Скачать 159.44 Kb.
|
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину “Политические изобретения Нового времени”. Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Политические изобретения Нового времени» являются обзор основных терминов исторической социологии и политологии, анализ истоков и развития ключевых политических институтов современности и формирование у студентов понимания того, как соотносятся между собой история и политология. Курс прослеживает историческое становление нескольких важных современных политических институтов: то, как общества приходили к изобретению этих институтов, и как эти институты формировались в конкретных политических практиках в разных исторических обстоятельствах. Курс примерно следует хронологии изобретения новых институтов - государства, бюрократии, общественного представительства и парламентов, выборов и политических партий, и социальной политики (государства всеобщего благосостояния). В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Критерии оценки знаний, навыков Требования к реферату:Студентам предлагается написать реферат с обзором истории изучения такого политического института или изобретения Нового времени, который не рассматривался в рамках курса. Содержание реферата обязательно должно содержать описание этого института или изобретеня , историю его зарождения, а также историю его изучения историками, политологами и/или историческими социологами. Реферат должен указывать на важные работы (статьи и монографии), написанные по истории такого института (не менее трех) и давать краткую характеристику таких работ. Студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии, основных направлений исследований политических институтов. Преподаватель оценивает полноту обзора истории политического института и значимость указанных работ. Требования при итоговом контроле: В ходе итогового контроля оценивается усвоение студентом лекционного курса и подготовка к семинарским занятиям. Итоговый контроль проводится в форме письменного зачета. Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Студенты дистанционно получают все текстовые материалы к занятиям. Выдача заданий и проверка работ производятся через сайт дисциплины в LMS. Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях, пропуск занятия без уважительной причины оценивается оценкой “0”. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется итоговым контролем - Оаудиторная. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,4* Оауд. + 0,3 *·Отекущая + 0,3 *·Озач Способ округления результирующей оценки: в пользу студента. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Тема 1. Чем занимается политология и историческая социология. Чем историческая социология отличается от социальной истории. Основная литература Вен, Поль. 2003. Как Пишут Историю. Опыт Эпистемологии. Науч. мир М. (Veyne, Paul. 1971. Comment on Écrit L’histoire. Éditions du Seuil.) (параграф XII) URL : https://www.dropbox.com/s/m8r3myw5i3ok06t/0249782_41BD3_ven_p_kak_pishut_istoriyu_opyt_epistemologii-1.pdf Дополнительная литература Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: “Центр гуманитарных инициатив”, 2007. С. 271-320. URL: (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/obekt.php) Норт, Дуглас. 1997. Институты, Институциональные Изменения И Функционирование Экономики. Москва: Фонд экономической книги “Начала”. Глава 9. Организации, обучение и институциональные изменения. Сс. 97-107. Согомонов, Александр, и Павел Уваров. 2001. Открытие Социального (парадокс XVI Века) // Одиссей. Человек В Истории: 199–215. Mahoney, James, and Celso M. Villegas. 2009. “Historical Enquiry and Comparative Politics.” In The Oxford Handbook of Comparative Politics, edited by Carles Boix and Susan C. Stokes. Oxford University Press. Тема 2. Что такое государство. Типология власти по Веберу. Основная литература Макс Вебер. Типы господства (параграфы 1-6 из главы 1 книги “Хозяйство и общество”) [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Главы V, VIII, IX. [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm Tilly, Charles. 1985. “War Making and State Making as Organized Crime.” In Bringing the State Back In, edited by Peter B Evans, Dietrich Rueschemeyer, and Theda Skocpol. Cambridge University Press. https://drive.google.com/file/d/0B7HZg-DB9Y4hRkFiRG1oVzFlUFF2ZXRHUllrRnpWNjFfNmNJ/edit?usp=sharing Дополнительная литература North, Douglass. 1986. “A Neoclassical Theory of the State.” In Structure and Change in Economic History, 20–32. Вебер, Макс. 1990. Политика Как Призвание и Профессия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: “Центр гуманитарных инициатив”. 485-528. Тема 3. Государь и его государство. Деперсонализация власти в практике государственного управления. Канторович, Бурдье. Канторович, Эрнст. Два тела короля: исследование по средневековой политической теологии. М.: Издательство института Гайдара, 2014. (Вступление, Глава 1, Глава 5 (фрагмент на с. 193-239), глава 6 (фрагмент на с. 260-266), глава 7 (фрагмент на с. 300-316, 326-336, 392-403): URL: https://www.dropbox.com/s/pjh9jkridmviedb/kantorowicz.pdf Бурдье, Пьер. От королевского дома к государственному интересу. Модель происхождения бюрократического поля. // Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. с. 141-179. URL: https://www.dropbox.com/s/dvv85etqch7t3bw/Bourdieu.html Тема 4. Перераспределение власти в государствах раннего Нового времени: патронаж и клиентеллизм, налоговые фермы. Основная литература Kettering, Sharon. 1986. Patrons, Brokers, and Clients in Seventeenth-Century France. New York: Oxford University Press. (Два фрагмента: с. 3 – 22, 224 – 237): https://www.dropbox.com/s/99mtzaqfyjancc2/%5BSharon_Kettering%5D_Patrons%2C_Brokers%2C_and_Clients.pdf Johnson, Noel D. 2006. “The Cost of Credibility: The Company of General Farms and Fiscal Stagnation in Eighteenth-Century France.” Essays in Economic & Business History 24. http://www.ebhsoc.org/journal/index.php/journal/article/view/201. Дополнительная литература Ashton, Robert. 1956. “Revenue Farming under the Early Stuarts.” The Economic History Review 8 (3): 310–22. doi:10.2307/2598484. Bonney, R. J. 1979. “The Failure of the French Revenue Farms, 1600-60.” The Economic History Review 32 (1): 11–32. doi:10.2307/2595963. White, Eugene Nelson. 1989. “Was There a Solution to the Ancien Régime’s Financial Dilemma?” The Journal of Economic History 49 (03): 545–68. doi:10.1017/S0022050700008755. Тема 5. Что такое бюрократия и откуда она взялась. Основная литература Токвилль, Алексис де. Старый порядок и революция. М.: Моск.философский фонд, 1997. (Книга 3, главы 3 - 8). URL: http://larevolution.ru/Books/Tocq0.html Мизес, Леопольд фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 2003. Дополнительная литература Kiser, Edgar, and Joshua Kane. 2001. “Revolution and State Structure: The Bureaucratization of Tax Administration in Early Modern England and France.” American Journal of Sociology 107 (1): 183–223. doi:10.1086/ajs.2001.107.issue-1. Hume, Leonard John. 2004. Bentham and Bureaucracy. Cambridge University Press. Evans, Peter, and James E Rauch. 1999. “Bureaucracy and Growth: a Cross-national Analysis of the Effects of‘ Weberian’ State Structures on Economic Growth.” American Sociological Review: 748–765. (статья с не очень сложной, но статистикой) Тема 6. Нововременные Революции и перерождение политики. Теории революций. Skocpol, Theda. 1979. States and Social Revolutions. Cambridge Univ Press. Ch. 1. Манифест коммунистической партии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikisource.org/wiki/Манифест_коммунистической_партии Davies, James C. 1962. “Toward a Theory of Revolution.” American Sociological Review: 5–19. Selbin, Eric. 1997. “Revolution in the Real World: Bringing Agency Back in.” In Theorizing Revolutions, edited by John Foran, 123–36. Routledge. Pincus, Steven. 2009. “Rethinking Revolutions: a Neo‐Tocquevillian Perspective.” In The Oxford Handbook of Comparative Politics, edited by Carles Boix and Susan C. Stokes. Oxford University Press. Тема 7. Представительство. Возникновение парламентов. Основная литература Анкерсмит, Франклин. Политическая репрезентация. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2012. Barzel, Yoram, and Edgar Kiser. 2002. “Taxation and Voting Rights in Medieval England and France.” Rationality and Society 14 (4) (November 1): 473–507. https://drive.google.com/file/d/0B_TwbEW5PmHIdDdjNlhnaEtUd3M/edit?usp=sharing North, Douglass C., and Barry R. Weingast. 1989. “Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth-Century England.” The Journal of Economic History 49 (04): 803–32. doi:10.1017/S0022050700009451. Дополнительная литература Pitkin, Hanna Fenichel. 1967. The Concept of Representation. Univ of California Press. Gerald Gamm and Kenneth Shepsle. 1989. "Emergence of Legislative Institutions," Legislative Studies Quarterly 14:39-66. Тема 8. Партии. Эволюция избирательных систем и партийных систем. Основная литература Морис Дюверже. Введение. Происхождение партий. // Его же. Политические партии. М.: Академический проект, 2002. URL: http://www.democracy.ru/library/misk/political_parties_duv/page3.html Michels, Robert. 1915. Political Parties: A Sociological Study of the Oligarchical Tendencies of Modern Democracy. Hearst’s International Library Company. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/11.php) Дополнительная литература Cox, Gary W. 1986. “The Development of a Party-Orientated Electorate in England, 1832-1918.” British Journal of Political Science 16 (02): 187–216. Cox, Gary W. 2005. The Efficient Secret: The Cabinet and the Development of Political Parties in Victorian England. Cambridge University Press. Colomer, Josep M. 2005. “It’s Parties That Choose Electoral Systems (or, Duverger’s Laws Upside Down).” Political Studies 53 (1): 1–21. Тема 9. Государство всеобщего благосостояния. Baldwin, Peter. 1990. The Politics of Social Solidarity: Class Bases of the European Welfare State, 1875-1975. Cambridge University Press. Skocpol, Theda. 1992. Protecting Soldiers and Mothers. Cambridge Univ Press. Briggs, Asa. 1961. “The Welfare State in Historical Perspective.” European Journal of Sociology / Archives Européennes de Sociologie 2 (2): 221–258. doi:10.1017/S0003975600000412. Pierson, Paul. 1996. “The New Politics of the Welfare State.” World Politics 48 (02): 143–179. doi:10.1353/wp.1996.0004. Тема 10. Современная либеральная демократия: ее апологеты и критики. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ. Под ред. М.В.Ильина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. Норт, Дуглас. Насилие и социальные порядки: концептцальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-вот института Гайдара, 2011. Шмитт К. Государство и политическая форма. — М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.
Тематика заданий текущего контроляПримерная тематика рефератов (о требованиях к содержанию реферата См. раздел 6 настоящей программы): 1) Конституция; 2) Парламент; 3) Разделение властей; 4) Республика и республиканизм; 5) Права человека; 6) Выборы и выборная система; 7) Федерализм и региональное представительство; 8) Профсоюзы. Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Базовый учебникБазовый учебник по дисциплине отсутствует. Основная литератураОсновная литература указана в темах курса. Дополнительная литератураДополнительная литература указана в темах курса.
Для лекций и семинаров используется проектор. |
Программа дисциплины Политические изобретения Нового времени для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки | Программа дисциплины Культура России нового времени для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «Политические проекты ХХ века» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины История Испании Средних веков и Раннего Нового... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | ||
Программа предназначена для преподавателя, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателя, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |