Скачать 172.29 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский государственный университет Исторический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________ В.П. Зиновьев "_____"_______________2010 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования в России Направление подготовки 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 г. 1. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «История высшего образования в России» заключается в формировании у студентов цельного, представления об основных этапах, направлениях, динамике и особенностях развития отечественной высшей школы. В основу построения курса заложен проблемно-хронологический подход. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть по направлению 030600 – История. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам базовой части бакалавриата: Отечественная история. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Магистрант, приступающий к освоению дисциплины должен знать: закономерности исторического процесса; уметь: правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История. А) общекультурные (ОК): – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); Б) профессиональные (ПК) в научно-исследовательской деятельности: – способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации при индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); – способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); в культурно-просветительской деятельности: – способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – основные исторические концепции и подходы, существующие в рамках данной темы; – элементы государственной политики в отношении высшего образования – особенности становления сети высших учебных заведений в Сибири. Уметь: – анализировать фактический материал по курсу; – строить самостоятельные заключения; – объяснить содержание основных терминов и понятий; – работать с историческими источниками Владеть - готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.
Содержание II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Предыстория высшего образования в России: XVII – первая четверть XVIII в. Приказные школы. Киево-Могилянская академия. Славяно-греко-латинская академия. Деятельность Иоанникия и Софрония Лихудов. Петровские преобразования в сфере просвещения в начале XVIII в. Морская академия. 2. Петербургский академический университет. Дискуссия о первенстве высказывания идеи сочетания науки и образования. История создания академического университета. Организация учебного процесса. Академический регламент 1747 г. Деятельность М.В. Ломоносова. Факторы, усложнявшие становление высшего образования в середине XVIII в. 3. Создание Московского университета и развитие системы высших учебных заведений во второй половине XVIII в. Деятельность И.И. Шувалова. История создания Московского университета. Структура университета. Организация учебного процесса. Московский университет и общество во второй пловине XVIII в. Создание первого инженерного вуза – Петербургского горного училища. Медицинское образование в XVIII в. Создание первого медицинского вуза – Петербургской медико-хирургической академии. 4. Высшее образование в России в первой половине XIX в. Политика в отношении высшей школы в александровскую и николаевскую эпохи. Создание министерства народного просвещения. Университетский устав 1804 г., Университетский устав 1835 г. Открытие новых университетов. Особенности подготовки кадров для высшей школы в первой половине XIX в. Положение "О производстве в ученые степени" 1819 г. Российское студенчество. 5. Развитие высшего образования во второй половине XIX – начале XX в. Политика в отношении высшего образования. Университетский устав 1863 г. Студенческая жизнь в 1860-1870-е гг. Начало высшего женского образования. Возникновение негосударственных высших учебных заведений, их деятельность. Университетский устав 1884 г. Университетская политика правительства в начале XX в. "Временные правила" 27 августа 1905 г. Расширение сети вузов. Открытие Томского университета. Организация учебного процесса. Подготовка научно-педагогических кадров. Положение "Об испытаниях на ученые степени" 1864 г. 6. Революции 1917 г. и преобразования в высшей школе Революционное движение в вузах. Политика Временного правительства в отношении вузов. Восстановление университетской автономии. Советская власть и система высшего образования. Дискуссия о судьбе университетов. Изменение управления системой образования. Реализация классового подхода в высшей школе. Создание рабочих факультетов. Организация учебного процесса. Развитие сети вузов. 7. Реформирование высшего образования СССР в 1920-1930 гг. Типовой устав 1938 г. «Профилизация» высшего образования. Активные методы преподавания. Научно-педагогическая аттестация. Создание института аспирантуры. Развитие сети вузов. 8. Советские вузы в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация вузов из Европейской части СССР. Перестройка работы вузов. Организация учебного процесса. 9. Развитие высшего образования СССР во второй половине XX в. Перестройка управления делами высшей школы. Развитие системы высших учебных заведений. Организация учебного процесса. Система научно-педагогической аттестации. 10. Проблемы современного реформирования высшей школы. Федеральный закон «Об образовании» (1992 г.). Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Сеть вузов Российской Федерации в начале XXI в. Негосударственное высшее образование. Коммерциализация образования. Балонский процесс. Основные проблемы и перспективы отечественной высшей школы. 5. Образовательные технологии В курсе используется как традиционная академическая методика, сочетающая обзорные лекции по ключевым аспектам курса и активные формы проведения занятий – семинары, так интерактивные технологии: технология проектов, сase study (кейс-стади), деловая игра, дебаты, семинар-прессконференция, а также организация СРС. Предусмотрены встречи с представителями современных российских молодежных движений. Для организации текущего контроля используется коллоквиум, тестирование, написание эссе. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем: - работа по отбору источников и литературы по темам докладов, реферата; - анализ и обработка отобранных данных; - подготовка к выступлениям на семинарских занятиях/конференциях (подготовка презентации); - участие в обсуждениях студенческих докладов и рефератов; - оформление тезисов докладов, реферата для занятий; - разработка проекта; - подготовка к экзамену. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику: Блок 1: вводная часть. Блок 2: основная часть. Блок 3: закрепление материала. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. По разделу 1. Эссе: - как я вижу будущее высшего образования в России? По разделу 2. Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 6–8 тыс. знаков; высший балл – 100, критерии оценки: уровень собранной библиографии – 30 баллов, подача материала, аргументация оценок и выводов – 50 баллов, владение культурой цитирования – 20 баллов). Проведение дебатов на тему «Системы высшего образования в современном мире». Студенты разбиваются на группы, каждая из которых отстаивает ту или иную систему высшей школы из числа имеющихся в современном мире: российскую, западно-европейскую, американскую, азаитскую. По разделу 3. Тест: – «Итоговое тестирование», имеющее целью выявление «выходных» знаний студентов по курсу. Темы рефератов: – Влияние западноевропейской цивилизации на становление отечественной высшей школы – Дискуссия по поводу даты основания Петербургского университета – Научные исследования в российских университетах XIX века – Университеты и политика в XIX веке – А.В. Луначарский и советская высшая школа – Бригадно-лабораторный метод в советской высшей школе – Болонский процесс в России – другие темы по согласованию с преподавателем Формы итогового контроля: Зачет в восьмом семестре. Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература: Рекомендуемая литература (основная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://mon.gov.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Проектор Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор: Грибовский Михаил Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Рецензент (ы) _________________________ Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии от ___________ года, протокол № ________. Председатель учебно-методической комиссии ИФ к.и.н., доцент В. Ю. Соколов |
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |