Скачать 112.68 Kb.
|
Урок географии в 8 классе Тема: Население России. Урок-обобщение Данный урок является заключительным в теме «Население России». На уроке подводится итог всей темы, отрабатываются основные умения и навыки учащихся: анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать со статистическими материалами и тематическими картами. В начале урока ставится проблема, которая решается на протяжении всего урока и позволяет учащимся активно работать на каждом этапе. Мультимедийная презентация используется в начале урока, при формулировании темы и разминке, затем показ слайдов сопровождает сообщения учащихся, иллюстрирует переход от одного этапа к другому. Продолжительность показа слайдов не более 15-20 минут. На уроке используется отрывок из мультфильма «Кем быть?» - для активизации познавательной активности учащихся и эмоциональной разрядки атмосферы урока. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Население России» Задачи урока:
статистическими материалами;
уважения других культур и народов. Тип урока: обобщающий, проблемный Форма проведения: устный журнал Методы обучения: беседа, работа в парах, анализ таблиц, работа с картами, обозначение в контурной карте, индивидуальные сообщения, тестовая работа. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная Оборудование:
Оформление доски – приложение 4 Литература:
Подготовительный этап – некоторые учащиеся получают опережающее задание: подготовить сообщение о городах-миллионерах; подготовить презентацию о промышленности своего города. Ход урока
Проверка готовности к уроку.
Последняя перепись населения России прошла в 2010 году. Она была проведена под лозунгом «России важен каждый!». Мы завершили изучение темы «Население России». Сегодня на заключительном уроке по этой теме я предлагаю поразмышлять – почему «России важен каждый»?, слайд 1 перечитывая страницы устного журнала «Я – житель огромной страны» слайд 2
СТРАНИЦА 1. «ЦИФРОВАЯ» слайд 3, 4 Что означают эти цифры? 142,9 млн. чел (численность населения России) - 1,7 %0 (естественный прирост населения) 67 лет (средняя продолжительность жизни) 60 лет и 55 лет (пенсионный возраст) 73% (уровень урбанизации) 15 (городов-миллионеров) 8,3 чел\км2 (средняя плотность населения) Более 150 (народов проживает в России) СТРАНИЦА 2. «СЛОВАРНАЯ» слайд 5 Задание - установить соответствие между термином и понятием:
поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности.
родившихся и числом умерших за определенный период.
которых заняты несельскохозяйственным трудом.
городского образа жизни.
в хозяйстве.
СТРАНИЦА 3. «ГОРОДСКАЯ» слайд 6 - Сколько городов в современной России? (2386 городов и поселков городского типа) По уровню урбанизации Россия не уступает развитым странам мира. - Какие вы знаете классификации городов? (по численности и по функциям) - Как города отличаются по численности? - Назовите крупнейший российский город. (Москва) - Какое количество жителей проживает в нём сегодня? (11,6 млн.) - Назовите другие российские города людностью более 1 млн. Найдите их на карте. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж) слайд 7 Выполнение задания на контурной карте - обозначить города-миллионеры. Сообщения учащихся о Екатеринбурге и Волгограде. (Приложение 1) слайд 8-11 слайд 12-13 Как города различаются по выполняемым функциям? Выполнение задания – определения функций городов. (Мурманск, Санкт- Петербург, Волгоград, Владивосток, Великий Новгород, Анапа, Казань, Ярославль) Сделаем вывод: Крупные города выполняют одновременно несколько функций, значит они многофункциональные. Назовите известные вам типы сельских населенных пунктов. (Аулы, села, деревни, хутора, станицы). В дореволюционной России было около 500 тыс. сельских населенных пунктов, сейчас их около 150 тыс. Назовите причины исчезновения многих сельских поселений. (Урбанизация страны, депортация в сталинский период, переход от традиционного к современному типу воспроизводства, социально-экономический кризис в сельском хозяйстве). Подведем итог: Сельское или городское население преобладает в современной России? (городское – 73%). Мы тоже горожане. Выясним размеры нашего города Камышин. Ответ: По численности населения Камышин относится к большим городам - 119,9 тыс. человек. Перелистнём следующую страницу. СТРАНИЦА 4. «НАЦИОНАЛЬНАЯ» слайд 14 Мы живем в многонациональной стране.
(Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская) Работа в парах со статистическими материалами. (Приложение 3)
(это народ, по названию которого называется республика) Владимир Даль, создатель толкового словаря русского языка, считал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает.
(на русском) Назовите крупнейшие народы России. (Русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши).
(ингуши, чеченцы, калмыки, немцы, курды, крымские татары, турки-месхетинцы). Эта проблема много лет замалчивалась. Она является одной из главных причин межнациональных конфликтов, которые вместе с военными конфликтами приводят к вынужденным миграциям людей. (стр. 193 учебника) Небольшая справка: слайд 15 Население Камышина представляют 90 национальностей. Из них:
СТРАНИЦА 5. «МИГРАЦИОННАЯ» слайд16 Работа в парах: Определите вид миграции (карточки):
СТРАНИЦА 6. «ТРУДОВАЯ» слайд 17 видеофрагмент из мультфильма «Кем быть?» Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. Что вам нужно знать о рынке труда?
( Часть населения страны, способная работать в хозяйстве)
(Мужчины – 16-60 лет, женщины – 16-55 лет)
(Лица, занятые в экономике и безработные).
(подростки от 14 до 16 лет с сокращенным рабочим днем и исключением тяжелого труда)
(социально-экономический кризис привел к сокращению производства и на отдельных предприятиях и в некоторых отраслях) Ваш одноклассник исследовал занятость населения в нашем городе. (сообщение и презентация уч-ся) (Презентация № 2) Вывод: Камышин относится по функции к многофункциональным городам.
Сегодня ваша главная работа – это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме. Тестовая работа: Вариант 1. 1.Численность населения России в настоящее время: А) 145,2 млн. чел. Б) 142,9 млн. чел. В) 143,8 млн. чел. 2. В России преобладает население: А) мужское Б) женское В) равное 3. К городам – миллионерам относятся: А) Саратов, Воронеж, Иркутск Б) Омск, Волгоград, Екатеринбург В) Владивосток, Ижевск, Мурманск 4. Доля городского населения в России: А) 65% Б) 56% В) 73 % 5. К крупнейшим народам России относятся: А) украинцы Б) чукчи В) удмурты Вариант 2.
А) первое место Б) седьмое В) девятое 2. Средняя плотность населения России составляет: А) 8,5 чел\км2 Б) 7,8 чел\км2 В) 8,3 чел\км2 3. К городам – миллионерам относятся: А) Пермь, Астрахань, Владимир Б) Челябинск, Самара, Новосибирск В) Новгород, Ставрополь, Киров 4. Самой крупной языковой семьей является: А) индоевропейская Б) уральская В) кавказская 5. К крупнейшим народам России относятся: А) карелы Б) татары В) буряты СТРАНИЦА 7. «ПРОВЕРОЧНАЯ» правильные ответы на слайде. слайд 18
Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на вопрос урока: Почему для России важен каждый? Главное богатство любой страны – человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей. Перед современной Россией стоит большая проблема: отрицательный естественный прирост населения – это может привести к депопуляции. Крайне важно изменить демографическую ситуацию и повысить количество населения. А вот насколько достойными тружениками станут жители огромной страны – зависит и от нас с вами!
составить кроссворд по теме «Население России» |
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,... | Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О.... Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | ||
А. И. Алексеева 8 класс география россии. Природа и население. 68... Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г | Календарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок «Повторение и обобщение темы: «Население России», проведённый в 9 классе учителем географии мбоу сош №24 Басковой Еленой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированного урока по географии и литературе в 9 классе «Население и хозяйство России» | ||
Итоговый тест по географии (9 класс) Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | ||
Методические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25» Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы" | Рабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство» Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | ||
Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Календарно-тематическое планирование учебного материала по «Географии... География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума... | Протокол № от Утверждена Приказ от Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | ||
Рабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012.... | Тематическое планирование по географии Класс Альтернативные учебники: Алексеев А. А. Николина В. В. Население и хозяйство России. М.: Просвещение, 2000 |