмент





































+

+

6.

Управление человеческими ресурсами







+

+







+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Корпоративная социальная ответственность





































+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ.

занятия

Лаб.

занятия

Семи-нары

СРС

Всего

1.

Формирование и развитие организационно-управленческих идей

в древнем мире

4







2

4

10

2.

Развитие организационно-управленческой мысли в эпоху средневековья

4







2

4

10

3.

Развитие организационно-управленческой мысли

в эпоху Нового времени (1640 – 1870)

4







2

4

10

4.

Генезис и основные этапы развития менеджмента

4







2

4

10

5.

Формирование и развитие организационно-управленческой мысли

в России

4







2

4

10

6.

Актуальные проблемы и перспективы развития управленческой мысли

в XXI веке

4







2

4

10



6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(часы/зачетные единицы)



не предусмотрен


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрена
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М., СПб.: Вильямс, 2009.

Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов (Гриф МО). – СПб.: Питер, 2004.
б) дополнительная литература

Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М., СПб.: Вильямс, 2009.

Коротков Э.М. Менеджмент: Учебное пособие (Гриф УМО). – М.: ИНФРА-М, 2009.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации. – М.: Экономистъ, 2007.

Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести
бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.

Понуждаев Э.А. Популярный менеджмент, или Весь менеджмент на 150 страницах. –
М.: Книгодел, 2006.

Понуждаев Э.А. Популярный маркетинг, или Весь маркетинг на 150 страницах. –
М.: Книгодел, 2007.

Понуждаев Э.А., Понуждаева М.Э. Средний класс России: мифы, реалии, перспективы. – М.: ИМЭС, 2011.
в) программное обеспечение

специального программного обеспечения не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • компьютеры с доступом в Интернет

  • доступ к вышеуказанным поисковым системам


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Примерные темы рефератов и заданий для выступления на семинарских занятиях

1. Актуальные проблемы и перспективы развития менеджмента в XXI веке.

2. Управленческие революции: сущность, специфика, историческое значение.

3. Формирование и развитие менеджмента в США.

4. Формирование и развитие менеджмента в Западной Европе.

5. Формирование и развитие менеджмента в Японии.

6. Формирование и развитие управленческой мысли в России.

7. Научный вклад Ф.У. Тейлора в развитие теории и практики менеджмента.

8. Концепция «идеальной бюрократии» М. Вебера и её современное значение.

9. Научный вклад А. Файоля в развитие теории и практики менеджмента.

10. Научный вклад Э. Мэйо в развитие теории и практики менеджмента.

11. Научный вклад К. Левина в развитие теории и практики менеджмента.

12. Научный вклад Д. МакГрегора в развитие теории и практики менеджмента.

13. Научный вклад У. Оучи в развитие теории и практики менеджмента.

14. Содержательные теории мотивации: критический анализ.

15. Процессуальные теории мотивации: критический анализ.

16. Социально-философская концепция А. Тойнби и бихевиоризм: сравнительный анализ и прикладное значение.

17. Бизнес в России и бизнес по-русски.

18. Национальные модели и системы менеджмента: американский опыт.

19. Национальные модели и системы менеджмента: европейский опыт.

20. Национальные модели и системы менеджмента: японский опыт.

21. Национальные модели и системы менеджмента: корейский опыт.

22. Национальные модели и системы менеджмента: китайский опыт.

23. Национальные модели и системы менеджмента: российский опыт.

24. Особенности организации и ведения бизнеса в СНГ.

25. Модель организационной культуры Г. Хофстеде: теория и практика.

26. Модель организационной культуры Ф. Тромпенаарса: теория и практика.

1 В комплексе с другими дисциплинами модуля «Теория менеджмента».

2 В комплексе с другими дисциплинами модуля «Теория менеджмента».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история...
Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса»
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа учебной дисциплины «история политической мысли»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б 2 1) гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconТемы рефератов по курсу «История управленческой мысли»
Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск