И. Ф. Девятко "15" декабря 2002 г





Скачать 201.44 Kb.
НазваниеИ. Ф. Девятко "15" декабря 2002 г
Дата публикации28.03.2015
Размер201.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины

Министерство экономического

развития и торговли

Российской Федерации

Министерство образования

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Утверждена УМС

Секция Социологии
Председатель -

И.Ф. Девятко
"15" декабря 2002 г.

.








Одобрена на заседании

Кафедры анализа социальных институтов

Зав. кафедрой -

И.Ф. Девятко
"6" декабря 2002 г.


Программа дисциплины


"Социология профессий"
Для направления 521200 – Социология

(второй уровень высшего профессионального образования)

Москва 2002



I. Пояснительная записка

Автор программы: кандидат социологических наук Роман Николаевич Абрамов

Требования к студентам:

«Социология профессий» относится к числу социологических учебных дисциплин сочетающих в себе элементы теоретического, социально-исторического и институционального анализа. Для адекватного восприятия курса необходимо наличие базовых знаний в области социальной теории, методов анализа социологических данных и истории. При этом учебный курс «социология профессий» может рассматриваться в ряду других дисциплин, необходимых для получения полноценного высшего профессионального образования в области социологии. Формат учебного курса, глубина изложения материала и содержание практических заданий варьируются в зависимости от конкретных характеристик предполагаемой аудитории слушателей (студенты бакалавриата, будущие специалисты, студенты магистратуры) и требований учебного процесса.

Аннотация:

Учебный курс «социология профессий» может рассматриваться в качестве необходимого элемента профессиональной подготовки социологов на различных этапах высшего профессионального образования (бакалвриат, магистратура, подготовка специалистов-социологов).

Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные исторические и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в западном обществе.

Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная идеология, этика, ритуалистика и т.п. Особое внимание уделяется социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. При этом дается детальная характеристика академической профессии в России и СССР, в трансформациях которой в наиболее ясной форме отразились особенности социального института профессий в российском контексте. Курс предполагает выполнение ряда практических заданий.

Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов.

Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. В связи с этим необходимо отметить высокий интерес большинства крупнейших социологов-классиков (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) к проблематике профессионализма. Кроме того, социология профессий имеет длительную самостоятельную теоретическую традицию, представленную работами Миллерсона, Абрахамсона, Карр-Саундерса, Виленски, Бравермана и др. Данная теоретическая традиция, к сожалению, довольно слабо представлена в российском контексте, что делает курс «социология профессий» новаторским по своему содержанию.

Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности.

В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности специалисты–социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками таких задач позволит решать их наилучшим образом.

В рамках учебного курса «социология профессий» предполагается сочетать занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов. Также предполагается написание эссе и практических работ. Объем самостоятельной работы студента зависит от специфики каждой конкретной аудитории и ситуационных задач курса.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные теоретические подходы и концепции в классической и современной социологии, связанные с исследованием феномена профессий, профессионализма и профессионализации;

  • уметь использовать аналитический аппарат теоретизирования для решения задач в рамках своей практической профессиональной деятельности;

  • иметь представление о социальной истории, этапах развития, основных характеристиках, возможностях социологического анализа социального института профессий, в том числе о профессиональной этике, идеологии и т.п.

  • обладать навыками социологического анализа профессиональных сообществ на основе теоретических знаний об институте профессий.

Формы контроля:

  • текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса;

  • промежуточный контроль основан на результатах промежуточных миниэссе и практических работ, а также учитывается активность и качества работы на семинарах;

  • итоговый контроль осуществляется в соответствии с приказом №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Исходя из текста Приложения №1 «Методика формирования результирующей оценки промежуточного и рубежного контроля» к приказу №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова явствует, что «все формы промежуточного и итогового контроля (контрольные работы, эссе, домашние задания, итоговый тест, и др.) оцениваются в 10-балльной шкале Оi».

  • итоговая оценка определяется в соответствии с методикой, охарактеризованной в названной приказе №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Руководствуясь требованиями, изложенными в данном документе для оценки относительной важности отдельных видов текущего, промежуточного и итогового контроля вводятся их веса Wi таким образом, чтобы сумма Wi = 1. Также находится средневзвешенная оценка отдельных форм, текущего, промежуточного и итогового контроля: Оср = ∑ Wi Оi..



Содержание программы
Тема 1. «Профессия» в историческом контексте

Появление профессий в средневековой Европе. Внутренняя организация средневековой профессиональной корпорации: цеховая система. «Классические» профессии в средневековую эпоху: юристы, врачи, «академики». Появление профессии бюрократа. Связь профессиональной практики с теоретической подготовкой в университетах: начала символической легитимации профессионализма.

Литература по теме1


  1. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4./ Городская жизнь и деятельность горожан. М.: Наука, (?)-1998.

  2. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

  3. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences., The Macmillan Company & The Free Press., 1968., pp. 536-547.


Тема 2. Социологическая классика о профессионализме

Интерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном разделении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс) Профессионал как социальный тип.
Литература по теме

  1. Вебер А. Чиновник // Социологические исследования, 1988. №6.

  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.

  5. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939).// Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966. p. 34-46.


Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма

Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англо-американская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма. «Полные профессионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы».
Литература по теме

  1. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3. Тюмень- Москва, 1994. с.9-19

  2. Беккер Г. Природа профессии.// Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3/94. Тюмень- Москва, 1994, с.82-90.

  3. Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions Oxford: Clarendon Press, 1933.

  4. Greenwood. E. Attributes of a Profession // Sociological Perspectives on Occupation. F.E. Peacock Publishers, Inc.Itasca Illinois. 1972.

  5. Millerson G., The Qualifying Associations: a Study in professionalisation., London: Routlege&Kegan Paul., 1964.

  6. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences., The Macmillan Company & The Free Press., 1968., pp. 536-547.


Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект

Потребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция профессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии.

Литература по теме:

  1. Murphy R. Proletarization or bureaucratization: the fall of the professional?/ The Formation of professions. Knowledge, State and Stagy. ed. by Torstendahl & Burrage M., Sage Publitions, 1990.

  2. Leiht K.T., Fennell M.L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.

  3. Freidson E. The changing nature of professional control. // Annual Review Sociology 1984. 10: p.1-20.


Тема 5 . Социальное конструирование профессии

Легитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профессиональное знание. Профессиональные идеологии как средство борьбы за легитимацию экспертной власти профессионалов. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания («сантификация»   scientification) и академизации (academization) профессии.
Литература по теме

  1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

  2. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  3. Фуко М. Порядок дискурса. / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: 1996 «Магистериум, Касталь», с.47-97

  4. Wilenski H., The Professionalisation of Everyone.// American Journal of Sociology, LXIX (Sep., 1964).


Тема 6. Академическая профессия

Научное сообщество как профессиональная корпорация. Иерархия научных дисциплин. Исследования профессиональных практик в научном сообществе. «Человек академический» (Homo academicus). Трансформации университета в современном обществе. Университетская докса. Профессиональный этос ученого.

Литература по теме

  1. Вебер М. Свобода от “оценочных суждений” в социологической и экономической науке // Вебер М. Исследования по методологии науки. Часть 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.

  2. Еще раз о гипотезе Ортеги. (Сводный реферат)./ Проблемы эффективности научных исследований. М.: ИНИОН РАН, 1991, с. 69-76.

  3. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

  4. Bourdie P. Homo Academicus / Transl. by Collier P. Cambridge: Polity press, 1996.

  5. King M. D. Science and the Professional Dilemma., in Julius Could (ed.) Penguin Social Sciences Survey, 1968.

  6. Merton R. The sociology of science. Ed. Norman W. Storer. Chicago: Univ.chicago press, 1973.

  7. Parsons T., Platt G. The American university. Cambridge. Harvard Univ. Press, 1973


Тема 7. Академическая профессия в России и СССР: незавершенный профессиональный проект.

Табель о рангах и жесткий государственный контроль за деятельностью профессионалов. Российский профессионал как чиновник. Появление и структурные особенности системы высшего образования в России: русский университет - несостоявшийся институт производства профессионалов. Либерализация высшего образования во второй половине ХIХ века и зарождение протопрофессиональных групп. «Интеллигенция» как несостоявшиеся профессионалы. Иерархизация и контроль за деятельностью научного сообщества в 30-50-е годы ХХ века.

Литература по теме:

  1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории./Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы), Кн.2. М.: ИС РАН, 1994, с. 174-201.

  2. Ковалева М.С. Социальные науки в условиях тоталитарного режима: взаимоотношение науки, политики и мифа./Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы), Кн.2. М.: ИС РАН, 1994, с. 201-216.

  3. Университет для России. Т.2. Московский университет в александровскую эпоху М.: Русское слово-РС, 2001.

  4. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII-начало ХХ в. СПб: Искусство-СПБ, 2001.

  5. Эйсмонтова Р.Г. Русские университеты на грани 2-х эпох. М.: 1985.


Тема 8. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии

Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Альтруистические ценности профессионального служения. Самоорганизация профессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов.

Литература по теме

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

  2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.

  3. Фуко М. Рождение клиники. М.: 1998.

  4. Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация человеческого действия. / Современная зарубежная социология (70-80-е годы), М.: ИНИОН РАН, 1993, с. 104-124.

  5. Parsons T. Sociology of health and illness and related topics./Action Theory and the Human Condition., New York, The Free Press, 1978, pp.11-82.

  6. Elston M.A. The politics of professional power: medicine in a changing health service./ The sociology of the health service. Ed. by Gabe J., Calman M., Bury M., Poutledge, 1991.pp. 58-89.

  7. Turner B.C. Medical Power and social knowledge. L.: Sage Publication, 1978.


Тема 9. Позиции профессионалов в социальной структуре

Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях технократического, постиндустриального и информационного общества. (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма.
Литература по теме:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

  2. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

  3. Дракер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении М.: book chamber international. 1996.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ,2000

  5. Leiht K.T., Fennell M.L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.


Тема 10. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию

Определение современной организации. Профессионалы и менеджеры: конфликт интересов и поиск компромисса. «Человек организации» (У. Уайт) Претензии менеджеров на профессиональный статус и специфика менеджериального проекта. Типы организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.
Литература по теме

  1. Блау П. Исследования формальных организаций./ Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

  2. Хьюз Э. Исследование занятий.// Социология сегодня : проблемы и перспективы, М.: изд-во Прогресс, 1965- с. 499-501

  3. Abrahamson M. The Profession in the Organisation. Chicago., 1967.

  4. Benson J. Kenneth. The analysis of bureaucratic-professional conflict: functional versus dialectical approaches The Sociological Quartely, 1973, vol.14, pp. 376-394.

  5. Braverman, H., L, Labour and Monopoly Capitalism: the Degradation of Work in the Twentieth Century, Monthly Review Press, 1974.;

  6. Freidson E. The changing nature of professional control. // Annual Review Sociology 1984. 10: p.1-20.

  7. Gross E., Etzioni A., Organization in Society N.Y. 1975.

  8. Whyte W. F. The Organization Man, New York, Simon&Shuster. 1956.


Тема 11. Социальные исследования профессий в СССР и России

П. Сорокин о профессионализме. Опыт изучения советской социальной структуры. Номенклатура как «новый бюрократический класс». (М. Джилас). Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе (О.И. Шкаратан). Профессия инженера в СССР (В.А. Ядов, О. Крыштановская). Тусобщество как модель функционирования профессионалов в современной России (А. Согомонов). Специалисты и профессионалы в постсоветском пространстве (В. Ильин).

Литература по теме

  1. Джилас М. Лицо тоталитаризма. Пер. с сербо-хорв. М.: Новости, 1992.

  2. Ильин В.И. “Белые воротнички” в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат?// Рубеж №8-9, 1996. с. 98-121.

  3. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветкого обществ. 1917 - 1996 гг.: Опыт конструктивистко- структуралисткого анализа. Сыктывкар Сыктывкарский универститет, ИС РАН, 1996.

  4. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы М.: Наука, 1989.

  5. Согомонов А. Тусобщество./ Аспекты социальной теории и современного общества. М.: ЦСО ИС РАН 2000, с. 53-71.

  6. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп.//Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет./ Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. с. 333-356.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Литература

Основная:

  1. Беккер Г. Природа профессии.// Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3/94. Тюмень- Москва, 1994, с.82-90.

  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.(Предисловие ко второму изданию)

  5. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы М.: Наука, 1989.

  6. Хьюз Э. Исследование занятий.// Социология сегодня : проблемы и перспективы, М.: изд-во Прогресс, 1965- с. 499-501

  7. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

  8. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  9. Согомонов А. Тусобщество./ Аспекты социальной теории и современного общества. М.: ЦСО ИС РАН 2000, с. 53-71.

  10. Фуко М. Порядок дискурса / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: 1996 «Магистериум, Касталь», с.47-97

  11. Braverman, H., L, Labour and Monopoly Capitalism: the Degradation of Work in the Twentieth Century, Monthly Review Press, 1974.;

  12. Leiht K.T., Fennell M.L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.

  13. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences., The Macmillan Company & The Free Press., 1968., pp. 536-547.

  14. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966. p. 34-46.


Дополнительная:

  1. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

  2. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3. Тюмень- Москва, 1994. с.9-19

  3. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории./Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы), Кн.2. М.: ИС РАН, 1994, с. 174-201.

  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

  6. Вебер А. Чиновник // Социологические исследования, 1988. №6.

  7. Голднер Э. Анализ организации// Социология сегодня: проблемы и перспективы, М.: Прогресс, 1965.

  8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.

  9. Джилас М. Лицо тоталитаризма. Пер. с сербо-хорв. М.: Новости, 1992.

  10. Дракер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении М.: book chamber international. 1996.

  11. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветкого обществ. 1917 - 1996 гг.: Опыт конструктивистко- структуралисткого анализа. Сыктывкар Сыктывкарский универститет, ИС РАН, 1996.

  12. Ковалева М.С. Социальные науки в условиях тоталитарного режима: взаимоотношение науки, политики и мифа./Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы), Кн.2. М.: ИС РАН, 1994, с. 201-216.

  13. Левинсон К.А. Чиновники в городах Южной Германии XVI-XVII вв: опыт исторической антропологии бюрократии. М.: ИВИ РАН, 2000.

  14. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

  15. Блау П. Исследования формальных организаций./ Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

  16. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп.//Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет./ Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. с. 333-356.

  17. Университет для России. Т.2. Московский университет в александровскую эпоху М.: Русское слово-РС, 2001.

  18. Фуко М. Рождение клиники. М.: 1998.

  19. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII-начало ХХ в. СПб: Искусство-СПБ, 2001.

  20. Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация человеческого действия. / Современная зарубежная социология (70-80-е годы), М.: ИНИОН РАН, 1993, с. 104-124.

  21. Abrahamson M. The Profession in the Organisation. Chicago., 1967.

  22. Gross E., Etzioni A., Organization in Society N.Y. 1975.

  23. Benson J. Kenneth. The analysis of bureaucratic-professional conflict: functional versus dialectical approaches The Sociological Quartely, 1973, vol.14, pp. 376-394.

  24. Bourdie P. Homo Academicus / Transl. by Collier P. Cambridge: Polity press, 1996.

  25. Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions Oxford: Clarendon Press, 1933.

  26. Elston M.A. The politics of professional power: medicine in a changing health service./ The sociology of the health service. Ed. by Gabe J., Calman M., Bury M., Poutledge, 1991.pp. 58-89.

  27. Freidson E. The changing nature of professional control. // Annual Review Sociology 1984. 10: p.1-20.

  28. Goode W.J. Community within a Community: The Professions.// American Sociological Review. XXII(Apr. 1957), p. 194-200.

  29. Greenwood. E. Attributes of a Profession // Sociological Perspectives on Occupation. F.E. Peacock Publishers, Inc.Itasca Illinois. 1972.

  30. Johnson T. J. Profession and Power. Macmillan, 1972.

  31. Leiht K.T., Fennell M.L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.

  32. Millerson G., The Qualifying Associations: a Study in professionalisation., London: Routlege&Kegan Paul., 1964.

  33. Murphy R. Proletarization or bureaucratization: the fall of the professional?/ The Formation of professions. Knowledge, State and Stagy. ed. by Torstendahl & Burrage M., Sage Publitions, 1990.

  34. Pavalko R.M. Sociology of Occupation & Profession. F.E. Peacock Publishers, Inc.Itasca Illinois. 1971

  35. Turner B.C. Medical Power and social knowledge. L.: Sage Publication, 1978.

  36. Whyte W. F. The Organization Man, New York, Simon&Shuster. 1956.

  37. Wilenski H., The Professionalisation of Everyone.// American Journal of Sociology, LXIX (Sep., 1964).


Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

В рамках курса могут быть выполнены практические и теоретические задания. Примеры таких заданий даны ниже:

Задание 1. Case-stady («исследование случая») – исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Используя имеющиеся эмпирические материалы (статистические данные, результаты экспериментов, интервью, рекламные материалы, интернет-сайты, статьи, книги и т.п.), а также рекомендованные в библиографии источники, предлагается провести исследование в рамках тематики курса. Результаты исследования представляются в форме микро-эссе и устного сообщения на семинаре. Микро-эссе – письменная работа, объемом не менее 500 слов и не более 1000 слов. В микроэссе рекомендуется сочетать теоретический материал курса с анализом выбранного кейса. Возможная структура микро-эссе

  • Введение (суть и обоснование выбранной темы);

  • Основная часть (раскрытие темы с аргументированным изложением своей позиции);

  • Заключение (основные выводы в краткой форме).

В ходе устного сообщения автор микро-эссе рассказывает о содержании проведенного исследования, отвечает на вопросы коллег и участвует в дискуссии по теме. Обычно устное сообщение по микро-эссе не превышает 10-15 минут.
Методическая литература к заданию:

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

  2. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. М.: Издательство «Весь мир», 1999.

  3. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с.306-486.

  4. Романов П.В. Социальная антропология организаций. Учебное пособие. Саратов: 1999, с. 109-127.

  5. Семенова В.В. Качественные методы: введение в качественную социологию. М.: Добросвет, 1998, с. 81-142, 175-220.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

  7. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедцры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.


Задание 2. Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 3 до 5 тыс. слов.
Тематический расчет часов

п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Лекции

Сем.или практ. занятия

Всего




Тема 1. «Профессия» в историческом контексте


1

1

2







Тема 2. Социологическая классика о профессионализме


2

1

3







Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма


2

2

4







Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект



1

2

3







Тема 5 . Социальное конструирование профессии


1

1

2

Практическая работа (по типу задания 1)




Тема 6. Академическая профессия


1

1

2







Тема 7. Академическая профессия в России и СССР: незавершенный профессиональный проект.


1

0

1







Тема 8. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии


1

1

2







Тема 9. Позиции профессионалов в социальной структуре


1

1

2







Тема 10. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию


2

2

4







Тема 11. Социальные исследования профессий в СССР и России


1

2

3

Итоговое эссе







14

14

28





Тематический расчет часов обновляется ежегодно.
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./

Подпись обязательна.

1 Подчеркнуты обязательные источники (см. списки обязательной и дополнительной литературы в конце).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconПубличный отчет по направлениям деятельности цо №654 за 2002-2005...
Центр образования №654 зарегистрировано Московской регистрационной палатой 20 декабря 2000 года (№2024358) за основным государственным...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г icon1 разработан
...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconРекомендации по содержанию и оформлению реферата для экспертов по сертификации
Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-фз
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconОсновная образовательная программа основного общего образования Ангарск...
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. №196 (с...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconУтвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9...
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз федеральный закон РФ "О техническом регулировании",...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconПриказ №1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 28 ноября 2008 г. №362
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconПостановление от 01. 12. 2011г. №243 о создании группы по обслуживанию и содержанию зсго
В соответствии с Приказом мчс РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconЗакон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды" Принят...
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconПоложение
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconИнформационное письмо
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconД. З. Гильмутдинов Валеева В. Ф
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconТема: «Страна Светофория»
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconИстория и теория художественного образования
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconАдминистрация тюменского муниципального района
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconПрофессия категория теоретический экзамен
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
И. Ф. Девятко \"15\" декабря 2002 г iconОжениям экзаменационный лист категории тс №
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск