Скачать 228.29 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Средняя (полная) общеобразовательная школа № 5 города Волжска Республики Марий Эл Духовная связь блаженной Ксении Петербургской и Федора Санаксарского Работу выполнили Талова Мария Шорникова Татьяна Семенова Юля Крушко Лена ученицы, 6класс А, руководитель Князева Наталья Владимировна учитель истории, обществознания, Истории культуры народов высшей категории Волжск 2007 Оглавление
Дабы не посрамить своих великих православных предков, души положивших за други своя, будем брать с них добрый пример жительства во Христе и чаще взывать к ним с верою и любовью: «Вси святи, в земли Российстей просиявшие, молите Бога о нас!» Патриарх Московский и Всея Руси В качестве темы нашего реферата вынесена проблема духовного единства Ксении Петербургской и Федора Санаксарского. Такая необычная тема была выбрана нами потому, что мы совершенно случайно выяснили для себя, что многие наши одноклассники, в том числе и такие, которые являются довольно начитанными и разносторонними людьми, совершенно не знают имена святых. В то же время, как нам, кажется, сегодня нет такого человека, которому не интересно было бы узнать о судьбе святых. Ведь каждый же любит слушать рассказы бабушек, дедушек о старой жизни, о чудесах. В написании реферата мы столкнулись с определенными трудностями, дело в том, что все издания о блаженной Ксении Петербургской и Федоре Санаксарском представляют собой пересказ одних и тех же чудес и коротко повествуют об их жизни. Очень мало книг, которые бы анализировали жизнь и деятельность святых. В советской историографии подобная тема практически не упоминается, в связи с тем, что проблемами религиозных взглядов и особенностей религиозного мировоззрения в этот период не занимались. Итак, для того, чтобы найти наиболее точный ответ на интересующий нас вопрос, мы попытались, где самостоятельно, где с помощью знакомых и друзей, своих родственников найти необходимый материал. В силу этого основными работами, которыми мы пользовались при написании реферата, были: 1.Акафист Святей Блаженней Ксении Петербуржстей, Христа ради юродивей. Житие Святей /по благословению Иоанна, Митрополита Санкт - Петербургского и Ладожского 2.Всенародная приемная блаженной Ксении Петербургской. У нее любви хватит на всех. Дивная помощь святой Ксении простым людям. Неизвестные свидетельства наших дней. Письма надежды и утешения. Житие, акафист и молитва. - СПб. «Собеседник православных христиан», 2006, 264 с. 3.Святые русской земли/ Международные рождественские образовательные чтение Москва 2007 Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, 2007. Итак, для того, чтобы найти наиболее точно раскрыть тему, мы попытались, где самостоятельно, где с помощью знакомых и друзей, своих родственников найти необходимый материал. На страницах сайтов Интернета мы узнали о Владимире Алексеевиче Сенкевиче, который оказался не только отставным музыкантом, но и кандидатом философских наук, специалистом по акустике, церковному пению, математике, знатоком церковной и светской истории. Его еще называют бессребреником и чудаком. Одним словом это тот самый, не до конца выведенный большевиками и «перестройщиками» тип русского чудака. Трудно найти сферу человеческих знаний, в которой бы он не чувствовал себя как рыба в воде. Но главным делом жизни Владимир считает служение Ксении Блаженной. Его можно без преувеличения назвать ее верным «служкой». Он входит в двадцатку храма Апостола Матфея. Храма, которого нет. Но о его восстановлении они молятся и поют акафисты каждую среду на протяжении четырех лет. В.А. Сенкевич вот уже много лет, изучает в петербургских архивах материалы о времени святой блаженной Ксении. Он является активным ревнителем восстановления разрушенного храма святого апостола Матфея. Его сайт http://www.rusk.ru/ состоит из вопросов и ответов, в которых мы нашли много полезной информации. 1.1 Одинаково рожденные Преподобный отец наш Феодор Санаксарский родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии. Дата рождения Ксении Петербургской известна лишь приблизительно - между 1719 и 1730 годами. Родители Ксении Георгиевны (по другим данным - Григорьевны) были людьми состоятельными и принадлежали к тому кругу, который позволил ей выйти замуж за высшего офицера. Из этих сведений можно сделать следующие выводы: оба святых родились в начале 18 века, с той разницей, что один в Ярославской провинции, а другая в столичном Санкт - Петербурге и принадлежали к высшему сословию своего времени. Живя в столице, в довольстве, среди веселых и беспечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои природные благочестивые наклонности, ибо, по слову Апостола, "худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33). Но человеколюбивый Господь, не хотящий смерти грешника, но ожидающий обращения его и "еже живу быти ему" (Иез. 18, 23), не оставил юношу окончательно уклониться от благого пути правды Божией и погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась - улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы - Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома - пустырь). Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» (вероятно, у него был тиф) и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. Перед смертью муж завещал ей: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое Имя Его...». С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было. Таким образом, и Иоанн Ушаков и Ксения Петрова молодые свои годы были счастливы, любимы и пользовались полным довольством. И ничто не говорило о том, что эта благополучная по земным меркам жизнь скоро изменится. 1.2 Начало подвига юродства Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей Иоанна, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастьем. Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню, желая стяжать звание воина Царя Небесного, наследовать гражданство Небесного Иерусалима, "вчиниться в лице другов Христовых", среди истинной красоты Царствия Божиего. Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Этот факт говорит о том, что у нее была редкая любовь. Родственники надеялись, что Ксения поскорбит, да и снова выйдет замуж. Но ее сердце жаждало только одного послужить Богу. Она просила о вразумлении, как устроить дальнейшую жизнь. И тогда в сонном видении увидела преподобную Марию Египетскую, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Ведь самочинно, без благодатной помощи свыше нести этот подвиг невозможно. Таким образом, в душе Иоанна Ушакова и Ксении Петровой совершился великий переворот, произошло полное перерождение плотского в духовное. Многие обыватели подвиг юродства сравниваю со слабоумием, но слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, необходимо величайшее мужество, то есть наличие в человеке сильно развитой воли, и ясное сознание как о жизни вообще, так и об избираемом пути. 1.3 Иная жизнь Вскоре, неуклонно преодолевая борения и соблазны, Иоанн, едва переступивший порог двадцатилетия, достиг лесов на берегах Двины. Углубившись в лесные дебри, молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келию и жил в ней один более трех лет, одному лишь Богу работая в сокрушении сердца, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Пищу, самую скудную, и все немногое, необходимое для жизни, ему приносили боголюбивые жители окрестных селений. Сразу же после смерти мужа Ксения раздала свое имущество бедным. Облачившись в костюм мужа, то есть, надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем. Проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода Церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Итак, и Ксения Петрова и Иоанн Ушаков в новую жизнь вошли после 20 лет от роду, а Ксения вошла даже с другим именем. Оба они отказались от теплого, уютного дома, не пошли в известные монастыри, а домом для них стал весь мир. Нам приходится удивляться как они смогли не замерзнуть в осенние дожди и зимние трескучие морозы? Протоирей Евгений Рахманин отвечает на этот вопрос так «они носили в себе такой сильный внутренний духовный жар, такую глубокую и несомненную веру, при котором все невозможное становится возможным» Иная жизнь несла великие трудности и непонимание со стороны простых людей. Однажды, увидев святого, вынужденного прийти в ближайшее селение за самым необходимым, некоторые поселяне вновь стали несправедливо оскорблять Иоанна. Подвижник все сносил в молчании и смирении. Не вынося такого обличения своей злобе, нечестивцы настолько распалились ненавистью, что с побоями поволокли святого в ближайший город Архангельск для суда и расправы. Скорбя о таком падении собратьев, преподобный умолял их отпустить его и обещал совершенно покинуть поморские леса, лишь бы не быть причиной соблазна и злобы. Но мучители преподобного лишь усерднее влекли Иоанна на расправу, словно прообразуя будущие его мучения за Правду Божию. Но вскоре сильная усталость овладела нечестивцами, и они, вняв, наконец, усердным молениям святого, как бы нехотя отпустили его. С таким большим трудом освободившись, Иоанн вынужден был спешно перейти из своей уединенной келии в Площанскую пустынь Орловской губернии. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной Ксенией и Иоанном Ушаковым всегда стоял образ Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и они так же безропотно сносили всякого рода глумления над собою. 2.1 Встреча с императрицей Елизаветой Петровной Но недолго пожил любитель безмолвия в пустыни. По прошествии немногого времени благоволил Господь явить Своего светильника миру. По Высочайшему повелению послана была сыскная команда для выявления всех, укрывающихся в лесах от закона, и для разорения их тайных жилищ. Взят был и Иоанн как не имеющий вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к Императрице Елизавете Петровне. Так, по воле Божией и согласно повелению Императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской обители, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи. Постриг, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий, нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно святому благоверному князю Феодору, Ярославскому чудотворцу (память 19 сентября). Накануне праздника Рождества Христова 24 декабря 1761 года блаженная Ксения целый день бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала: «Пеките блины, пеките блины; скоро вся Россия будет печь блины!» Все, видевшие блаженную, недоумевали, что бы означала ее заботливость и суетливость, что означают слова ее? Так никто и не понял странных слов и поведения блаженной. На другой день, то есть 25 декабря 1761 года по Петербургу вдруг разнеслась страшная весть: Императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тут только всем стало понятно, что блаженная предсказывала смерть Императрицы. Благодаря встречи с Елизаветой Петровной Иоанн Ушаков становится монахом по имени Федор. Елизавета Петровна была к нему по-матерински милостива и внимательна. Бывая в обители, она всякий раз спрашивала, не обижает ли его кто. А Наследник, впоследствии Император, Петр Феодорович и вовсе любил при случае повторить, что "в Александро-Невском монастыре только один монах - Ушаков" Ксения же личных свиданий с Императрицей не имела, но факт предсказания смерти Елизаветы Петровны ещё раз подтверждает, что святые были современниками. 2.2 Перемена в отношении людей к Федору Ушакову и Ксении Петербургской Вскоре петербургские жители, хотящие жить в мире богоугодно, начали приходить к нему, умоляя дать наставление: как им, с детьми в мире живущим, угодить Богу. Преподобный Феодор со смирением отказывался от этого, указывая приходящим на многих ученых монахов, живущих в обители, могущих научить праведной жизни. Однако посетители искали не учености, а опытности духовной. Постническая жизнь самого Феодора, усердно следовавшего путем Христовых заповедей, побуждала людей вновь просить молодого подвижника разрешить их духовные нужды и недоумения. В числе обращающихся к нему были и гвардейцы, прежние его сослуживцы. Так блаженный Феодор не оставлял своего доброго подвига и усердно помогал всем, приходящим к нему в душевных скорбях. Отводил от отчаяния страждущих недоумениями и наставлял на путь истинный; печали от диавола, наносимые на душу, отсекал от сердец мечом здравого своего рассуждения и приводил их в совершенный порядок христианского любомудрия. И от этого многие так возлюбили его, что всю свою жизнь на него возложили, и что бы он им не сказал, все с радостию и великим усердием спешили исполнить за любовь к Богу Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения, ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, - в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, полном нестяжании, о ее чудном даре прозорливости - широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать, и почитать, стали дивиться и умиляться ее строгой, подвижнической жизни. Таким образом, отношение людей резко изменилось к святым. Чтение же творений святителя Иоанна Златоустого наполнило душу Федора Ушакова от чистого источника духовной мудрости и поучения старца Феодора стали понятными. Поэтому и обратился к святому скорбящий народ за советом и утешением. А Ксения обладала даром прозрения сердец и будущего. Вера в чудо – одно из свойств русской души. И не надо гор, сходящих с места, и золотой дороги в поднебесье. Русское чудо – тихое, благостное не напоказ. Размышляя о Блаженной Ксении, мы пришли к невеселым заключениям. Современным людям, выросшим в отрыве от православных традиций исторической России, трудно понять сущность ее подвига. Даже те, кто постоянно обращаются к ней в молитвах, вряд ли толком понимают, чем она заслужила великую милость у Бога. А если бы нам пришлось столкнуться с ней, с такой, какой она была при жизни, кто из ее нынешних почитателей не прошел бы мимо, безо всякого желания пообщаться с ней? Многие ли нынешние домохозяйки пустили бы бродяжку в рваном мужском одеянии на ночлег? Если торговцы и извозчики наперебой зазывали ее к себе взять чего-нибудь в лавке или проехать хоть до ближайшего дома, а матери старались подвести к ней детей, чтобы она погладила их по головке, то современные хозяева магазинов вряд ли бы пустили ее на порог. А уж если бы она прикоснулась к новорусскому чаду, наверняка, не обошлось бы без вызова милиции. Боюсь, что многие из нас отнеслись бы к ней, как к одной из бродяжек, с некоторых пор появившихся в немалом количестве в наших городах. А ведь не исключено, что и среди этих несчастных под лохмотьями скрываются святые души, и наши внуки будут испрашивать у них молитвенной помощи, недоумевая – как это наши православные деды-бабки не смогли разглядеть в них святых… 2.3 Обустройство мира После Санкт–Петербурга отправился Федор Ушаков в Саровскую пустынь. Прожив в той пустыни два года, отец Феодор, видя растущее число своих учеников, счел неудобным руководить ими, так как и сам был лишь послушник саровский. Наученный горьким опытом благоразумной осторожности, старец просил отцов саровских дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. К приезду отца Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные келии и ограда почти развалились, кровли сгнили. Оставаясь пока официально в зависимости от Сарова, преподобный как командированный строитель начал возобновлять кровли тесом, а некоторые келии и ограды построил заново деревянные. В строительстве отцу Феодору помогали своими средствами благотворители, знавшие и почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невском монастыре Петербурга. Много старания пришлось приложить старцу, чтобы возвратить и укрепить вновь за обителью некогда принадлежавшие ей лесные угодья, сенные покосы и рыбные ловли. Зная отца Феодора и радуясь возрождению Санаксарской обители, Владыка призвал к себе преподобного и умолял его быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец, по смирению, усердно отказывался от хиротонии, но, убежденный, 13 декабря 1762 года был рукоположен в иеромонаха. Известно, что преподобный управлял двумя монастырями: своим и женским Алексеевским (община в Арзамасе), который он основал. Ходили к знаменитому схимнику Досифею в Киев с этими недоумениями, на что старец Досифей спросил: "Вы слабости в нем какие-нибудь заметили?" - "Нет, он строгой жизни". "Недостатки, что ли какие есть?" - "Никаких нет". "За кого вы его почитаете?" - "За святого". "Грамоту он знает?" - "Ученый". "Что вы сомневаетесь! Умная голова не только два стада, но и десять может пасти!" Так и успокоились. В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была раба Божия блаженная Ксения. Таким образом и Федор Ушаков после переезда в Санаксарскую пустынь получает новую фамилию и начинает обустройство иного мира и в этом есть духовная связь между святыми, потому что и Ксения принимала активное участие в строительстве первой каменной церкви в Петербурге. Владимир Сенкевич, работая в архиве, установил имя духовника блаженной Ксении – им был препоподобный Федор Санаксарский, а также установил, что Ксения Петербургская была в женской Алексеевской общие в Арзамасе, а это значит не только духовная связь, но личная беседа могла иметь место между ними. 2.4 Почитание памяти святых Немного спустя после ухода братии, пришел келейный монах, служивший отцу Феодору, сотворил молитву до трех раз, но не слыша ответа, вошел без благословения. Отец Феодор умно молился, но лежа на одре своем. Это было столь непохоже на его всегдашний подвижнический образ молитвы, что келейник тотчас побежал и сказал о том братии, которые все сошлись к отходящему отцу своему. Старец уже ничего не говорил. Прошло в таком молчании около пяти часов; в десятом же часу пополудни, завершив пятидесятидвухлетний подвиг, душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом и отошла в вечные обители, к месту присного стремления сего блаженного отца. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келии до погребения, не издавало запаха тления. Погребен честный старец у созданного им храма, на северной стороне его. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: "Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался".День погребения преподобного Феодора, 22 февраля 1791 года Погребен честный старец у созданного им храма, на северной стороне его. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: "Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался". |
Реферат Царская семья пример истинной любви и уважения О согласии, любви и мире в семье, об устранении семейных неурядиц с молитвой можно обратиться к святым благоверным князю Петру и... | Уроки веры и благочестия Общие положения Церкви, государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Серафиму Вырицкому (далее – Конкурс), проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Серафиму Вырицкому, (далее – Конкурс) проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской... | ||
Уроки веры и благочестия Общие положения Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной... | Уроки духовного подвига Общие положения Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной... | Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургской... Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С. Петерб акад упр и экон.; сост.... | ||
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии Пантелеимона, Митрополита Ярославского и Ростовского. Пособие предназначено для служащих храмов Ярославской епархии. При составлении... | Алкены ключевые слова: алкены, олефины, этиленовые углеводороды, двойная связь, σ-связь, π-связь Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | ||
Урок в 8 классе по теме «Ковалентная связь» Ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Химическая связь. Строение вещества» | Протокол ежегодного областного краеведческого конкурса «Тульский... «Село Себино Кимовского района Тульской области родина Святой Блаженной Матроны Московской как маршрут религиозного паломничества.... | ||
О блаженной жизни И как при большом скоплении народа случается иногда, что люди гибнут в давке (в толпе ведь не упадешь, не увлекая за собой другого,... | Урок развития речи по картине Цель: показать связь произведений изобразительного искусства с изучаемым литературным материалом, научить искать между ними ассоциативную... | ||
Итоговая рефлексия по организации внеурочной деятельности и общения... ... | «Федор Степун и большевистское имяславие» Разобраться в этой якобы несовместимости и показать органическую взаимосвязь имяславия и русского большевизма позволяют несколько... |