Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория





Скачать 150.14 Kb.
НазваниеАвтор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория
Дата публикации23.03.2015
Размер150.14 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат


ГБОУ Гимназия № 1505
«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

Реферат
Гонение на христиан при Хрущёве

Автор: ученица 9 класса «Б»
Касимова Виктория
Руководитель: Гутлин М. Н.

Москва
2014

Содержание

Введение………………………………………..3
§1 Знакомство с понятием «гонение»………….4-5
§2 История вопроса……………………………...6-9
Заключение…………………………………….10-11
Список литературы…………………………………12

Введение.
В своём реферате я хочу рассмотреть причины гонений, их ход и последствия.

Развитие отношений государства и церкви составляет важнейшую и неотъемлемую часть истории России. Русское государство исторически складывалось при огромной роли церкви, а морально-нравственное сознание общества определялось влиянием религиозного вероучения. Жизнь народа России была проникнута религиозными традициями (посты, праздники, крестные ходы). С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. В силу этого государство всегда уделяло пристальное внимание вероисповеднической политике, которая осознавалась как важная составляющая внутренней политики.


Тысячелетняя история церковно-государственных отношений не была безоблачной. Так, реформы Петра I, направленные на преодоление замкнутости России, затронули и церковь. Создавая Синод, Петр попытался заставить церковь служить государству и подчиняться ему. Проведенная Екатериной II секуляризация земель также затронула жизнь церкви и углубила её зависимость от государства.

Эта историческая традиция не прерывалась и в советский период. Однако политика, осуществляемая советской властью в отношении церкви, была направлена на разрушение религиозной организации и изживание религиозного чувства народа.
Наиболее трагичным для церкви и верующих стал период 1920-х - 30-х гг., когда проходило утверждение тоталитарного режима в стране. Духовенство и верующие, воспринимаемые властью как очаг оппозиции, подвергались преследованию. Гонения на церковь способствовали укоренению новой политической ситуации и соответствовали общей атмосфере страха, доносительства, шпиономании. Происходила подмена христианских (общечеловеческих) ценностей классовыми, уничтожение русского национального самосознания, ликвидация многих тысяч верующих. Следствиями гонений стали гибель значительной части культурных ценностей и снижение интеллектуального потенциала общества, так как вытесненные «лишенцы» составляли значительный слой русской интеллигенции. («Лишенцы» - лица, лишенные избирательных прав.). К их числу относились не только священники, но и члены их семей, зависимые материально от служителей культа.

И все же народные массы сберегли религиозное чувство, несмотря на антицерковные акции 1920-х - 40-х гг.
К переосмыслению опыта взаимоотношений советской власти и церкви подталкивает еще ряд обстоятельств. Происходит постепенный возврат россиян к национальным (в том числе, религиозным) истокам жизни, что является неизбежным в условиях, когда остро стоит вопрос единства общества и государства.


¹ Ушаков Д. Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.
Глава I.

Знакомство с понятием «гонение».

Гонение на христиан при Хрущёве достаточно сложная тема, имеющая множество пробелов. В своём реферате я хочу разобраться в этой теме и понять, можно ли рассматривать эти события как гонение.

Для начала поймём, что подразумевает под собой понятие «гонение».
Гонение – это систематическое преследование подвластного, слабейшего. ¹

Гонение – это преследование с целью притеснения, угнетения, запрещения чего-либо.²


Самый известный случай гонения в истории произошёл при Нероне.

"Христиан жестоко пытали, убивали. Их старались просто истребить, стереть с лица земли." ³ Причиной столь ужасающих действий стало желание Нерона отвести от себя подозрение в пожаре в Риме .

Пожар начался в ночь с 18 на 19 июля в деревянных строениях юго–восточного конца Большого Цирка, близ Палатинского холма. Раздуваемый ветром огонь не поддавался никаким усилиям пожарных и солдат. За три дня выгорели два городских квартала.
Причиненный пожаром ущерб не поддавался исчислению. Из четырнадцати кварталов, на которые был поделен город, уцелели только четыре; три, в том числе весь центр города превратился в руины. Древние храмы, монументальные сооружения царских, республиканских и имперских времен, накопленные за многие века богатейшие произведения греческого искусства — все превратилось в прах и пепел;

Методы, которые использовались при Нероне были поистине ужасающие. Людей пытали различными способами, распинали на крестах. Так же их забрасывали в клетку ко львам, не давая никакого оружия. Для жителей это было что- то вроде развлечения.

