Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.»





Скачать 102.22 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.»
Дата публикации03.12.2014
Размер102.22 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

____________________В.П. Зиновьев

«____»___________________2010 г.

программа учебной дисциплины
«Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII – XXI вв.»
Направление 030600 - ИСТОРИЯ
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск

2010

1. Цели освоения дисциплины

Формирование разносторонних представлений об истории и современном состоянии финансовой политики и денежного обращения в России в конце XVIII – XXI вв.; развитие навыков работы с нумизматическими источниками и материалом в вузах, музеях, научных и в других учреждениях, имеющих нумизматические фонды и собрания.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть» по направлению 030600 - История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра: «Источниковедение», «Отечественная история», «Специальные исторические дисциплины», а также «Экономика».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • общие принципы, закономерности и основные концепции финансовой политики и организации функционирования системы денежного обращения в России;

  • основные этапы и особенности развития русского денежного хозяйства и финансовой политики с конца XVIII века до современности.

Уметь:

  • применять полученные знания при анализе социально-экономических и политических проблем развития отечественной и всеобщей истории;

  • корректно использовать понятийный аппарат нумизматической и экономической науки.

    Владеть:

  • основными методами и приемами практической работы с нумизматическими и письменными источниками;

  • навыками внешней и внутренней критики источников;

  • приемами идентификации и атрибуции нумизматических памятников по их основным характеристикам.

    Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История:

    А) общекультурные (ОК):

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

  • использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).

Б) профессиональные (ПК)

в научно-исследовательской деятельности:

  • способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

в культурно-просветительской деятельности:

  • способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 48/16 часа.




п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

Лекции

Практики

С

Р

С






Вводная часть

1.

Введение в дисциплину

2

1-2

2

2

8

Эссе




Основная часть

2.

Россия на пути модернизации денежного хозяйства в XVIII веке


2


3-4


2


2


8


Коллоквиум

3.

Финансовая политика и денежное хозяйство Российской Империи в конце XVIII – начале XX вв.

5-6


2


2


8

Защита реферата

4.

Денежно-финансовое хозяйство России в XX – XXI вв.

7-8

2

2

8

Тестирование




Всего:




8

8

32





Формы итогового контроля: зачет / защита проекта
5. Образовательные технологии

В дисциплине применяется как традиционная академическая методика обзорных лекций по ключевым проблемным вопросам курса, так и активные формы проведения занятий (коллоквиум), а так же интерактивные технологии: case-study (кейс-стади), реферат, проект с организацией самостоятельной работы студентов (СРС). Для организации текущего контроля используется написание эссе, коллоквиум и тестирование.

Самостоятельная работа студента

В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем:

  • работа по отбору источников и литературы по темам реферата;

  • анализ опубликованных данных;

  • оформление текстов реферата;

  • групповая работа над проблемными проектами;

  • работа по отбору литературы для итоговой аттестации;

  • подготовка к тестированию и к зачету.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

По разделу 1.

Эссе:

«Функции и место денег в политической, социально-экономической и культурной жизни государства».

По разделу 2.

Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 8-10 тыс. знаков). Основные критерии оценки качества проделанной работы: уровень собранной библиографии, подача материала, аргументация оценок и выводов, владение культурой цитирования.

Групповой проект: по предложенной или инициативной теме по предварительному согласованию с преподавателем. Основные критерии оценки качества проделанной работы: степень самостоятельности постановки задачи и определение путей ее решения; сбор и анализ источников (материала); согласованность работы группы при подготовке и защите проекта.

Коллоквиум строится на выяснении полученных студентом навыков и умений по идентификации и атрибутированию нумизматического материала. На коллоквиум выносится задание дать развернутую характеристику нумизматическому источнику – монете или банкноте, где студент должен описать ее как можно полнее по всем основным характеристикам.

Тестирование.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература:

  1. Боханов Ю.П., Бокарев А.Н., Катыхова Л.А., Петров Ю.А., Степанов В.Л. Русский рубль. Два века истории. М., 1994.

  2. Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория / Кондуфор Ю.Ю., Санцевич А.В., Румянцева В.В. и др. Изд-во Институт истории АН УССР, 1988.

  3. Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. – М., 2006.

  4. Денисов А.И. Бумажные денежные знаки России 1769-1917. Часть 1. Государственные денежные знаки 1769-1843 годов. – М.: Информэлектро, 2002. – 140 с.

  5. Дьячков А.Н., Узденников В.В. Монеты России и СССР. М., 1978.

  6. Зварич В.В. Нумизматический словарь. Изд. 3-е. Львов, 1979.

  7. Кобрин В.Б, Шорин П.А., Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник для вузов. М., 2000.

  8. Котляр Н.Ф. Нумизматический словарь. Львов, 1976.

  9. Мельникова А.С., Узденников В.В., Шиканова И.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2000. – 224 С.

  10. Узденников В.В. Монеты России: 1700-1917. М., 1986.

  11. Узденников В.В. Монеты России XVIII- начало XX вв. Сборник статей. М., 1994.

  12. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. 2-е изд. М., 1993.

  13. Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. – М.: Финансы и статистика, 1994


Б) Дополнительная литература:

  1. Максимов М.М. Очерк о серебре. М., 1977.

  2. Максимов М.М. Очерк о золоте. М., 1977.

  3. Маркс К. Капитал (любое издание).

  4. Очерк о первой меди. М., 1976.

  5. Польской Г.Н. Тайны «монетного двора» (Очерки истории фальшивомонетничества с древнейших времен и до наших дней). – М.: Финансы и статистика, 1996 – 256 с.

  6. Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Л., 1977.

  7. Северова М.Б. Советская нумизматика: Библиографический указатель 1960-1961 гг. Дополнения к указателю за 1917-1958 и 1959-1960 гг. // НИЭ. Т. 2. 1960.

  8. Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы в России в XIX в. Спб., 1992.

  9. Смирнов М.И. Со знаком «С.П.Б.» ... Очерки истории Санкт-Петербургского монетного двора. 1724-1994. Тольятти. 1994.

  10. Спасский И.Г., Янин В.Л. Советская нумизматика: Библиографический указатель 1917-1958 // НИЭ. Т. 2. 1960.

  11. Щелоков А.А. Монеты СССР. М., 1989

  12. Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. 2001. № 2.


В) Интернет-ресурсы:

  1. www.bonistikaweb.ru

  2. www.bonistika.ru

  3. www.bonistika.net

  4. www.numizmatik.ru

  5. www.atsnotes.com

  6. www.numizmatik.ru

  7. www.numizmat.net

  8. www.museum.com.ua

  9. www.raha.ru

  10. www.russianchange.narod.ru

  11. www.coinsportal.ru

  12. www.coins.numizmat.net

  13. www.oldcoffer.narod.ru


Г) Периодические издания:

  1. Вспомогательные исторические дисциплин: В 15 тт. Л., 1960-1983.

  2. Журнал «Нумизматика». Выпускается с 1996 г.

  3. Журнал «Нумизматический альманах». Выпускается с 1997 г.

  4. Альманах «Номизма». Выпускается с 2010 г.

  5. Нумизматический сборник ГИМ. Труды Государственного Исторического музея.

  6. Сборники тезисов и материалов «Международной нумизматической конференции». Издаются с 1985 г.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор. Авторский комплект компьютерных презентаций. Интерактивная доска.
Перечень контрольных вопросов для зачета:

  1. Денежно-монетная система России в XVIII веке.

  2. Мировой опыт использования бумажных денег.

  3. Появление и значение первых бумажных денег в Российской империи.

  4. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина 40-х гг. XIX в. и ее результат.

  5. Введение серебряного монометаллизма и кредитных билетов.

  6. Система золотого и серебряного биметализма в России в 1885-1895 гг.

  7. Реформа С.Ю. Витте на рубеже веков – введение золотого монометаллизма.

  8. Русское денежное хозяйство в годы Первой мировой войны и революции 1917 г.

  9. Денежное хозяйство России периода Гражданской войны.

  10. Денежные эмиссии и финансовая политика белых правительств.

  11. Денежные эмиссии и финансовая политика национальных окраин Российской Империи.

  12. Первые деньги советской власти. Финансовая политика в годы «военного коммунизма».

  13. Денежная реформа 1922-1924 гг. Введение золотого червонца.

  14. НЭП и денежная система СССР 1920-х гг.

  15. Денежное хозяйство СССР в 1930-е гг.

  16. Денежно-финансовая политика СССР в военные годы (1941-1945 гг.).

  17. Денежная реформа в СССР 1947 г.

  18. Денежная реформа в СССР 1961 г.

  19. Крах советской денежной системы: причины и последствия.

  20. Становление новой денежной системы Российской федерации в 1990-е гг.

  21. Денежная система России на современном этапе.

  22. Роль государственных займов и государственных лотерей в финансовой политике и денежном хозяйстве Росси в XX веке.

  23. Фальшивомонетничество в России – история проблемы и современное состояние.


Автор:

Хаминов Дмитрий Викторович – кандидат исторических наук, ст. преп. кафедры современной отечественной истории.
Рецензент:

Соколов Виктор Юрьевич
Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ.
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов

Протокол №___от____»_____________2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconТ. А. Слепнева финансовая стратегия и финансовая политика компании
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Финансовая стратегия и финансовая политика компании» студентами магистратуры,...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconРабочая программа вступительного экзамена для специальности 08. 00....
Программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconРабочая программа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит
Программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" предназначена для реализации государственных требований к минимуму...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное...
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит» (Страхование). — М.: Финансовый университет,...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconФонд оценочных средств дисциплины оп. 06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconКурсовая работа По дисциплине «Политэкономия» На тему «Денежная система и денежное обращение»
...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» icon08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит Формула специальности:...
Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма 38. 06. 01 Экономика «Финансы, денежное обращение и кредит»
Цель вступительных экзаменов оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению «Финансы,...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconШифр специальности: 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит...
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconРабочая программа учебной дисциплины финансы, денежное обращение и кредит 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма дисциплины по специальности 08. 00. 10 "Финансы, денежное обращение и кредит"
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» icon«Финансовая политика»
«Финансовая политика» для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» разработана на основании Федерального Государственного образовательного...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей...
Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма вступительн ых ( го) экзамен ов ( а) соискателей, поступающих...
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 08. 00. 10 «Финансы,...
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.» iconПрограмма дисциплины «Краткосрочная финансовая политика компании»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск