Скачать 52.17 Kb.
|
Славгородская О.С., учитель истории, лицей №41 Исследовательский метод в преподавании курсов истории Отечества и всеобщей истории, Истории Российского Приморья лицея №41 Что такое современное школьное образование? Какие ориентиры и ценности могут стать основаниями для адекватных времени педагогических технологий, для способов обучения, обеспечивающих эффективную социализацию учеников. Сегодня необходимо не только воспроизводить стандартные образцы, но и осознанно формировать предпосылки конструктивного и продуктивного изменения традиционных норм, одновременно создавая возможности для творческого развития школьников. Сегодня надо сформировать внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы эти знания или умения найти и освоить для решения задач и проблем. Незачем механически загружать память ученика набором сведений, лучше показать, где и как эти сведения можно найти и получить. Исследовательский интерес оказывается неразрывно связан с творческим порывом. Гибкость сознания позволяет избежать стереотипных мыслей и действий. Принципиальным отличием современного образования является ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность начинается с раннего изучения истории по этапам.Этап I. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 класс) с
При изучении тем по истории Древнего мира и истории средневековья ребята работают с дополнительной литературой. В виде зачётной работы представляют реферат по выбранной теме. Затем идёт отбор лучших рефератов, и заключительным итогом становятся малые исторические чтения. Целью проведения таких мероприятий мы ставим:
Этап 2 Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс) (проблемное обучение) Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науке. Практическое использование методики проблемного обучения включает несколько этапов. 1. Разработка проблемных вопросов. Вопрос должен быть
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется
3. Формы решения проблемных ситуаций:
4. Создание блоков проблемных уроков. 5. Подготовка проблемных домашних заданий. На уроках и во внеклассной работе мы учим учеников, на основании фактов, делать теоретические выводы, анализировать, решать проблемные и творческие задания, которые требуют ответа на вопрос "Почему?"; "Как ты думаешь?". Посредством решения таких задач идет развитие интуиции, воображения, творческого мышления. Этап III. Проведение научного сообщения исследования рефераты (8-9-10-11 кл) участие в конференциях Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идет через неудачи, чувства неудовлетворенности. А порою человеком движут любознательность и интерес к открытию новых возможностей. Формой научно-исследовательской деятельности является участие ребят в научно-исследовательских конференциях "Уроки истории - уроки жизни" и в краеведческих чтениях. Работа над рефератом строится с учетом особенностей учеников; учитель ориентирует на возможности и интересы своих учеников. Очертив контуры работы, формируется конкретная тема. Выбор темы предполагает целенаправленный поиск, но и зависит от многих субъективных факторов. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Для объемной работы требуется время. Результаты появятся через несколько месяцев, поэтому в начале учебного года учитель вместе с учащимися выбирает темы рефератов и начинается работа. Учитель знакомит учащихся с определенными требованиями написания и оформления работы. Акцент в работе учителя и учащегося над рефератами был перенесен на решение следующих задач: обучение навыкам самостоятельной работы, поиск и анализ источников, работа с дополнительной литературой, критический подход к литературно-художественным произведениям на исторические темы. Итогом научной работы становится проведение научных конференций. I конференция была проведена в марте 1999г. Работа проходила по 4 секциям:
В конференции принимали участие 28 человек. Получили хорошие отзывы об ученических работах от членов жюри. Огромное удовлетворение от проделанной исследовательской работы получили сами учащиеся. II Конференция состоялась 28 декабря 1999г. Второй год проходила конференция, виден рост активности учащихся. Количество участников стало 50 человек, работало 6 секций. Вырос теоретический уровень рефератов, больше ребят работали в Д.В. архиве, шире стал круг вопросов, которые берут ребята для рассмотрения. 16 февраля 2001г. в лицее проходила III конференция. Работа проходила по 8 секциям, количество участников составило 58 человек. Работали следующие секции:
Результаты III конференции были следующие: - вырос теоретический уровень рефератов; - шире стал круг вопросов исследований. В рефератах учащиеся излагают главное: проблему, которую они ставят; пути их решения. Выступления на конференции были уверенными и научно-аргументированными. Главная цель: проведение подобных мероприятий, для нас учителей истории- дать ребятам возможность проявить себя, показать свои способности. Необходимо остановиться еще на одном из видов использования исследовательского метода- проведение краеведческих чтений. Региональный компонент является частью программы исторического образования. Не так давно стал преподаваться курс История Российского Приморья (8 класс). Хотя отдельные темы краеведческого материала проходим начиная с 5-6 классов. Все учителя предметники, в курсе преподавания своего предмета- используют региональный компонент. Поэтому возникла идея – подвести итоги краеведческой работы.. 28 октября 2000 года в лицее № 41, были проведены I краеведческие чтения. Работа проходила по 8 секциям, из них 3 по истории Приморья. Цель, которая была поставлена при проведении краеведческих чтений была достигнута, это решить задачи воспитательского характера: любовь к «малой Родине», уважение к ней. При этом повышается интерес к истории вообще и истории Приморья в частности, усиление самостоятельности и творческого начала, формирование умения свободно излагать свои мысли. Итогом нашей работы при использовании исследовательского метода стало то, что выросла активность ребят, а главное, что ребята с большим желанием откликаются на проведение творческих дел. |
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Современное школьное литературное образование ставит важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные цели являясь неотъемлемой... | ||
Элективный курс «Бытовая культура России IX-XX вв.» Современное школьное образование нельзя считать завершенным, если выпускник не получил глубоких познаний в области культуры. Изучение... | Пояснительная записка Современное школьное литературное образование... ... | ||
Конспект урока Тема: Современное повседневное декоративное искусство.... | Харланова Юлия Викторовна Три истории о непростой школьной дружбе Моё школьное детство совпало с периодом перестройки в нашей стране. Меня успели принять в пионеры Но к старшим классам я уже забыла,... | ||
Образование: 1994 мфти, факультет Физико химической биологии «Школьное молоко», в целях создания организационных условий для обеспечения школьников города Сочи молоком и молочной продукцией... | Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | ||
Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Чтобы изучить это современное явление необходимо начать с определения... По дисциплине «Обществознание» представлены конкурсные задания, которые частично автоматически проверяются системой, а частично –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... |