Скачать 201.44 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины"Социология профессий" Для направления 521200 – Социология (второй уровень высшего профессионального образования) Москва 2002I. Пояснительная записка Автор программы: кандидат социологических наук Роман Николаевич Абрамов Требования к студентам: «Социология профессий» относится к числу социологических учебных дисциплин сочетающих в себе элементы теоретического, социально-исторического и институционального анализа. Для адекватного восприятия курса необходимо наличие базовых знаний в области социальной теории, методов анализа социологических данных и истории. При этом учебный курс «социология профессий» может рассматриваться в ряду других дисциплин, необходимых для получения полноценного высшего профессионального образования в области социологии. Формат учебного курса, глубина изложения материала и содержание практических заданий варьируются в зависимости от конкретных характеристик предполагаемой аудитории слушателей (студенты бакалавриата, будущие специалисты, студенты магистратуры) и требований учебного процесса. Аннотация: Учебный курс «социология профессий» может рассматриваться в качестве необходимого элемента профессиональной подготовки социологов на различных этапах высшего профессионального образования (бакалвриат, магистратура, подготовка специалистов-социологов). Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные исторические и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в западном обществе. Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная идеология, этика, ритуалистика и т.п. Особое внимание уделяется социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. При этом дается детальная характеристика академической профессии в России и СССР, в трансформациях которой в наиболее ясной форме отразились особенности социального института профессий в российском контексте. Курс предполагает выполнение ряда практических заданий. Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов. Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. В связи с этим необходимо отметить высокий интерес большинства крупнейших социологов-классиков (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) к проблематике профессионализма. Кроме того, социология профессий имеет длительную самостоятельную теоретическую традицию, представленную работами Миллерсона, Абрахамсона, Карр-Саундерса, Виленски, Бравермана и др. Данная теоретическая традиция, к сожалению, довольно слабо представлена в российском контексте, что делает курс «социология профессий» новаторским по своему содержанию. Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности. В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности специалисты–социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками таких задач позволит решать их наилучшим образом. В рамках учебного курса «социология профессий» предполагается сочетать занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов. Также предполагается написание эссе и практических работ. Объем самостоятельной работы студента зависит от специфики каждой конкретной аудитории и ситуационных задач курса. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля:
Содержание программы Тема 1. «Профессия» в историческом контексте Появление профессий в средневековой Европе. Внутренняя организация средневековой профессиональной корпорации: цеховая система. «Классические» профессии в средневековую эпоху: юристы, врачи, «академики». Появление профессии бюрократа. Связь профессиональной практики с теоретической подготовкой в университетах: начала символической легитимации профессионализма. Литература по теме1
Тема 2. Социологическая классика о профессионализме Интерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном разделении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс) Профессионал как социальный тип. Литература по теме
Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англо-американская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма. «Полные профессионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы». Литература по теме
Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект Потребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция профессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии. Литература по теме:
Тема 5 . Социальное конструирование профессии Легитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профессиональное знание. Профессиональные идеологии как средство борьбы за легитимацию экспертной власти профессионалов. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания («сантификация» scientification) и академизации (academization) профессии. Литература по теме
Тема 6. Академическая профессия Научное сообщество как профессиональная корпорация. Иерархия научных дисциплин. Исследования профессиональных практик в научном сообществе. «Человек академический» (Homo academicus). Трансформации университета в современном обществе. Университетская докса. Профессиональный этос ученого. Литература по теме
Тема 7. Академическая профессия в России и СССР: незавершенный профессиональный проект. Табель о рангах и жесткий государственный контроль за деятельностью профессионалов. Российский профессионал как чиновник. Появление и структурные особенности системы высшего образования в России: русский университет - несостоявшийся институт производства профессионалов. Либерализация высшего образования во второй половине ХIХ века и зарождение протопрофессиональных групп. «Интеллигенция» как несостоявшиеся профессионалы. Иерархизация и контроль за деятельностью научного сообщества в 30-50-е годы ХХ века. Литература по теме:
Тема 8. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Альтруистические ценности профессионального служения. Самоорганизация профессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов. Литература по теме
Тема 9. Позиции профессионалов в социальной структуре Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях технократического, постиндустриального и информационного общества. (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма. Литература по теме:
Тема 10. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию Определение современной организации. Профессионалы и менеджеры: конфликт интересов и поиск компромисса. «Человек организации» (У. Уайт) Претензии менеджеров на профессиональный статус и специфика менеджериального проекта. Типы организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации. Литература по теме
Тема 11. Социальные исследования профессий в СССР и России П. Сорокин о профессионализме. Опыт изучения советской социальной структуры. Номенклатура как «новый бюрократический класс». (М. Джилас). Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе (О.И. Шкаратан). Профессия инженера в СССР (В.А. Ядов, О. Крыштановская). Тусобщество как модель функционирования профессионалов в современной России (А. Согомонов). Специалисты и профессионалы в постсоветском пространстве (В. Ильин). Литература по теме
Литература Основная:
Дополнительная:
Тематика заданий по различным формам текущего контроля: В рамках курса могут быть выполнены практические и теоретические задания. Примеры таких заданий даны ниже: Задание 1. Case-stady («исследование случая») – исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Используя имеющиеся эмпирические материалы (статистические данные, результаты экспериментов, интервью, рекламные материалы, интернет-сайты, статьи, книги и т.п.), а также рекомендованные в библиографии источники, предлагается провести исследование в рамках тематики курса. Результаты исследования представляются в форме микро-эссе и устного сообщения на семинаре. Микро-эссе – письменная работа, объемом не менее 500 слов и не более 1000 слов. В микроэссе рекомендуется сочетать теоретический материал курса с анализом выбранного кейса. Возможная структура микро-эссе
В ходе устного сообщения автор микро-эссе рассказывает о содержании проведенного исследования, отвечает на вопросы коллег и участвует в дискуссии по теме. Обычно устное сообщение по микро-эссе не превышает 10-15 минут. Методическая литература к заданию:
Задание 2. Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 3 до 5 тыс. слов. Тематический расчет часов
Тематический расчет часов обновляется ежегодно. Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ Подпись обязательна. 1 Подчеркнуты обязательные источники (см. списки обязательной и дополнительной литературы в конце). |
Публичный отчет по направлениям деятельности цо №654 за 2002-2005... Центр образования №654 зарегистрировано Московской регистрационной палатой 20 декабря 2000 года (№2024358) за основным государственным... | 1 разработан ... | ||
Рекомендации по содержанию и оформлению реферата для экспертов по сертификации Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-фз | Основная образовательная программа основного общего образования Ангарск... Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. №196 (с... | ||
Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9... Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз федеральный закон РФ "О техническом регулировании",... | Приказ №1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 28 ноября 2008 г. №362 Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | ||
Постановление от 01. 12. 2011г. №243 о создании группы по обслуживанию и содержанию зсго В соответствии с Приказом мчс РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений... | Закон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды" Принят... Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... | ||
Положение Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | Информационное письмо Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | ||
Д. З. Гильмутдинов Валеева В. Ф Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | Тема: «Страна Светофория» Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | ||
История и теория художественного образования Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | Администрация тюменского муниципального района Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | ||
Профессия категория теоретический экзамен Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | Ожениям экзаменационный лист категории тс № Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... |