Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология





НазваниеРабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология
страница1/6
Дата публикации22.02.2015
Размер0.84 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6



ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан историко-филологического факультета

_______________ /_Ялтаев И.Ф./

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина

Б.3.1 АРХЕОЛОГИЯ

наименование)
Направление подготовки 030600.62 История


Квалификация (степень) выпускника

_Бакалавр__
Кафедра ___________всеобщей истории ____________

(название)
Курс _____I_____ семестр _1_
форма обучения ______очная_________________________



Программа разработана

доц. Воробьева Е.Е., к.и.н., доцент




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) _____с.н.с. Национального музея им. Т.Евсеева Данилов П.С._________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)


Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии

Историко-филологического факультета по направлению подготовки 030600 История



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


Всеобщей истории










протокол заседания № 9 от




протокол заседания № 13 от

«28» июня 2012г.





«27» июня 2012г.

В.Л.Ларионов




Г.Ф.Горбашова

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной истории

протокол заседания №13 от «27» июня 2012__г____________________А.Г.Иванов

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели освоения дисциплины.

Дать основные понятия современных концепций становления материальной и духовной культур человеческого общества на основе изучения памятников археологических культур; привития навыков исторического анализа и синтеза материального наследия; умения выделять основные этапы археологической науки.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место курса в профессиональной подготовке включает два уровня: в области теоретической подготовки и области практической. В области теоретической подготовки - это изучение процесса исторического развития Евразии и всего человечества со времени происхождения человека до середины II тыс. н.э. на основе вещественных источников, полученных в результате археологических раскопок; в области практической - дать навыки анализа источников и исследовательской литературы в процессе изучения совокупности артефактов, фактов, событий и явлений истории человечества в ходе которых формируются историческое мышление, умение самостоятельно анализировать археологический материал, выявлять основные этапы развития человеческого общества, показывать связь с экологией, географической средой, культурогенезом.

Минимальные требования к содержанию модуля:

Сегодня изучение основ археологической науки приобретает характер актуальной и объемной дисциплины. И это не случайно. За последнее десятилетие в вузах нашей страны накоплен значительный положительный и успешный опыт преподавания археологии. При этом произошел заметный качественный и количественный рост научно-педагогических кадров: преподавание данной дисциплины осуществляется высококвалифицированными специалистами-археологами, кандидатами и докторами исторических наук, тесно связанные с практической научной работой, накопившие значительный опыт соединения учебного процесса с исследовательской деятельностью.

Важное требование к содержанию данной дисциплины – не только соответствие модуля государственному стандарту, но и его постоянное обновление в результате ежегодных археологических исследований, открытий, что превращает «Археологию» в комплексный и динамичный предмет, по многим характеристикам соответствующий исследовательской науки с её исторической, синхронно-аналитической и прогностической составляющими. Соответственно, наряду с аудиторными формами работы используется и включение в учебный процесс студенческих исследовательских проектов (курсовых и дипломных работ), а также участие в учебной практике (раскопки и обработка археологических коллекций).

«Археология» и ее региональные компоненты (спецкурсы, соответствующие разделы смежных дисциплин) выполняет фундаментальную роль в формировании специалиста-гуманитария широкого профиля, востребованного в многих сферах учебно-преподавательской, культурно-воспитательной деятельности, обладающего высокими моральными качествами, политической культурой (ориентация в проблемах культурогенеза, этногенеза, разнообразных взглядах на актуальные вопросы истории и современности, обоснование собственной позиции, умение её четко и ясно изложить и т.п.), осознающей себя ответственным гражданином страны с гуманистическими взглядами.
Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности:

«Археология» является одним из компонентов курса «История первобытного общества» и «Этнология». «Археология» предполагает комплексное, систематизированное изучение закономерностей развития человеческого общества, его политическое и культурное развитие в контексте всемирно-исторического процесса на протяжении с момента возникновения человека до середины II тыс. н.э., обратив особое внимание на относительность ряда устоявшихся в отечественной археологии понятий и методов изучения.

Методологическая новизна курса определяется сочетанием историко-теоретического, программно-функционального и системного подходов в структуре и преподавании курса.

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как: «История первобытного общества», «Историография», «Источниковедение», «Социология», «Этнология», «Палеоботаника», «Антропология», «Культурология», «География», «Геология», «История международных отношений» и др..

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

общекультурные компетенции (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

осознанием сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

профессиональные компетенции (ПК):

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2),

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);

. Выпускник должен обладать следующими

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- и уверенно владеть профессиональным материалом (лексика, персоналии, хронология, персоналии, терминология, историография, новые подходы);

- основные этапы развития археологической науки;

- типы археологических памятников и методы их изучения;

- археологическую периодизацию;

- основные категории артефактов и принципы изучения их эволюции и классификации;

- основные археологические культуры и важнейшие археологические их памятники

- место и роль результатов археологических исследований в решении вопросов этногенеза, культурогенеза и во всемирном историческом процессе в целом.
Уметь:

- анализировать вещественные источники и сопровождающую их информацию;

- грамотно использовать профессиональную лексику;

- учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, накопленный опыт, анализировать и ориентироваться в источниках и научной специальной литературе;

- определить место памятника в контексте археологической периодизации;

- объяснять основные термины и понятия;

- ставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- использовать методы изучаемых им наук.

- понимать взаимосвязь развития археологии с историческими и другими научными дисциплинами;

- применять полученные знания при изучении конкретных археологических проблем.
Владеть:

- навыками датировки предметов и их атрибутирования;

- методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в археологической профессиональной деятельности;

- общей и частной методиками в профессиональной сфере;

- навыками формирования собственных исследовательских программ в сфере профессиональной специализации;

- владеть методологией исследования;

- принципами и методами полевых исследований.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа.

2.1 Объем модуля и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

108

1

Аудиторные занятия

36

1

Лекции

18

1

Практические занятия (семинары)

18

1

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

36




Вид итогового контроля: экзамен/зачет


Экзамен



1


2.2. РАЗДЕЛЫ МОДУЛЯ


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I.

Введение

1

11

7

2

-

-

2

Контрольная работа, проверка конспектов, реферат

II.

Каменный век

1

10

5

-

-

-

5

Контрольная работа

2.1.

Палеолит

1

4

2

-

-

-

2

тест

2.2.

Мезолит


1

3

2

-

-

-

1

тест

2.3.

Неолит


1

3

1

-

-

-

2

тест

III.

Период палеометалла

(Бронзовый век)

1

11

3

2

-

-

6

Обсуждение докладов, тест

3.1.

Энеолит на территории евразийских степей.

1

3,5

1

0,5

-

-

2

Контрольная работа

3.2.

Бронзовый век Лесной полосы Евразии

1

4

1

1

-

-

2

Контрольная работа

3.3.

Бронзовый век Кавказа и Средней Азии

1

3,5

1

0,5

-

-

2

Контрольная работа

IV.

Ранний железный век

1

7

3

2

-

-

2

Обсуждение докладов, тест

4.1.

Ранний железный век степной Евразии

1

3

1

1

-

-

1




4.2.

Ранний железный век Лесной полосы Евразии

1

4

2

1

-

-

1




V.

Античные города и государства

Северного Причерноморья

1

5




2

-

-

3

Обсуждение докладов, тест

-

Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

VI.

Древнейшие государства Средней Азии

1

5

-

2

-

-

3

Обсуждение докладов, тест

VII.

Средневековая археология

1

11

-

3

-

-

8

Контрольная работа

7.1.

Финно-угры

1

2,5

-

0,5

-

-

2

Обсуждение докладов, тест

7.2

Волжская Булгария

1

2,5

-

0,5

-

-

2

Обсуждение докладов, тест

7.3.

Археология Золотой Орды

1

1,5

-

0,5

-

-

1

Обсуждение докладов, тест

7.4.

Кочевники Восточной Европы

1

1,5

-

0,5

-

-

1

Обсуждение докладов, тест

7.5.

Древняя Русь

1

1,5

-

0,5

-

-

1

Обсуждение докладов, тест

7.6.

Древнерусские города

1

1,5

-

0,5

-

-

1

Обсуждение докладов, тест

VIII.

Археология Марийского края

1

5

-

2

-

-

3

Обсуждение докладов, посещение археологического музея МарГУ

IX.

Полевая археология

1

7

-

3

-

-

4

Работа с археологическими оборудованием и материалом.

ИТОГО

1




18

18

-

-

36

экзамен

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина археология
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа учебной дисциплины заканчивание скважин
Учебная дисциплина "Заканчивание скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина история

Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика»
Учебная дисциплина «Компьютерная графика» предназначена для специализированной компьютерной подготовки
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРоссийской федерации
Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика»
«Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconУчебная (рабочая) программа дисциплины корпоративный менеджмент профессиональный...
В связи с этим учебная дисциплина «Корпоративный менеджмент» должна решать следующие задачи
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология

Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология

Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина б история древних цивилизаций

Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа учебной дисциплины буровые технологические жидкости
Учебная дисциплина "Буровые технологические жидкости" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconПрограмма дисциплины "Археология"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconПрограмма дисциплины "Археология"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconГорячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России»
...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин
Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология iconРабочая программа Учебная дисциплина «Политология»
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии общеуниверситетских кафедр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск