Контрольная работа по истории № 4
Россия с 1941г. –по нач. ХХI в. Часть 1
А1. Важным событием 1942г. был (о)
разгром фашистов под Москвой
издание приказа № 227 «Ни шагу назад»
завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне
пленение армии генерала Ф. фон Паулюса
А2. Крупнейшее танковое сражение между советскими и германскими войсками в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы
1) Курской 3) Московской
2) Сталинградской 4) Берлинской А3. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие
1) оборона Брестской крепости 3) выход на государственную границу СССР
2) Тегеранская конференция 4) форсирование Днепра А4. В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь получила название
1) ленд-лиз 3) контрибуции
2) репарации 4) «план Маршала» А5. Прочтите отрывок из заявления одного из руководителей советского правительства, прозвучавшего по радио в первый день Великой Отечественной войны, и укажите его фамилию.
«Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение… наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
1) И. В. Сталин 3) Г. К. Жуков
2) В. М. Молотов 4) К. Е. Ворошилов А6. Борьба с космополитизмом и «низкопоклонничеством перед Западом» характеризует период
1) 1945 -1953 гг. 3) 1965 - 1984 гг.
2) 1954 - 1964 гг. 4) 1985 – 1991 гг. А7. СССР стал обладателем ядерного оружия в
1) 1945 г. 3) 1953 г.
2) 1949 г. 4) 1961 г. А8. Передача техники МТС колхозам, создание совнархозов происходили в период
1) 1945-1953 гг. 3) 1965-1984 гг.
2) 1954-1964 гг. 4) 1985-1991 гг. А9. Прочтите отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.
«всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».
1) «шахтинское дело» 3) «дело врачей»
2) процесс Промпартии 4) «ленинградское дело» А10. Какой западный политический деятель сыграл видную роль в начале «холодной войны»?
1) Дж. Кеннеди 3) Р. Рейган
2) У. Черчилль 4) Ф. Миттеран А11. Принятие какого документа произошло в период руководства Н. С. Хрущева?
новой Конституции СССР
Закона «О кооперации в СССР»
новой программы КПСС
первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР
А12. Прочтите отрывок из плана военного командования и укажите название плана.
«Конечной целью операции является создание защитного барьера против азиатской России на линии река Волга- Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами».
1) «Ост» 3) «Цитадель»
2) «Тайфун» 4) «Барбаросса» А13. Подавленное советскими войсками в 1956 г. антикоммунистическое восстание происходило в
1) Китае 3) Румынии
2) Венгрии 4) ГДР А14. Создание какого крупного предприятия относится к периоду 1964-1985гг.?
Днепрогэса
Харьковского тракторного завода
Волжского автомобильного завода
Магнитогорского металлургического комбината
А15. Какое из перечисленных внешнеполитических событий произошло позже остальных?
создание Организации Объединенных Наций
подавление «Пражской весны»
Карибский кризис
Создание Организации Варшавского Договора
А16. К периоду руководства Л. И. Брежнева (1964-1982) относится
Венгерский кризис
подписание СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
строительство берлинской стены
А17. Прочтите отрывок из выступления российского государственного деятеля перед журналистами (2004г.) и определите его фамилию.
«В прошлый раз выборы состоялись четыре года назад после того, как я четыре месяца исполнял обязанности, был председателем Правительства и три месяца исполнял обязанности Президента. И за это время я мог только обозначить болевые точки нашего развития, как я их вижу, и сформулировать основные направления развития нашей страны. Думаю, что тогда люди проголосовали, в основном руководствуясь интуицией… Сегодня, по прошествии четырех лет, мы не только повторили этот результат – мы улучшили его. Повторяю, это все-таки признание, вернее положительная оценка того, что было сделано за последние четыре года. И повторяю, для меня это очень важно».
1) Б. В. Грызлов 3) Д. А. Медведев
2) С. М. Миронов 4) В. В. Путин А18. Учреждение поста Президента СССР стало результатом
всенародного референдума по вопросу о сохранении СССР
Беловежских соглашений лидеров России, Украины и Белоруссии
решений III Съезда народных депутатов
подписание нового Союзного договора в Ново-Огарево
А19. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
финансовый кризис в России – «дефолт»
либерализация цен
первые выборы в Государственную думу РФ
провозглашение политики укрепления вертикали власти
А20. Что было результатом конфликта между президентом РФ и Верховным Советом РФ в октябре 1993 г.?
отставка правительства В.С. Черномырдина
создание ГКЧП
штурм «Белого дома» в Москве
перевыборы Президента РФ и Верховного Совета
А21. Какое событие относится к 2008 г.?
проведение деноминационной денежной реформы
противодействие российских войск грузинской агрессии в Южной Осетии
теракт на Дубровке
вступление России в программу НАТО «Партнерство во имя мира»
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1-В13) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. В1. Расположите следующие научные достижения СССР в хронологической последовательности их создания. Запишите цифры, которыми обозначены достижения, в правильной последовательности в таблицу.
запуск первого искусственного спутника Земли
создание первой атомной электростанции
первый полет человека в космос
испытание первой ядерной бомбы
Ответ:
В2. Какие три из перечисленных территорий вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
Кёнигсбергская (Калининградская) область
Уссурийский край
Нахичиваньская область
Южный Сахалин
Курильские острова
Приднестровье
Ответ:
В3. Установите правильное соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры и науки и их произведениями и достижениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
А) С. С. Прокофьев 1) освоение космического пространства
Б) А. Т. Твардовский 2) создание первой атомной электростанции
В) С. П. Королев 3) балет «Ромео и Джульетта»
Г) А. И. Солженицын 4) поэма «Василий Теркин»
5) повесть «Один день Ивана Денисовича» Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
В4. Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют развитие промышленности в 1970- первой половине 1980-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
введение хозяйственной самостоятельности предприятий
создание научно-производственных объединений
начало развития атомной энергетики
преобладание предприятий ВПК
децентрализация управления промышленностью
финансирование промышленного строительства за счет вывоза естественного сырья
Ответ:
В5. Установите правильное соответствие между внешнеполитическими событиями в СССР и их датами.
СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) начало войны в Афганистане 1) 1975 г.
Б) подписание в Москве советско-американского договора 2) 1968 г.
об ограничении систем противоракетной обороны 3) 1972 г.
В) введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию 4) 1979 г.
Г) подписание в Хельсинки Заключительного акта по 5) 1989 г.
безопасности и сотрудничеству в Европе
Ответ:
В6. Расположите фамилии руководителей Правительства РФ в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.
Е. М. Примаков
В. В. Путин
Е. Т. Гайдар
В. С. Черномырдин
Ответ:
В7. Какие три из перечисленных событий связаны с периодом президентства Б. Н. Ельцина? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) создание Общественной палаты
2) учреждение института представителей Президента РФ в округах
3) издание указа о роспуске Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ
4) отмена выборов губернаторов населением субъектов РФ
заключение Хасавюртовских соглашений между руководством РФ и Чечни
принятие Конституции РФ
Ответ:
В8. Установите соответствие между государственными и политическими деятелями России 1990-х гг. и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГОСУД. И ПОЛИТИЧ. ДЕЯТЕЛИ РОССИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) А. Б. Чубайс 1) выступление против действий Б.Н. Ельцина по
роспуску Верховного Совета осенью 1993 г.
Б) А.В. Руцкой 2) проведение ваучерной приватизации
В) В.С. Черномырдин 3) создание и руководство партией «Яблоко»
Г) Г.А. Явлинский 4) руководство правительством, проведение
денаминационной денежной реформы
5) руководство КПРФ
Ответ:
В9. Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей, проводимая в конце 1960-х-конце 1970-х гг., получила название период _________________.
Ответ: _______________ В10. Ниже приведен перечень терминов, в том числе сокращенных, и аббревиатур. Все они, за исключением одного (одной), относятся к системе государственного и партийного управления 1970-хгг.
Верховный Совет, Политбюро, Совет министров, КГБ, Госсовет, ЦК КПСС.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ: ________________ В11. Прочтите отрывок из воспоминаний председателя КГБ В.Е. Семичастного и укажите фамилию руководителя СССР, о заговоре против которого идет речь.
«Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю октябрьского (1964г.) Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был: «А с кем КГБ?» И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: «Я согласен»…_________________
Ответ: ______________________
В12. Прочтите отрывок из официального документа, напишите фамилию инициатора принятия этого указа.
«…2. Распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей».
Ответ: ____________________________
В13. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Глава Правительства РФ
| Дата
| Событие
| В.С. Черномырдин
| 1994г.
| ----------------------(А)
| --------------------(Б)
| --------(В)
| финансовый кризис- «дефолт»
| --------------------(Г)
| --------(Д)
| начало ваучерной приватизации
| --------------------(Е)
| 2007 г.
| избрание Сочи местом проведения зимней Олимпиады 2014г.
|
С.В. Кириенко
1998 г.
деноминационная денежная реформа
Е.Т. Гайдар
1992 г.
2008 г.
В.В. Путин
2004 г.
либерализация цен
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
С1-С3.
Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС.
«Совершенно секретно.
Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик САХАРОВ, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.
В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии дает право на существование оппозиционных воззрений, требуют представления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.
На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкой формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности».
Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка». С1. Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения (большинство представителей).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания С4-С6 предусматривают разные виды деятельности: представления обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической личности (С6). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. С4. В начале 1992 г. российское правительство под руководством Е.Т. Гайдара приступило к широкому реформированию страны и ее экономики. Населении. Было обещано, что за счет перехода к рыночной экономике будет вскоре обеспечено материальное благосостояние. Однако уже через год большинство населения критически относилось к реформам Е.Т. Гайдара. Приведите три объяснения такого отношения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С5. Высказывается следующая оценка выступления Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС.
«Доклад Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают ее.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет.
1) Н.С. Хрущев 2) Л.И. Брежнев 3) М.С. Горбачев 4) Б.Н. Ельцин Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |