Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21
городского округа город Шарья Костромской области
Рассмотрено.
МО учителей истории и обществознания
Руководитель МО:
______________ /Малышева А.С./
Протокол заседания МО № ____
от «___» ____________ 20___ г.
| Согласовано.
Заместитель директора школы
______________ /Е.Б.Хрушкова/
«___» ____________ 2012 г.
| Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ №21
Приказ №________
___________/З.А.Атаханова/
«___»_____________2012
|
Рабочая программа по истории России для индивидуального обучения ученика 7 класса
Зайцева Руслана Малышевой Ангелины Станиславовны
17 часов
2012 - 2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2009 г. в соответствии с требованиями к Обязательному минимуму содержания основного образования. Программа: Данилов А.А.. Косулина Л.Г. «История России.6-9 класс» - М. Просвещение. 2008 г.
Учебник: Данилов А.А.. Косулина Л.Г. История России Конец XVI – XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение. 2007 год.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 17 часов, из расчёта 0,5 часа в неделю.
Учтены различные типы урока: изложение нового материала учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, решения познавательных и проблемных заданий.
Цели курса: в результате изучения курса истории учащийся 7 класса должен знать/понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всеобщей истории; периодизацию отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем истории; особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Задачи курса:
Научить знанию структуры, содержания, особенностей курса истории этого периода.
Выработать умение ставить цели, задачи, отбирать содержание, соотносить его с разнообразными формами и методами деятельности, выбирать эффективные приемы и средства обучения, прогнозировать и выявлять результаты обучения.
Воспитывать патриотизм, гражданственность и чувство сопричастности к истории своего государства.
Требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса учащийся должен знать/ уметь:
Основные даты и ключевые события истории России и мира с конца XVI века до 1801 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1725 г., 1762г.); важнейших военных кампаний (1700-1721 гг., 1756-1762 гг.)).
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрационного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XVIII веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XVII – начале XIX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значения понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, просвещённый абсолютизм, православие, национализм, переворот
Сравнивать: развитие России до и после петровских реформ; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений; присоединения к империи в XVIII в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, контрреформ, внешнеполитических событий и войн, переворотов.
Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Технология преподавания
В педагогической деятельности предполагается использовать элементы традиционного обучения с использованием ИКТ.
Система контроля и оценивания учащихся:
Контроль осуществляется через различные формы работ:
Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения материала и выполнение задания в рабочей тетради;
Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий для закрепления материала;
Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы в количестве 2 уроков в течение года;
Творческие работы учащихся: краткие сообщения, презентации, индивидуальные и групповые проекты.
Календарно-тематическое планирование
№
| Раздел, тема
| Дата
| Элементы содержания
| Элементы дополнительного содержания
| Основные понятия
| Требования к уровню подготовки
| Измерительные формы контроля
| Домашнее задание
| Примечание
|
| 1
| Вводный урок
|
| Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй
|
| Сословно-
представительная
монархия
| Уметь работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)
| Работа с контурной картой
|
|
|
| 2
| Внутренняя и
внешняя политика
Бориса Годунова
|
| Царь Федор Ива-
нович. Обострение
социальных и политических противоречий.
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов
|
| Патриаршество, са-
мозванство,
Крестьянское восстание
| Обобщать знания по
истории царствования
Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты
| Обобщающая бе-
седа, самопроверка
усвоения нового материала
| §1
|
|
| 3
| Смута
|
| Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.
Польская и шведская интервенция
|
| Смута, интервенция
| Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории
| Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления
| §2,3 (с. 17-27); словарь
|
|
| 4
| Территория и хозяйство, политическое положение России в первой половине XVII в.
|
| Развитие торговых связей.
Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка. Казачество. «Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян
|
| Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие, стан
| Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством сравнивать ее со структурой стран Европы.
| Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест
| §5,6; вопросы; задания; словарь; даты
|
| 5
| Власть и церковь.
Церковный раскол
|
| Самодержавие
и церковь.
Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
|
| Протопоп, церков-
ный раскол, старо-
обрядчество
| Приводить примеры,
подтверждающие, что
раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви.
Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума
| Взаимопроверка
знания ключевых
терминов, дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?
| §7;вопросы;
задания;
словарь; даты
|
| 6
| Народные движения
|
| Социальные дви-
жения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина
|
| «Бунташный век»,
прелестные письма
| Уметь выделять причи-
ны выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями
| Диктант терминов,
обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений
| §8; вопросы;
задания
|
| 7
| Начало царствования Петра 1.
|
| Стрелецкие восстания.
Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Реформы армии.
| Прутский поход
| Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут
| Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исто-
рических событиях
| Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц
| §13, 14; вопросы; даты; таблица
|
| 8
| Северная война
|
| 9
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
| Излагать свою точку зрения в письменной речи, приводить аргументацию и доказательства
|
|
|
|
10
| Дворцовые перевороты
| 1
| Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни
| Фаворитизм. Бироновщина
| Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций
| Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения.
Работать с дополнительной литературой
| Анализ пробелов знаний по эпохе Петра.
Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?»
| §20-21; вопросы; задания; документы; таблица
|
| 11
| Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762 гг.
|
| Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества
|
| Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен усиление крепостничества
| Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника.
| Тесты для повторения, тесты для закрепления.
| §22; вопросы;
задания;
документы
|
| 29
| Внутренняя политика Екатерины II
|
| Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Уложенная комиссия.
Губернская ре форма. Проникно вение либераль ных идей в Россию. А. Н. Радищев. Борьба самодер жавия с вольно- думством
|
| Просвещенный абсолютизм, «Золотой век» русского дворянства, либерализм
| Ан
ализ поли I ики Ь к< I и г рины (выделение целей, подведение итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом
| Задание и конце параграфа, тесты для закрепления
| §24 (пп. 1,2,4)
|
| 13
| Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
|
| Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева
|
| Крестьянская война, уложенная комиссия
|
| Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа
| §24,25 (пп. 3, 5)
|
| 14
| Внешняя политика Екатерины Великой
|
| Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Но-вороссии. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины,части Литвы, Курляндии
| Россия и Великая французская революция
| Протекторат, повод и причина войны
| Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты
| Фронтальный опрос,
взаимопроверка
таблицы
| §27 (с. 192-198); §28 (с. 199-203); вопросы;задания; документы; таблица
|
| 15
| Россия при Павле
|
| Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине
|
| Эскадра
| Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое от- ношение, работать с текстом учебника и картой
| Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления
| §29; вопросы; задания; документы
|
| 16
| Русская культура второй половины XVIII в.
|
| Век Просвещения. Сословный харак тер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление оте чественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Москов ского университета. Географические экспедиции
|
| Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина
| Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему
| Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов
| §30; вопросы; задания
|
| 17
| Итоговое повторение
|
|
|
|
|
| Устное собеседование
|
|
| |