В памяти христиан осталась свирепость Нерона. Ужасное преследование, в котором погибло большинство первого поколения христиан Римской империи, внушило их единоверцам мысль, что он антихрист; христиане даже верили, что он возвратится и снова овладеет царством, что оно будет предвестием погибели нынешнего мира и начала тысячелетнего царства мучеников. Это верование глубоко вкоренилось в памяти христиан того времени и нашло себе выражение во многих трудах церковных писателей.

В России были случаи гонения и до Хрущёва. При Петре I ,после проведения ряда реформ патриарха Никона, произошёл раскол русской православной церкви. Это событие положило начало гонению на старообрядцев.
СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона.
При Петре I старообрядцам было позволено жить в селах и городах при условии двойного налогообложения. Старообрядцев, согласившихся платить двойную дань, так и стали называть двоеданами. При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от выплаты двойного налога. Не исповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая сумму штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.


Академия Наук СССР институт русского языка. Словарь русского языка, Москва 1985 год

Болотов В.В., проф. Гонение на христиан при Нероне С.-ПЕТЕРБУРГ, Типография М. Меркушева. Невский, 8. 1903
Приютившие старообрядцев даже всего на одну ночь лишались имущества (если по неведению, то просто наказывались батогами) и ссылались.
При Петре I были созданы многочисленные учреждения и должности для искоренения старообрядчества, такие как Розыскные раскольничьих дел канцелярии, мирские судьи и

сыщики по раскольничьим делам из гвардейских поручиков. Все граждане были обязаны доносить на известных им старообрядцев.

Гонение на старообрядцев длилось вплоть до Николая II. Именно после его указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года старообрядцы были уравнены в правах с остальным населением России. Но это длилось не долго.
После Октябрьской революции 1917 года старообрядчество вновь подверглось (на этот раз вместе со всеми остальными верующими России) гонениям.


Глава II.

Сменив Сталина на посту генерального секретаря, Н.С. Хрущёв в самом начале своего правления совершает два очень значимых поступка: уничтожение Берии и развенчание культа личности Сталина на XX съезде КПСС.

Деятельность нового партийного руководства , пришедшего к власти во главе с Н. С. Хрущёвым, проходила под лозунгом борьбы со «сталинизмом», а церковь, которая укрепила свои позиции, особенно в период с 1943 – 1953 года (открывались монастыри, храмы, семинарии, увеличивалось количество верующих) воспринимались, как остатки сталинизма, его наследие, которое надо было уничтожить раз и навсегда.

Другой причиной гонений можно считать слепую веру руководства страны в скорое построение коммунистического общества, а коммунистическая идеология, в свою очередь, не терпела никаких религиозных альтернатив.

В книге М. В. Шкаровского «Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве» * рассматривается и экономическая подоплёка этого процесса. В самом деле, в конце 50х годов власти активно искали источники пополнения государственного бюджета. И новая волна наступления на церковь началась именно с многократного увеличения налогов и изъятия имущества у Церкви.

Для подавления жизнеспособности Русской Православной Церкви действовал Совет по делам Русской Православной Церкви, который, выполняя указания ЦК КПСС и правительства, проводил последовательную политику по ограничению деятельности Церкви в рамках советского законодательства.

Так 16 октября 1958 года совет министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов епархиальных управлений, а так же о доходах монастырей». Был повышен налог с земельных церковных участков, включая даже кладбища при монастырях. Введение больших налогов грозило подрывом экономического состояния храмов, церквей, приходов. Например, повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. Его принятие влекло за собой взыскание дополнительной платы даже за уже проданные свечи. Было запрещено продавать в храмах свечи по более высоким ценам, чем они приобретались в свечных мастерских, что привело к уменьшению свечных мастерских.


*Шкаровский М.В. “Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве”.– Москва, 2000 г
В том же 1958 году из церковных библиотек были изъяты многие книги, так же был запрещён колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью 1941 года.
Началась компания по пропаганде агрессивного атеизма с создания журнала «Наука и религия» 8-го мая 1959 года. В то же время было создано множество антирелигиозных произведений кино, литературы. Антирелигиозные публикации наводнили газеты и журналы того времени. Даже пресловутая борьба с пьянством проводилась через призму борьбы с религией. В большинстве своём эти публикации направлены были не на доказательство истинности атеизма, а на высмеивание и на возбуждение враждебности к религиозной части населения.


В том же 1959 году Совет по делам Русской православной церкви переходит в наступление, требуя слияния епархий, например ликвидацию Ульяновской епархии и соединения ее с соседней Куйбышевской. Патриарх уступает; Далее Совет требует сокращения монастырей, требует от патриарха распоряжения, чтобы не принимали в монастырь людей моложе 30 лет. Патриарх нехотя соглашается.
К 1959 году в СССР было пятьдесят восемь монастырей и семь скитов. Но в конце года их количество сократилось на двадцать два, то есть практически наполовину, а все семь скитов были уничтожены.

Антирелигиозная кампания отразилась и на духовных учебных заведениях. Не только монастыри, скиты и святые места подверглись закрытию, закрывались и духовные учебные заведения. Задача была ясна: лишить церковь кадров. На тот момент в стране было восемь семинарий и две академии. В результате хрущевских административных мер осталось только три семинарии и две академии. Действовали власти по-разному. Иногда препятствовали поступлению новых студентов, и при отсутствии наполняемости семинарии приходилось закрываться. В других случаях действовали через милицию или через комсомол.


**Из речи Хрущева на XX съезде партии

Еще более усилил гонение на Церковь XXII съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1961 года. Принятая на нем программа КПСС предусматривала, что к 1980 году, т.е через 20 лет в СССР будет построен коммунизм. На съезде Н. С. Хрущев неоднократно говорил о необходимости борьбы с религией. «Коммунистическое воспитание, – утверждал он, – предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы…».** Им была высказана мысль о создании универсальной системы атеистического воздействия, «которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений». Граждане СССР должны были освободиться от «пережитков старого строя», в том числе и от «религиозных предрассудков». Соответственно, предполагалось, что современная молодежь будет жить в условиях, где нет места религии. Поэтому особое внимание уделялось атеистическому воспитанию детей.
В школе естественные науки и история преподавались с атеистических позиций. Атеизм особенно успешно прививался в пионерской и комсомольской организациях.

Сложнее было с детьми верующих, которые получали религиозное воспитание в семье. Этот вопрос мог решаться путем провоцирования конфликта между детьми и родителями.

Ещё более радикальной мерой, стало лишение верующих родительских прав.
16 марта 1961 года вышло закрытое постановление Совета Министров СССР «Об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах», в котором было подчеркнуто, что духовенство не должно нарушать советские законы, в том числе касающиеся «привлечения и обучения религии детей, юношества, молодежи»

4 мая 1961 года в СССР принят указ об усилении борьбы с тунеядством. Его утвердил Верховный Совет СССР, разработав меры по борьбе с явлением трудовой незанятости граждан. Тунеядцами автоматически становились все , кто не работал четыре месяца в году.
Этот указ активно использовался в антирелигиозной компании для борьбы со служителями церкви, которые, в понимании авторов указа вели «антиобщественный паразитический образ жизни». Высылка за тунеядство назначалась как по приговорам районных судов, так и по общественным, вынесенным коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, колхозам и колхозным бригадам.

Преследование Церкви осуществлялось во имя восстановления "законности". Сталина обвиняли в том, что он извратил советские законы о религии. И в самом деле, постановления 1945 г. по Церкви противоречили законодательству 1929 г. "О религиозных объединениях". Они признавали приходского священника хозяином прихода, а законодательство признавало только "двадцатки" мирян.
Самым трагичным для Церкви стало изменение церковного положения, проведённая от имени Собора епископов, прошедшего 18 июля 1961 года, на котором было потребовано, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя зарегистрировать общину), а был наемным сотрудником. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. На Архиерейском соборе 1961 года священников лишили каких-либо прав в общине. Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с ним договор без объяснения причин. Теперь приходской священник лишался власти, передав её приходскому совету, состоящему из трёх человек: старосты, помощника старосты и казначея. Все финансовые и экономические, бухгалтерские виды деятельности, включая добровольные взносы в епархию и патриархию на поддержание семинарий и т.д., были полностью изъяты из ведения духовенства, и переедены исполнительным тройкам. Священник теперь отвечал только «за духовное руководство прихожанами…за благоговейное служение и удовлетворение всех религиозных потребностей прихожан.»

В 1962 году со стороны государства последовал ряд мер, направленных на сокращение проводимых религиозных обрядов среди населения. Прежде всего, это касалось перевода духовенства на твердые оклады, что влекло за собой снижение числа совершаемых треб. Исполнение треб жестко контролировалось властями. Сведения о крещеных и венчавшихся людях заносились в специальные квитанции. Чтобы окрестить ребенка, необходимо было предоставить свидетельство о его рождении и паспорта родителей. Одним из необходимых условий крещения было также письменное согласие родителей и их присутствие при совершении таинства. Однако следует сказать, что эти меры не дали ожидаемых результатов. По данным уполномоченного, процент крещеных детей по отношению к числу рожденных в 1962 году (только по Москве) составил 34,9% (в 1961 году – 43,6%); число венчаний к числу браков – 0,5% (в 1961 году – 0,7%); число отпеваний к случаям смерти – 35,9% (в 1961 году – 58,5%).

Одним из ярких эпизодов того времени был снос 18 июня 1964 года храма Преображения Господня, который стоял на Преображенской площади вот уже 200 лет. Именно эта церковь была кафедральным храмом митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) в период с 1942 – 1960е годы. Причиной сноса храма стало строительство метро, хотя станция была построена в другом месте, а на месте церкви был создан парк.
В 2009 году было принято решение о восстановление храма в его первоначальном виде.

Антирелигиозная компания длилась вплоть до1964 года. Ее итогами можно считать такие статистические данные: из действовавших в 1947 году 8 духовных семинарий после хрущёвской кампании осталось только 3 (из них 2 — при академиях). Были закрыты кафедральные соборы в Риге, Полтаве, Виннице, Новгороде, Орле; резко уменьшилось число городских и особенно сельских церквей. В 1963 году общее число православных приходов в СССР по сравнению с 1953 годом было сокращено более чем вдвое. В 1959 году в СССР существовало 47 монастырей, а к середине 60-х годов осталось только 16, число монашествующих, сохранивших монастырскую прописку, сократилось с 3 тысяч до 1,5 тысяч. К 1961 году «регистрацию» (право совершать богослужения) имело 8252 священника и 809 дьяконов, к 1967 году священников оставалось 6694, дьяконов — 653.

Заключение

Глядя на статистику, можно смело сказать, что анитирелегиозная компания, проводимая с 1958 по 1964 год не достигла своих целей, а её лидер Н. С Хрущёв был освобождён от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС. Произошло это на октябрьском пленуме ЦК КПСС «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья» после коллективного обсуждения вопроса о его «стиле и методах руководства».

Атеистическое государство не смогло победить православный дух своих же граждан.

После смены руководства уменьшилось количество нападок на религию. Новое правительство решило уменьшить напряжение вокруг религиозного вопроса, опасаясь волнения в обществе.

Но эти изменения были только внешние. Внутренних изменений в отношении к религии не произошло. Антирелигиозная идеология в партии сохранилась, изменились только методы и накал борьбы.

Время правления Н. С. Хрущева (1953 - 1964)вошло в историю под названием «оттепель», характерными чертами которой были, с одной стороны, раскрепощение общественной жизни и либерализация общества, которые стали следствием развенчания культа личности Сталина, время триумфального покорения космического пространства. С другой стороны, это было время тотального нападения на Церковь «времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных концессий лютым морозом».˚


˚Шкаровский М.В. “Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве”.– Москва, 2000 г
Возвращаясь к моей первой главе, в которой я рассмотрела понятие гонения и примеры данного явления из истории, правильно ли вообще употреблять термин «гонения» рассматривая антирелигиозную компанию, развернувшуюся во времена правления Хрущёва? Ведь «гонения» предполагают тотальное уничтожение, как например, христиан в Древнем Риме. Но при Хрущёве насилия не было. Верующих только ограничивали в правах, а церкви закрывали. Конечно, наступление на церковные позиции шло повсеместно: были осуждены и посажены в тюрьму архиепископ Черниговский Андрей Сухенко и епископ Ивановский Иов Кресович. Умер при невыяснинныых обстоятельствах пытающийся противодействовать системе митрополит Николай (Ярушевича). умер протопресвитер Николай Колчицкий, который тоже играл видную роль в сопротивлении гонениям. Но не стоит забывать, что именно в это же время произошло вступление Русской церкви во Всемирный совет церквей. То есть, с одной стороны, разворачивались широкомасштабные гонения на церковь, и в то же время советский епископат ездил за границу с миротворческими миссиями: ее деятели выступали на Западе с призывами свернуть, например, размещение ядерных ракет в Европе.
Конечно, это делалось для внешней политики, чтобы «сохранить лицо». Тем не менее слово «гонения» к ситуации не подходит. В этом и было главное противоречие. С одной стороны, происходившее в стране безусловно можно было назвать антирелигиозной кампанией, а с другой, на международном уровне советские власти хотели сохранить присутствие РПЦ в политической жизни страны. Тем более что западные страны, и в первую очередь США, внимательно следили за происходящим и старались религиозные перемены в СССР представить в глазах мирового сообщества как гонения на верующих.

В итоге, хрущевские гонения провалились, не достигнув своей цели. Кампания противопоставила верующих и советскую систему, и в итоге добились того, что прежде совершенно равнодушная к религиозным проблемам интеллигенция начала сочувствовать и религии, и деятелям церкви. Многие известные, в том числе мировом уровне, люди стали выступать в защиту церкви.

В наше время церковь начинает свою "вторую" жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы—обители духовной жизни на земле. Не найдя в этой жизни своего места, к церковной жизни все больше обращается людей, в том числе и молодежь. Церковь восстанавливает свои позиции в сердцах людей, потерянных во время её гонения.
Лично для меня в истории церкви поразило то, что она смогла сохранить свою изначальность. ''Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа'', — говорил известный историк Павел Николаевич Милюков. Важнейшей частью православной культуры являлось то, что она способствовала единению русского народа. Лучшие люди русской церкви стояли на страже христианской морали. Они публично выступали против произвола "сильных мира сего", смело осуждали их злодеяния. История Русской православной церкви — это ещё одно проявление стойкости духа, веры и патриотизма русского народа.


Список литературы

  1. Д. В. Поспеловский «Русская православная в XX веке»



  1. Шкаровский М. В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве»



  1. Малый академический словарь



  1. Толковый словарь Д. Н. Ушакова.

  2. Орлов Георгий «Гонение на христиан и правление Нерона».



  1. Статьи, интервью А. Дементьева




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconСоставители: Иванова Вероника – ученица 8 «Б» класса, Якубовская Ольга – ученица 8 «Б» класса
Руководители: Акимова Евгения Александровна – учитель информатики, Беляева Ирина Вячеславовна – учитель биологи
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат Тема: «Атомный марафон»
Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Лебедева Елизавета
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория icon«Химия в каждом доме»
Автор – составитель Касимова Г. Л. учитель химии высшей категории мбоу «Балезинская сош №1»
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат по теме «Случайный гость»
Автор: ученица 3А класса моау «Классическая гимназия №2» г. Тында Амурской области Алексеенко Анастасия
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферату по теме «Синьор-помидор»
Автор: ученица 4б класса маоу «бсш №2» Верхнекетского района Томской области Лаптева Дарья Игоревна
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат по теме «Мишка косолапый»
Автор: ученица 1 класса мкоу «Чернышевская сош №3» Мирнинского района, Якутия (Саха), Зотова Кристина
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРоль иностранных языков в современном мире
Автор: Тупицына Юлия Андреевна, ученица 5 класса, маоу «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconУченица 9 «С» класса Орлеанова Виктория Проверил: Учитель мхк гаджиева С. В
В разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития...
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат по теме «Влияние освещённости на выгонку лука репчатого»
Автор: ученица 2б класса моу «сош №7» г. Тынды Амурской области Гантимурова Виолетта
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат по теме «Мое дерево лиственница»
Автор: Фомина Дарья Викторовна, ученица 4 «А» класса муниципального образовательного учреждения «Кюсюрская средняя общеобразовательная...
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРаботу выполнила ученица 10 класса нутрихина виктория
Ведь имя – это то, что остается после нас. Задавая себе такие вопросы, мы невольно задумались о псевдонимах известных писателей....
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат по теме «Творческая история создания рассказа И. С. Тургенева «Муму»
Автор: ученица 5 класса моу «Каргасокская сош» Каргасокского района Томской области Брагина Светлана
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconVii региональная научно-практическая конференция старшеклассников «Культура, интеллект, наука»
Автор: Котомина Наталья, ученица 10 «В» класса школы-гимназии №91. Научный Пичугина В. А., учитель истории
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconЛютова Виктория Николаевна (воспитатель мбдоу №65)
Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы....
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа»
Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима
Автор: ученица 9 класса «Б» Касимова Виктория iconРеферат ученицы Тема: «История развития математики в Древнем Египте и Индии»
Автор: ученица 10 «Л» класса моу сош №5 п. Айхала Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Томилова Ирина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск