Скачать 0.84 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан историко-филологического факультета _______________ /_Ялтаев И.Ф./ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Б.3.1 АРХЕОЛОГИЯ наименование) Направление подготовки 030600.62 История Квалификация (степень) выпускника _Бакалавр__ Кафедра ___________всеобщей истории ____________ (название) Курс _____I_____ семестр _1_ форма обучения ______очная_________________________
Рецензент(ы) _____с.н.с. Национального музея им. Т.Евсеева Данилов П.С._________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2012
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной историипротокол заседания №13 от «27» июня 2012__г____________________А.Г.Иванов(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели освоения дисциплины. Дать основные понятия современных концепций становления материальной и духовной культур человеческого общества на основе изучения памятников археологических культур; привития навыков исторического анализа и синтеза материального наследия; умения выделять основные этапы археологической науки. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место курса в профессиональной подготовке включает два уровня: в области теоретической подготовки и области практической. В области теоретической подготовки - это изучение процесса исторического развития Евразии и всего человечества со времени происхождения человека до середины II тыс. н.э. на основе вещественных источников, полученных в результате археологических раскопок; в области практической - дать навыки анализа источников и исследовательской литературы в процессе изучения совокупности артефактов, фактов, событий и явлений истории человечества в ходе которых формируются историческое мышление, умение самостоятельно анализировать археологический материал, выявлять основные этапы развития человеческого общества, показывать связь с экологией, географической средой, культурогенезом. Минимальные требования к содержанию модуля: Сегодня изучение основ археологической науки приобретает характер актуальной и объемной дисциплины. И это не случайно. За последнее десятилетие в вузах нашей страны накоплен значительный положительный и успешный опыт преподавания археологии. При этом произошел заметный качественный и количественный рост научно-педагогических кадров: преподавание данной дисциплины осуществляется высококвалифицированными специалистами-археологами, кандидатами и докторами исторических наук, тесно связанные с практической научной работой, накопившие значительный опыт соединения учебного процесса с исследовательской деятельностью. Важное требование к содержанию данной дисциплины – не только соответствие модуля государственному стандарту, но и его постоянное обновление в результате ежегодных археологических исследований, открытий, что превращает «Археологию» в комплексный и динамичный предмет, по многим характеристикам соответствующий исследовательской науки с её исторической, синхронно-аналитической и прогностической составляющими. Соответственно, наряду с аудиторными формами работы используется и включение в учебный процесс студенческих исследовательских проектов (курсовых и дипломных работ), а также участие в учебной практике (раскопки и обработка археологических коллекций). «Археология» и ее региональные компоненты (спецкурсы, соответствующие разделы смежных дисциплин) выполняет фундаментальную роль в формировании специалиста-гуманитария широкого профиля, востребованного в многих сферах учебно-преподавательской, культурно-воспитательной деятельности, обладающего высокими моральными качествами, политической культурой (ориентация в проблемах культурогенеза, этногенеза, разнообразных взглядах на актуальные вопросы истории и современности, обоснование собственной позиции, умение её четко и ясно изложить и т.п.), осознающей себя ответственным гражданином страны с гуманистическими взглядами. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности: «Археология» является одним из компонентов курса «История первобытного общества» и «Этнология». «Археология» предполагает комплексное, систематизированное изучение закономерностей развития человеческого общества, его политическое и культурное развитие в контексте всемирно-исторического процесса на протяжении с момента возникновения человека до середины II тыс. н.э., обратив особое внимание на относительность ряда устоявшихся в отечественной археологии понятий и методов изучения. Методологическая новизна курса определяется сочетанием историко-теоретического, программно-функционального и системного подходов в структуре и преподавании курса. Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как: «История первобытного общества», «Историография», «Источниковедение», «Социология», «Этнология», «Палеоботаника», «Антропология», «Культурология», «География», «Геология», «История международных отношений» и др.. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) общекультурные компетенции (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); осознанием сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14); профессиональные компетенции (ПК): способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11); . Выпускник должен обладать следующими В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - и уверенно владеть профессиональным материалом (лексика, персоналии, хронология, персоналии, терминология, историография, новые подходы); - основные этапы развития археологической науки; - типы археологических памятников и методы их изучения; - археологическую периодизацию; - основные категории артефактов и принципы изучения их эволюции и классификации; - основные археологические культуры и важнейшие археологические их памятники - место и роль результатов археологических исследований в решении вопросов этногенеза, культурогенеза и во всемирном историческом процессе в целом. Уметь: - анализировать вещественные источники и сопровождающую их информацию; - грамотно использовать профессиональную лексику; - учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, накопленный опыт, анализировать и ориентироваться в источниках и научной специальной литературе; - определить место памятника в контексте археологической периодизации; - объяснять основные термины и понятия; - ставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - использовать методы изучаемых им наук. - понимать взаимосвязь развития археологии с историческими и другими научными дисциплинами; - применять полученные знания при изучении конкретных археологических проблем. Владеть: - навыками датировки предметов и их атрибутирования; - методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в археологической профессиональной деятельности; - общей и частной методиками в профессиональной сфере; - навыками формирования собственных исследовательских программ в сфере профессиональной специализации; - владеть методологией исследования; - принципами и методами полевых исследований. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа. 2.1 Объем модуля и виды учебной работы
2.2. РАЗДЕЛЫ МОДУЛЯ
- Продолжение
|
Рабочая программа Учебная дисциплина археология Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Рабочая программа учебной дисциплины заканчивание скважин Учебная дисциплина "Заканчивание скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина история | Рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика» Учебная дисциплина «Компьютерная графика» предназначена для специализированной компьютерной подготовки | ||
Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» «Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»... | ||
Учебная (рабочая) программа дисциплины корпоративный менеджмент профессиональный... В связи с этим учебная дисциплина «Корпоративный менеджмент» должна решать следующие задачи | Рабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология | Рабочая программа Учебная дисциплина б история древних цивилизаций | ||
Рабочая программа учебной дисциплины буровые технологические жидкости Учебная дисциплина "Буровые технологические жидкости" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов... | Программа дисциплины "Археология" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины "Археология" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов... | Рабочая программа Учебная дисциплина «Политология» Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии общеуниверситетских кафедр |