Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России»





Скачать 89.13 Kb.
НазваниеГорячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России»
Дата публикации06.08.2014
Размер89.13 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > География > Анализ
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 334 Невского района Преподаватель: Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география

Тема: «Занятость населения России» Целевая аудитория: 8 класс

Цели:

Знание: знать основные понятия, характеризующие занятость населения

Понимание:

Применение: выявлять проблемы и предлагать пути их решения

Анализ: анализировать различные источники информации, в том числе и статистические, с целью извлечения новых знаний

Синтез: составлять количественную и качественную характеристику занятого населения в нашей стране

Оценка: формировать социальную зрелость на примере определения проблем занятости в России и путей их решения

Ход урока

  1. Основные понятия.

Понятия, связанные с темой «Занятость населения».

  1. Трудовые ресурсы / т.р. / - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.

В России в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16—59 лет, женщин 16—54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп).

  1. Большая часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте работает в народном хозяйстве / занятое население/ или ищет работу / безработные /. обе эти категории называются экономически активным населением.

  2. Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить.

  3. Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу / со стороны работодателей / и её предложения / со стороны трудоспособного населения /.

Задание: используя определения понятий, попытайтесь их объяснить по следующим схемам:

  1. Трудовые ресурсы – это группа населения, определяющаяся



  1. Экономически активное население включает 2 категории населения



К безработным относится группа населения

  1. Рынок труда определятся соотношением



  1. Количественная характеристика занятого населения.

всё население – 100%

дети – 16% пожилые – 22%

взрослые – 66%

нетрудоспособные трудоспособные

- инвалиды – 2% % - т.р.

-

домохозяева – 8%

учащаяся молодёжь – 6%

_________________________________

ЭАН =  % экономически активного взрослого населения

+ 2% работающие пенсионеры =

работающие безработные

% 6%

Задание: используя выше рассмотренные понятия, определите долю трудовых ресурсов, экономически активного населения и работающих в народном хозяйстве.

Задание: проанализировав схему, ответьте на вопросы:

  • Какая возрастная категория полностью не входит в группу т.р.?

  • Кто относится к т.р. какова их доля в общей численности населения?

  • Какие категории граждан составляют группу э.а.н.? Какова их доля?

Как вы считаете, нормально ли для экономики страны это соотношение работающих и иждивенцев?

  1. Качественная характеристика т.р.

Задания:

  • По каким 2 главным критериям можно судить о качестве занятого населения?

а. Используя ниже приведённые статистические данные и сравнительные данные по доле занятого населения в некоторых странах мира, сделайте вывод об образовательном уровне населения в России.

Структура занятого населения по уровню образования в 2007 г.

  • 24% занятого населения имеют высшее образование.

  • 46% - среднее профессиональное / ПТУ, техникумы, колледжи /

  • 24% - среднее полное / 11 классов средней школы /

  • 6% - основное общее / 9 классов средней школы /

б. Используя половозрастную диаграмму населения России, сделайте вывод о качестве т.р., исходя из их возрастной структуры.

2002 год 2007 год

  • Самостоятельно сделайте вывод о качестве т.р. в России и аргументируйте его. Запишите в тетрадь.

  1. Современные проблемы на рынке труда в России..

Задание:

    • предположите отрасли хозяйства, которые ощущают дефицит рабочей силы. Назовите современный путь решения этой проблемы в Росси. Как в будущем возможно решить эту проблему?

    • предположите отрасли хозяйства, для которых характерен избыток специалистов. Почему?

Д/з: Характеристика занятого населения в России по плану:

  1. доля от общего населения страны

    • т.р. – понятие, кто входит в эту категорию

    • эан – понятие, кто входит в эту категорию

  1. качественная характеристика

  2. эссе на тему: какими качествами должен обладать современный специалист, что бы стать конкурентоспособным на рынке труда

/ качества выделить и их необходимость аргументировать /. Работа выполняется по желанию.


Половозрастная диаграмма населения России

Технологическая карта к уроку по теме

«Численность населения и причины, влияющие на неё»

Вид работы

Форма выполнения работы

Оценивание / в баллах /

Обязательный или вариат. вид деятельности

Составление схем, отражающих понимание понятий

В парах

1 балл за каждую правильно выполненную схему

обязательный

Работа со схемой «Количественная характеристика занятого населении»: завершение схемы с недостающими данными и перенос её в тетрадь

индивидуальная

До 3 б. получает ученик, правильно выполнивший работу / при взаимной проверке в парах

обязательный

Анализ таблицы по предложенным вопросам

индивидуальная

1 б. – за каждый правильный ответ

обязательный баллы получают отвечающие на вопрос

Анализ статистических данных, характеризующих качество занятого населения в России

индивидуальная

Выбрать 1 из заданий а / 1 балл / или б / 3 балла /

Баллы получает каждый при взаимной проверке.

Вывод о качестве т.р. в тетрадь

индивидуальная

До 3 б.

Уч-ся проверяют и оценивают друг у друга в парах:

- сделан правильный вывод – 1 балл

- правильно

приведены 2 аргумента / по 1 баллу за каждый аргумент /

обязательный

Анализ современной ситуации в России, связанной с занятостью населения

Групповая или индивидуальная / если это д/з /

До 2-х баллов за каждый ответ

обязательный

эссе на тему «Какими качествами должен обладать современный специалист, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда?»

индивидуальная

До 5 б.

вариативный

Технологическая карта по теме «Население России»

Ученика /цы / 8а класса школы №334

Цели изучения темы:

  1. познакомиться с народами и религиями России, человеческим потенциалом нашей страны, половой и возрастной структурой населения, занятостью населения, размещением населения по территории страны, миграциями населения.

  2. учиться анализировать географические карты, статистический материал;

  3. учиться давать оценку фактам и явлениям.

Тема урока

Виды деятельности

ресурсы

Сроки

Макси

мальное

кол-во

баллов

Факт.кол-во бал-лов

Обязательная часть / максимально до 70 баллов /

1.Националь-ный состав России.


1.Тест на определение принадлежности народов России к языковой семье, группе, конфессии.

2.Зачёт на знание федеральных единиц политико-административного устройства России, выделяемых по национальному принципу / по карте /

таблица в тетради

политико-адм. карта России и распечатка с перечнем субъектов федерации и их столиц




До 10 баллов

До 10 баллов





2.Религиоз-ный состав России. Националь-ный принцип федерального устройства России.


3.Числен-ность и причины, влияющие на неё.
















4.Возрастная и половая структура населения.
















5.Занятость населения
















6.Городское и сельское население
















7.Общая хар-ка размещения населения России. Миграции

Практическая работа в контурной карте: нанесение границы зон расселения, городов - млн., направлений миграций по стране

Карта плотности населения России




До 10 баллов




8.Хар-ка зон расселения

Практическая работа: характеристика зоны расселения с использова-нием источников информации

Материал учебника, карты атласа




До 15 баллов




9-10. Население СПб региона

Понятийный опрос по теме «Население»

Составление конспекта по теме «Население СПб»

Конспекты по теме

Сообщения уч-ся, материал с урока




До 5 б

До 10 б.




11. Контроль по теме.

тест

Итоговый тест по теме «Население»

Конспекты по теме

.

До 20 б




Вариативная часть / максимально до 30 баллов /

1.Националь-ный состав России.


Письменное сообщение об одном из народов России по предложенному плану

Самостоятель-ный поиск источников инфор-мации




До 10 б.




2.Религиозный состав России. Национальный принцип федерального устройства России.

3.Числен-ность и причины, влияющие на неё.


Анализ статистического материала по характеру воспроизводства, возрастной и половой структуре одного из субъектов федерации

Статистический материал предоставляется учителем




До 5 б.




4.Возрастная и половая структура населения.










5.Занятость населения


эссе на тему «Какими качествами должен обладать современный специалист, что- бы стать конкурентоспособным на рынке труда?»







До 5б.




6.Городское и сельское население


Эссе на тему «Преимущества жизни в городе» или «Преимущества жизни в деревне»

Сообщение на тему «История формирования городов в России»







До 5б.

До 5б.





7.Общая хар-ка размещения населения России. Миграции
















8.Хар-ка зон расселения
















9-10. Население СПб

Сообщения:

1.«СПб – город разных конфессий»,

2.«Старение населения СПб. Статистика, причины, последствия».

3.«Трудовые ресурсы СПб: количественная и качественная хар-ка.»

4.«Миграцион-ная ситуация в СПб: причины, проблемы»

5. «СПб агломерация»







До 15 б.




11. Контроль по теме:

тест

тестирование
















Работа на уроке

Обязательное Д/з








До 5-10 баллов за каждый урок

До 3 б.


№ урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Перевод баллов в оценки:

  • от 80 баллов, из которых не менее 65 за обязательную часть - «5»

  • 65-79 баллов, из которых не менее 55 за обязательную часть - «4»

  • 50-64 баллов, из которых не менее 40 за обязательную часть - «3»

  • менее 50 баллов – «2»

________________________________________________________________$

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconПояснительная записка Дисциплина «Занятость населения и ее регулирование»
Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Занятость населения и ее...
Занятость населения и ее регулирование [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconРабочая программа Занятость населения и её регулирование для студентов...
Студенты, освоившие спецкурс «Занятость населения и её регулирование», в соответствии с задачами профессиональной деятельности и...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения...
Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconТема: Труд, трудоустройство, занятость населения
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-фз "О донорстве крови и ее компонентов" (не вступил в силу)
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconПояснительная записка курс «Экономическая география России. География...
Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития,...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconУчебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока:...
Урок по информатике, 3 класс, по учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока: «схема алгоритма»
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconУрок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России»
Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconКонспект урока правописание безударных гласных в корне слова. (Тема...
Русский язык: Учеб. Для 3 кл общеобразоват учреждений/М. Зеленина, Хохлова. – М.: Просвещение,2006
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconСД. Ф занятость населения и её регулирование
Материалы по данной дисциплине представлены на странице кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconУчебная программа дисциплины дпп. 05 Экономическая география основная...
Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconУрок №19 и 20 Тема: Топливно-энергетический комплекс России
Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география России”, карта, компьютер, медиапроектор, экран, электронный...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направлений 020400. 62 География
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconУчитель Рубцова Валентина Анатольевна Учебники: «Экономическая и...
Зачетный раздел № Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа, Азия, Австралия
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
...
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» iconИрина Грекова в вагоне Грекова Ирина
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск