Скачать 144.51 Kb.
|
Новосибирский государственный университетКафедра __________________________ Рег. № ___________________________ «_____» _____________ 200 __ г. Рабочая программаУчебная дисциплина Поведенческая экология . (наименование учебной дисциплины) по специальности 020400 «Психология» . (код и наименование специальности по классификатору специальностей высшего профессионального образования) Новосибирск – 2005Программу данного курса разработал к.б.н. Пантелеева Софья Николаевна . , (ученая степень, звание, ФИО) Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _____________________________________________________________________________ (название кафедры) Протокол № ___________ от «____» _____________ 200 __ г. Зав. кафедрой _____________________________________________________________________________ (ученая степень, звание, ФИО) Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании Ученого совета факультета психологии НГУ Протокол №___________ от «____» ______________ 200__ г. Председатель Ученого совета ФП НГУ _____________________________________________________________________________ (ученая степень, звание, ФИО)
Курс реализуется в рамках специальностей «Психология» и относится к разделу федерального стандарта общего гуманитарного образования 1.2. Цели и задачи курса.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса (дисциплины). По окончании изучения указанной дисциплины студент должен
1.4. Формы контроля Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Текущий контроль. Перед началом каждой лекции студенты отвечают на вопросы небольшой контрольной работы в виде теста (6-10 вопросов). Кроме того, студенты выполняют две самостоятельные работы по основным разделам курса. В течение семестра проводится учет текущей успеваемости со стороны деканата в форме «контрольной недели». Для получения зачета успешное необходимо выполнение 85 % тестов и самостоятельных работ. 2. Содержание дисциплины. 2.1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом) его актуальность - для дисциплин специальной подготовки. Поведенческая экология, возникшая в результате синтеза популяционной экологии и этологии, ныне - одна из наиболее перспективных зоологических дисциплин, привлекающая внимание широких кругов исследователей. Это направление открывает широкие возможности для понимания факторов формирования поведенческих стратегий. В основе теоретических построений поведенческой экологии лежат представления об индивидуальном отборе и итоговой приспособленности, все поведенческие стратегии и результаты их реализации рассматриваются с точки зрения их влияния на репродуктивный успех особи. В центре внимания оказывается социальное поведение и системы социальных отношений, а индивидуальное поведение рассматривается как важнейший фактор эволюционного процесса. Курс является новым, разработанным на основе классических учебников по поведению животных, экологии и популяционной биологии, последних достижений и открытий поведенческой экологии. Являясь бурно развивающаяся в настоящее областью знаний, поведенческая экология интегрирует достижения зоологии, физиологии и психологии, постоянно сопоставляет данные, полученные с помощью поведенческих и физиологических методик. Этим подкрепляется новизна курса и его актуальность для студентов – психологов. 2.2. Содержание отдельных разделов и тем. Раздел 1. Введение. Тема 1.1. Предмет поведенческой экологии. Взаимодействие с другими науками о поведении. Введение термина "экология" Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной поведенческой экологии. Роль теоретических моделей (гипотез), экспериментов и полевых наблюдений. Тема 1.2. Уровни организации живого. Основные понятия: особь, популяция, сообщество, местообитание, экотоп, экосистема, экологическая ниша, гильдия. Аутэкология, синэкология, популяционная экология. Раздел 2. Эволюция поведения. Тема 2.1. Исторический обзор. Эволюционные идеи до Дарвина. Эразм Дарвин, Ж.Б.Ламарк. Линней, Альфред Уоллес, Чарльз Дарвин. Жизнь и труды. «Происхождение видов» - структура и логика книги. Тема 2.2. Естественный отбор. Доказательства эволюции посредством естественного отбора. Индустриальный меланизм. Частотное распределение фенотипов. Типы отбора: стабилизирующий отбор, направленный отбор, дизруптивный отбор. Случайный дрейф генов. Адаптивность поведения. Тема 2.3. Стоимость выживания и приспособленность. Возрастная репродуктивная ценность. Совокупная приспособленность. Коэффициент генетического родства. Коэволюция. Групповой отбор. Тема 2.4. Искусственный отбор и доместикация. Тема 2.5. Эволюция адаптивных стратегий. Эволюционные стратегии. Мимикрия. Эволюционно-стабильные стратегии (ЭСС). Соперничество и коныенциональное поведение. Теория игр и ЭСС. Стратегии “ястреба” и “голубя”. Стратегия хозяина. Стратегия роющей осы. Смешанная стратегия. Тема 2.6. Половой отбор. Внутриполовой отбор (соперничество самцов). Межполовой отбор (соперничество самок). Половой диморфизм. Половой отбор у человека. Тема 2.7. Альтруизм. Отбор родичей. Забота о потомстве. Взаимный альтруизм. Кооперация. Тема 2.8. Стратегия полов и социальная организация. Моногамия. Изолирующие механизмы. Конкуренция спермиев. Половые стратегии у самок и самцов. Половая стратегия у человека. Система размножения и социальная структура. Социальная организация приматов. Раздел 3. Популяции. Тема 3.1. Определение популяции в экологии и генетике. Генетическая неоднородность популяции. Иерархическая структура популяций. Тема 3.2. Статические характеристики популяции: общая численность, плотность, структура (размерная, возрастная, половая). Связь между размерами организмов и плотностью популяции. Популяция в пространстве: случайное, агрегированное (пятнистое) и регулярное размещение особей. Территориальное поведение. Соотношение затрат на охрану территории и получаемых при этом выгод. Образование безопасных повелений. Тема 3.3. Динамические характеристики популяции: скорость роста численности, рождаемость, смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции. Динамика популяции как баланс протекающих в ней процессов. Распределение смертности по возрастам. Когортные (динамические) и статические таблицы выживания (дожития): способы их построения. Расчет ожидаемой продолжительности дальнейшей жизни для разных возрастов. Возрастная структура популяции человека. Основные типы кривых выживания организмов. Демографические таблицы, учитывающие интенсивность размножения. Тема 3.4. Экспоненциальный рост популяции. Биотический потенциал. Скорость экспоненциального роста: её зависимость от характеристик организма (размера и др.), обеспеченности ресурсами и условий среды. Стабильное возрастное распределение. Репродуктивная структура популяции. Разные типы возрастной структуры популяций и их связь с динамикой численности. Тема 3.5. Рост народонаселения во всем мире и в отдельных регионах. Изменение кривой выживания по мере экономического развития и улучшения здравоохранения. Детская смертность. Различия в возрастной структуре и скорости роста популяций развитых и развивающихся стран. Тема 3.6. Разнообразие типов динамики популяций. Оппортунистические и равновесные популяции. Смена механизмов регуляции в зависимости от достигнутого уровня численности. К- и r – отбор. Популяционные циклы: причины и следствия. Эффект группы. Раздел 4. Взаимодействие популяций. Тема 4.1. Межвидовые отношения. Основные типы межвидовых взаимодействий и способы их классификации. Положительные (мутуализм, протокооперация, комменсализм) и отрицательные взаимодействия (конкуренция, хищничество, паразитизм). Тема 4.2. Хищничество. Классификации стратегий питания. Моно-, олиго-, полифагия. Оптимальное пищедобывательное поведение. Рентабельность жертвы. Явление компромисса (баланса) в поведение животных. Модель ширины спектра питания. Скорость потребления и плотность пищи. Функциональный ответ. Взаимная интерференция. Пищевые пятна. Теорема о пороговой ценности. Пищевые предпочтения и переключение. Основные стратегии поиска пищи. Теория риск - чувствительной фуражировки. Особенности поведения хищников. Этологические аспекты специализации хищников. Комплексы адаптаций к взаимодействию с добычей. Тема 4.3. Конкуренция. Эксплуатация и интерференция. Соотношение внутривидовой и межвидовой конкуренции. Теоретический подход к изучению конкуренции. Принцип конкурентного исключения (закон Гаузе) и его современная трактовка. Сосуществование конкурирующих видов. Степень допустимого перекрывания экологических ниш. Тема 4.4. Симбиотические взаимодействия. Мутуализм. Примеры мутуализма среди животных, а также животных с растениями. Опылители. Тема 4.5. Взаимодействия паразит – хозяин. 2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
а) дизруптивному отбору; б) половому отбору; в)направленному отбору; г) стабилизирующему отбору; д) искусственному отбору; е) отбору родичей.
а) не выдержал конкуренции с более привлекательными оленями; б) преимущества гигантских рогов были сведены на нет потерями при половом отборе; в)внутриполовые преимущества его увесистых рогов были сведены на нет потерями с точки зрения естественного отбора; г) его истребили древние люди; д) от недоедания.
а) мидель подражает имитатору; б) имитатор подражает модели; в) несколько моделей подражают имитатору; г) все подражают фотомоделям.
а) нет, ниша организма остается постоянной на протяжении всей его жизни; б) да, это происходит непрерывно и постоянно; в) да, в течение жизни происходит скачкообразное изменение ниши живого организма. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 3.1. Темы рефератов (курсовых работ). Не планируется. 3.2. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
Основная:
Дополнительная:
|
Рабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология | Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана... Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана... Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | Рабочая учебная программа дисциплины «Экология» Государственными образовательными стандартами специальности высшего профессионального образования 080502. 65 Экономика и управление... | ||
Методические рекомендации для студентов «Медицинская экология» Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе медицинского факультета для специальностей... | Рабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем «Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г.... | ||
Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности... Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют... | Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Рабочая программа учебной дисциплины заканчивание скважин Учебная дисциплина "Заканчивание скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина история | Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика» Учебная дисциплина «Компьютерная графика» предназначена для специализированной компьютерной подготовки | Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... |