Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?»





Скачать 319.31 Kb.
НазваниеРеферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?»
страница1/2
Дата публикации01.12.2014
Размер319.31 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2

Министерство образования российской федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Омутинская средняя общеобразовательная школа №2



РЕФЕРАТ

по литературе

«Почему Мастер не заслужил Свет?» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Выполнила: выпускница 11а класса Чупракова Е. Ю. Проверил: учитель литературы Яковлева Е. Н.

с. Омутинское

2007 год

Содержание.
I. М. А. Булгаков. Личность. Творчество. Судьба..………………………...стр.4
II. 2.1 Из истории создания романа «Мастер и Маргарита» ……………..стр.7


    1. Мастер. Кто он?………………………………………………………стр.8




    1. Появление Мастера ……………………………………………….....стр.12




    1. Автобиографичность судьбы автора и Мастера…………………....стр.14


2.5 «Роман в романе»……………………………………………….…… стр.16
2.6 Философия Мастера…………………………………………………..стр.18
III. Идейный смысл развязки…………………………………………………...стр.19
IV. Список используемой литературы ………………………………………...стр.23
Приложение 1……………………………………………………………….стр.24

Приложение 2…………………………………………………………….…стр.25
Приложение 3……………………………………………………………….стр.26
Приложение 4……………………………………………………………….стр.27
Приложение 5……………………………………………………………….стр.28
Приложение 6……………………………………………………………….стр.29
Приложение 7……………………………………………………………….стр.30

Приложение 8…………………….…………………………………………стр.31



I. М. А. Булгаков. Личность. Творчество. Судьба.
Писательская биография Булгакова была необыкновенно деятельной. Врач по университетскому образованию, Булгаков жил в сложное для страны и народа время, претерпел голод, лишения, но не сломился, всегда оставался русским писателем классической школы, честным интеллигентом, осознавшим в трудные годы революции, гражданской неразрывность своей связи с народом, с Родиной.

Свое жизненное кредо писатель высказал в ранней автобиографической прозе: «Сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3(15) мая 1891 года в Киеве в семье ученого священнослужителя, доктора богословия Афанасия Ивановича Булгакова. Мать - Варвара Михайловна Булгакова – оказала большое влияние на становление будущего писателя, в ней писатель всегда черпал поддержку. Как вспоминает брат писателя Николай, семья была «большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная». Вообще семья Булгаковых состояла из девяти человек, семеро из которых были дети (П.1).

В 1916 году, окончив медицинский факультет Киевского университета, с дипломом лекаря с отличием, Булгаков отправляется в глухие места Смоленской губернии работать земским врачом. С этим временем и с этими мечтами связаны первые литературные опыты Булгакова – «Наброски земского врача», несохранившаяся ранняя редакция «Записок юного врача» и рассказ «Морфий», окончательно сформировавшийся в 1927 году, бывший частью несостоявшегося романа «Недуг». Произведение явно автобиографичное, в нем, как и в «Красной короне», использованы врачебные наблюдения и личный опыт писателя. Да и в судьбе самого Булгакова был такой эпизод – увлечение морфием (9, стр.251). Сохранились свидетельства тяжелейших физических и психических состояний Булгакова в 1916 – 1919 годах. В рассказе «Морфий» описывается состояние, вызываемое зависимостью от морфия: «Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия… Словом, человека нет… Ничто не страшно после укола». Биографы пишут, что где-то после 1919 года Булгаков вылечился. Но, заметим, тяжелые душевные состояния остались: «Болен я, кроме всего прочего…»; «У меня в связи с болезнью тяжелое нервное расстройство…» (из дневника, 1923 год). … «У М. А. очень плохое состояние – опять страх смерти, одиночества, пространства» (запись жены). Конечно, творчество писателя нельзя объяснить только его болезнями. Булгаков в своих произведениях был и весел, и ироничен, и легок, и беззаботен (8, стр.355).

После Октябрьской революции Булгаков возвращается в Киев, переживает кровавые события в городе, происходившие по вине немецких оккупационных властей, белогвардейцев и петлюровцев. Впечатления от этих трагедийных событий лягут в основу рассказов «Красная корона», «Необыкновенные приключения доктора», романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных».

Рассказ Булгакова «Необыкновенные приключения доктора» повествует о гражданской войне, об истоках национальной вражды. Сквозь ироническое повествование прорывается выстраданное автором «Проклятие войнам отныне и вовеки».

Литературный дебют Михаила Афанасьевича Булгакова относится к 1919 году. Мобилизованный Добровольческой армией, вступивший в Киев, Булгаков в качестве военврача отправился в госпиталь на Северный Кавказ. Там в газете «Грозный» была опубликована его первая публицистическая статья «Грядущие перспективы». В статье – боль и озабоченность автора, его предостережение и скептицизм в отношении последствий революции, той братоубийственной войны, которой не может быть оправдания. Творческое наследие Булгакова многообразно по жанру и тематике. Им написан блистательный роман «Мастер и Маргарита», принесший ему мировую посмертную славу, романы: «Жизнь господина де Мольера», «Белая гвардия», «Театральный роман», пьесы: «Кабала святош», «Последние дни», «Дни Турбиных», «Адам и Ева», «Бес», бытовая комедия «Зойкина квартира» (9, стр.252). В мае 1921 года Булгаков приезжает в Грузию. В Тифлисе, а потом в Батуме у Булгакова была возможность эмигрировать. Колебания на этот счет у Булгакова были, но, в конце концов, он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве, в одном из главных литературных центров страны. В Москву он прибыл в сентябре 1921 года. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова (11, стр.176). Широко известна его сатира, повести, рассказы, фельетоны: «Похождения Чичикова», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Ханский огонь», «Богема», «Багровый остров». Большой интерес представляют его письма. Ранняя автобиографическая проза, рассказы, вошедшие в цикл «Записки на манжетах» («Китайская история», «Неделя просвещения», «Самогонное озеро», «Необыкновенные приключения доктора», «Дьяволиада», «Морфий», «Звездная сыпь», «В ночь на третье число».); его фельетоны и очерки, не вошедшие в прижизненный сборник: «Первая детская коммуна», «Чаша жизни», «Киев – город». Все произведения писателя объединяет сквозная тема человека, его внутреннего мира, поиски смысла жизни, тема истинных и ложных ценностей, тема любви и творчества. В повести «Роковые яйца», созданной в 1924 году, Булгаков переносит действие в воображаемое будущее – в 1928 год. Речь в повести, так же, как и в «Собачьем сердце», идет об этичности науки и ответственности, ученых за свои изобретения. Об исканиях человека, о ценностях истинных и ложных повествует самый значительный роман «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич Булгаков начал его писать 6 мая 1929 года, закончив в 1940 году. Впервые он был напечатан в журнале «Москва» (1966, №1; 1967, №1). Автор о чьем творчестве при его жизни появилось около трехсот отрицательных рецензий и статей, через четверть века после смерти надолго сделался любимым писателем не только у себя в стране, но и за рубежом. История создания произведения послужит отправной точкой к раскрытию важной мысли романа, вложенной в уста Левия Матвея: «Он (Мастер) не заслужил света, он заслужил покой». Говоря об истории создания «Мастера и Маргариты», следует помнить, что он писался в беспощадной борьбе с обстоятельствами, с самим собой, с уже начавшейся болезнью (9, стр.300). В начале 1930 года появились первые страницы рукописи, предназначенные для ранней редакции (П.5). В романе слово «черт» употребляется около шестидесяти раз (8, стр.350). Работу над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была не легкой, но и в последние дни жизни писатель не изменял самому себе, старался шутить: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать – театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне…». Последнее, что услышал в своей жизни Булгаков, была клятва жены: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать» (12, стр.115). М. А. Булгаков умер 10 марта 1940 года (11, стр.199). Елена Сергеевна прожила еще тридцать лет и исполнила все то, что обещала своему мужу: она будет держать в руках журнал «Москва» с романом Михаила Булгакова (12, стр.116). Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова долгое время незаслуженно замалчивалось, произведения его были искусственно устранены из литературного процесса, духовной атмосферы, о результатах такого вмешательства хорошо сказал К. Паустовский: «Появись, скажем, книги Платонова, Булгакова в то время, когда они были написаны, наше поколение было бы на много духовно богаче» (9, стр.301). Третья булгаковская пьеса о Москве «Собачье сердце» не публиковалась на родине писателя до 1987 года. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» (11, стр.200). В начале 60-х годов, во времена хрущевской оттепели, произведения Булгакова были возвращены читателю, и булгаковский афоризм «Рукописи не горят» приобрел социально – этическое значение как символ возвращенной литературы (9, стр.299).

II. 2.1 Из истории создания романа «Мастер и Маргарита».
За мысли, высказанные в литературной форме, многие писатели расплатились свободой и самой жизнью. Мировоззрение Булгакова, его взгляды на человека, на назначение искусства определяли художественные особенности романа. «Мастер и Маргарита» - вершинное явление художественной культуры XX века, труд всей жизни писателя. В произведении в полной мере определяется талант Булгакова. В поэтике романа проявился разносторонний талант Булгакова – сатирика, фантаста, реалиста, лирика, - прославляющий творческий дух и конечную победу добра, справедливости над злом (9, стр.300). «Мастер и Маргарита» - последнее, но главное произведение Булгакова, которое явилось итогом всей его писательской деятельности. Автор писал роман в течение 12 лет, даже во время болезни, продолжая доработку и редактирование. Роман «Мастер и Маргарита» представляет собой удивительное сочетание реальности и фантастики. Действие происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми, которых автор видел вокруг себя в действительности. Но в этой Москве появляется великий Сатана, который раз в столетие приходит на землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Булгаковская Москва населена бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: «Этого не может быть». Работа над романом протекала очень сложно. В 1928 – 1929 годах Михаил Афанасьевич Булгаков приступил к созданию романа «Мастер и Маргарита». Первая редакция романа была сожжена автором. Булгаков писал роман до самой своей смерти, то есть до 1940 года, сделал 8 редакций, и в то время существовала проблема, какую редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, за который заплачено жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью (12, стр.123). Роман сложен по композиции, так как он многоплановый, исследует большой круг проблем, но в то же время он композиционно четкий. Эту композиционную четкость придает роману переплетение сюжетных линий, объединенных сквозной темой, темой Человека, его сущности, темой смысла жизни и правды жизни. Сюжетные линии романа: линия Мастера – художника, творца и его ученика, поэта Ивана Бездомного (Ивана Понырева), а также председателя МАССОЛИТа Берлиоза; линия Понтия Пилата и Христа; линия Воланда и его свиты (9, стр.227). Существовали разные варианты названия романа такие, как «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Мастер и Маргарита» - это окончательный вариант названия романа (12, стр.119).


2.2 Мастер. Кто он?



Мастер – герой романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 – 1940). В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа «Явление героя» (14, стр.258). А вот Мастер, которого, по словам Воланда, «хорошо отделали»: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.… На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» (11, стр.198). Между тем в пространстве сюжета Мастер и Маргарита занимают немного места (П.2). Он появляется в тринадцатой главе, когда вступили в действие все основные лица, кроме Маргариты, а некоторые уже покинули: «Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза». Затем Мастер надолго исчезает из повествования, чтобы снова объявиться только в двадцать четвертой главе «Извлечение Мастера» (П.3). И, наконец, участвует в трех заключительных главах, то есть в тридцатой «Пора! Пора!», в тридцать первой «На Воробьевых горах» и в тридцать второй «Прощение и вечный приют». В мировой литературе трудно найти другое произведение, в котором бы герой столько времени находился «за кулисами» сюжета, дожидаясь своего «выхода». В них по существу, отсутствует какое–либо действие, что особенно заметно в сопоставлении с деятельностью героини романа, решившейся во имя любви к Мастеру на поступки рискованные и отчаянные. Дальнейшие действия героя целиком определяются другими лицами. Воланд «извлекает» его из больничной палаты, чтобы соединить с Маргаритой; Азазелло – «освобождает», отравив его, и освобожденный герой вместе со своей возлюбленной, ставшей тоже свободной, отправляются туда, где их ожидает вечный приют. Почти все события происходят с Мастером, но им не производятся. Тем не менее, он протагонист романа. Судьба Мастера и Маргариты соединяет разрозненные «эписодии» повествования, скрепляя их сюжетно–событийно и символически. Герой Булгакова – человек без имени: « - Я – мастер, - он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»…

- А как ваша фамилия? - У меня нет больше фамилии, - с мрачным презрением ответил странный гость, - я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней». От своего настоящего имени он отрекся дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как «номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Последнее сопряжено, надо полагать, с литературной реминисценцией: отсылка к другому «заключенному» современной Булгакову романистики – Д-503, герою романа Е. И. Замятина «Мы», судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой Мастера (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки.). Семантика имени Мастера сложна для понимания и не поддается однозначному прочтению. Оставляя в стороне темный оттенок о происхождении этого имени, можно отметить, что в текстах Булгакова оно встречается несколько раз. «Бедным и окровавленным Мастером» называет Булгаков героя «Жизни господина де Мольера». В символике романа имя Мастер возникает в противопоставлении писательскому ремеслу. Знаменитый ответ на вопрос Ивана Бездомного: « - Вы писатель?

- Я - мастер». Если принять во внимание, что перед этими словами шел разговор о романе «про Понтия Пилата», сочиненном героем, то очевидна смысловая, ценностная модуляция. Герой оттого стал Мастером, что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. У Мастера даже есть корона – сшитая Маргаритой черная шапочка с желтой буквой «М». Тогда слово «мастер» означает «посвященный» (14, стр.259). Мастером, Великим Архитектором природы в масонской литературе называют верховное божество, и божество это есть дьявол: «По мере продвижения по масонским ступеням христианское толкование мира все более отодвигается назад, и на первый план выходят атавистические верования, свойственные древним сектам гностиков и манихейцев, а позже катаров (альбигойцев), где творец и разрушитель, свет и тьма находятся на одном уровне. А таинственная фигура Великого Архитектора оказывается окутанной мраком» (8, стр.351). Образ Мастера являет собой развитие лирического героя Булгакова, связанного со своим творцом интимно – родственными отношениями и общей литературной родословной, на генеалогическом древе, котором особо выделяются имена Гофмана и Гоголя. От первого герой Булгакова унаследовал звание «трижды романтического Мастера», от второго портретные черты: острый нос, свешивающийся на лоб клок волос; и роковое обстоятельство своей судьбы. В момент отчаяния Мастер сжигает сотворенный им роман, как Гоголь, уничтоживший второй том «Мертвых душ», как сам Булгаков, бросивший в огонь рукопись романа о дьяволе. По версии И. Л. Галинской, гипотетическим прообразом Мастера является украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода, который, подобно герою Булгакова, при жизни не опубликовал ни одного из своих сочинений и в определенных обстоятельствах вынужден был притвориться сумасшедшим. Помимо того философская проблематика романа может рассматриваться как отражение философии Сковороды в некоторых важных ее пунктах. В творчестве Булгакова образ Мастера соотносится с такими персонажами, наделенными автобиографическими чертами, как герой «Записок юного врача», Турбин («Белая гвардия»), Мольер («Кабала святош»), Максудов («Записки покойника»). Сюжетные параллели с последним героем наиболее очевидны. Оба героя – мелкие служащие (один – редакции, другой – музея), ничем не примечательные в обыденной жизни. В обоих внезапно пробуждается писательское дарование. Тот и другой сочиняют роман, принесший им счастье и горе. Подобно Максудову, Мастер, столкнувшись с «братьями по литературе», становится объектом травли. Обоим «на широком поле словесности» уготовано быть «литературными волками». Между тем сочинение Максудова опубликовано, его инсценирует Независимый театр. Роман Мастера не попал к читателю и духовно сломил его. Затравленный и гонимый, Мастер отрекается от своего творенья, бросив рукопись в огонь. Максудов сочиняет современный роман, описывая в нем события, очевидцем которых он был. Мастер наделен даром прозрения, способностью видеть историю двухтысячелетней давности такой, какой она была на самом деле. Мастер получил возможность сравнить описанное в романе с рассказом живого свидетеля, запомнившего разговор с Воландом: «О, как я угадал! О, как я все угадал!» (9, стр.297). В Мастере присутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется с большой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер – это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности. Мастер, в сущности, с фаустовскими мотивами совсем не связан. Но есть еще одно сходство – и Фауст, и Мастер получают спасение от любящих женщин. Мастер - это такой же художник, противостоящий обществу, как Мольер и Пушкин. Но, в отличие от них, он, смалодушничав, не сумев полностью осуществить требования своего дара, сдается, как только ему приходится страдать за искусство, смиряется с итогом действительности. И не случайно именно Луна оказывается последним пунктом его назначения. Причина этого, как и в «Божественной комедии», лежит в том, что Мастер не исполнил своего долга, не смог продолжать писательского труда. Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя. Не таков Пушкин, продолжавший свои труды в самых печальных обстоятельствах. Не таков и Мольер, который нередко ошибался, заблуждался, заискивал перед властью, но до самой смерти не оставлял своего призвания (3, стр.256). В «Мастере и Маргарите» сталкиваются два противоположных взгляда на человека: человек как вместилище слабостей, недостатков и пороков в восприятии Воланда и человек как носитель изначального добра. В том числе и Мастер, для которого после его физической смерти неотвратимо начинается новая, вторая, и уже только духовная жизнь: «Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у Мастера, дыхание его перехватило, и он почувствовал, что настает конец… все окружавшее Мастера в подвале окрасилось в черный цвет, а потом и вовсе пропало. Он упал навзничь и, падая, рассек себе кожу на виске об угол доски бюро… … Мастер поднялся, огляделся взором живым и светлым и спросил: - Что же означает это новое?.. вы нас убили, мы мертвы… - Ах, помилуйте, - ответил Азазелло, - … ваша подруга называет вас Мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Это смешно!..» Мастер не может исчезнуть, умереть, быть поглаченным забвением, как не умер и «королевский комендант с бронзовыми пряжками на башмаках», хотя оба они, по извинительной человеческой слабости, не смогли, каждый, до конца пройти свою жизненную Голгофу. Они не в силах удержаться на той духовной высоте, какой достигает у Булгакова лишь Иешуа. В образ Мастера автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Булгакова писательство – теургия, но не в толковании В. С. Соловьева и русских символистов, которое подразумевало «восхождение» к «заоблачным тронам» и обратное жизнестроительное действие, оттуда производимое. Булгаковская теургия – это прозрение истины, ниспосланной свыше, которую писатель должен «угадать» и о которой обязан поведать людям, «чтобы знали…». («Чтобы знали, » - последние слова умирающего Булгакова, которые услышала его жена.). Концепция писателя, олицетворенная в образе Мастера, принципиально отличается от доктрины символистов, согласно которой художественный дар предоставлял его носителю как бы индульгенцию. В стихотворении Ф. К. Сологуба «Я испытал превратности судеб» поэт, много грешивший в жизни, допущен апостолом Петром «внимать святое ликованье» только на том основании, что был поэтом. Для Булгакова пребывание поэтом или прозаиком само по себе еще ничего не означает. Все дело в том, как художник распорядился своим дарованием. Берлиоз, например, разменял свой талант на житейский комфорт и за это должен уйти в небытие. Мастер исполнил возложенный на него долг, но только наполовину. Он сочинил роман. Однако не выдержал его ноши, предпочел бегство и тем нарушил вторую часть своего предназначения: чтобы знали – узнанное им. Оттого-то Мастер «не заслужил Света, он заслужил покой». Трагический образ Мастера, открытый русским читателем в конце 60-х, когда был впервые опубликован роман М. А. Булгакова, стал для отечественной интеллигенции олицетворением дилеммы эскапизма и героизма, символом выбора между этими двумя экзистенциальными возможностями (14, стр.259). Покидая этот бредный мир, Мастер оставляет в нем своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного общечеловеческого масштаба. Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ; его собеседником являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский… Он современник и собеседник бессмертных, ибо он – равный с ними. Мастера обвинили в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», назвали «воинствующим старообрядцем». И все это – на основании одного отрывка из художественного текста, законы которого, по идее, не позволяют идентифицировать автора и его героев. Итог: Мастер затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом, где он и погибает. Судьба, типичная для Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренне свободной логике… Среди тех, кто безусловно оправдан судом вечности, - Мастер. Судьба его очевидным образом связана с героем его романа – Иешуа Га-Ноцри, исторической ипостасью евангельского Иисуса. Мастера и его героя связывают и их «бездомность», «бесприютность», и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство, и тема тюрьмы – казни, и мотив Ученика (7, стр.199).

2.3 Появление Мастера.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconЭкзаменационный реферат (штудия) по русской литературе
Что-то в этом произведении будет совершенно – своим величием, бездарностью, правдоподобностью. Своим ужасным смыслом, наконец. И...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат Тема: «Энергосберегающие...
Согласно первой теории свет – это излучаемая волна. Вторая теория определяет свет как поток излучаемых частиц. Источники света играют...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по литературе на тему: «Образ птицы в славянской мифологии»
Их светлые образы связывали с небом и высшими силами. Сибирские народы считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,- это души людей,...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель»....
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по теме «Эстетическое воспитание средствами природы»
Отчего это зависит? Почему один с трудом выдерживает полуторачасовой спектакль, другой- часами слушает классическую музыку. Можно...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconЛекция №1 «В начале сотворения Всесильным Неба и Земли, когда Земля...
Земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет Свет»; и стал Свет....
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconТип урока
Игровая, образная форма приобще­ния к искусству: три Брата-Мастера Мастер Изображения, Мастер Укра­шения и Мастер Постройки. Исполь­зование...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconКонспект мастер-класса «Знакомство с программой Windows Movie Maker. Создание мультфильма» Целью
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?"
В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconПочему школьники курят?
Почему ты начал курить? Первая сигарета не доставляет удовольствия. Тогда почему?
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?"
В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconСамостоятельная работа по дисциплине «Информатика и икт»
Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Реферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?» iconРеферат по теме: Исторический портрет Алексия II
Чем он заслужил любовь своего народа. Алексий II – последний патриарх православной церкви, отдавший её служению всю свою жизнь. Именно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск