Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России»





Скачать 145.88 Kb.
НазваниеУрок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России»
Дата публикации17.07.2014
Размер145.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Жукова Л.И., учитель географии
Урок географии в 9 классе.

Тема: «Население Центральной России».

Задачи:

  1. Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации, трудовые ресурсы.

  2. Дать представление о Диком поле, засечных полосах и заселении южной части региона.

  3. Совершенствовать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей Центральной России.

  4. Совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с тематическими картами и статистическими материалами.

Оснащение: карты «Плотность населения России», «Народы России», экономическая карта «Центральная Россия», раздаточный материал: стихотворения «Русская улыбка» и «Дикое поле».

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

  1. Охарактеризуйте состав Центральной России. Какие автономные республики находятся на её территории?

  2. Дайте оценку экономико-географического положения Центральной России.

  3. Чем отличается ЭГП районов Центральной России?

  4. Охарактеризуйте природные условия Центральной России.

  5. Какими природными ресурсами богата Центральная Россия?

  6. Развитию каких отраслей хозяйства способствует природно-ресурсный потенциал территории Центральной России?

2. Вводная беседа.

В процессе вводной беседы обучающиеся знакомятся с задачами урока и методами учебной деятельности, которые будут применяться в процессе урока.

3. Изучение нового материала.

В процессе работы учащиеся заполняют таблицу. В готовом виде она может иметь следующий вид.

Население Центральной России.



Характеристика.

Центральный

экономический

район.

Центрально -

Черноземный

экономический

район.

Волго – Вятский

экономический

район.

1

2

3

4

1.Численность.

28 814 тыс. человек,

20% населения

России.

7668 тыс. человек,

5,3% населения России.

8164 тыс. человек,

5,7% населения

России.

2.Национальный состав.

Коренное население – русские. В Тверской области есть карельские сёла. Поскольку

Центральный район привлекает большое количество мигрантов, здесь проживают представители практически всех национальностей России и стран СНГ, а также китайцы, вьетнамцы, представители народов Африки.

Большая часть населения – русские, на границе с Украиной есть украинские сёла.

Население района

многонациональное: русские (около 80%), украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, татары, удмурты и другие.



3.Плотность

населения.

Средняя плотность населения

свыше 60 человек на квадратный километр, а в Московской области более 300 человек на квадратный километр.

Средняя плотность

населения – 46 человек на один квадратный километр.

Размещение населения

района отличается

неравномерностью с

наибольшей плотностью в Чувашской Республике (75 человек на квадратный километр) и Нижегородской области (около 50 человек на квадратный километр) и наименьшей в Кировской области (14 человек на квадратный километр) при средней плотности 32 человека на квадратный километр.

4.Доля

городского

населения.

83,1 %

62,4 %

70,5 %

5.Города.

На территории района более

250 городов. Города – миллионеры – Москва (14 миллионов человек,

Московская агломерация).


Самый крупный

город района –

Воронеж – 848,8

тысяч человек.

Крупные города:

Нижний Новгород,

Киров и столицы

Республик.

Города – миллионеры –

Нижний Новгород.

6.Трудовые

ресурсы.

Трудовые ресурсы отличаются

высоким уровнем

квалификации.

Трудовые ресурсы

сельско-

хозяйственной

специализации.

Квалификационные

кадры рабочих

традиционных

профессий.



1)Численность (таблица).

2)Национальный состав (сообщения учащихся):

Русские – восточнославянский народ, основное население Российской Федерации. По особенностям языка и быта русские делятся на две или три большие диалектные группы: северная окающая и южная акающая с промежуточным говором Москвы.




Около озера Ильмень и по верховьям Волги издавна жили великороссы. Это те самые великороссы, от которых «пошла земля русская», которые дали ей своё имя, расширили и укрепили её. Мало – помалу в течение почти тысячи лет они расселялись по Русской равнине до морей Белого, Каспийского и Чёрного, проникли в Сибирь, Среднюю Азию и заняли ту площадь, которой владеют и поныне.

Государственная религия – православие. Православие играло важнейшую роль в самоопределении русских, противопоставляя их язычникам, католикам и позже протестантам Запада и мусульманам Юга, оказывая влияние на культуру и менталитет. Принятие православия превращало человека в русского независимо от его происхождения. Языческие верования в изменённом виде сохранились до сих пор и существуют вместе с христианством: и как обряды (праздники Масленица, Иван Купало и другие), и как вера в существ языческой мифологии (домовые, лешие, русалки и так далее), знахарство, гадания, приметы и прочее.

а) Чтение стихотворения «Русская улыбка» (раздаточный материал).

Как душепотрясающую скрипку,

Как звёздной ночью трели соловья,

Люблю простую русскую улыбку,

Зовущую в счастливые края,

Ласкающую светлым обещаньем,

Дарующую солнечный простор,

Таящую и радость, и страданье,

И тот доброжелательный задор,

Который весь пронизан обаяньем.

Улыбка русская чиста и простодушна,

Слегка лукава и всегда светла.

Мягка – как воск, как буря – непослушна

Кривым дорогам и веленью зла.

Я в жизни часто совершал ошибки,

И мной не раз овладевала мгла, -

Меня спасала русская улыбка

Безбрежным морем света и тепла.

Рюрик Ивнев.

Обсуждение национального характера после прочтения.

Чуваши – основное население Чувашии. В самой Чувашии народ составляет 70,7% населения республики. Остальные (более 50%) живут в Татарстане, Башкортостане, Поволжье, Сибири, Казахстане и в Украине.



Язык – чувашский. Имеет два диалекта – низовой («укающий») и верховой («окающий»).

Основное вероисповедание – православное христианство.

Традиционное занятие чувашей – земледелие. Главными культурами были зерновые – рожь, овёс, ячмень и другие, из технических – лён и конопля. Животноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей. Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремёсла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремёсла, как колёсное, бондарное, столярное, а также гончарное, плетение, вышивка.

В чувашской семье главенствует мужчина, но и женщина имеет авторитет. Разводы случаются крайне редко. Ранее бытовал обычай – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен калать – «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение , сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до конца 20-ого века пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколение чуваши учили друг-друга: «Чаваш ятне ан серт» (не срами имени чуваша).

В середине 1561 года чуваши добровольно вошли в состав России.

В 1990 году Чувашская АССР была преобразована в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику (ЧССР), а в 1992 году – в Чувашскую Республику (ЧР). С начала 1994 года в Чувашии реально вводится президентская форма правления.

Марийцы (прежнее официальное название – черемисы, самоназванием является имя «мари», «Марий», которое переводится как «муж», «мужчина») – финно-угорский народ в России, прежде всего в республике Марий-Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002 год). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Говорят на марийском языке.



Марийцы – единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов. Начиная с 16 века марийцы, как и все другие народы, присоединённые к Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством, жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру предоставлялись определённые льготы. Многие марийцы, не желая чужой верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть которых в своём подавляющем большинстве не приняла христианство и считает себя приверженцем чистой веры – Чимарий. В верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков. Они обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят языческие праздники.

Раньше браки у марийцев нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось её личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесты ставили берёзку.

В середине 16 века Марийский край был присоединён к Русскому государству. С этого времени его история тесно переплелась с историей России, русского народа, других народов страны. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство. Выращивались рожь, овёс, ячмень, гречиха, конопля, лён, из огородных – лук, капуста, редька, репа, картофель и другое. Немалое значение имело животноводство – разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы – заготовка и сплав леса, смолокурение. Домашние ремёсла – прядение, ткачество, вышивка. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дёгтя, смолы, скипидара, жжение угля. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса.

4 ноября 1920 года декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР была образована Марийская автономная область. 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. 22 октября 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она имеет Государственный Флаг, Герб, Гимн. С 1992 года республика официально стала называться «Республика Марий Эл» (Эл – страна).

Мордва – угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Этноним «мордва» восходит к понятию «человек», «мужчина». Название «мордва» мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями «эрзя» и «мокша».




В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издаётся обширная литература, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении.

Почти все верующие у мордвы – православные. Однако до сих пор бытуют религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Территория мордвы стала входить в состав русских земель начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 году с падением Казанского ханства.

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие. Основными полевыми культурами были ячмень, рожь, просо, горох, конопля, лён. Выращивались также огородные культуры. Со 2-ой половины 19 века стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоёмов, - охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремёсел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение. К специально – мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы – белый).

Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 года, когда на территориях, заселённых мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 году в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в автономную область, в 1934 году была создана Мордовская АССР, в 1991 году она была переименована в Республику Мордовия.

3)Особенности заселения южной части региона; формирование представлений о Диком поле и засечных полосах (рассказ учителя).

Дикое поле – это историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Десны и Днепра, отделявших Русское государство от Крымского ханства. Стихийно осваивалось в 16 – 17 веках беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против турецко-татарской экспансии.

«Бесконечная степь, простиравшаяся в древние времена между владениями Русского государства и Крымским ханством, точнее, между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны, называлась Диким полем. Дикое поле… Кого только ни повидало ты…

По рассохшейся, покрытой бесчисленными трещинами земле на косматых лошадёнках проносились длинноволосые скифы, пробирались греческие купцы, гнали стада рогатого скота готы, пролетали, словно саранча, гунны. Знало ты и хазар, и половцев, и татар… Несметное количество людей прошло здесь, оставив лишь немых свидетелей тех грозных лет – курганы да каменных идолов с плоскими лицами… И всё же очень долго Дикое поле никем не заселялось… Древнейшей народностью, населявшей юг нашей страны, были киммерийцы, которых вытеснили скифы, пришедшие из Азии. С их приходом в Донецкой степи развивалось кочевое скотоводство. Скифы прекрасно владели кузнечным делом. Скифские мастера изготавливали мечи, кинжалы, наконечники для копий. Скифы вели активную торговлю и обладали незаурядными воинскими качествами. Но и они были побеждены кочевым народом – сарматами, пришедшими с востока в 3-ем веке до нашей эры. Вторжение гуннов положило конец господству сарматов.

В 6-ом веке в Диком поле появляются новые воинствующие племена кочевников: сначала – авары, затем – болгары. В 7-ом веке на всём степном просторе донецких степей прочно закрепились хазары. Но в 10 веке местное население подверглось новому нападению со стороны кочевников – печенегов, затем тюрков и половцев. Тюркские кочевые племена становятся хозяевами Дикого поля, неспокойными и воинственными соседями Руси. В моменты перемирия между Русью и кочевниками велась оживлённая торговля: половцы гнали табуны скота, а к половцам завозились изделия ремесленников и другие товары.

Русь оказывала огромное влияние на хозяйство и культуру кочевников. Благодаря этому некоторые племена переходят к оседлому образу жизни, начинают заниматься земледелием. В 1223 году Дикое поле оказалось под пятой татар, которые хозяйничали до распада Золотой Орды. И только в 1696 году в результате Азовских походов Петра 1 эти земли были окончательно присоединены к России.

Постепенно Дикое поле заселялось. На донской земле находили приют беглые русские крестьяне, спасаясь от помещиков. Летом они объединялись в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей, набегами на кочевников, а в зимнее время возвращались на родину. Таких людей стали называть казаками. Постоянных поселений они вначале не имели.

Первое упоминание о казачьих поселениях в Диком поле относится к октябрю 1549 года. Поначалу жилищами казакам служили временные шалаши и землянки, которые они укрепляли земляными валами, плетнями, кустами колючего тёрна. Но позже казаки стали селиться по берегам рек, они строили постоянные жилища – курени. Со временем казаки стали надёжным оплотом России на юго-востоке: они помогали охране русских границ. С 1570 года царское правительство стало выплачивать казакам жалованье в виде пороха, свинца, хлеба, сукна. К этому времени число казачьих городков увеличилось до трёх десятков. Казаков, живших в верховьях Дона, стали называть верховыми, а тех, что жили в низовьях – низовыми. В первой половине 17 века у донских казаков сложилась военно-административная организация – Войско Донское.

Менялись времена. Небольшие укреплённые казачьи городки стали разрастаться в обширные селения – станицы. Постройка укреплённых городов с гарнизонами, организация сторожевой и станичной службы для защиты от татарских набегов способствовала новому притоку переселенцев.

С начала 17 века в целях более надёжной защиты южных границ правительство России начало сооружать хорошо укреплённые военные поселения и многокилометровые оборонительные линии (засечные полосы)».

б) Чтение стихотворения «Дикое Поле» (раздаточный материал).

Дикое Поле.

Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны…

Ширь земли да небесная лепь.

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Киммерийская тёмная степь…
Долго Русь раздирали по клочьям

И усобицы, и татарва.

Но в лесах, по речным узорочьям

Завязалась узлом Москва…

Голытьбу с тесноты да с неволи

Потянуло на Дикое Поле,

Под высокий степной небосклон:

С топором, да с косой, да с оралом

Уходили на север – к Уралам,

Убегали на Волгу, за Дон.

Лишь Никола-угодник, Егорий –

Волчий пастырь – строитель земли –

Знают были пустырь и поморий,

Где казацкие кости легли.
Русь! Встречай роковые годины:

Разверзаются снова пучины

Не изжитых тобою страстей,

И старинное пламя усобиц

Лижет ризы твоих Богородиц

На оградах Печерских церквей.

Всё, что было, повторится ныне…

И опять затуманится ширь,

И останутся двое в пустыне –

В небе – Бог, на земле – богатырь.

Эх, не выпить до дна нашей воли,

Не связать нас в единую цепь!

Широко наше Дикое Поле,

Глубока наша скифская степь!

М. Волошин. 1920

3) Продолжение.

« Дикое поле. Очень глубока память об этом кошмаре, об этом ветре, который выдувал плоды человеческого труда. Потому что сегодня ты что-то посеешь – завтра налетят кочевники, они ничего не пощадят. Они увезут в рабство, они вытопчут твои посевы, и даже нет смысла что-то строить, потому что всё разрушат и всё сожгут.

До 13 века, то есть 23 века, будет действовать фактор Дикого Поля.

Есть смутные воспоминания, сказка, миф, которые вообще не вошли ни в какие детские хрестоматии, но тем не менее они очень важны – об огненном змее и о двух кузнецах, Козьме и Демьяне. Эти кузнецы боролись с огненным змеем, который всё время куда-то полз. И вот этот огненный змей был ими обезврежен следующим образом.

Они, во-первых, построили валы от этого змея, через которые он не мог переползти. Во-вторых, в один прекрасный день Козьма и Демьян сковали клещи, сковали меч. И клещами Козьма вытянул у змея язык, а мечом этот язык змею отсекли.

Что означает эта сказка? Что означает эта легенда? Было Дикое поле. Нашествие кочевников. Огненная река. Сплошные пожары. Нашествие. И вот для того чтобы оградить Русь от этих нашествий, всё время нужно было ковать оружие и строить оборонительные укрепления».

  1. Подведение итогов урока.


Домашнее задание: § 31-32; вопросы 1 – 3, стр.140.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconУрок географии в 8 классе Тема : Население России
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconУрок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconУчебник по географии России: природа и население, под редакцией О....
Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconА. И. Алексеева 8 класс география россии. Природа и население. 68...
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconКалендарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс
География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок «Повторение и обобщение темы: «Население России», проведённый в 9 классе учителем географии мбоу сош №24 Басковой Еленой...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированного урока по географии и литературе в 9 классе «Население и хозяйство России»
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconИтоговый тест по географии (9 класс)
Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconМетодические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы"
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по «Географии...
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconПрактическая работа №11 Тема: «Составление картосхемы размещения...
Цели работы: познакомиться с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной...
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» iconИтоговый тест по географии в 8 классе
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск