Скачать 157.38 Kb.
|
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии СД.Ф.5. Занятость населения и её регулирование (январь-март, 5 курс специальности "Социальная работа" итоговая аттестация – экзамен. Количество кредитов - 00) МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРИСТЕТА: www.tspu.tula.ru Лекции читает
Семинары ведет
Описание дисциплины Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности "Социальная работа", специализация «социально-правовая защита населения». Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина СД.Ф.5 цикла. Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определённой стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост безработицы, о чём свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отельных его слоёв, для семей, для каждого человека. Поэтому главным в социальной политике должно быть предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, которые становятся всё более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу. Предлагаемая дисциплина является специальной дисциплиной при подготовке специалистов по социальной работе. Изучение дисциплины межпредметно связано с дисциплинами «Социальная политика», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы». Данная дисциплина имеет практическую направленность. Рекомендуется проводить часть занятий с привлечением специалистов служб занятости региона. Продолжительность дисциплины – один учебный семестр. По итогам обучения проводится экзамен. Цель дисциплины: раскрыть студентам основные аспекты, необходимые для решения задач в сфере социальной работы, связанных с занятостью населения и её регулированием в Туле, Тульской области, России и за рубежом. Результаты освоения дисциплины:
Требования к изучению дисциплины. 1. Посещение лекций и семинаров обязательно. Отсутствие более чем на двух занятиях будет вести к снижению общей оценки работы студента. (Особые обстоятельства: болезнь и т.п. будут приниматься к сведению). Проверка присутствия студентов на занятиях будет проводиться преподавателем и фиксироваться. 2. Студенты читают обязательную и рекомендованную литературу до семинара и готовятся по вопросам его плана. 3. Студенты активно участвуют в обсуждении вопросов семинара в группе. Их активность на семинарах учитывается при итоговой оценке работы. Итоговая оценка освоения курса состоит из:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ Семинарские занятия по дисциплине «Занятость населения и её регулирование» строятся на базе выделенных по каждой теме основных понятий. Основные задачи таких занятий: - закрепление у студентов системы знаний по занятости населения и её регулированию, специальная работа над основными понятиями; - формирование системного подхода к изучению явлений социальной работы; - овладение навыками самостоятельной работы при освоении курса «Занятость населения и её регулирование»; - формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине и дальнейшей профессиональной деятельности. Семинар – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему. Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводятся темы семинарских занятий, а также литература, рекомендуемая к подготовке семинарского занятия. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сообщения. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, спорить в поисках истины – а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все. Далее приводятся планы семинарских занятий. ПЛАН семинарского занятия № 1 по теме: «Теоретико-методологические подходы к анализу проблем занятости и безработицы» 1. Теоретико-методологические основы изучения безработицы. 2. Теоретико-методологические подходы к проблемам занятости и безработицы. 3. Структура занятости и её основные звенья. 4. Рыночный механизм занятости. Основная литература:
Дополнительная литература:
ПЛАН семинарского занятия № 2 по теме: «Особенности формирования и функционирования рынка труда» 1. Понятие рынка труда и его основные элементы. 2. Характеристика современного рынка труда в России, регионе. 3. Спрос и предложение рабочей силы. 4. Влияние демографического фактора на развитие рынка труда в России, регионе. Основная литература:
Дополнительная литература
ПЛАН семинарского занятия № 3 по теме: «Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе» 1. Понятие безработицы. 2. Характеристика видов безработицы. 3. Российская безработица. 4. Социально-экономические и психологические последствия безработицы. Основная литература:
Дополнительная литература:
ПЛАН семинарского занятия № 4 по теме: «Характеристика труда и занятости населения в современной России» 1. Труд в системе социально-экономических отношений в современной России. 2. Характеристика основных свойств труда. 3. Трудовые ресурсы России. 4. Характеристика занятости населения в современной России, регионе. Основная литература:
Дополнительная литература
ПЛАН семинарского занятия № 5 по теме: «Характеристика труда и занятости населения за рубежом» 1. Характер труда в промышленно-развитых странах. 2. Характеристика занятости населения в различных странах мира. 3. Безработица и рынок труда за рубежом. Основная литература:
Литература:
ПЛАН семинарского занятия № 6 по теме: «Правовые основы признания и социальной поддержки безработных граждан в России» 1. Порядок и условия признания граждан безработными. 2. Социальная поддержка безработных в России. 3. Государственные гарантии безработным. Основная литература:
Литература:
ПЛАН семинарского занятия № 7 по теме: «Управление занятостью населения» 1. Федеральная служба по труду и занятости, её функции, структура и финансирование. 2.Управление занятостью населения на региональном уровне. 3. Управление занятостью населения на муниципальном уровне. Основная литература:
Литература:
ПЛАН семинарского занятия № 8 по теме: «Технологии работы в учреждениях и организациях службы по труду и занятости» 1. Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. 2. Центры занятости населения и основные технологии их работы. 3. Социально-психологическая работа в центрах занятости населения. 4. Техника поиска работы. Основная литература:
Литература:
ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки студента по дисциплине «Занятость населения и её регулирование» на экзамен. Студент получает отметку на зачёте при выполнении всех семинарских работ по дисциплине, предусмотренных учебно-тематическим планом, знании следующих вопросов: 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению проблем занятости и безработицы. 2. Анализ стереотипов в понимании проблем занятости и безработицы, возможных путей их решения. 3. Структура занятости и её основные звенья. 4. Рыночный механизм занятости и его совершенствование. 5. Понятие рынка труда и его основные элементы. 6. Характеристика современного рынка труда в России, регионе. 7. Спрос и предложение рабочей силы, её стоимость и цена. 8. Влияние демографического фактора на развитие рынка труда в России, регионе. 9. Понятие безработицы. 10. Характеристика видов безработицы. 11. Социально-экономические и психологические последствия безработицы. 12. Характеристика занятости населения в современной России, регионе. 13. Порядок и условия признания граждан безработными. 14. Социальная поддержка безработных в России. 15. Государственные гарантии безработным. 16. Федеральная служба по труду и занятости, её функции, структура и финансирование. 17.Управление занятостью населения на региональном уровне. 18. Управление занятостью населения на муниципальном уровне. 19. Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. 20. Центры занятости населения и основные технологии их работы. 21. Социально-психологическая работа в центрах занятости населения. 22. Техника поиска работы. умении: - планировать социальную работу в сфере занятости; - оценивать эффективность социальной работы в сфере занятости. Сведения об обеспеченности основной и дополнительной литературой из фонда вуза Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Занятость населения и ее регулирование
Обеспеченность литературой 100% Электронные ресурсы 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: информационный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: [б. и.], 2005. – Загл. с титул. листа. URL://window.edu.ru 2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационный портал/ ТИ ООО «РУНЭБ», Санкт-Петербургский государственный университет. – М.: [б. и.], 2005. – Загл. с титул. листа. URL://www//eLIBRARY.ru/ 3. «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ [Электронный ресурс]: информационный портал/ Консультант-Плюс. – М.- [б. и.], 2012. – Загл. с титул. экрана URL: consultant.ru/ 4. Российская газета [Электронный ресурс]: информационный портал/ «Российская газета». – М.- [б. и.], 2012. – Загл. с титул. экрана URL:// www.rg.ru/ 5. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: официальный сайт[Электронный ресурс]: информационный портал/ Министерство здравоохранения и социального развития РФ. - М.- [б. и.], 2012. – Загл. с титул. экрана URL: //www.minzdravsoc.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ Занятия по дисциплине проводятся в учебных аудиториях, определяемых деканатом факультета. Выборочные занятия проводятся в кабинете социальной педагогики и социальной работы (аудитория № 4 в учебном корпусе 2-А). Для проведения занятий имеются : Компьютер – 4 шт. Принтер – 2 шт. Многофункциональное устройство HP Laser Jet M1005MFP – 1 шт. Телевизор LG 21Q41 -1 шт. Видеомагнитофон LG 248 – 1 шт. Компьютер порт. LG LW 20-3333 12.1” – 1 шт. Проектор Mitsubishi – 1 шт. Составитель: асс. Карандеева А. В. |
Рабочая программа Занятость населения и её регулирование для студентов... Студенты, освоившие спецкурс «Занятость населения и её регулирование», в соответствии с задачами профессиональной деятельности и... | Пояснительная записка Дисциплина «Занятость населения и ее регулирование» Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения... Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Занятость населения и ее... Занятость населения и ее регулирование [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с | ||
Курс лекций по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»... Тенденции изменений отношений в сфере занятости во многом определяют вектор развития общества в целом | Тема: Труд, трудоустройство, занятость населения Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-фз "О донорстве крови и ее компонентов" (не вступил в силу) | ||
Учебный цикл для лиц без медицинского образования программа обучения для получения квалификации Здоровье населения России. Концепция государственной политики в области здорового питания. Государственное регулирование оборота... | Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии Регулирование наночастиц. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования. Основные международные соглашения, европейские... | ||
Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география Тема: «Занятость населения России» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование) | ||
Регулирование процессов трудовой миграции населения из стран Центральной Азии в РФ и Казахстан Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема 1: "Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... | ||
Тарифное регулирование в Республике Беларусь Тарифные методы регулирования, таможенные платежи, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные режимы,... | Программа курса «Таможенное тарифное регулирование вэд» для студентов,... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности» | ||
Защита населения путём эвакуации Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организационному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком... | Вопрос 5: эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации.... Рассредоточение и эвакуация населения один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях... |