Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)





НазваниеПрограмма дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)
страница1/46
Дата публикации29.11.2014
Размер2.81 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра всеобщей истории


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Социально-политическое развитие Европы

в Новейшее время

ООП: 030600М_ЕИА-О-Д - историческое образование, магистратура

Курс по выбору М2

Институт гуманитарных наук/Кафедра всеобщей истории

Курс - 1, семестр - 2

Москва- 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры всеобщей истории, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составитель:

д.и.н. Пашенцев Е.Н.,

к.и.н. Лобанов Н.А.
Рецензент:
Заведующий кафедрой:

Профессор, доктор исторических наук _______________ Хаванов Е.И.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1.Соответствие образовательному стандарту.
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по специальности «история» – по циклу Специальные дисциплины магистерской подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Общая трудоемкость дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время»




Семестр 3

Итого

Аудиторнных часов

24

24

Самост. раб.

48

48

Курсовые,

экзамены

36

36

Итого

108

108



1.2. Место дисциплины в основной образовательной программе,

в том числе межпредметные связи.

Программа дисциплины опирается на общие теоретико-методологические основы исторической науки и играет определяющую роль в ходе специальной подготовки магистра.

«Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» наиболее тесно связана с такими дисциплинами предшествующих лет обучения, как «Новейшая история Европы», «Социально-политическое развитие Северной Америки в новое время» и др.
1.3.Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины.
Дисциплина «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» предназначена для формирования у студентов современного видения процессов социально-экономического, политического и культурного развития стран Европы в период новейшей истории и соответсвующих уровню магистра профессиональных компетенций.

В соответствии с назначением основной целью дисциплины является - раскрыть общие закономерности и национальные особенности, характер и динамику развития стран Европы в период новейшей истории, обращая особое внимание на исторический опыт ведущих в социально-экономическом и культурном отношении стран: Великобритании, Германии Франции и Италии.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • определить основные закономерности социально-экономического развития стран Европы, этапы и особенности формирования современной системы капитализма, особенности межклассовых отношений и классовой борьбы;

  • раскрыть основные черты и общую направленность политической культуры стран Европы, содержание фашизма и псевдосоциалистической бюрократической системы;

  • исследовать становление, эволюцию, кризис и крушение Версальско-Вашингтонской системы;

  • раскрыть значение первой и второй мировых войн как проявления системного кризиса мирового капитализма;

  • показать характер формирования транснациональных политических и экономических союзов и объединений при ведущей роли США во второй половине ХХ столетия;

  • определить основные тенденции и противоречия европейской интеграции в конце ХХ - начале ХХ столетий;

  • показать роль рабочего движения в общественно-политических процессах;

  • расширить представление об особенностях процессов модернизации и развития национальной государственности в странах Центрально-Восточной Европы в эпоху Новейшего времени.

  • Развить понимание возможностей консалтинговой деятельности на основе полученных знаний и приобретенных и навыков.

От курса «Новейшая история Европы» бакалавриата настоящий курс кардинально отличается как в содержательном, так и в методическом плане.
Введены новые темы «Основное содержание социально-политических перемен в Италии в 1950-е – 1960-е гг.», «Переход от фашизма в Португалии и Испании: общее и особенное», «Новая консервативная волна на Западе: деятельность правительств Ж. Ширака и Г. Коля», «Страны Северной Европы: особенности и основные тенденции социально-политического развития во второй половине XX – начале XXI века», «Англия, Франция, Италия в начале XXI века», «Роль политических партий в Европе начале XXI века». Обновление всех тем основано на введении широкого круга источников и литературы на иностранных языках, доступной магистранту в печатной или электронной форме. Существенную помощь в учебной работе и научных исследованиях окажут магистранту литература на иностранных языках, предоставляемая Международным центром социально-политических исследований и консалтинга, равно и материалы электронного досье МЦСПИК, содержащее сотни статей и докладов специалистов на международных конгрессах из более чем 30 стран мира. Полностью обновлены контрольные вопросы к темам, которые требуют гораздо более высокого чем у бакалавра уровня владения материалом, знаниями, умениями и навыками, которые отличают магистерский уровень подготовки. Соответствующим образом обновлены темы рефератов, курсовых работ и экзаменационных вопросов. Дана примерная тематика магистерских диссертаций. Уникальной особенностью курса является возможность осознанного выбора магистрантом части тем лекций и коллоквиумов, поскольку по каждой теме существует развернутый план темы, литературы и источников, контрольные вопросы. При более чем вдвое меньшем чем в курсе бакалавриата курсе лекций и незначительном числе семинаров – упор сделан на курсовые коллоквиумы, где в полной мере может раскрыться творческий потенциал магистранта при поддержке модератора научных дискуссий, консультанта научных докладов и сообщений, которым является автор курса. Право на частичный осознанный выбор тем лекций и коллоквиумов, наличие разнообразных форм занятий, источников и литературы на разных языках помогает лучше учесть уровень подготовки, специфику интересов слушателей курса и, тем самым, создать благоприяные условия для подготовки магистров высокого уровня.

1.4. Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина.

В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают приведенные в систему знания, навыки и умения, необходимые для самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области новейшей истории Европы, а также консалтинговой деятельности, требующей профессиональной исторической подготовки.


1.5. Требования к уровню усвоения дисциплины.
По окончании освоения дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» слушатель должен:

  • Знать:

  1. Общие закономерности и национальные особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в Новейшее время.

  2. Основы теоретического наследия европейской общественной мысли рассматриваемого периода.

  3. Роль государства и партийно-политической системы в обществе, а так же фазы их развития, механизмы функционирования в ведущих европейских странах.

  4. Закономерности становления и функционирования системы международных отношений в рассматриваемый период. Роль Европы в международных конфликтах и войнах, основные средства достижения своих целей на международной арене, к которым прибегали те или иные государства.

  5. Особенности рабочего движения в Европе и закономерности развития массовых демократических движений.

  6. Историографию Европы новейшего времени.



  • Уметь и владеть навыками:

    1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

    2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.

    3. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.

    4. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

    5. Представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

    6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.

    7. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.

    8. Провести предметный анализ документов органов государственной власти, политических партий, общественно-политических партий и движений, давать отпор ложной информации, бороться с другими формами манипулятивных технологий в общественно-политической сфере.

    9. Оперировать основными понятиями и фактами в области новейшей истории, вести занятия по соответствующим программам дисциплины в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях, самостоятельно анализировать вопросы программы дисциплины и др.

    10. Уметь применять методы исторического исследования (описательно-повествовательного, сравнительно-исторического и др.) к материалам программы дисциплины, а также владеть навыками измерения и моделирования общественно-политических ситуаций.


План освоения дисциплины


п/п



Темы

Трудоемкость (ч.)

Виды аудиторной работы

Виды самостоятельной работы студентов

Виды и сроки контроля

Ауд.

Сам.

Л.

Сем.

Курсовые колл.

Дел. Игра1




Организационно-методический семинар










2













1

Введение в новейшую историю Европы







2










Изучение литературы, источников по теме -6 часов

  1. Выступления на 1-ом семинаре (ауд.) в течение семестра

  2. Выступление на 1 коллоквиуме в течение семестра

  3. Контрольная работа по темам 1 – 7 (ауд.) – занятие №8

  4. Участие в деловой игре – занятие №8




2


Мировая война 1914-1918 гг.







2(одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем:2,3.)










Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

3


Рабочее и социалистическое движение в годы первой мировой войны



















Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

4


Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений







2 (одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем:4,5)




2(темы 1-4)




Подготовка к коллоквиуму - 6 часов

5

Революционное обновление мира после победы Великой Октябрьской социалистической революции: надежды и реальность



















Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

6

Зарождение и сущность фашизма







2 (одна двухчасовая лекция по любой из четырёх выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 6, 7, 8, 9)










Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

7

Капиталистическая стабилизация 1920-х годов




















Изучение литературы, источников по теме - 6 часов




8


Англия и Франция в 1920-е годы













2(темы 5-8)




Подготовка к коллоквиуму и контрольной работе по темам 1-8 – 8 часов

9

Мировой экономический кризис и пути его преодоления.










2







Подготовка к семинару – 6 часов

10

Внутренняя и внешняя политика нацистской Германии в 1930-е годы







2 (одна двухчасовая лекция по любой из четырёх выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 10, 11,12,13)










Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

11

Политика народных фронтов в Европе: исторический опыт и значение
















4

Подготовка к участию в деловой игре, занятие 8

– 6 часов

12

Международные отношения

в 1930-е годы



















Изучение литературы, источников по теме - 6 часов

13


Вторая мировая война













2(темы 10,11,12,13)




Подготовка к коллоквиуму - 6 часов




14


Ялтинско-потсдамская система международных отношений и начало «холодной войны»







2(одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 14, 15)

2







Подготовка к семинару – 6 часов

  1. Выступления на 3-х семинарах (ауд.) в течение семестра

  2. Выступление на 1 коллоквиуме в течение семестра

  3. Контрольная работа по темам 16 – 21 (ауд.) – занятие №24




15


Революция и контрреволюция в странах ЦЮВЕ

(1940-1960-е гг.)



















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

16

Страны Запада в послевоенный период (1940-1960 гг.)







2(одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 16, 17)




2 (15, 16)




Подготовка к коллоквиуму - 4 часа

17


Четвертая республика во Франции: экономический рост и политическая нестабильность



















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

18

«Экономическое чудо» в ФРГ и реальности социально-политического развития (1950-1960 гг.)







2 (одна двухчасовая лекция по любой из трёх выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 18, 19, 20)




2 (17, 18)




Подготовка к коллоквиуму - 4 часа




19


Великобритания: выбор новой модели развития в условиях кризиса империи



















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

20

Основное содержание социально-политических перемен в Италии в 1950-е – 1960-е гг.




















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

21

Переход от фашизма в Португалии и Испании: общее и особенное








2 (одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 21, 22)




2 (19, 20, 21)




Подготовка к коллоквиуму - 6 часов

22

Качественные перемены в развитии стран Запада в 1970-1990 гг.



















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

23

Новая консервативная волна на Западе: Внутренняя и внешняя политика М.Тэтчер







2 (одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 23, 24)










Подготовка к коллоквиуму – 6 часов


24

Новая консервативная волна на Западе: деятельность правительств Ж. Ширака и Г. Коля














2 (22,23,24)




Подготовка к контрольной работе по темам 16 – 21 – 4 часа

25

Крах «коммунизма» в странах Восточной Европы: причины и последствия







2 (одна двухчасовая лекция по любой из трех выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 25,26,27.)

2







Подготовка к семинару – 6 часов

26

Объединение Германии













2





Подготовка к коллоквиуму – 6 часов

27

Европа сегодня: ренессанс или упадок?



















Изучение литературы, источников по теме - 4 часа




28

Страны Северной Европы: особенности и основные тенденции социально-политического развития во второй половине XX – начале XXI века








2 (одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем, 28, 29)










Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

29

Англия, Франция, Италия в начале XXI века














2(27,28, 29)




Подготовка к коллоквиуму – 6 часов


30

Роль политических партий в Европе начале XXI века








2 (одна двухчасовая лекция по любой из двух выбранных курсом по согласованию с преподавателем тем 30,31)










Изучение литературы, источников по теме - 4 часа

31

Международные отношения на пороге XXI века













2 (30-31)




Подготовка к коллоквиуму – 6 часов




Подготовка и проведение аттестации



















Подготовка к экзамену по темам 1 – 31 - 10 часов

Экзамен (ауд.) – зимняя сессия (2-ой семестр)


1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение экзамена в 3-ом семестре.

Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов и курсовых работ, письменных контрольных, деловых игр.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в курс «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время». Основное содержание, хронология и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Идентификация сообщества стран Европы как единой культурно-исторической общности (цивилизации). Динамика социально-политических процессов в Европе и видоизменение ее региональных, национально-государственных и общественных структур. Взаимосвязь политико-идеологического, социопсихологического, духовно-нравственного, геополитического факторов в новейшей истории Запададной Европы. Отличительные черты цивилизаций Запада и Востока, российской цивилизации. Характер взаимодействия цивилизаций в современном мире (XX – XXI столетия).

Характерные черты и особенности капитализма в Европе накануне первой мировой войны. Мировая война 1914-1918 гг. Причины и характер первой мировой войны, цели воюющих сторон. Основные этапы войны. Национальный вопрос в политике воюющих стран. Февральская и Октябрьская революции в России, ленинская идея мировой революции и лозунг о «праве наций на самоопределение». 14 пунктов президента США В. Вильсона и особенности признания странами Антанты права на национальное самоопределение и автономизацию народов многонациональных империй. Факторы поражения австро-германского блока и образование новых государств в Восточной и Юго-Восточной Европе.

Изменения в рабочем и социалистическом движении Европы в годы войны. Циммервальдское движение.

Итоги Первой мировой войны. Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Парижская мирная конференция и ее решения. Версальский мирный договор. Создание Лиги наций. Вашингтонская конференция и ее итоги. Генуэзская мирная конференция. Провал дипломатической и экономической блокады СССР. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Революционное обновление мира после победы Великой Октябрьской социалистической революции: надежды и реальность. Буржуазно-демократическая революции в Германии и Австро-Венгрии.

Нарастание экономического, политического и военного кризиса в Германии осенью 1918 г. Антивоенное и демократическое движение. Попытки либерализации авторитарного монархического режима и поиск политического выхода из войны. Переговоры с Антантой об окончании войны. Революционные события в Киле, начало революции. Свержение монархии. Советизация Германии. Позиция СДПГ, НСДПГ, левых радикалов-спартаковцев по вопросу о характере власти. Создание Совета народных уполномоченных и его политика. Программа правительства Эберта-Гаазе. Реорганизация буржуазных партий. Всегерманский съезд советов.Разрыв правительственной коалиции, образование коммунистической партии. Январские события 1919 г. в Берлине, их характер. Революционная борьба в Бремене и Руре. Борьба за советскую власть в Баварии. Баварская советская республика. Спад революционной борьбы.Расстановка политических сил в стране накануне выборов в Национальное собрание. Результаты выборов. Образование "веймарской коалиции". Обсуждение и принятие конституции. Ее основные положения. Капповский путч. Завершение революции, ее значение.

Распад империи Габсбургов. Австрия после провозглашения республики. Экономический и социальный кризис в стране и его последствия. Выборы в Учредительное собрание Австрийской республики. Народные выступления весной и летом 1919г. «Голодные волнения». Чистка фольксвера от революционных элементов.Конституция 1920г., ее основные положения.

Первая мировая война и Венгрия. Правительство И. Тисы: военная истерия и военные потери. Смерть императора Франца Иосифа. Венгерский король Карл I. Русская революция и Венгрия. Политический кризис 1917 – 1918 гг. Венгерский национальный совет и распад Австро-Венгерской монархии. Образование самостоятельной Венгрии. Правительства М. Каройи и провозглашение Венгрии народной республикой.

Венгерская советская республика. Бела Кун и создание Коммунистической партии Венгрии (КПВ). Революционный правительственный совет. Роль раскола между коммунистами и социал-демократами в поражении революции. Наступление контрреволюции. Миклош Хорти. Падение Советской республики и его последствия.

Развитие социально-политического кризиса в Европе в начале 1920-х гг.

Причины зарождения и сущность фашизма. Возникновение и приход к власти фашистской партии в Италии. Возникновение и приход к власти НСДАП в Германии. Проблемы антифашистской борьбы в 1920-х – начале 1930-х гг.

Капиталистическая стабилизация 1920-х годов. Финансово-экономическая стабилизация капиталистических стран. Эволюция политической системы стран Запада. Стабилизация в области международных отношений. Временный и неустойчивый характер стабилизации капиталистической системы.

Англия и Франция в период обострения социально-классовых противоречий(1918-1923гг.). Рост влияния левых сил. Образование коммунистических партий. Политика правящих кругов в условиях капиталистической стабилизации (1924-1928гг.). Развитие и внедрение в массовое производство новых технологий. Последствия капиталистической рационализации производства.

Причины и особенности мирового кризиса, его основные последствия для стран Запада. Основные социально-политические и экономические модели преодоления кризиса. Новый курс Ф. Д. Рузвельта в США и его историческое значение для развития Европы.

Внутренние и внешние факторы прихода к власти нацистов в Германии в 1933 г. Политика массовых репрессий. Захватнические планы гитлеровской Германии и их осуществление.

Политика народных фронтов в Европе: общее и особенное. Разработка концепции народного фронта Коминтерном. Народный фронт во Франции. Народный фронт и национально-революционная война в Испании.

Нарастание межимпериалистических противоречий в 1930-е гг.

Мюнхенский сговор и его последствия. Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Причины и характер второй мировой войны. Основные этапы войны.

Создание и основные направления деятельности антигитлеровской коалиции. Развитие антифашистского сопротивления. Разгром фашизма в Европе. Капитуляция милитаристской Японии. Факторы и значение исторической победы.

Ялтинско-потсдамская система международных отношений и начало «холодной войны». Решения Ялтинской и Потсдамской конференций и их значение. План Маршалла: причины советского отказа. Истоки и сущность «холодной войны».

Революция и контрреволюция в странах ЦЮВЕ (1940-1960-е гг.). От демократической революции – к бюрократической диктатуре: социально-экономические и политические преобразования в странах ЦЮВЕ. Общее и особенное в преобразованиях. Изменения в социальной структуре населения восточноевропейских стран. Создание СЭВ (1949г.) и Организации Варшавского Договора (1955г.). Взаимоотношения с Советским Союзом: плюсы и минусы.

Страны Запада в послевоенный период. Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1940-1960-е гг. НТР и ее социально-политические последствия. Интеграционные процессы на Западе. Основные направления внешней политики Великобритании, Франции. Нарастание конфронтации с советским блоком. Берлинский (1961г.) и Карибский (1962г.) кризисы в международных отношениях. Гонка вооружений. Новая восточная политика ФРГ и ее значение.

Экономическое и политическое положение Франции после окончания II мировой войны (1945-1949 гг.). Причины социальной и политической нестабильности во Франции в 1950-е гг. Конец 4-ой республики (1958 г.). Пятая Республика и возвращение де Голля.

Политическая борьба в западной зоне оккупации Германии. Образование ФРГ. Причины и последствия «экономического чуда». ФРГ в системе форпостных государств. Экономический рост и политическая нестабильность. Деятельность неофашистских организаций в стране.

Великобритания: выбор новой модели развития в условиях кризиса империи. Итоги войны: переоценка ценностей правящей элитой и обществом в целом. Социально-экономическая политика лейбористов и консерваторов в 1940-1960-е гг. Основные направления внешней политики.

Италия: Переходный режим 1945-1947 гг. Начало восстановления экономики. Формирование политической системы. Единый фронт ИКП и ИСП и концепция «прогрессивной демократии». Провозглашение республики. Партийно-политическая система и ее эволюция кон. 40-х – нач. 60-х гг. Характеристика ведущих партий. Неофашистское движение. Правоконсервативная тенденция правящей коалиции. Разрыв ИКП и ИСП. Значение VIII съезда ИКП. Политический кризис лета 1960 г.Положение левых сил. Концепция «итальянского пути» к социализму. Идея «единой партии рабочего класса». Причины политической нестабильности в Италии. «Жаркая осень» 1969 г. Место Италии в системе международных отношений.

Значение и особенности искоренения фашизма в Испании и Португалии. Политическое устройство постфашистских Испании и Португалии: сходство и различия. Экономические и социально-политические преобразования в Испании и Португалии: пути построения демократии западного типа. Социальные противоречия и конфликты. Положительные изменения в науке, культуре и образовании. Восстановление и развитие дипломатических отношений с СССР.
Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1970-1990 гг. США – закрепление лидирующей роли в капиталистическом мире. Интеграционные процессы в Европе: сущность, противоречия, значение. Роль массовых коммуникаций и коммуникационного менеджмента в социально-политических процессах. Ослабление роли политических партий: причины и значение.

Эволюция социал-демократии в 70-е гг. Движение «молодых социалистов». Обновление программ ряда партий Социнтерна в 70-е гг. Социал-демократия и «третий мир».

Идейно-политическая дифференция в коммунистическом движении. Критика «ревизионизма» Москвы левым направлением в коммунистическом движении. Его теоретическая и организационная слабость. Становление «еврокоммунизма» и его позиция в вопросах взаимоотношений коммунистов и социал-демократов и их сотрудничества в массовых организациях трудящихся. Создание Европейской конфедерации профсоюзов. Сближение обоих течений в вопросе европейской интеграции.

Неоконскрватизм и его социально-политическая сущность. Экономические и социально-политические предпосылки политики М.Тэтчер в Великобритании, Ж. Ширака во Франции и Г. Коля в Германии. Внутриполитические курсы неоконсерваторов: общее и особенное. Социальные конфликты. Основные проявления неоконсерватизма во внешней политике.
Британия в 1970-1990-е гг. Факторы глубокого кризиса социоэкономических структур. Этнополитические процессы в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии. Британия – «больной человек Европы». Консерватизм: традиции и современность. Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика М.Тзтчер. Экономические итоги и социально-политические издержки неоконсерватизма. Британское общество в 90-е гг. Социоэкономические процессы и становление современной системы государственно-монополистического капитализма. Выборы 1992 г. Положение в консервативной партии. Проблема Ольстера на новом этапе. Деятельность террористических организаций и эффективность государственных мер антитеррора. Этнокультурные процессы в 90-е гг. Победа лейбористов на выборах 1997 г. и курс кабинета Э. Блэра. Элитарная и массовая культура. Основные направления международной политики Лондона в 90-е гг. Великобритания на рубеже ХХ-XXI вв. Важнейшие итоги и уроки истории британского общества второй половине ХХ в. Основные черты его культуры как составной части западной цивилизации.

Франция в 1970-1990- гг. Создание правоцентристской коалиции и выборы 1974 г. Эволюция голлизма. Внешнеполитические ориентиры. Париж и франкоязычное международное сообщество. Неустойчивость политической ситуации конца 80-х – 90-х гг. Левая коалиция. Основные направления политики Ж. Ширака. Оживление этносепаратизма (Корсика, Бретань). Исламский терроризм. Франция на рубеже XX-XXI вв. Видные политические и общественные деятели Франции второй половины ХХ в. Важнейшие итоги и уроки истории страны. Развитие отношений Франции с СССР и Россией в 1970-1990-е Основные черты культуры и национального характера Франции.

Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика накануне объединения. Уровень социально-экономического развития, науки, культуры и образования двух стран. Двусторонние отношения. Предпосылки и причины объединения. Перестройка в СССР как определяющий внешний фактор ликвидации ГДР. Основные этапы процесса поглощения Восточной Германии ФРГ Политико-культурные, социально-экономические и геополитические последствия объединения страны.

Италия в 1970-1990-е гг. Идея «исторического компромисса. Выборы 1976 г. и позиция «демократической солидарности» ИКП. Усиление правореформистского крыла в ИКП. Террор «красных бригад». Похищение и убийство А. Моро. Неустойчивость левоцентризма в конце 1970-х – начале 1980-х гг. и курс ИКП на «демократическую альтернативу». Экономическая и социальная динамика 1970-1990-х гг. Переплетение циклических и структурных кризисов. Сохранение неравномерности развития Севера и Юга. Основные истоки и предпосылки глубинного кризиса и распада партийно-политической системы в первой половине 90-х гг. «Социальное государство», массовая бюрократия, мафиозные структуры. Резкий взлет регионализма и сепаратизма («за республику регионов»). Трансформация право- и леворадикальных субкультур и возникновение Национального альянса и Демократической партии левых сил. Исчезновение ХДП и ИСП. Образование новых политических движений (Форца Италия, Ломбардская Лига). Феномен С. Берлускони. Развитие отношений Италии с СССР и Россией в 1970-1990-е гг. Основные черты культуры и национального характера.

Эволюция и крах бюрократической системы в Восточной Европе. Внутренние и внешние факторы системного кризиса «мирового социализма». Перестройка в СССР и реакция на нее в других «соцстранах». «Бархатные революции» 1989  1991 гг. и крах «коммунистических» режимов в странах Восточной Европы. Распад Югославии и развитие военно-политического конфликта на территории бывшей Югославии. Характерные черты и особенности социально-политического развития стран региона в 1990-е гг. Феномен возврата к власти в ряде стран (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия, Литва) “неокоммунистов” в 1993-1995 гг. Восточноевропейское цивилизационное пространство. Изменения во внешнеполитической ориентации восточноевропейских стран: причины и значение. Россия и бывшие страны «социализма»: перспективы новых взаимоотношений. Восточная Европа между Западом и Россией в 1995-2005 годах. Проблема расширения Европейского Союза и НАТО и позиция России.

Экономическое положение стран Северной Европы во второй половине XX – начале ХХI вв.: новые возможности и новые проблемы. Развитие политических институтов в странах Северной Европы. Сфера социального обеспечения: ее достижения и ограничения. Северная Европа в системе международных отношений. Страны СЕ в Европейском Союзе. Отношения с Россией.

Англия, Франция, Италия в начале XXI века.Экономическое положение. Дальнейшая концентрация производства и капитала. Вынос производства в страны ЦЮВЕ и «Третъего мира». Роль новых технологий в обществе. Снижение темпов экономического роста и увеличение безработицы. Политические системы Англии, Франции и Италии в начале XXI века. Изменения в политическом спектре, появление новых партий. Внешняя политика трех государств: общее и особенное. Усиление тенденций к независимому от США курсу во внешней политике. Отношения с Россией.
Европа сегодня: ренессанс или упадок? Общая характеристика уровня социально – экономического и политического развития европейского общества и его перспективы в начале XXI в. Тенденции дифференциации, фрагментации и интеграции в развитии современной Европы. Информационно-коммуникативная революция и ее последствия Противоречия европейской интеграции. ЕС и его расширение. Доля ЕС в мировой экономике. Движущие силы социального прогресса в современной Европе.

Международные отношения на пороге XXI века. Продвижение НАТО на восток. Глобализация функций блока. НАТО и общеевропейская безопасность. Европа и США. Европа и Россия. Возрастание напряженности в отношениях России и НАТО, Евросоюза, в 2007-2008гг.: причины и последствия. Восточное направление во внешней политике Евросоюза. Отношения с Китаем. Поиск путей к созданию устойчивого многополярного мира на демократической основе. Евразийское сообщество наций: альтернативные модели интеграции.

Тема 1. Введение в курс «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время»

Основное содержание, хронология и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Идентификация сообщества стран Европы как единой культурно-исторической общности (цивилизации). Динамика социально-политических процессов в Европе и видоизменение ее региональных, национально-государственных и общественных структур. Взаимосвязь политико-идеологического, социопсихологического, духовно-нравственного, геополитического факторов в новейшей истории Запададной Европы. Отличительные черты цивилизаций Запада и Востока, российской цивилизации. Характер взаимодействия цивилизаций в современном мире (XX – XXI столетия).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма модуля м в. 1 «Политическое и социально-экономическое развитие...
Программа модуля м в. 1 Политическое и социально-экономическое развитие России и стран Европы в новое время
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма дисциплины «Новейшая история Германии» составлена в соответствии...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины «Феномен антиглобализма в конце XX – начале XXI века» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма итоговой государственной аттестации специалистов по специальности...
Государственной аттестации специалистов (ига) составлена в соответствии с требованиями федерального и национально-регионального (вузовского)...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма дисциплины Новочебоксарск
Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconМосковский государственный гуманитарный
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методические комплексы по дисциплинам федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов в соответствии с утвержденными...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconУчебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconИсторический факультет
Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
«Компьютерная анимация» принадлежит к блоку специальных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и представляет...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconИстория Центральной и Юго-Восточной Европы (до XIX в.)
Юго-Восточной Европы составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и...
Программа дисциплины «Социально-политическое развитие Европы в новейшее время» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского)  iconЗакон РФ об охране труда
Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам национально-регионального компонента, преподается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск