Скачать 118.98 Kb.
|
Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. Л. О. Воробьева. Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Сколько людей, столько и мнений. Результаты последних международных исследований TIMSS и PISA показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными знаниями, тогда как формирование общеучебных умений в должной мере не происходит. Время выдвигает на первый план наряду с предметными результатами, личностные, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Поэтому изменяется понимание того, что такое стандарт. В разрабатываемом стандарте второго поколения составляющим звеном основных общеобразовательных программ является Фундаментальное ядро общего образования по предметам. В нем отражены основные элементы научного знания, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Это способы деятельности, которые формируются на уроках во всех предметах. Стандарт второго поколения призван решить проблемы, связанные с качеством образования. Передовые учителя, стремясь повысить качество обучения, развивая личность школьника средствами своего предмета, уже давно стали изменять форму организации учебной деятельности, применяя педагогические технологии, в которых основную часть учебного времени отводят самостоятельной работе учащихся. Учебные занятия отличаются целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников. Строгое выполнение алгоритма технологии всегда дает положительные результаты. Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи – «Дидактические основы моделирования современного урока». Отличительной чертой современного урока должно стать выполнение школьниками разнообразных самостоятельных творческих работ. Самостоятельная учебная работа – это организованная учителем деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи за определенное время.
Нередко, готовясь к уроку, учитель не задумывается о цели и типе урока, формах деятельности учащихся. Забывает, что каждому типу урока соответствует определенная структура. Такой урок, как правило, не результативен. Каждый урок складывается из определенных этапов, включает некий объем содержания, характерные методы и средства обучения. Рассмотрим хорошо знакомые вам элементы урока с точки зрения их технологичности. При подготовке урока педагогу необходимо помнить основные взаимосвязи типа урока, дидактической цели и структуры урока. Внутренняя взаимосвязь частей урока, единая логика деятельности учителя и учеников, обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников, помогает формировать универсальные учебные действия. То есть делает урок технологичным, приводит к положительному результату.
Оргмомент. Целеполагание и мотивация. Рефлексия – постоянные элементы урока. Эти этапы урока рассмотрим подробнее. Целеполагание и мотивация. Цель – это запланированный конечный результат обучения, развития, воспитания учащихся. Следовательно, приступая к формулировке цели, * нелишне обратиться к программе, тематическому плану, а затем к учебнику. * Изучить требования к системе знаний и умений, предъявляемые к конкретной теме урока. Следует помнить, что триединая цель отражает основное содержание, развивающий и воспитательный аспекты урока. Образовательная цель. Значительную часть времени на уроке учитель уделяет формированию системы знаний, на основе образов и представлений. Педагог использует для этого разнообразные приемы учебной деятельности. Опыт работы лучших учителей показал наиболее успешные варианты соответствия образовательных целей, приемов способствующих их достижению и вопросов, дающих возможность выявить результативность. Урок, построенный по алгоритму, отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Такой урок технологичен, приводит к положительному результату. Развивающие цели. Нередко учитель испытывает затруднения при формулировании развивающей цели урока. Обычно пишет: - «Развитие творческих умений учащихся», а почему именно на этом уроке и что будет для этого сделано, ответить не может. Для реализации цели «Развитие творческих умений учащихся», на уроке должны быть задания «переноса» знаний из одной учебной ситуации в другую: проблемные задания для самостоятельной работы или проблемное изложение материала учителем. Основные умения, отрабатываемые на занятии – это действия, которые формируются через систему упражнений. Разнообразные приемы работа с учебником на уроке помогают учителю решать развивающие задачи. В предлагаемой таблице, представлены образцы заданий для самостоятельной работы учащихся с учебником и вопросы, с помощью которых можно проверить уровень достижения целей урока.
Воспитательные цели урока обычно скорее декларируются, чем являются прогнозируемыми. Сделать вывод о достижении воспитательной цели можно, если:
Мотивация познавательной деятельности. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым. И выделяют три группы мотивов.
Урок можно рассматривать как «зеркало общей и педагогической культуры учителя. Показатель его кругозора, эрудиции» (В. А. Сухомлинский) С позиций системно-структурного и деятельностного подходов – урок, прежде всего, система целей, которая определяет логику поэтапного взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения материала. Методы обучения (взаимодействие учителя и учащихся) применяются в единстве с определенными средствами обучения. К ним относят учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и дидактические средства для учителя и учащихся. Дидактические средства для учителя: стандарты, программа, основные и дополнительные источники информации, прикладные программные средства, методические пособия, раздаточный материал. Дидактические средства для учащихся: учебники, тетради, дополнительные источники информации. Понятие «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижению целей образования, т. е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ПОНИМАЮТСЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Литература. 1. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1986. 2. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке биологии.- М.: Знание, 2006. 3. Зверева Н. М. И др. Дидактика для учителя. – Н. Новгород, 1996 4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия,1999 5. Махмутов М. И. Современный урок. – М.6 педагогика, 1985 6. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991. 7. Шиянов Е. Н. И др. Развитие личности в обучении. – М.: Академия, 2000 8. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России. 2000. |
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива | ||
Ученик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что... | Что такое болото? Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,... | ||
Что такое современное школьное образование? Исследовательский метод в преподавании курсов истории Отечества и всеобщей истории | Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На прошлых уроках мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие виды... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия? (на основе проработки текстов; см ниже). Соотношение философии, науки и искусства (Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что... |