Скачать 54.84 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8 г. Костромы Урок на тему: «Дворцовые перевороты» (7 класс). Автор: учитель истории Мардарьева Наталья Владимировна Кострома 2009. Тема урока: «Дворцовые перевороты». Цели урока:
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник. Оборудование: портреты: Петр I , Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, таблица «Дворцовые перевороты» (раздаточный материал для каждого учащегося). План:
Ход урока:
В начале урока предлагается исторический факт. За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным и в чем суть дворцовых переворотов. Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков. Задание учащимся: прочитать текст § 20 – 21 «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответить на вопрос: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными? Учащиеся определяют эти причины и записывают в тетрадь:
Задание учащимся: рассмотреть таблицу «Дворцовые перевороты» и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху? Варианты ответов учащихся:
Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.
2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг. На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II. Учитель представляет время эпохи дворцовых переворотов, учащиеся тезисно могут записать рассказ учителя. Во время рассказа учителя учащиеся, получившие опережающие задания делают небольшие сообщения о личностях императоров. Январь 1725 г. – «новая знать» во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление «старой» родовитой знати возводит на престол Екатерину I. Май 1727г. - умирает Екатерина. Меншиков сажает на престол внука Петра I Петра II, сделав его женихом своей дочери. Январь 1730 г. - смерть Петра II. Переворот «верховников». «Кондиции» Анны Иоанновны. Работа класса с документом в конце § 20 – 21. Октябрь 1740 г. – Анна Иоанновна умирает, Бирон становится регентом двухмесячного императора Иоанна VI Антоновича. «Бироновщина». Ноябрь 1741 г. – Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Иоанна VI Антоновича, который навсегда с семьей становится узником. Декабрь 1761г. – после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III. Июль 1762 г. – супруга Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа и встает на престол. Получает титул Екатерина великая и начинает править страной долгие 34 года. 3. Закрепление изученного материала. Беседа с учащимися по вопросам: 1. С какого события начались дворцовые перевороты? Почему? (Со смерти Петра I сильного правителя, после его смерти начинается борьба за власть). 2. Что было главной опорой императоров того времени? (Гвардейские полки, «птенцы гнезда Петрова», которые поддерживали императора). 3. Что изменилось в жизни простых людей, крестьянства со сменой правителей? (В жизни крестьян практически ничего не менялось, они не были уверены в завтрашнем дне). В конце урока при наличии времени можно предложить учащимся выполнить задание в тетради с печатной основой № 1,3 на с. 55 – 56. Домашнее задание: § 20 – 21, работа с документами. (Домашнее задание можно было задать учащимся на первом этапе урока при работе с учебником). Список использованной литературы: 1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008. 2. История России. Конец XVI – XVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVI – XVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2008. 4. В. Балязин. Тайны дома Романовых. – М. «Олма-пресс», 2006. |
Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный... Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II | Тема: "Дворцовые перевороты" 7 класс Цели урока: познакомить учащихся с причинами, хронологией и действующими лицами дворцовых переворотов | ||
Лекция № Дворцовые перевороты и эпоха просвещённого абсолютизма в России 18 в. План лекции Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Реферат: Дворцовые перевороты Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | ||
Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,... Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты | Конспект урока дворцовые перевороты фио (полностью) Гудовская Елена Владимировна Место работы Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | ||
Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | Революции, Перевороты, путчи Целью дальнейшей работы является изучение событий в период дворцовых переворотов, буржуазно-демократических революций, их особенности... | ||
Урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно... | Урок немецкого языка в 8 -м классе на тему: «Подготовка к путешествию» ... | ||
Урок в 7 классе на тему: «Задачи гражданской обороны» Классные часы для учащихся 5 -11 классов на тему: «Защита населения в мирное и военное время» | Методические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы» Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,... | ||
Урок изобразительного искусства на тему: «Рисование фруктов» Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую? | Урок на тему: «Император Освободитель» Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок... |