Скачать 0.83 Mb.
|
РЕФЕРАТ Разработаны программы, научнообразовательные и научноинформационные материалы для организации в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.Москвы выездных учебных семинаров по актуальным вопросам науки и техники. Страниц – 73, библиографических источников -.18 Ключевые слова: популяризация науки, циклы семинаров, история науки и техники, наука, техника, авиация, гражданская авиация, экономика гражданской авиации. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Разработка научно-информационных и научно-образовательных материалов для организации в образовательных учреждениях общего и профессионального образования цикла выездных семинаров по актуальным вопросам истории науки и техники предпринимается в целях популяризации научных достижений в учебных и педагогических коллективах. Наука – это коллективная познавательная деятельность человечества. Популяризация науки – это перевод добытых в ходе научного поиска знаний на язык, доступный неспециалистам. В такой форме общественная познавательная миссия науки достигает реализации. И поэтому наука обязана содействовать такому переводу, то есть популяризации. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от уровня популяризации научных знаний из разных областей. Учёные, как носители научной информации, заинтересованы в её сохранении и приумножении, чему способствует приток в науку молодёжи. Несомненно, что знакомство с передовыми рубежами научного знания выступает важным фактором профессиональной ориентации, помогает сделать выбор будущей профессии. Есть несколько условий успешной популяризации научных знаний в форме лекций или циклов семинаров: 1. доступность изложения (для каждой аудитории учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается двумя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а абстрактные рассуждения должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т.д.); 2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными слушателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Средства конкретизации облегчают восприятие содержания лекции. Восприятие новых знаний достигается легче, когда слушатель идет путем исследователя (важно воссоздать процесс научного поиска); 3. занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие лектора, авторские отступления (о его позиции по данном вопросу); 4. эффект непосредственного общения лектора с аудиторией (с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений; заголовки в виде вопроса или восклицания). Работать для науки, писать для народа» - эти слова известного русского естествоиспытателя К.А. Тимирязева определяли цель его жизни. Для многих других отечественных ученых они стали девизом творчества. Академик В.И. Вернадский писал в дневниках: «Главную часть моих мечтаний составляло, однако… проведение в человечество новых идей и нужной научной работы в связи с учением о живом веществе». Другой русский ученый лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица в одном из писем И.В. Сталину в 1937 г., критически оценивая положение в науке, настойчиво рекомендовал «теперь же начать внедрять в массы интерес к науке. Но для того, чтобы поднять этот интерес в стране, надо вести самую энергичную пропаганду науки в массах… Задача, мне кажется, ясна: надо воспитать в массах интерес к науке, показать значение ее для прогресса». Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популяризация науки в форме циклов выездных учебных семинаров способствует повышению качества обучения в образовательных учреждениях, развивает кругозор, формирует стремление к научному поиску.
1.1. Программа цикла учебных семинаров по истории науки Тема 1. Наука как вид познавательной деятельности. Наука как познавательная деятельность и система знаний. Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации. Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический и методологический сциентизм. Соотношение научного и вненаучного знания. Функции науки в жизни общества. Тема 2. Возникновение науки. Проблема периодизации развития науки. Преднаука в Древнем Египте. Исторические предпосылки формирования научного знания. Ремесленная и ученая традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания. Тема 3. Древнегреческая наука и основные периоды ее развития Зарождение научно-теоретического способа мышления в Древней Греции и социокультурные основания этого процесса. Основные персоналии и достижения греческой науки. Наука и техника эпохи эллинизма как высший этап в развитии естественнонаучной традиции мышления античности. Тема 4. Средневековая наука и наука эпохи Возрождения. Основные проблемы средневековой науки. Особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию. Роль средневековой науки в становлении науки Нового времени. Тема 5. Наука Нового времени: от Н. Коперника до И. Ньютона. Понятие классической науки (классический идеал научного знания). Роль философии в этом процессе. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового метода научного познания. Г. Галилей как основатель эмпирического естествознания. Вклад И. Ньютона в формирование классического периода в развитии науки. Тема 6. Развитие научного знания в XVIII и XIX веках Характеристика эпохи Просвещения. Научное знание как основа развития гуманизма. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. «Кризис» в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века. Тема 7. Наука XX века Основные достижения науки ХХ века и переход к неклассической науке. Научно-техническая революция и ее влияние на характер развития науки в XX веке. Роль науки в развитии общества. Технологический детерминизм как современная форма социологического сциентизма. Научно-технический и общественный прогресс, их взаимодействие, роль общественного прогресса в эволюции науки. Влияние НТП на социальную эволюцию. Литература Гаранина О.Д. История и философия науки: учебное пособие в 2х частях. М.: МГТУГА, 2007, 2009. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2004 Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2004. Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие. М.: Прогресс-традиция, 2005. Никифоров А.Л. Философия науки. М.: Идея-Пресс, 2008. Розин В.М. Философия техники. М.:NOTA BENE, 2001. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: ЮНИТИ, 2009. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. – М.: Экзамен, 2005. Философия науки. Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2005 . Философия науки. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2005.
Тема 1. Наука как вид познавательной деятельности. Наука выступает одним из видов познавательной деятельности, то есть деятельности по производству новых знаний. Кроме науки существуют и другие виды познавательной деятельности. |
Как писать реферат реферат Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до... | Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат | ||
Реферат Основные требования к реферату Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе... | Реферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам... Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем | ||
Реферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам... Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем | Реферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе... Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» | ||
Реферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе... Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» | Рекомендации по написанию реферата реферат Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого... | ||
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,... | Учебный реферат реферат Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,... | ||
1. Назначение и область применения Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре... | Реферат а реферат по дисциплине «История и философия науки» Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по... | ||
Реферат а реферат по дисциплине «История и философия науки» Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по... | Школьный реферат: каким он должен быть? Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием... | ||
Памятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на... | Реферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов... Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать... |