Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков





Скачать 471.28 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков
страница1/3
Дата публикации13.03.2015
Размер471.28 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины

Россия и вызовы современности:

Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков

Автор д.э.н., проф. Шейнис Виктор Леонидович



Рекомендовано секцией УС Одобрено на заседании кафедры

«Политология» всеобщей и отечественной истории

Председатель Зав.кафедрой

____________Поляков Л.В. ___________Васильев Л.С.

«__»_____________200__г. «__»_____________200__г.

Утверждена первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

__________________________________

__________________________________

«__»____________200__г.

Москва 2008

Факультативный курс

«Россия и вызовы современности:

Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков»
Дисциплина относится к вузовскому компоненту
Пояснительная записка

Автор программы: доктор экономических наук, профессор Шейнис Виктор Леонидович.

Требования к студентам: изучая курс, студент должен:

  1. знать, как появляются и что собой представляют внутренние и внешние вызовы, периодически возникающие перед обществами и государствами на различных этапах их исторического развития;

  2. понимать содержание и характер вызовов, встававших перед Россией в ХХ-ХХI вв., как отвечали на них российское общество и государство;

  3. представлять, как и почему исторические вызовы в 1900-1917 гг, 1917-1985 гг., 1985 г.— наст. время периодически перерастали в угрозу самому существованию страны и народа;

  4. понимать особенности процессов модернизации в России, их неравномерный, фрагментарный и незавершенный характер на каждом из трех этапов рассматриваемого периода;

  5. иметь представление об альтернативности исторических процессов, об объективных и субъективных факторах выбора пути на исторических развилках;

  6. иметь общие представления о роли СССР-России в мировой истории в ХХ веке и о влиянии мировых процессов на историческое развитие России;

  7. уметь работать со справочной, учебной и научной литературой;

  8. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать свои мысли.


Аннотация

Россия в ХХ-ХХI вв. прошла исключительно драматичный путь.. Заторможенность общественного развития страны в XIX в., сознательный курс российской монархии и правящего класса на «подмораживание» социальных процессов предопределили, с одной стороны, историческое отставание России от Западной Европы (Россия – страна второго эшелона мирового экономического и социального развития), а с другой – неимоверный взрыв накопившихся противоречий в начале века. Важная особенность социального развития страны в этот период – крайняя поляризация вступивших в борьбу политических сил, слабость и «проседание» центра.

Первая развилка на историческом пути России в рассматриваемый период возникла в начале ХХ в. как выбор между эволюцией и революцией. Под давлением революционных и либеральных общественных сил средневековая по происхождению, устройству и менталитету монархия вступила после первой русской революции на путь социально-экономических и конституционных реформ. Эти реформы во многом были половинчатыми и не привели к созданию полноценных по критериям ХХ в. механизмов развития. Хотя в этот период в России происходил беспрецедентный экономический подъем (создавалась современная промышленность, прокладывались железные дороги, росли города и т.д.), шло быстрое становление современных классов, - все это вело к углублению общественных противоречий. Главными тормозящими устройствами оставались крестьянское малоземелье при невозможности городов абсорбировать избыточное население, поземельная община и монархическое государственное устройство.

Тем не менее Россия обретала импульсы развития. Возможно, ее исторический путь был бы иным, если бы она получила, как рассчитывал министр-реформатор, «двадцать лет покоя». (Обсуждение возможных альтернативных вариантов, «что было бы, если бы...», вовсе не заказано историку, как это часто утверждают). Но в ход событий вмешалась мировая война, за которой последовал революционный взрыв невиданной силы.

В 1917-1929 гг. Россия прошла ряд исторических развилок, и почти в каждом случае в силу объективных и субъективных условий, которые детально рассматриваются в курсе, она выбирала самый худший, т.е. наиболее жестокий, кровавый и разрушительный вариант (исключение - НЭП). Платой за экономическую (и до некоторой степени социальную) модернизацию стало создание тотально несвободного общества. В СССР-России утвердился тоталитаризм в самых крайних, законченных формах, уничтоживший десятки миллионов граждан и сформировавший искаженное сознание и нравственные критерии целых поколений выживших людей.

Вызов, который бросил Советскому Союзу гитлеровский фашизм, представлял самую страшную угрозу физическому существованию его народа за всю его историю.

В жестокой и страшной войне СССР выстоял. Но победа, оплаченная десятками миллионов жизней, была присвоена правящим режимом, закрепившим еще на четыре десятилетия тотальную несвободу в собственной стране и ряде сопредельных и удаленных стран. К концу ХХ в. страна оказалась под давлением новых вызовов: неэффективной экономики с ВПК, пожиравшим национальные ресурсы, несостоятельности мировых амбиций советского государства, развития разрушительных социальных процессов, эрозии политико-идеологического монолита и др. Наступил общий кризис социально-политической и экономической системы.

Перестройка 80-90-х гг. по объективному содержанию представляла попытку изменить вектор исторического развития и ввести страну в сообщество европейских демократических государств. В этот период она вновь прошла ряд развилок на историческом пути. Однако накопленный груз прошлого, укорененность класса государственной бюрократии, инфантилизм, соблазны, ошибки и просчеты новых политиков, вышедших на публичную арену в годы перестройки и постперестройки, дезориентированное массовое сознание широких слоев народа во многом вернули страну в прежнее русло. Развернулись процессы реставрации чуть поколебленного авторитарного режима под девизом «управляемой», «суверенной» демократии.

Для практической работы будущим специалистам-гуманитариям: философам, экономистам, политологам и др. важно понять закономерности исторического развития России в ретроспективе и перспективе, способы ее ответа на возникавшие вызовы, уяснить неслучайный характер ключевых событий и стоящих перед нашим обществом проблем, незавершенность разворачивавшихся в последние годы процессов и открытость перспективы. Знание исторических корней современного положения России, внешних влияний, истоков сегодняшних явлений и процессов должно помочь будущим специалистам в решении их профессиональных задач.

В основу программы курса положен комплексный анализ этапов исторического процесса, выявление в них общего и особенного. Метод изложения российской истории - проблемно-хронологический, что дает студентам возможность увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины возникновения, способы разрешения (или консервирования). Курс сконцентрирован на исследовании альтернатив исторического развития России и причин, по которым власть в каждом случае осознавала или не осознавала вызовы, давала на них верные или ошибочные ответы, делала тот или иной выбор, а общество его принимало.

Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов и написание рефератов.
Учебная задача курса
В результате изучения курса студент должен:


  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

  • уметь искать и систематизировать собранный материал по проблеме, уметь оперировать полученными знаниями;

  • уметь оценивать исторические процессы с точки зрения общечеловеческого прогресса и объективных условий развития мировой цивилизации.



Тематический план учебной дисциплины
Курс составляет 100 аудиторных часов. Он рассчитан на три модуля и включает лекционные часы (64 часа) и семинарские занятия (36 часов). Самостоятельная работа студентов состоит из поиска и изучения литературы и источников, написания на этой основе рефератов, а также занятий на семинарах. На самостоятельную работу студентов отводится, не считая семинарских занятий, 64 часа.

Третий модуль завершается сдачей дифференцированного зачета. Авторский подход к изучению курса обусловил тематический план.




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Введение в курс. Россия в ХХ-ХХI веках

10

2

0

8

2.

Россия в мире. Современные концепции мирового развития

12

4

0

8

3.

Россия в начале ХХ в. Итоги социально-экономического развития

12

2

2

8

4.

Россия в начале ХХ в. Политическое развитие и борьба за конституцию

12

4

2

6

5.

1917 год в России. Февральская революция. Политические силы России на пути к Октябрю

14

4

2

8

6.

1917 год в России. Октябрьская революция

10

2

2

6

7.

Гражданская война в России. 1918-1922гг. Образование СССР

12

4

0

8

8.

НЭП

12

4

2

6

9.

Советский вариант «большого скачка»

14

4

2

8

10.

Политическое развитие и тоталитарный режим в СССР в 1920-30-х годах

10

2

2

6

11.

Внешняя политика СССР в 1920-30-х годах

12

4

0

8

12.

Великая Отечественная война

10

2

2

6

13.

Итоги второй мировой войны. Начало «холодной войны»

12

4

0

8

14.

1945-1953 гг. СССР в последние годы жизни Сталина

10

2

2

6

15.

Власть и общество в СССР в 1953-1955 гг.

12

4

0

8

16.

1956 год в СССР и Восточной Европе

10

2

2

6

17.

Время Хрущева. Свет и тени

14

4

2

8

18.

Обманчивая стабилизация. 1965-1985 гг.

10

2

2

6

19.

Внешняя политика СССР. 1965-1985 гг.

12

2

2

8

20.

Общий кризис советского «социализма»

12

4

2

6

21.

Приход Горбачева. Концепция и первые шаги перестройки. 1985-86 гг.

10

2

2

6

22.

КПСС и советское общество в 1987-1989 гг.

12

4

2

6

23.

Внешняя политика СССР в годы перестройки. Конец «социалистического лагеря»

10

2

2

6

24.

1989-1990.Кризис перестройки

12

4

2

6

25.

1991. Последний год Советского Союза

10

2

2

6

26.

Экономические реформы и эскалация политических конфликтов в России в 1992-1993 гг.

14

4

2

8

27.

Конституционный процесс в России в 1990-1993 гг. Конституция 1993 г.

12

4

2

6

28.

От режима Бориса Ельцина к режиму «управляемой демократии»

12

4

2

6

 

Итого

324

88

44

192


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:


  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, выступления на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль представляет сдачу зачета (III модуль)

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентов всех форм промежуточного контроля и ответа на зачете.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка формируется из следующих показателей:

Реферат 0,30 – 30%

Выступления на занятиях 0,20 – 20%

Посещаемость 0,20 – 20%

Зачет 0,30 – 30%(при высоком уровне активности по первым трем позициям зачет ставится автоматически)

Оценка учитывает объем, глубину, осознанность усвоения и прочность знаний, умение анализировать и обобщать материал, выдвигать основные тезисы, располагать их в логической последовательности, подбирать необходимые и достаточные аргументы для их обоснования.
Базовый учебник
Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 (рукопись, электронный вариант) – в работе

Россия перед вызовами ХХ и ХХ1 веков.

(Главные вызовы и ответы России на историческом пути)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconX международная конференция hems-2014 Высокоэнергетические материалы: демилитаризация
Геннадий Сакович (Россия), Keiichi Hori (Япония), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski (сша), Юрий Соломонов (Россия), Wilhelm Eckl...
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconСша канада (экономика, политика, культура)
Батюк В. И. Трансформация вооружённых сил нато и Россия: вызовы и перспекти­вы, №5
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconПрограмма дисциплины «Россия между Западом и Востоком» для направления...
Дисциплина «Россия между Западом и Востоком», читаемая в рамках дисциплины «Отечественная история»
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconПавлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты,...
Один из самых заметных критиков нашего времени Юрий Павлов известен своим неожиданным взглядом на современную русскую литературу....
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРоссия в начале XXI века: новая страна, новые проблемы, новые возможности...
Возрождающаяся Россия обрела собственную историю — историю выхода из «переходного периода», причем именно эта история обнаружила,...
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconНазвание № п/п
Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий. (Россия XX в)
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconПрограмма дисциплины «История политических учений» Направление 030200. 62 Политология
Древнего Востока, античности, Средних веков, Нового времени, современности; понимание функциональности политических идей в политической...
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconКонтрольная работа по истории №4 Россия с 1941г по нач. ХХI в
Крупнейшее танковое сражение между советскими и германскими войсками в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРабочая группа 1 Мультикультурные общества – вызовы и решения 16 апреля 14. 00 – 16. 15
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРабочая программа по истории россия в XX
По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРоссия в годы гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. План
Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994, №5
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков iconЯ рамочная программа европейского сообщества ленинский проспект,...
Международный Симпозиум ес—Россия: сотрудничество в области биотехнологии, сельского, лесного, рыбного хозяйства и пищи в 7-й Рамочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск