Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы





Скачать 387.6 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы
страница1/3
Дата публикации21.01.2015
Размер387.6 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11/ М. «Просвещение 2008»).

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю.

УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2011

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— 80 с.: ил. ./М.: «Просвещение», 2011

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2011

Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Содержание программы

Русь древняя (9часов)

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)(2часа)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в. (7часов)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: кто такие праславяне, восточные славяне их расселение, занятия, отношения с соседями; союзы восточнославянских племен; как образовалось государство у восточных славян, какова в этом роль варягов Рюрика, Синеуса и Трувора; как рассказывает «Повесть временных лет» о начале Руси; первых князей на Руси; объединение Киева и Новгорода Олегом; характер отношений с Византией, походы на Царь град; когда, как было принято христианство на Руси и каковы последствия этого; в чем проявился расцвет Руси при Ярославе Мудром; что такое «Русская правда», ее значение; характер отношений с половцами, роль Владимира Мономаха в этом.

Уметь: сравнивать союзы восточнославянских племен, их занятия, образ жизни; определять последовательность событий в истории Древней Руси; использовать текст источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; читать историческую карту и показывать на ней территории расселения союзов восточнославянских племен и их соседей; походы первых князей; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

Применять полученные знания при: сравнении образа жизни союзов восточнославянских племен; при выявлении причин и последствий исторических событий; при устном и письменном ответе; при ведении диалога; при формулировании вопросов; при аргументации собственной точки зрения; при оценке исторических событий.

Политическая раздробленность на Руси (9часов)

Русь в начале XII – первая половина XIII вв. (8 часов)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: причины и последствия раздробленности на Руси; понятия вотчина и удел; категории зависимого населения; географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств; культурные достижения периода раздробленности; особенности татаро-монгольского войска; завоевания Чингисхана; сражение на реке Калке и причины поражения русских и половцев; походы Батыя на Русь, установление татаро-монгольского ига и его последствия; понятия баскак, выход, численники, ярлык; сражение на Неве и Ледовое побоище; полководческий талант Александра Невского; предпосылки объединения русских земель.

Уметь: сравнивать географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств; определять последовательность событий в период феодальной раздробленности Руси; использовать текст источника при ответе на вопросы, при решении различных учебных задач; читать историческую карту и показывать на ней места важных исторических событий; походы Чингисхана и Батыя; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

Применять полученные знания при: сравнении географического положения, хозяйства, политического строя Новгородской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств; при выявлении причин и последствий исторических событий; при устном и письменном ответе; при ведении диалога; при формулировании вопросов; при аргументации собственной точки зрения; при оценке исторических событий.

Русь Московская (14 часов)

Образование единого русского государства (6 ч)

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: предпосылки и причины объединения русских земель вокруг Москвы; роль московских князей в объединении; ход Куликовской битвы и ее значение; роль церкви в жизни общества; вклад Ивана Третьего в создание единого государства: герб, придворный церемониал, женитьба на Софье Палеолог; стояние на Угре и его последствия; Судебник 1497 года и его значение; культурные достижения периода объединения земель вокруг Москвы.

Уметь: сравнивать исторические события, выделять общие черты и различия; определять последовательность событий в период образования единого русского государства; использовать текст источника при ответе на вопросы, при решении различных учебных задач; читать историческую карту и показывать на ней места важных исторических событий периода образования единого русского государства; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

Применять полученные знания при: сравнении исторических событий периода образования единого русского государства; при выявлении причин и последствий исторических событий; при устном и письменном ответе; при ведении диалога; при формулировании вопросов; при аргументации собственной точки зрения; при оценке исторических событий.

Московское государство в XVI веке (6 ч)

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Русская культура XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь.. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: предпосылки создания централизованного государства и роль Ивана Грозного в этом процессе; реформы Избранной Рады; как были присоединены Казанское и Астраханское ханства и Западная Сибирь; роль Ермака в присоединении Сибирского ханства; ход Ливонской войны и ее итоги; осуществление опричнины и ее последствия; культурные достижения периода создания централизованного государства.

Уметь: сравнивать исторические события, выделять общие черты и различия; определять последовательность событий в период создания централизованного государства; использовать текст источника при ответе на вопросы, при решении различных учебных задач; читать историческую карту и показывать на ней места важных исторических событий периода создания централизованного русского государства; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

Применять полученные знания при: сравнении исторических событий периода создания централизованного государства; при выявлении причин и последствий исторических событий; при устном и письменном ответе; при ведении диалога; при формулировании вопросов; при аргументации собственной точки зрения; при оценке исторических событий.

требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен:

Знать:

- основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

Уметь:

- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Применять полученные знания:

- при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

- при выявлении существенных черт исторических процессов, явлений и событий;

при объяснении смысла изученных исторических понятий и терминов;

-при анализе исторических явлений, процессов, фактов;

-при группировке исторических явлений и событий по заданному признаку;

- при выявлении общего и различного в сравниваемых исторических событиях и явлениях;

- при определении на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-при объяснении своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;

- применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методическая литература

Для обучающегося:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2011

  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— 80 с.: ил. ./М.: «Просвещение», 2011

Для учителя:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2009

Дополнительная литература:

  1. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

  2. Горский А.А. Древнерусская дружина. – М., 1989.

  3. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13-14 вв. – М., 1985

  4. История России в лицах: 5-20 вв. – М., 1997.

  5. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России 15 в. – М., 1991.

  6. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1960.

  7. Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. – М., 1982.

  8. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: 13 в. – М., 1966.

  9. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1984.

  10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12 – 13 вв. – М., 1982.

  11. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

  12. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (9- первая половина 10 в.). – М., 1980.

Учебно - тематическое планирование по «Истории России» в 6 классе


Содержание образования по учебному предмету

Дата проведения урока

№ п/п

Тематическое планирование

Цели

Формируемые компетенции учащихся

Контроль (контрольные, проверочные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и т.д.)

Проектная деятельность

Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядностьдидактический материал)

Домашнее задание


ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА (35 часов)


ГЛАВА I. РУСЬ ДРЕВНЯЯ (9ч)




















Мультимедийная презентация





Введение.

Восточные славяне (2 ч).

Что изучает история Отечества. История Рос­сии — часть всемирной истории. История региона — часть исто­рии России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточ­ных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. За­нятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними пле­менами и государствами.

Основные понятия темы:

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледе­лие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество

Русь в IX – п.п.XII в. (7 ч)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершен­ствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, по­явление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Обра­зование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманн­ский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерус­ского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан­ства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Ос­новные социальные слои древнерусского, общества. Зависимые ка­тегории населения. Политический строй Древнерусского государст­ва. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукня­жеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Моно­мах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древ­нерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусст­ва. Устное народное творчество. Возникновение письменности. На­чало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусст­во. Комплексный характер художественного оформления архитек­турных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна­чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской на­родности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни зем­ледельческого населения.

Основные понятия темы:

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, пра­вославие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, за­куп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм




1.Введение.

Восточные славяне.


Сформировать представление об истории как науке, понять важность изучения предмета, усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин. Сформировать общее представление о предках славян.


Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами

Вопросы

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

Стр.

4-6

§ 1




2.Соседи восточных славян.

Познакомить с соседями восточных славян, их местонахождением, занятием, уровнем развития, религией.


Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 2




3. Формирование Древнерусского государства.


Дать представление об особенностях складывания государства Русь.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.


Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 3




4.Первые киевские князья


Дать представление об организации власти князя, показать роль походов первых киевских князей в сложении государственности на Руси


Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Сообщения, генеалогическое древо правления первых князей

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 4




5.Владимир Святославич. Принятие христианства


Выделить особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, выделить отличия новой религии от язычества, определить значения принятия христианства для Руси



Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 5




6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.


Определить особенности правления Ярослава Мудрого, показать значение его законодательной деятельности и внешнеполитической по защите и внутреннему сплочению русских земель.


Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


 

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 6




7. Культура и быт Древней Руси.


Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям, показать главные тенденции её развития


Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

таблица

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 7




8. Быт и нравы Древней Руси.


Познакомить с городским характером культуры Киевской Руси и быте горожан, начале русской письменности и летописания.


Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

§ 8




9. Урок обобщения и

Закрепления изученного материала

Сформировать целостное представление о Киевской Руси, её значении в системе европейских и восточных государств, в системе мировой торговли; показать роль Киевской Руси как государства ставшего колыбелью восточнославянским народам: украинцам, белорусам, русским

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

Сравнивать исторические явления.

Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отве­чать на вопросы, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения познаватель­ных задач

тестирование

Защита проекта «Первые русские князья»




Творческое задание (составить кроссворд, тест)

ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (9 ч)


























Русь во вт.п. XII—XIII в. (8 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-эко­номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоя­тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе­риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусоб­ные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро -Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. По­ход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашест­вие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борь­ба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон­ский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед­ствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессио­нальная политика литовских князей. Значение присоединения рус­ских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по кам­ню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло­во о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский вы­ход, ярлык.





10.Начало раздробления Древнерусского государства.

Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом,




Мультимедийная презентация

§ 9

подготовить сообщения




11.Главные политические центры Руси.


Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Историческая схема, тест




Мультимедийная презентация

§ 10-11 Контурная карта, задания 1, 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconХанты-мансийского автономного округа-югра
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconШаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПрограмма информатизации школы
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconОбразовательная программа Муниципального
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории....
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconКалендарно-тематическое планирование курса истории россии. История...
Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconРабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца...
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века
Количество часов в неделю 2; на год 70 часов: История средних веков 34 часа, история России 36 часов
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПрограмма разработана на основе примерной программы по информатике...
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века рассчитана на 35 часов по 2 часа в неделю. Умк по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы iconПоурочное планирование курса истории россии 10 класс 68 часов, 3 часа в неделю
Учебник: А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск