6 КЛАСС
История России с древнейших времён до конца XVI века. 36 часов.
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – «История России с древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, М.: Просвещение, 2001г.
Цель: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории.
Задачи: - формирование и развитие учебных навыков учащихся (знать, понимать, уметь);
- ознакомление с ценностями Западноевропейского мира;
- формирование навыка собственного суждения и его изложения.
№
| тема
| кол-во часов
| требование ГОС
| основные компетенции
| педагогические условия реализации ГОС, формы и методы обучения
| 1
| Введение.
| 1
| что изучает история России, история Отечества – часть всемирной истории, история Урала – часть истории России
| рассказывать, объяснять, делать выводы
| групповая работа, работа с картой
| Глава I. Русь Древняя. (9 часов)
| 2
| Восточные славяне.
| 1
| расселение славян, занятия славян, язычество
| рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, соотносить факты и события
| фронтальная беседа, работа с картой, работа в группах, индивидуальная работа
| 3
| Соседи восточных славян.
| 1
| варяги, хазары, печенеги, половцы, булгары
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| фронтальная беседа,
индивидуальная работа
| 4
| Формирование Древнерусского государства.
| 1
| предпосылки и причины образования государства у восточных славян, два центра восточнославянской государственности
| характеризовать период в развитии исторического развития
| работа с картой, работа в группах
| 5
| Первые киевские князья.
| 1
| характер древнерусской державы, Олег, Игорь, Ольга, полюдье, Святослав
| использовать данные исторической карты для характеристики развития страны
| фронтальная беседа, индивидуальная работа
| 6
| Владимир Святославич. Принятие христианства.
| 1
| правление князя Владимира, крещение Руси
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| фронтальная беседа, индивидуальная работа
| 7
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
| 1
| политика Ярослава Мудрого, Русская Правда
| высказывать суждения
| индивидуальная работа
| 8
| Культура Древней Руси.
| 1
| истоки и особенности древнерусской культуры, христианские основы древнерусского искусства
| рассказывать (устно или письменно) о культурных явлениях, объяснять понятия
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 9
| Быт и нравы Древней Руси.
| 1
| формирование древнерусской народности, образ жизни горожан и земледельческого населения
| описывать, рассказывать
| творческая работа
| 10
| Контрольный урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| демонстрация основных компетенций
| Глава II. Политическая раздробленность Руси. (9 часов)
| 11
| Начало раздробления Древнерусского государства.
| 1
| причины раздробленности, упадок Киева, образование самостоятельных княжеств и земель
| высказывать суждения
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 12
| Главные политические центры Руси.
| 1
| освоение северо-восточных земель, характер княжеской власти, борьба за Киевский престол, Юрий Долгорукий
| рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, соотносить факты и события
| работа с картой, работа в группах
| 13
| Главные политические центры Руси.
| 1
| освоение северо-западных земель, Новгородская земля и особенности её развития, борьба князей с боярами
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| работа с картой, работа в группах
| 14
| Нашествие с Востока.
| 1
| Чингисхан, монгольские завоевания, сражение на реке Калке, вторжение Батыя на Русь
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с картой, работа в группах, групповая работа, работа с документами
| 15
| Борьба Руси с западными завоевателями.
| 1
| походы шведов на Русь, князь Александр и его роль в истории Руси
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, работа с документами
| 16
| Русь и Золотая Орда.
| 1
| образование Золотой Орды, зависимость русских земель от Золотой Орды
| высказывать суждения
| фронтальная беседа
| 17
| Русь и Литва.
| 1
| формирование Литовско-Русского государства, взаимоотношения с русскими княжествами
| высказывать суждения
| фронтальная беседа
| 18
| Культура русских земель в XII-XIII веках.
| 1
| складывание общерусского культурного единства, Андрей Рублёв, Феофан Грек
| характеризовать культурные явления
| творческая работа
| 19
| Контрольный урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| демонстрация основных компетенций
| Глава III. Русь Московская. (9 часов)
| 20
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
| 1
| социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси, причины и предпосылки объединения русских земель, возвышение Москвы, Иван Калита
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| работа с картой, работа в группах, групповая работа, работа с документами
| 21
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
| 1
| Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва и её историческое значение
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с картой, работа в группах, групповая работа, работа с документами
| 22
| Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV веков.
| 1
| Василий I, Василий II, московская усобица, распад Золотой Орды
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, работа с документами
| 23
| Создание единого Русского государства в конце XV-XVI веках.
| 1
| Иван III, завершение объединения Русского государства, ликвидация ордынского владычества, Василий III
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, работа с документами
| 24
| Церковь и государство в конце XV-XVI веков.
| 1
| становление русской автокефальной церкви, теория «Москва – третий Рим»
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| фронтальная беседа
| 25
| Реформы Избранной Рады.
| 1
| правление Ивана IV, Избранная Рада, Земский собор, реформы, Судебник 1550 года
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, работа с документами
| 26
| Внешняя политика Ивана IV.
| 1
| присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Ливонская война
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с картой, работа в группах, групповая работа, работа с документами
| 27
| Опричнина.
| 1
| сущность Опричнины, террор, итоги и значение
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, работа с документами
| 28
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках.
| 1
| просвещение, развитие научных знаний, Иван Фёдоров
русские путешественники, Домострой
| характеризовать культурные явления
| творческая работа
| 29
| Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
| 1
| шатровый стиль, Дионисий, декоративно-прикладное искусство
| характеризовать культурные явления
| творческая работа
| 30
| Быт в XV-XVI веках.
| 1
| быт и нравы русского народа
| характеризовать бытовые явления
| фронтальная беседа
| 31
| Повторение и обобщение по главе III.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 32
| Контрольный урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| демонстрация основных компетенций
| 33
| Повторение и обобщение за курс.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 34
| Повторение и обобщение за курс.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 35
| Контрольный урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| демонстрация основных компетенций
| 36
| Контрольный урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| демонстрация основных компетенций
| 6 КЛАСС
История Средних веков. 34 часа.
Учебник: Е.В. Агибалова, Г.М.Донской «История Средних веков», М.: «Просвещение», 2002г.
Цель курса: изучение основ традиционного общества на примере стран Западной Европы.
Задачи: - формировать и развивать учебные навыки учащихся (знать, понимать, уметь);
- ознакомить с ценностями западноевропейского мира;
- формировать навык собственного суждения и его изложения.
№
| тема
| кол-во часов
| требования ГОС
| основные компетенции
| педагогические условия реализации ГОС, формы и методы обучения
| Глава I. Живое средневековье. (1 час)
| 1
| Что изучает история Средних Веков?
| 1
| хронологические рамки средневековья
| рассуждать, высказывать суждения
| фронтальная беседа
| Глава II. Становление средневековой Европы. (7 часов)
| 2
| Древние германцы и Римская империя.
| 1
| карта мира и средневековой Европы
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, работа с документами
| 3
| Великое переселение народов.
| 1
| переселение народов
| рассуждать, делать вывод
| фронтальная беседа
| 4
| Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.
| 1
| Хлодвиг, король, монархия, католическая церковь
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 5
| Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| 1
| Карл Великий, империя, распад империи, сословный строй, вассалитет
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, работа с документами
| 6
| Западная Европа в IX-XI веках.
| 1
| причины раздробленности, междоусобицы, феодальная лестница
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 7
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
| 1
| Каролингское Возрождение, культура эпохи раннего Средневековья
| характеризовать культурные явления
| письменная работа, сообщения, групповая работа, фронтальная беседа
| 8
| Обобщающий урок по изученной теме.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| демонстрация основных компетенций, тестирование
| Глава III. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. (3 часа)
| 9
| Византия при Юстиниане.
| 1
| Византийская империя, Юстиниан, государственное устройство
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| 10
| Культура Византии.
| 1
| православие, культурные ценности
| характеризовать культурные явления
| творческая работа
| 11
| Образование славянских государств.
| 1
| расселение славян, жизнь и занятия славян
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, индивидуальная работа
| Глава IV. Арабы в VI-XI веках. (3 часа)
| 12
| Возникновение ислама.
| 1
| арабы, возникновение ислама, Мухаммед, Коран, шариат
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| 13
| Арабский халифат и его распад.
| 1
| арабские завоевания, халиф
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, индивидуальная работа
| 14
| Культура стран халифата.
| 1
| мечеть, культурные ценности арабов
| характеризовать культурные явления
| творческая работа
| Глава V. Феодалы и крестьяне. (3часа)
| 15
| В рыцарском замке.
| 1
| рыцари, феодалы, турнир, образ жизни, замок
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, индивидуальная работа
| 16
| Средневековая деревня и её обитатели.
| 1
| аграрное производство, крестьянская община, оброк, барщина
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, индивидуальная работа
| 17
| Повторительно-обобщающий урок по изученным темам.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть; высказывать суждения
| демонстрация основных компетенций, тестирование
| Глава VI. Средневековый город. (4 часа)
| 18
| Формирование средневековых городов
| 1
| город, городское самоуправление, мэр, коммуна
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| 19
| Ремесло в средневековом городе.
| 1
| ремесленная мастерская, цехи
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, индивидуальная работа
| 20
| Торговля в средневековом городе.
| 1
| купечество, гильдия, банки
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, индивидуальная работа
| 21
| Обобщающий урок по изученной главе.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| демонстрация основных компетенций, тестирование
| Глава VII. Католическая церковь в XI-XIII веках. (2 часа)
| 22
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
| 1
| раскол церкви, церковь – крупнейший феодал, ересь, инквизиция
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| групповая работа, индивидуальная работа
| 23
| Крестовые походы.
| 1
| причины, итоги и значение крестовых походов
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| Глава VIII. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV веках. (5 часов)
| 24
| Как происходило объединение Франции.
| 1
| причины образования централизованных государств
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| групповая работа, индивидуальная работа
| 25
| Что англичане считают началом своих свобод.
| 1
| формирование сословно-представительной монархии, Генеральные штаты, парламент
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| групповая работа, индивидуальная работа
| 26
| Столетняя война.
| 1
| причины, ход, итоги и значение войны
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| 27
| Крестьянские восстания в Англии и Франции.
| 1
| причины, ход, итоги и значение восстаний
| проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| 28
| Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV века.
| 1
| завершение формирования централизованных государств
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| групповая работа, индивидуальная работа
| Глава IX. Германия и Италия в XII-XV веках. (1час)
| 29
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
| 1
| образование централизованных государств
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| групповая работа, индивидуальная работа
| Глава X. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. (1 час)
| 30
| Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
| 1
| Гуситское движение, Османская империя
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| работа с документами, работа с картами, фронтальная беседа, групповая работа
| Глава XI. Культура Западной Европы в XI-XV веках. (2 часа)
| 31
| Образование и философия. Научные открытия и изобретения.
| 1
| духовный мир европейского человека
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, индивидуальная работа
| 32
| Средневековая литература и искусство.
| 1
| культурное наследие средневековья
| характеризовать культурные явления
| групповая работа, индивидуальная работа
| 33
| Народы Азии, Америки, Африки в Средние века.
| 1
| развитие народов
| излагать оценки событий и личностей, сравнивать, объяснять
| групповая работа, индивидуальная работа
| 34
| Итоговый урок.
| 1
|
| объяснять смысл, значение важнейших понятий, явлений: сравнивать, излагать, называть
| демонстрация основных компетенций, тестирование
| |