Скачать 223.72 Kb.
|
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Обеспечиваемые компетенции: Общекультурные компетенции: - быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20); Профессиональные компетенции: - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5). Цель курса - формирование у студентов системы теоретических знаний о сущности, специфике и динамике процессов социального образования в России и мире, овладение основами методологии научного исследования данных процессов. Задачи курса: - приобретение теоретических знаний и навыков в области изучения социального образования; - формирование целостного представления об объекте и предмете социального образования, их связи с другими дисциплинами; - овладение современным категориальным аппаратом основ социального образования как науки; - на уровне понятийного мышления установление взаимосвязи между ситуацией с социальным образованием в стране, своем регионе и мире, тенденциями и закономерностями ее изменения; - ознакомление с основными историческими этапами развития социального образования и современными теоретическими подходами к изучению данного процесса; - получение представления о методологическом и теоретическом поле социального образования, об основных видах исследований; - формирование практических навыков в области исследования уровня социального образования в современном мире, ознакомление с основными методами анализа образовательных процессов. Место курса в процессе подготовки бакалавра Курс «Основы социального образования» предусмотрен учебным планом по направлению «Социальная работа» для студентов первого года обучения. Данный курс относится к циклу дисциплин по выбору и предназначен для ознакомления студентов с основами и актуальными вопросами социального образования. В курсе рассматриваются актуальные проблемы современного социального образования, характеристики и особенности современного процесса социального образования, основы прогнозирования тенденций процессов социального образования и перспективные направления государственной образовательной и социальной политики. Предлагаемый курс позволяет дать профессиональные знания по теории и практике изучения социального образования, что дает возможность использовать их как в научно-исследовательской деятельности, так и в социологическом консультировании и обслуживании практики осуществления образовательной политики.
Для студентов очного отделения Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных ед., 112 часов * Примечание: экзамен входит в общую трудоемкость.
Тема 1. Предмет, объект и методы социального образования. Основные задачи и функции социального образования. Связь основ социального образования с другими науками. Понятия «образование» и «социальное образование». Предпосылки и история зарождения основ социального образования. Социальное образование как самостоятельное направление государственной образовательной политики. Социальное образование как отрасль социологической науки и гуманитарного знания. Основные научные категории социального образования. Предмет и объект основ социального образования. Образование как социальный институт и как социальный процесс. Система непрерывного социального образования в РФ. Взаимосвязь основ социального образования с другими науками и отраслями социологического знания. Задачи и функции социального образования. Основные подходы к изучению социального образования. Применение методов социологического исследования в изучении основ социального образования. Тема 2. История развития процесса социального образования: зарубежный и отечественный опыт. Основные исторические этапы развития социального образования как отрасли социального знания. Развитие идей прогресса и гуманизма в античности и эпоху Возрождения. Разработка концепций социального образования в трудах зарубежных ученых (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер Дж. Дьюи, К. Мангейм и др.) Проблематика образования в концепции социального прогресса. История развития социального образования в России. Развитие идей образования и воспитания в трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, В.В. Розанова. История русской социально-педагогической мысли. Рассмотрение проблем образования. Поиск моделей школьного образования и воспитания. Появление общественно-педагогического движения за свободу школы. Пресса начала ХХ века о вопросах образования. Прикладные исследования в области школьного образования. Развитие социального образования в 20-30-е годы. «Школа жизни» против «школы учебы» как процесс образования новой образовательной модели, контролирующей социальную среду. Социальное образование в трудах педагогов, психологов и философов. Возобновление исследования социального образования в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Исследование проблем социального образования представителями различных школ: свердловской, новосибирской, эстонской. Современное состояние социального образования. Основные направления исследований и их проблематика. Социальная работа с группами населения как часть процесса социального образования граждан. Тема 3. Основные концепции изучения процесса социального образования. Применение социальных технологий в процессе социального образования. Многообразие научных течений и направлений изучения социального образования: морализм, институционализм, функционализм, теории конфликта. Основные причины разногласий среди исследователей образования. Новейшие теории в исследованиях проблем образования: теории взаимодействия и навешивания ярлыков, обмена и репродукции, кодов и сопротивления. Проблематика исследований социального образования: процессы образования и воспитания, субъекты образовательного процесса, образ учителей и учащихся, образ жизни, общественное мнение о проблемах образования, формы и виды образования. Теоретические проблемы исследования социального образования. Социальные технологии и их применение в социальном образовании. «Социальная инженерия» в социальных теориях. Сущность, виды и формы социальных технологий. Инновационные социальные технологии в образовании. Тема 4. Субъекты процесса социального образования: образовательные учреждения, общественные организации и т.п. Самообразование как аспект процесса социального образования. Образование как структурный элемент социальной сферы. Понятие «образование». Функции социального образования в обществе. Система образования в Российской Федерации, ее типы и уровни. Закон «Об образовании» и принципы государственной политики в области образования. Управление системой образования. Образование в социальной структуре общества. Социальное расслоение в образовании. Элитарное образование. Педагоги и преподаватели как элементы системы социального образования. Социальное образование в общественных организациях различной направленности. Роль самообразования, причины и необходимость его повышения. Проблемное поле исследований самообразования. Понятие и субъекты самообразования. Функции самообразования. Виды самообразования. Тема 5. Социальное образование в учебных заведениях. Виды учебных заведений, занимающихся допрофессиональной и профессиональной образовательной деятельностью. Виды образовательных учреждений, занимающихся допрофессиональным образованием. Основные проблемы сферы допрофессионального образования. Процесс социализации. Дошкольное образование, его функции и особенности. Проблематика современного дошкольного образования. Школа как элемент социального образования. Школа и общество, проблемы и перспективы взаимодействия. Взаимодействие образовательных учреждений с семьей: стили и стратегии воспитательной и образовательной деятельности. Дополнительное образование, его понятие и обща характеристика. Функции дополнительного образования. Социальные проблемы дополнительного образования. Понятие, функции и подходы к изучению профессионального образования. Уровни профессионального образования: начальное среднее и высшее. Модернизация образования. Тема 6. Политическая составляющая в процессе социального образования населения. Понятие и типы власти. Структура власти. Взаимодействие власти и народа. Гражданское общество. Структура политического устройства Российской Федерации. Структурные элементы политического пространства. Место образования в политических процессах. Особенности процесса социального образования в общественно-политических объединениях и политических партиях. Взаимодействие СМИ, политических партий и организаций с целью информирования и ведения образовательной деятельности населения. Тема 7. Влияние религии и религиозных организаций на процесс социального образования. Социальный институт религии. Основные элементы религии как социального института. Место религиозных групп и организаций в структуре социального образования. Факторы образования религиозных групп. Негосударственные образовательные учреждения религиозной направленности, структура их деятельности. Религиозные секты. Виды образовательной деятельности, проводимой сектами. Тема 8. Экстремизм в социальном образовании. Толерантность как профилактика экстремизма. Социальные условия возникновения экстремизма. Факторы возникновения и природа экстремизма. Исторические корни бунтарства. Мировоззрение, его формирование и влияние на зарождение и распространение экстремизма. Социально-культурные и социально-психологические аспекты молодежного экстремизма. Общественное движение как фактор молодежного экстремизма. Идейная мотивация и идеологическая составляющая работы общественных объединений. Социальные факторы эскалации экстремизма. Толерантность, ее понятие и подходы к изучению. Особенности социального образования в отношении изучения толерантности различных групп населения. Тенденции развития процесса воспитания толерантности. Тема 9. Социальные практики как феномен социального образования. Понятие, виды и формы социальных практик. История и современные тенденции развития социальных практик. Социокультурная направленность социальных практик. Субкультурная составляющая социальных практик. Понятие и виды субкультурных видов деятельности. Неформальные организации и их участие в процессе социального образования молодежи. Добровольчество как вид социальных практик. История развития добровольческого движения. Проблематика добровольчества в аспекте социального образования. Социальные практики как аспект социальной работы с различными группами населения.
Тема 1. Предмет, объект и методы социального образования. Основные задачи и функции социального образования. Связь основ социального образования с другими науками.
Тема 2. История развития процесса социального образования: зарубежный и отечественный опыт.
Тема 3. Основные концепции изучения процесса социального образования. Применение социальных технологий в процессе социального образования.
Тема 4. Субъекты процесса социального образования: образовательные учреждения, общественные организации и т.п. Самообразование как аспект процесса социального образования.
Тема 5. Социальное образование в учебных заведениях.
Тема 6. Политическая составляющая в процессе социального образования населения.
Тема 7. Влияние религии и религиозных организаций на процесс социального образования.
Тема 8. Экстремизм в социальном образовании. Толерантность как профилактика экстремизма.
Тема 9. Социальные практики как феномен социального образования.
4.1. Контрольные работы Контрольные работы - в форме проведения промежуточного итогового тестирования по разделам программы. Критерии оценки теста:
4.2. Эссе Эссе - самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием актуальных статистических данных, данных статических справочников, результатов социологических исследований, материалов актуальных научных статей, аналитического инструментария дисциплины «Основы социального образования», а также содержать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Эссе могут значительно дифференцироваться. Это может быть анализ собранных студентом статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развернутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и проч. Цель эссе - развитие навыков самостоятельного творческого мышления, использования научного подхода и письменного изложения собственных умозаключений. Примеры эссе:
Критерии оценки эссе:
Интернет-источники
Оборудование
Материалы
ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ
|
1. Организационно-методический раздел. Обеспечиваемые компетенции Сформированность у студента социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как... | 1. организационно-методический раздел обеспечиваемые компетенции В результате усвоения курса у студента должно сложиться целостное представление об основных этапах становления современной математики... | ||
Рабочая программа математика Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями | Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | ||
Организационно методический раздел Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Организационно-методический раздел 5 Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
Организационно методический раздел России; ознакомление с методологией и методами исследования политических лидеров | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Организационно-методический раздел | ||
Методические указания по выполнению рефератов V. Примерный перечень... Организационно-методический раздел | Самостоятельная работа: 40 Итоговый контроль: зачет организационно-методический... Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных системах.... | ||
I. организационно-методический раздел Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | Организационно-методический раздел Курс реализуется в рамках направления «Информатика и вычислительная техника», относится к циклу специальных дисциплин | ||
Организационно-методический раздел Задача дисциплины научить студентов применению статистических методов исследования социально-экономических процессов и явлений | Организационно-методический раздел Задача дисциплины научить студентов применению статистических методов исследования социально-экономических процессов и явлений | ||
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) Владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б.... |