Скачать 116.91 Kb.
|
ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07.00.07 - «Этнография, этнология и антропология» Вступительный экзамен ставит целью выяснить степень владения абитуриентом основами этнологической теории, истории этнологии и этнографии, этнологическими понятиями и категориями, знаниями о народах мира, а также сведениями по этнографии народов России и этнокультурных проблемах региона. Предполагается знание главных вех развития этнологической науки как в России и за рубежом, особенно в европейской и американской научных традициях, знакомство с методиками полевых исследований, духовной и материальной культуры отдельных народов. Предполагается знакомство абитуриента с основными, «классическими» и современными этнологическими трудами, а также расширенные знания в предполагаемой области самостоятельного исследования. Уровень знаний и понимания современных трактовок и интерпретаций тех или иных этнологических явлений сдающего экзамен проверяется дополнительно через специальные вопросы. Вступительный экзамен по этнологии и этнографии состоит из двух частей: 1) устный экзамен, 2) письменный реферат (по теоретической проблеме, историографии или конкретному вопросу, связанному с предполагаемой тематикой исследований). Содержание Предмет и методы этнологии Понятие «этнос» и сложность его идентификации. Этнодифференцирующие признаки: этнос и антропологический тип, этнос и язык, этнос и культура, этнос и территория, этнос и «происхождение» и т.д. Этнология, ее задачи и место в системе наук. Система этнологических дисциплин: этнология и этнография, этнолингвистика, этнопсихология, этносоциология и др. Основные методы этнологических исследований. Методы сбора информации. Понятие этнографического источника. Методики полевых исследований: включенное наблюдение, описание, опрос, беседа, интервью и другие, - специфика их применения. Проблема и методы преодоления культурной дистанции. Анализ документов. Контент-анализ СМИ по проблемам этнических отношений. Основные вехи истории этнологической наукиРанние этнографические описания античности, средневековья и нового времени. Становление этнологии в середине Х1Х в. Основные направления, школы и методы. Эволюционизм: общая характеристика. Основные представители. Значение работ Л.-Г.Моргана. Диффузионизм в этнологии: представители, основные положения концепции. Функционализм в этнологии. Труды Б. Малиновского. Французская социологическая школа. Значение идей Э.Дюркгейма. Изучение «первобытного мышления» (Л. Леви-Брюль). Труды М. Мосса и значение «Опыта о даре». Структурализм. Исследования К. Леви-Стросса. Школа Ф. Боаса. Создание исторической этнологии и основные направления исследований. История русской этнологической науки. Начальный период русской этнографии (по древнерусским памятникам). Этнографические материалы ХУШ в. Российская этнография и фольклористика в Х1Х- начале ХХ в.: основные направления, полевые исследования (Н. Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, П. Киреевский, П. Ефименко, П.Н. Рыбников, С.В. Максимов, Д.К. Зеленин и др.). Изучение различных регионов России. Историко-этнографические описания народов Сибири и Севера. Основные концепции в отечественной этнологии. Взгляды М.М. Ковалевского и его этнологические труды. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Материалистическая (марксистская) парадигма национальной общности. Отечественная этнография в ХХ в. Интегральная концепция нации П.А. Сорокина. Основные теоретические парадигмы в этнологии. Примордиализм. Биологизаторское и социо-историческое направления. Заслуги С.М.Широкогорова. Теория Л.Н.Гумилева. Концепция Чебоксаровых. Информационная теория этноса. Работы Ю.В.Бромлея. Инструментализм и концепции этничности. Теория нациестроительства Э. Геллнера. Этносы как «воображаемые сообщества» (концепция Б. Андерсона). Конструктивизм. Постмодернистские концепции этничности и этнических общностей. Новейшие отечественные исследования (работы В.А. Тишкова, Ю.В. Арутюняна, Л.В. Дробижевой, М.О. Мнацаканяна, С.В. Сикевич и др.). Типология и стратификация этнических сообществПонятие этносферы. Термины, обозначающие общности людей. Раса и антропологический тип. Антропологическая классификация народов мира. Лингвистическая классификация народов мира. Понятия языковой семьи и языковой группы. Языковая принадлежность народов России. Проблемы этногенеза. Понятие этногенетической ветви. Этногенез как комплексный процесс (на примере любого этноса). Расселение человечества. Ойкумена и этническая территория. Этнос и территория. Вопросы этнической истории. Историческая типология этносов (марксистская концепция, типология М.В. Крюкова). Географическая классификация народов мира. Понятие историко-этнографической области, его операциональные возможности. Понятие хозяйственно-культурного типа, критерии идентификации типов. Хозяйственно-культурная классификация народов мира. Понятия супер- и субэтнической общности. Типология супер- и субэтносов. Этническое сообщество, субэтнос и локальная группа – проблемы и критерии идентификации. Локальные группы русских. Понятие этноконфессиональной общности. Мировые и этнические религии. Социальные и этнические сообщества. Возрастная и гендерная стратификация в различных культурах. Род, линидж, семья, брак и его формы. Семья как микроэтническая единица. Этнофор. Этнические и родственные сообщества. Родственное и этническое самосознание: сходства и различия. Понятие этнической эндогамии. Проблемы национально-смешанных браков. Семья как микроэтническая единица. Человек как носитель этнической культуры. Традиционная культура Понятие «культура». Проблематичность деления культуры на «материальную» и «духовную». Семиотический подход: коммуникативная и символическая сущность культуры. Понятия «традиционности», «устности», «знаковости». «Картина мира» и ее важнейшие параметры. Основные компоненты традиционно-бытовой культуры. Типы производственно-хозяйственной деятельности. Пространственно-предметный мир культуры. Особенности восприятия пространства в разных культурах. Транспортные средства. Жилище: структура, основные локативы. Утварь, ее символические функции. Пища, ее приготовление, пищевые запреты. Одежда и обувь: изготовление, виды, знаковая характеристика. Ритуал в системе культуры. Понятие ритуала, его структурные характеристики. Картина мира в ритуале. Типы ритуалов. Типология поведения. Понятие ритуализованного поведения. Этикет. Этикетные системы в различных традициях. Повседневное поведение: уровни знаковости. Календарно-обрядовый цикл в традиционной культуре. Понятие народного календаря. Зимние, весенние, весенне-летние праздники: виды обрядовых и магических действий, словесный компонент. Обряды жизненного цикла. Понятия «перехода», инициации. Родинный, свадебный, погребальный обряды: общая характеристика, основные компоненты. Фольклор. Обряды совершеннолетия в различных культурах. Народные верования. Понятия «миф», «мифология». Система актуальных верований. Фольклор как вербальная реализация традиционной культуры. Понятие текста. Этнопсихологические аспекты изучения этнических сообществ Этнопсихологическое направление в этнологии, школа «Культура и личность». Работы М. Мид по культуре детства. Проблемы «национального характера» и «национального воспитания». Концепция Г.Г.Шпета, ее значение для современной этнопсихологии. Разработка понятия «традиционного сознания этноса» (С.В. Лурье). Понятия «этничность», «этническое самосознание». Компоненты этнического самосознания. Историко-культурная память этноса. Этноним кка формальный показатель этнической общности и межэтнических коммуникаций. Этнонимия: эндонимы и экзонимы, особенности их употребления. Этноцентризм и формы его выражения. Понятия ксенофобии и этнической толерантности. Понятие «этнический образ», формы выражения этнических образов. Соотношение понятий «этнический стереотип» и «этнический образ». Этнолингвистические аспекты изучения этнических сообществЭтнолингвистика как этнологическая дисциплина: история и основные направления. Язык и этническая культура. Этнические группы и диалектное членение языка. Понятия культурного диалекта и социолекта. Язык как моделирующая система. Вербальный код традиционной культуры. Семантика и этимология. Понятие языковой картины мира. Изучение славянской языковой картины мира (школа Н.И.Толстого). Работы А.Вежбицкой. Социальные аспекты функционирования языка. Понятие «языкового сдвига». Двуязычие. Проблемы «младописьменных» литератур. Понятие языковой политики. Языки народов Севера в ХХ в. Этнические процессы и межэтнические коммуникации Понятие и обозначения этнических процессов. Этнические контакты, типы и формы этнокультурного взаимодействия. Конвергенция и дивергенция. Этническая ассимиляция, межэтническая интеграция, консолидация. Понятие аккультурации и адаптации. Этническая и социокультурная адаптация. Этническая миграция и проблемы адаптации мигрантов. Типы и формы этнической дезинтеграции. Геноцид, апартеид, сегрегация: понятия, конкретно-исторические формы. Понятие этнического конфликта. Структурно-функционалистский и этнопсихологический подходы. Типология этнических конфликтов, модели развития, способы урегулирования. Современная миграционная ситуация в регионах мира, России. Особенности межэтнических процессов и этнокультурной ситуации в современной России, северо-западном регионе. Поведенческие модели в межэтническом взаимодействии. Структура межэтнических отношений: институциональный, групповой и личностный уровни. Понятие «культурный шок» (С. Додд). Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в межэтнических коммуникациях. Национальные и этнические сообществаПонятие нации: основные теории, факторы формирования. «Нациестроительство» и общие черты, характерные для роста наций. Национализм как вид идеологии: интерпретации. Типы национализма и его различные формы. Понятие «нациестроительства». Национально-государственное самоопределение. Национально-культурная автономия. «Национальная идея». Национальная политика: принципы и практики. Национальная политика в Российской империи, СССР, современной России. «Титульные», «коренные» и малочисленные народы. Урбанизация как этнокультурный процесс Город, его историко-культурная характеристика. Специфика городской среды и образа жизни горожанина. Особенности городского пространства. Социальная и субкультурная стратификация. Этнокультурная ситуация в больших и малых городах России. Этнография современного урбанизированного быта. Задачи этнографического изучения современности. Русские: этносоциологическая характеристика, современная этническая ситуация. Этапы формирования этнического самосознания русских. Расселение и миграции в XVI-XX вв. Миграционное поведение. Этнические стереотипы. Проблемы национально-культурной ориентации. Особенности межэтнических процессов и этнокультурной ситуации в современной России. Проблемы этнорегионализма и этносепаратизма. Русский Север как этнокультурный ареал. Этническая карта. Локальные группы русских Европейского Севера. Народные традиции северных русских и сопредельных финно-угорских и самодийских этносов. Этнические процессы на Европейском Севере в прошлом и настоящем. Проблемы этнических мигрантов. Рекомендуемая литература Учебная
Справочные и наглядно-иллюстративные пособия
Литература по общим и частным вопросам этнологии.
|
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00.... Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии,... | Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00.... Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии,... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | Протокол № программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – Экономическая социология и демография составлена в... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Вступительный экзамен по специальности состоит из двух частей: подготовительной (написание реферата по специальности) и самого экзамена.... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 10. «Финансы, денежное обращение и кредит» / Сост. Л. А.... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру мим линк по специальности... ... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право».... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... |