РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании м/о Зам. директора по УВР Директор школы:
Протокол № ___ от ________(Е.Л. Карпук) _______(Т.В. Олексюк)
«____» _____________ г. «____» ____________ г. «____»_____________г.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
уроков истории
2013 /2014 учебного года
МБОУ Ленинская СОШ Класс: 6 Учитель: Ольховая Т.Ф. категория: высшая Стаж работы: 34 Количество часов в неделю 2; на год - 70 часов: История средних веков 34 часа, история России 36 часов. Плановых контрольных уроков история средних веков- 4, история России -5 Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г.
и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011г
Учебник «История средних веков», Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2011г.
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века» - М.: Просвещение, 2011г. Тематическое планирование составила
______________________ /Т.Ф.Ольховая/
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011г Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (34часа) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» 36часов. Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонацио-нальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.
продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
курса истории в 6 классе Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:
объяснительно-иллюстративный
проблемный
частично-поисковый
наглядный
беседа
эвристический
практический
В 6 классе учащиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Оснащенность учебного процесса по истории Средних веков и истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. В 6 классе будет продолжено формирование умений пользоваться справочной, хрестоматийной, художественной литературой по предмету, пользоваться мультимедийными пособиями и интерактивными задачниками. Внедрение в учебный процесс новых форм уроков потребует от учащихся самостоятельной подготовки к семинарам, дискуссиям, поэтому учащиеся 6 класса должны научиться осваивать Интернет-ресурсы для получения дополнительных знаний. Комплект учебных материалов для ученика Учебники:
1.«История Средних веков» М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.: Русское слово, 2011 год
2. «История России с древнейших времён до конца XVI века» Е.В. Пчёлов (М: Русское слово, 2010г). Справочная литература:
1. Школьная энциклопедия «История Средних веков» (М. Олма-пресс,2003г)
2. Школьная энциклопедия «История России IX – XVI века» (М. Олма-пресс,2003г)
3. Серия «Эрудит» справочник « История России с древнейших времён до конца XV века»
(М. Мир книг,2006г)
4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)
5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»
6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2001 г.) Сборники заданий для самостоятельной работы:
1. Тренинг по теме «Киевская Русь»
2. Тренинг по теме «Политическая раздробленность» (1132 г. — конец XIIIв.)
3. Тренинг по теме «Образование Русского централизованного государства»
(XIV — начало XVI вв.)
4. Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.
5. А.Т.Степанищев «300 задач по истории с древнейших времён до наших дней» Наглядный материал:
1. Исторические карты «Киевская Русь в 9-начале 12 вв.», «Русские княжества в 12-начале 13 вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», «Образование Русского централизованного государства в 14-15вв», «Королевство франков в 8-9 вв.», «Арабы в 9 - 11 вв.», «Крестовые походы», «Западная Европа в 13-15вв», «Индия и Китай в Средние века»
2. Опорные схемы «Этапы становления Русского государства»
3. Раздаточный материал по истории Средних веков.
4. Иллюстрации Книги для чтения:
1. «Повесть Временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва
2. «Слово о полку Игореве»
3. «Задонщина»
4. В. Ряховский «Евпатий Коловрат» Комплект учебных материалов для учителя 1. Поурочные разработки «История Средних веков», «История России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса»
2. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории» М.Владос,2001 г
3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год. Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета. Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до конца 16 века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Календарно тематическое планирование по истории средних веков
№
| Дата
План/факт
| Тема урока
| Кол-
во часов
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
| Домашнее задание
| Вид контроля
| 1
| 4.09
| Введение в историю Средних веков.
| 1
| Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории.
| Средние века, средневековая цивилизация.
| Введение. На линии времени, обозначить на ней периоды средневековья.
| Задание на сравнение периодизации истории
| Раздел 1. Раннее Средневековье (14 ч.)
Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.)
|
|
|
|
|
|
| Сравнить богов древних греков и богов германцев
| 2
| 7.09
| Древние германцы и Римская империя.
| 1
| Рассмотреть процесс образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации.
| Великое переселение народов.
| § 1. Задание 5,
стр. 17.
| Работа на конт. Карте.
Зад в раб тетр.
| 3
| 11.09
| Образование государства у франков.
| 1
| Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.
| Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда.
| §2, стр.22, задание к пункту 4.
| Сравнительная характеристика власти вождя и короля ( схема)
Зад в раб тетр
| 4
| 14.09
| Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи.
| 1
| Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.
| Усобицы, магнат, бенефиций, феод.
| §3, определения выписать.
| Причины распада империи
Зад в раб тетр
| 5
| 18.09
| Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв.
| 1
| Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей.
| Каролинги, лангобарды, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден.
| § 2. Изучить.
| Пути обогащения церкви. Схема
| 6
| 21.09
| Феодальная раздробленность.
| 1
| Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.
| Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение.
| §3, нарисовать феодальную лестницу.
| Причины феод. Раздробленности. Эссе. Зад в раб тетр
| 7
| 25.09
| Западная Европа в 9 – 11 веках.
| 1
| Рассмотреть положение стран Западной Европы в Раннее Средневековье.
| Рыцарство, король Артур.
| §4, изучить.
| Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)
| 8
| 28.09
| Образование славянских государств.
| 1
| Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.
| Викинги, норманны, саги, руны.
| §8. Работа с картой.
| Зад в раб тетр
| 9
| 2.10
| Культура Западной и Центральной Европы.
| 1
| Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры.
| Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы.
| §5, таблица.
| Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение
| 10
| 5.10
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье».
| 1
| Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре, рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье.
| Средние века, династии, королевства, феодальная лестница.
|
| Тестовая работа
| Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| 11
| 9.10
| Византийская империя при Юстиниане.
| 1
| Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы.
| Василевс, торговый путь из «варяг в греки
| §6, вопрос 6 письменно.
| Эссе. Конт карта.
| 12
| 12.10
| Культура Византии.
| 1
| Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую.
| Базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица
| §7, таблица.
| Зад в раб тетр
| 13
| 16.10
| Возникновение ислама и объединение арабов.
| 1
| Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.
| Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат
| §9, вопросы после параграфа.
| Работа с картой. Роль ислама.
| 14
| 19.10
| Культура стран Арабского халифата.
| 1
| Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами.
| Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир.
| §10, таблица.
| Подг. Сообщение.
| Раздел 2. Расцвет Средневековья (19ч.)
Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| 15
| 23.10
| Крестьяне и феодалы.
| 1
| Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. Сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.
| Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность.
| §11, 12, вопросы устно.
| Эссе» Один день из жизни феодала».
« Один день из жизни крестьянина».
| 16
| 26.10
| Средневековый город и его обитатели.
| 1
| Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. Сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.
| Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр.
| §13,14, определения выписать.
| Рассказ о жизни горожан. Схема. Роль цехов. Описывать облик средневекового города.
Сравнить натуральное и товарное хозяйство
| 17
| 06.11
| Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками.
| 1
| Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений
| Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.
| §15, вопрос 7 письменно.
|
| 18
| 09.11
| Крестовые походы.
| 1
| Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. Сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
| Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.
| §16. Работа с картой.
|
| 19
| 13.11
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Обобщить и систематизировать знания учащихся
|
|
| Проверочная работа
| Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.)
|
| 20
| 16.11
| Франция накануне Столетней войны.
| 1
| Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.
| Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия.
| §17. Вопросы.
|
| 21
| 20.11
| Англия накануне Столетней войны.
| 1
| Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.
| Шериф, графства, парламент, сословное представительство.
| §18, вопрос 6 письменно.
|
| 22
| 23.11
| Столетняя война 1337-1453 гг.
| 1
| Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д’Арк.
| Арбалет, тактика, национальная независимость.
| §19, таблица.
|
| 23
| 27.11
| Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны.
| 1
| Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции.
| Крестьянские движения.
| §20, сравнительная таблица.
|
| 24
| 30.11
| Образование централизованных государств в Западной Европе.
| 1
| Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах.
| Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.
| §21.Правителей выписать.
|
| 25
| 04.12
| Государства Южной и Центральной Европы.
| 1
| Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии.
| «Золотая булла». Реконкиста.
| §22,23,24. Изучить.
|
| 26
| 07.12
| Гуситское движение в Чехии.
| 1
| Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV—ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.
| Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные.
| §25, понятия выписать.
|
| 27
| 11.12
| Повторительно-обобщающий урок по теме
«Европа в 12 – 15 вв.».
| 1
|
|
| Опережающее задание: сообщения о культуре Европы 11-15 вв.
| Тест. Работа
| 28
|
14.12
| Культура Западной Европы в 11-15 вв.
| 1
| Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI—ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
| Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм. Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель. Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист.
| §27-30. Таблица.
|
| Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.)
|
| 29
| 18.12
| Османская империя.
| 1
| Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи
| Османы, янычары, султан, церковная уния.
| §26, изучить
|
| 30
| 21.12
| Индия в Средние века. Китай в Средние века
| 1
| Сформировать систему представлений о средневековой Индии и Китая Продолжать формирование учебной деятельности школьников.
| Раджа, каста, варна, пещерные храмы.
Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж
| §32, работа с картой.
|
| 31
| 25.12
| Доколумбовая Америка.
| 1
| Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки
| Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу
| §33. Изучить
|
| 32
| 28.12
| Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля
| 1
| Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья, а также оценить
| . Цивилизация, роль средневековья в истории человечества
| .
|
| 33
| 11.01
| Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля.
| 1
| Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья.
| Цивилизация, роль средневековья в истории человечества.
|
| Повторение.
|
|
| 34
| 15.01
| Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля.
| 1
| Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков».
|
|
| Итоговая к.р.
| |