Скачать 58.03 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 40» Сообщение на тему: Герои в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Выполнила: Ученица 9 «С» класса Орлеанова Виктория Проверил: Учитель МХК Гаджиева С.В. Астрахань 2011 Содержание
2 Актуальность выбранной темы Что мы называем эпосом? Всякий понимает, что русские былины, карело-финские руны, якутские олонхо, бурят-монгольские улигеры, узбекские дастаны, шорские кай и другие подобные им песни многочисленных народов представляют собой эпос. Однако эпос не определяется каким-нибудь одним признаком, сразу устанавливающим его сущность. Он обладает целым рядом признаков, и только совокупность их дает правильное и полное представление о том, что такое эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Содержанием эпоса всегда является борьба и победа. В разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведется не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху. Эпические традиции именно русского фольклора нашли отражение в произведениях отечественной литературы, например, «Бородино» М.Ю.Лермонтова.Цели и задачи Цель: вызвать интерес через произведения Лермонтова к прошлому России, к историческим событиям, к героям того времени. Задачи:
3 История создания Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа. Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист - «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино» 4 Тема Стихотворение «Бородино» (или «микроэпос», как его еще называют) посвящено народной войне 1812 года. Его героем и рассказчиком одновременно является безымянный солдат, носитель «народного», внеличного начала. Облик рассказчика предопределил сказовую форму повествования и ту систему ценностей, которая обозначена в стихотворении: героическое время подъема народного самосознания противопоставлено измельчавшему настоящему: - Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить свою жизнь к лучшему. Композиция «Бородино» делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее всего лишь одну строфу («Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»), и главную часть, рассказ бывалого воина, участника сражения. Главная часть, в свою очередь, распадается еще на две части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй – сам бой с постепенным ослаблением напряжения к концу стихотворения. 5 Заключение Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять». С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа. 6 Список используемой литературы
7 Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник". Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в стихотворении «Поле Бородина», написанном в 1830 г. За прошедшие после этого годы произошло становление личности поэта, сформировалось его мировоззрение, сложился собственный поэтический язык, возник его неповторимый стиль. В отличие от более раннего произведения «Бородино» звучит реалистичнее, лишено излишних «красивостей», имеет четкую структуру и написано более живым языком. Важно отметить, что М.Ю.Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837 году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении. Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии". Стихотворение «Бородино»» Михаил Юрьевич Лермонтов написал, по-видимому, в конце 1836 или в самом начале 1837 г. и отнес его для публикации в литературный журнал «Современник», издателем которого был сам Александр Сергеевич Пушкин. Это было первое произведение, собственноручно отданное Лермонтовым на суд взыскательной публики. |
Составители: Иванова Вероника – ученица 8 «Б» класса, Якубовская Ольга – ученица 8 «Б» класса Руководители: Акимова Евгения Александровна – учитель информатики, Беляева Ирина Вячеславовна – учитель биологи | Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь | ||
Ученица 11 класса а кондратьева Ольга Проверил В 1929-30 создаются одновальные турбогенераторы мощностью по 100 тыс квт, в 50-х мощность отдельных агрегатов составляет 150-200... | Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» Выпускница 11а класса Чупракова Е. Ю. Проверил: учитель литературы Яковлева Е. Н | ||
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. В силу этого государство всегда... | Социальный проект «День самоуправления» Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков... | ||
Влияние солнечной активности на исторические события на Земле Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,... | Работу выполнила ученица 10 класса нутрихина виктория Ведь имя – это то, что остается после нас. Задавая себе такие вопросы, мы невольно задумались о псевдонимах известных писателей.... | ||
Программа 10-й ученической конференции «Трансформация целей и мотиваций учебы школьников», докладчик – ученица 10 класса Сизова Светлана, учитель Малых Т. Л | Реферат. Тема: Марийский народный календарь Выполнила ученица 9 класса Мухина Ольга. Майшанова Ирина Геннадьевна – учитель икн | ||
Тематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,... | Реферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б | ||
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя... Завгородняя С. А., учитель искусства мбоу «мсош», педагог до маоу дод ддт «Искорка» | Реферат Тема: Н. И. Евдокимов. «От рядового до генерала» Овчаренко Вероника, ученица 8а класса мбоу сош №5 с. Прикумское Деревенец Наталия Сергеевна, учитель истории и обществознания | ||
Шалыгина Юлия Ученица 9 класса Калаш Г. В. Учитель математики Статистические исследования с помощью единовременного наблюдения «Современного среднестатистического ученика Будаговской сош в школе... | Vii региональная научно-практическая конференция старшеклассников «Культура, интеллект, наука» Автор: Котомина Наталья, ученица 10 «В» класса школы-гимназии №91. Научный Пичугина В. А., учитель истории |