Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Согласовано
руководитель ГМО
_________Л. М. Рузова
Протокол № 1
от «___» августа 2012 г.
| Согласовано
на заседании
методсовета МБОУ СОШ №12
Протокол № 1
от «15» августа 2012г.
_______________ О. В. Галиева
| Утверждаю
директор МБОУ СОШ №12
_______ Е. И. Малова
Приказ № 150
от «16» августа 2012 г.
|
|
|
|
Рабочая программа
основного общего образования
по курсу «История»
для 5-9-х классов
количество часов в год – 70
количество часов в неделю – 2
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании программы по истории для общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней» 5 - 9 классы. Авторы составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова.
Пояснительная записка.
Учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010г.), на основании программы по истории для общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней» 5 - 9 классы. Авторы составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова. Программа предназначена для преподавания истории в 5-9-х классах. Нормативно – правовая база Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании» Российской Федерации;
Закон «Об образовании» Республики Башкортостан;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
Федерального Государственного стандарта основного общего образования (2010г.)
Фундаментального ядра содержания общего образования
Авторской программой Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История с древних времен до наших дней», 5-9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год;
Устава МБОУ СОШ №12;
Учебного плана МБОУ СОШ №12.
Учебно-методический комплект:
«История. Введение в историю» 5 класс. Автор: А.Н. Майков;
«История Древнего мира» 5 класс. Авторы: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина под ред. В.С. Мясникова;
«История Средних веков» 6 класс. Авторы: Л.В. Искровская, С.Е. Федоров, Ю.В. Гурьянова под ред. В.С. Мясникова;
«Всеобщая история» 7 класс. Авторы: В.В. Носков, Т.П. Андреевская;
«Всеобщая история» 8 класс. Авторы: В.В. Носков, Т.П. Андреевская;
«Всеобщая история» 9 класс. Авторы: В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец, К.М.Северинов под редакцией В.С. Мясникова.
«История России», 6 класс. Авторы: П. А. Баранов, Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, Ю. В. Гурьянова, И. З. Захваткина;
«История России», 7 класс. Авторы: П. А. Баранов, В. Г. Бовина, И. М.
Лебедева, Н. Г. Шейко;
«История России», 8 класс. Авторы: Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва;
«История России», 9 класс. Авторы: В.С. Измозик, С.Н. Рудник, О.Н.Журавлёва.
Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общественнонаучного образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС ООО.
Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программа курса предусматривает систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала включить него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факт и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» - по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету.
В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира.
Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий;введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека определенной эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; освещении процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности. Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 12 Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 12. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Из них на 5,6,7 и 8 классы приходится по 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом. В 5 классе 14% учебного времени отводится на «Введение в историю», 86% часов – на курс «Всеобщая история». В 6,7,8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70 % часов. Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. ц отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировозрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникативные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов;
- умение формировать и осваивать универсальные учебные, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей. Базовые компетенции: т.е. умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ключевые компетенции:
Информационно-технологические:
умение в связной и монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
умение подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.);
умение использования компьютерных технологий и других баз данных.
Коммуникативные:
умение пятиклассников спорить и отстаивать свои взгляды;
умение вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе).
Учебно-познавательные:
умение аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем;
умение самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату;
развитие способностей к самообразованию;
умения и навыки здоровьесбережения (привычное соблюдение правил гигиены учебного труда).
Cпециальные компетентности:
умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Основные методыобучения:
деятельностный;
поисковый;
исследовательский;
Основные формыработы:
урочная;
внеурочная;
фронтальная;
индивидуальная;
групповая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
История Древнего мира
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
|