Что такое хорошее образование, что такое качественное образование?





Скачать 118.98 Kb.
НазваниеЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Дата публикации09.10.2014
Размер118.98 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
Дидактические основы моделирования современного учебного занятия.

Л. О. Воробьева.
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Сколько людей, столько и мнений. Результаты последних международных исследований TIMSS и PISA показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными знаниями, тогда как формирование общеучебных умений в должной мере не происходит. Время выдвигает на первый план наряду с предметными результатами, личностные, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Поэтому изменяется понимание того, что такое стандарт. В разрабатываемом стандарте второго поколения составляющим звеном основных общеобразовательных программ является Фундаментальное ядро общего образования по предметам. В нем отражены основные элементы научного знания, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Это способы деятельности, которые формируются на уроках во всех предметах. Стандарт второго поколения призван решить проблемы, связанные с качеством образования. Передовые учителя, стремясь повысить качество обучения, развивая личность школьника средствами своего предмета, уже давно стали изменять форму организации учебной деятельности, применяя педагогические технологии, в которых основную часть учебного времени отводят самостоятельной работе учащихся. Учебные занятия отличаются целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников. Строгое выполнение алгоритма технологии всегда дает положительные результаты.

Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи –

«Дидактические основы моделирования современного урока».

Отличительной чертой современного урока должно стать выполнение школьниками разнообразных самостоятельных творческих работ. Самостоятельная учебная работа – это организованная учителем деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи за определенное время.


Некоторые виды с/работы

Дидактическая функция с/работы

Психологическая функция с/работы

Учебные задания: изучение материала по тексту, в работе с объектами, моделями, с помощью обучающей компьют. программы и выполнения диагностических заданий, составление схем. Поиск информации в различных источниках.

Овладение специфическими приемами учебной работы, приемами познания нового, исследовательскими методами обучения.

Последовательное развитие самостоятельного мышления.


Нередко, готовясь к уроку, учитель не задумывается о цели и типе урока, формах деятельности учащихся. Забывает, что каждому типу урока соответствует определенная структура. Такой урок, как правило, не результативен. Каждый урок складывается из определенных этапов, включает некий объем содержания, характерные методы и средства обучения. Рассмотрим хорошо знакомые вам элементы урока с точки зрения их технологичности. При подготовке урока педагогу необходимо помнить основные взаимосвязи типа урока, дидактической цели и структуры урока. Внутренняя взаимосвязь частей урока, единая логика деятельности учителя и учеников, обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников, помогает формировать универсальные учебные действия. То есть делает урок технологичным, приводит к положительному результату.


Тип урока

Дидактическая цель

Структура (этапы)

Изучение нового материала и первичного закрепления

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме….


Оргмомент

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебной информации.

Первичное закрепление учебного материала.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Обобщения и систематизации знаний и умений

Создать условия для систематизации изученного материала (указать какого), выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме…, опытом творческой деятельности.

Оргмомент

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Контроля и коррекции знаний и умений.

Создать условия для проверки уровня обученности по теме…, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся.

Рефлексия (подведение итогов урока).



Оргмомент. Целеполагание и мотивация. Рефлексия – постоянные элементы урока. Эти этапы урока рассмотрим подробнее.

Целеполагание и мотивация.

Цель – это запланированный конечный результат обучения, развития, воспитания учащихся. Следовательно, приступая к формулировке цели,

* нелишне обратиться к программе, тематическому плану, а затем к учебнику.

* Изучить требования к системе знаний и умений, предъявляемые к конкретной теме урока.

Следует помнить, что триединая цель отражает основное содержание, развивающий и воспитательный аспекты урока.

Образовательная цель.

Значительную часть времени на уроке учитель уделяет формированию системы знаний, на основе образов и представлений. Педагог использует для этого разнообразные приемы учебной деятельности. Опыт работы лучших учителей показал наиболее успешные варианты соответствия образовательных целей, приемов способствующих их достижению и вопросов, дающих возможность выявить результативность. Урок, построенный по алгоритму, отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Такой урок технологичен, приводит к положительному результату.

Развивающие цели.

Нередко учитель испытывает затруднения при формулировании развивающей цели урока. Обычно пишет: - «Развитие творческих умений учащихся», а почему именно на этом уроке и что будет для этого сделано, ответить не может. Для реализации цели «Развитие творческих умений учащихся», на уроке должны быть задания «переноса» знаний из одной учебной ситуации в другую: проблемные задания для самостоятельной работы или проблемное изложение материала учителем.

Основные умения, отрабатываемые на занятии – это действия, которые формируются через систему упражнений. Разнообразные приемы работа с учебником на уроке помогают учителю решать развивающие задачи.

В предлагаемой таблице, представлены образцы заданий для самостоятельной работы учащихся с учебником и вопросы, с помощью которых можно проверить уровень достижения целей урока.


Образовательная цель
Развивающая цель

Приемы достижения цели
Цель сам. работы учащихся

Вопросы для проверки уровня достижения цели.

Содержание заданий для с.р.

Способствовать:

А) формированию представления о…
Б) обучению школьников умению комментировать новые сведения.

А) Яркий, эмоциональный рассказ учителя. Демонстрация средств наглядности. Чтение текста.

Б) Научиться комментировать прочитанный текст.



А) Рассказать о.. Описать внешние признаки..

Б) Прочитать текст. Ответить на вопрос. О чем написано в тексте?

Способствовать:

А) запоминанию основного материала.


Б) Обучению умению отвечать на вопросы по новому материалу.


А) Делаются краткие записи в тетради. Задаются репродуктивные вопросы.


Б) Научиться отвечать на вопросы по содержанию текста.

А) Перечислить факты, подтверждающие.. Где находятся..? Как произошли? Какие основные признаки…

Воспроизводящие с/работы.

Б) Прочитать текст, найти ответы на следующие вопросы: какие? Где? Как? Что такое?

Способствовать:

А) запоминанию основной терминологии.

Б) Обучению находить необходимые сведения в новом материале.


А) Пояснение названий. Примеры применения термина.
Б) Научиться находить необходимые сведения в тексте

А) Как называется? Тестовые задания.
Б) Прочитать текст…, найти сведения, подтверждающие, что.

Способствовать:

А) осознанию фактического материала.

Б) Обучению школьников умению структурировать новый материал на основной и пояснительный.

А) Объяснение учебного материала. Пересказ. Репродуктивная беседа.

Б) Научиться подразделять текст на основной и пояснительный

А) Пересказать основное содержание. Перечислить факты, подтверждающие. Каковы основные признаки?
Б) Прочитать текст, выделить в нем главную мысль и примеры.

Способствовать:

А) осознанию существенных признаков
Б) Обучению умению выделять главную мысль в новом материале..

А) Работа над понятием осуществляется индуктивным путем (примеры -существенные признаки –определение) или дедуктивным путем (определение -существенные признаки-примеры).

Б) Научиться выделять главную мысль в тексте.

А) Дать определение понятия. Каковы существенные признаки понятия? Что такое?

Эвристические с/работы. (Поиск ответа за пределами образца)
Б) Прочитать (вслух) текст, выделить главную мысль, сделать краткую запись.

А) Создать условия для выявления причинно-следственных связей
Б) Способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно-следственные связи.

А) Проблемное изложение. Беседа.

Б) Научиться находить в тексте причинно-следственные связи.

Почему? Что произойдет, если? Каковы причины? Каковы последствия?
Б) Прочитать текст, найти предложения, в которых раскрываются причины и следствия. Выполнить тестовое задание.

А) Создать условия для выявления черт сходства и отличия.
Б) Способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия.

А) Объяснение с использованием таблиц, схем, графиков. Беседа.
Б) Научиться находить в тексте черты сходства и различия.

А) Прочитать текст, составить таблицу, схему, график, позволяющие установить черты сходства и отличия.

Конструктивные с/работы. (Осмысленный перенос знаний в типовые ситуации, учат анализировать)

Б) Прочитать текст, найти предложения, в которых описаны черты сходства и различия.

Выполнить тестовое задание.

Способствовать:

А) пониманию закономерности.
Б) Обучение умению сравнения и обобщения.

А) Проблемное изложение. Беседа.

Б) Научиться находить в тексте черты сходства, отличия. Выявить причины, обуславливающие сходств, отличия..

А) Как влияют друг на друга? Как зависит?

Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. (Ученики получают небольшие поисковые задания)

Б) Прочитать текст, найти объекты для сравнения. Сопоставить объекты по определенным признакам, найти черты сходства отличия. Объяснить причины сходства, отличия.. Сделать вывод.


Воспитательные цели урока обычно скорее декларируются, чем являются прогнозируемыми.

Сделать вывод о достижении воспитательной цели можно, если:

  1. в классе доброжелательные межличностные отношения и каждого ученика принимают в коллективе;

  2. в классе не унижается достоинство учителя и учащихся, ценятся доброта и отзывчивость;

  3. школьники с уважением относятся к людям с развитым интеллектом;

  4. у учащихся есть потребность проявлять себя с положительной стороны; ученик и учитель, взаимодействуя, чувствуют себя комфортно;

  5. учитель справедливо относится к ученикам, оказывает педагогическую поддержку, заинтересован в успехе ученика.


Мотивация познавательной деятельности.

Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым. И выделяют три группы мотивов.



Мотив

Приемы мотивации

Создание мотивационной среды.

Непосредственно побуждающие

Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники; показ недостаточности имеющихся знаний; создание проблемной ситуации; использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства; экскурсы в историю; использование сравнений; привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов; использование игровых ситуаций.

1.Стремиться к объективной оценке труда учащихся.

2. Использовать разнообразные безоценочные формы поощрения.

3. Определять сложность заданий в соответствии с уровнем реальных учебных возможностей учеников.

4. Планирует достижение результата при нормальном напряжении сил учащихся.

5. Ориентирует учеников на достижение результата, используя положительные эмоции.

6. Поясняет позитивные и негативные результаты.

7. Создает для каждого ученика ситуацию успеха.


Перспективно -побуждающие

Учитель объясняет, что без усвоения данного раздела нельзя усвоить следующий материал или успешно подготовиться к контрольной работе.

Познавательно – побуждающие (бескорыстного поиска знаний).

При активных формах обучения интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы. Это внутренняя заинтересованность, которая формирует мотивационную среду на уроке.


Урок можно рассматривать как «зеркало общей и педагогической культуры учителя. Показатель его кругозора, эрудиции» (В. А. Сухомлинский)

С позиций системно-структурного и деятельностного подходов – урок, прежде всего, система целей, которая определяет логику поэтапного взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения материала. Методы обучения (взаимодействие учителя и учащихся) применяются в единстве с определенными средствами обучения.

К ним относят учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и дидактические средства для учителя и учащихся.

Дидактические средства для учителя: стандарты, программа, основные и дополнительные источники информации, прикладные программные средства, методические пособия, раздаточный материал.

Дидактические средства для учащихся: учебники, тетради, дополнительные источники информации.

Понятие «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижению целей образования, т. е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ПОНИМАЮТСЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
Литература.

1. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1986.

2. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке биологии.- М.: Знание, 2006.

3. Зверева Н. М. И др. Дидактика для учителя. – Н. Новгород, 1996

4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия,1999

5. Махмутов М. И. Современный урок. – М.6 педагогика, 1985

6. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.

7. Шиянов Е. Н. И др. Развитие личности в обучении. – М.: Академия, 2000

8. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России. 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconЧто такое мировоззрение?
...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconУченик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный
В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconЧто такое болото?
Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconЧто такое современное школьное образование?
Исследовательский метод в преподавании курсов истории Отечества и всеобщей истории
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлых уроках мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие виды...
Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия? (на основе проработки текстов; см ниже). Соотношение философии, науки и искусства (Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск