Скачать 471.28 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков Автор д.э.н., проф. Шейнис Виктор Леонидович Рекомендовано секцией УС Одобрено на заседании кафедры «Политология» всеобщей и отечественной истории Председатель Зав.кафедрой ____________Поляков Л.В. ___________Васильев Л.С. «__»_____________200__г. «__»_____________200__г. Утверждена первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) __________________________________ __________________________________ «__»____________200__г. Москва 2008 Факультативный курс «Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков» Дисциплина относится к вузовскому компоненту Пояснительная записка Автор программы: доктор экономических наук, профессор Шейнис Виктор Леонидович. Требования к студентам: изучая курс, студент должен:
Аннотация Россия в ХХ-ХХI вв. прошла исключительно драматичный путь.. Заторможенность общественного развития страны в XIX в., сознательный курс российской монархии и правящего класса на «подмораживание» социальных процессов предопределили, с одной стороны, историческое отставание России от Западной Европы (Россия – страна второго эшелона мирового экономического и социального развития), а с другой – неимоверный взрыв накопившихся противоречий в начале века. Важная особенность социального развития страны в этот период – крайняя поляризация вступивших в борьбу политических сил, слабость и «проседание» центра. Первая развилка на историческом пути России в рассматриваемый период возникла в начале ХХ в. как выбор между эволюцией и революцией. Под давлением революционных и либеральных общественных сил средневековая по происхождению, устройству и менталитету монархия вступила после первой русской революции на путь социально-экономических и конституционных реформ. Эти реформы во многом были половинчатыми и не привели к созданию полноценных по критериям ХХ в. механизмов развития. Хотя в этот период в России происходил беспрецедентный экономический подъем (создавалась современная промышленность, прокладывались железные дороги, росли города и т.д.), шло быстрое становление современных классов, - все это вело к углублению общественных противоречий. Главными тормозящими устройствами оставались крестьянское малоземелье при невозможности городов абсорбировать избыточное население, поземельная община и монархическое государственное устройство. Тем не менее Россия обретала импульсы развития. Возможно, ее исторический путь был бы иным, если бы она получила, как рассчитывал министр-реформатор, «двадцать лет покоя». (Обсуждение возможных альтернативных вариантов, «что было бы, если бы...», вовсе не заказано историку, как это часто утверждают). Но в ход событий вмешалась мировая война, за которой последовал революционный взрыв невиданной силы. В 1917-1929 гг. Россия прошла ряд исторических развилок, и почти в каждом случае в силу объективных и субъективных условий, которые детально рассматриваются в курсе, она выбирала самый худший, т.е. наиболее жестокий, кровавый и разрушительный вариант (исключение - НЭП). Платой за экономическую (и до некоторой степени социальную) модернизацию стало создание тотально несвободного общества. В СССР-России утвердился тоталитаризм в самых крайних, законченных формах, уничтоживший десятки миллионов граждан и сформировавший искаженное сознание и нравственные критерии целых поколений выживших людей. Вызов, который бросил Советскому Союзу гитлеровский фашизм, представлял самую страшную угрозу физическому существованию его народа за всю его историю. В жестокой и страшной войне СССР выстоял. Но победа, оплаченная десятками миллионов жизней, была присвоена правящим режимом, закрепившим еще на четыре десятилетия тотальную несвободу в собственной стране и ряде сопредельных и удаленных стран. К концу ХХ в. страна оказалась под давлением новых вызовов: неэффективной экономики с ВПК, пожиравшим национальные ресурсы, несостоятельности мировых амбиций советского государства, развития разрушительных социальных процессов, эрозии политико-идеологического монолита и др. Наступил общий кризис социально-политической и экономической системы. Перестройка 80-90-х гг. по объективному содержанию представляла попытку изменить вектор исторического развития и ввести страну в сообщество европейских демократических государств. В этот период она вновь прошла ряд развилок на историческом пути. Однако накопленный груз прошлого, укорененность класса государственной бюрократии, инфантилизм, соблазны, ошибки и просчеты новых политиков, вышедших на публичную арену в годы перестройки и постперестройки, дезориентированное массовое сознание широких слоев народа во многом вернули страну в прежнее русло. Развернулись процессы реставрации чуть поколебленного авторитарного режима под девизом «управляемой», «суверенной» демократии. Для практической работы будущим специалистам-гуманитариям: философам, экономистам, политологам и др. важно понять закономерности исторического развития России в ретроспективе и перспективе, способы ее ответа на возникавшие вызовы, уяснить неслучайный характер ключевых событий и стоящих перед нашим обществом проблем, незавершенность разворачивавшихся в последние годы процессов и открытость перспективы. Знание исторических корней современного положения России, внешних влияний, истоков сегодняшних явлений и процессов должно помочь будущим специалистам в решении их профессиональных задач. В основу программы курса положен комплексный анализ этапов исторического процесса, выявление в них общего и особенного. Метод изложения российской истории - проблемно-хронологический, что дает студентам возможность увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины возникновения, способы разрешения (или консервирования). Курс сконцентрирован на исследовании альтернатив исторического развития России и причин, по которым власть в каждом случае осознавала или не осознавала вызовы, давала на них верные или ошибочные ответы, делала тот или иной выбор, а общество его принимало. Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов и написание рефератов. Учебная задача курса В результате изучения курса студент должен:
Тематический план учебной дисциплины Курс составляет 100 аудиторных часов. Он рассчитан на три модуля и включает лекционные часы (64 часа) и семинарские занятия (36 часов). Самостоятельная работа студентов состоит из поиска и изучения литературы и источников, написания на этой основе рефератов, а также занятий на семинарах. На самостоятельную работу студентов отводится, не считая семинарских занятий, 64 часа. Третий модуль завершается сдачей дифференцированного зачета. Авторский подход к изучению курса обусловил тематический план.
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:
Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка формируется из следующих показателей: Реферат 0,30 – 30% Выступления на занятиях 0,20 – 20% Посещаемость 0,20 – 20% Зачет 0,30 – 30%(при высоком уровне активности по первым трем позициям зачет ставится автоматически) Оценка учитывает объем, глубину, осознанность усвоения и прочность знаний, умение анализировать и обобщать материал, выдвигать основные тезисы, располагать их в логической последовательности, подбирать необходимые и достаточные аргументы для их обоснования. Базовый учебник Шейнис В.Л. Ридер по курсу «Россия и вызовы современности». М., 2008 (рукопись, электронный вариант) – в работе Россия перед вызовами ХХ и ХХ1 веков. (Главные вызовы и ответы России на историческом пути) |
Оао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski... | X международная конференция hems-2014 Высокоэнергетические материалы: демилитаризация Геннадий Сакович (Россия), Keiichi Hori (Япония), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski (сша), Юрий Соломонов (Россия), Wilhelm Eckl... | ||
Сша канада (экономика, политика, культура) Батюк В. И. Трансформация вооружённых сил нато и Россия: вызовы и перспективы, №5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков | ||
Программа дисциплины «Россия между Западом и Востоком» для направления... Дисциплина «Россия между Западом и Востоком», читаемая в рамках дисциплины «Отечественная история» | Павлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты,... Один из самых заметных критиков нашего времени Юрий Павлов известен своим неожиданным взглядом на современную русскую литературу.... | ||
Россия в начале XXI века: новая страна, новые проблемы, новые возможности... Возрождающаяся Россия обрела собственную историю — историю выхода из «переходного периода», причем именно эта история обнаружила,... | Название № п/п Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий. (Россия XX в) | ||
Программа дисциплины «История политических учений» Направление 030200. 62 Политология Древнего Востока, античности, Средних веков, Нового времени, современности; понимание функциональности политических идей в политической... | Реальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия | ||
Контрольная работа по истории №4 Россия с 1941г по нач. ХХI в Крупнейшее танковое сражение между советскими и германскими войсками в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы | Рабочая группа 1 Мультикультурные общества – вызовы и решения 16 апреля 14. 00 – 16. 15 Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:... | ||
Рабочая программа по истории россия в XX По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов | Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. План Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994, №5 | ||
Реферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом» | Я рамочная программа европейского сообщества ленинский проспект,... Международный Симпозиум ес—Россия: сотрудничество в области биотехнологии, сельского, лесного, рыбного хозяйства и пищи в 7-й Рамочной... |