1. Организационно-методический раздел.
Обеспечиваемые компетенции
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у студента социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций студента определяются следующими принципами:
- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию студента;
- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у студентов способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
- принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности студента.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки студент высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (бакалавр) изучение предмета «История» способствует приобретению следующих общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, способность к постановке цели и выбору способа ее решения (ОК-1)
- способность логически верно, ясно и аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-2) Цели и задачи курса
Основанная цель курса - привить студентам навыки исторического мышления на основе изучения основных фактов, событий, явлений прошлого и настоящего нашей страны, сформировать у студентов историческое сознание. Задачи: сформировать целостное представление о политическом, социально-экономическом и культурном развитии России. Познакомить с основными фактами, событиями и процессами прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями.
Место курса в системе образования.
Отечественная история занимает центральное место в системе гуманитарных дисциплин. Изучение истории России осуществляется в контексте всемирной истории, что дает возможность увидеть общее и особенное в историческом развитии, понять место и роль России в мировом историческом процессе. Изучение Отечественной истории связано с другими дисциплинами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: политологии, философии, культурологии, правоведения, экономики, социологии. Изучение отечественной истории осуществляется в рамках осмысления и использования формационной и цивилизационной философских концепций общественного развития. Учебный курс построен в соответствии с хронологическо-проблемным принципом, предусматривающим изучение отечественной истории по периодам (темам), а внутри их – по проблемам.
Основные требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения курса «Отечественная история» студент должен знать основные события, факты, явления отечественной истории; исторических деятелей; представлять конкретный исторический материал в его хронологической последовательности; представлять логику и закономерность исторического развития России.
Студент должен получить:
- общелогические умения – умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи;
- поисково-информационные навыки – свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, в том числе и в интернете, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи;
- учебно-познавательные навыки – составление тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовки реферата, умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли. 2. Распределение часов курса по темам и видам работы
Для студентов очного отделения Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных ед., 144 часа
№
| Тема,раздел
| Всего
часов
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа студентов
| лекции
| семин.
| лабор.
| СРС
| КСР
| Вид КСР
| 1
| Отечественная история как составная часть
исторической науки и учебная дисциплина
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
| 2
| Возникновение и развитие
Древнерусского государства (IX-XII вв.).
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
|
| 3
| Эволюция восточно-славянской государственности
в XI – первой половине XIII вв
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
|
| 4
| Русские земли в XIII-XIV вв.
| 4
|
| 2
|
| 2
|
|
| 5
| Централизация русских земель.
| 4
|
| 2
|
| 2
|
|
| 6
| Создание Российского государства. Деятельность Ивана Грозного
| 9
| 4
| 2
|
| 3
|
|
| 7
| Смутное время.
| 6
|
| 2
|
| 3
| 1
| тест
| 8
| Россия в XVII в.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 9
| Образование Российской империи. Деятельность Петра I.
| 9
| 4
| 2
|
| 3
|
|
| 10
| Россия в эпоху дворцовых переворотов.
| 3
|
|
|
| 3
|
|
| 11
| Россия во второй половине ХVIII в. «Золотой век русского дворянства».
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 12
| Россия в первой половине XIX в.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 13
| Россия во второй половине XIX в.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 14
| Россия в начале ХХ в.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 15
| Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 16
| Первые десятилетия СССР.
| 5
|
| 2
|
| 3
|
|
| 17
| СССР во второй мировой войне.
| 7
| 2
| 2
|
| 3
|
|
| 18
| СССР в 1945-1985 гг.
| 7
| 2
| 2
|
| 3
|
|
| 19
| Распад СССР и создание Российской Федерации.
| 8
| 2
| 2
|
| 3
| 1
| тест
|
| Экзамен
| 36
|
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
| 144
| 18
| 36
|
| 52
| 2
|
| *Экзамен входит в общую трудоёмкость
3. Содержание курса.
Тема 1. Отечественная история как составная часть
исторической науки и учебная дисциплина. Место Отечественной истории в системе исторических наук. Предмет Отечественной истории. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.
Сущность, форма, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Основные принципы и методы исторического исследования.
Методология и теория исторической науки.
Понятие и классификация исторического источника. Исторический факт и значение этого понятия в науке.
Отечественная историография в прошлом и настоящем. Различные концепции российского исторического процесса.
Историческое сознание и роль Отечественной истории в его формировании.
Тема 2. Возникновение и развитие
Древнерусского государства (IX-XII вв.).
Изменения в геополитической структуре Европы в эпоху раннего средневековья.
Проблема этногенеза восточных славян. Территория расселения, хозяйственная деятельность, верования, община.
Отношения с Византией и кочевниками.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Наиболее распространенные версии происхождения Древнерусского государства.
Основные этапы становления государства. Формы правления и государственное устройство. Эволюция роли Киева и княжеской власти. Деятельность Олега, Ольги, Святослава, Владимира I.
Принятие христианства. Причины, цели и последствия этого события. Особенности русского православия.
Тема 3. Эволюция восточно-славянской государственности
в XI – первой половине XIII вв.
Особенности социально-политического развития Киевской Руси в XI веке. Организация гражданского управления. Правление Ярослава Мудрого и его роль в развитии древнерусского государства. Уровень социально-экономического и политического развития Руси.
Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности на Руси. Освоение новых территорий. Феодальное землевладение. Города. Система престолонаследия.
Своеобразие развития отдельных русских земель и княжеств в XI-XIII вв.
Владимиро-Суздальское княжество. Политика Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Борьба княжеской власти с боярством. Основание Москвы.
Галицко-Волынское княжество. Феодальное землевладение. Боярство. Города. Объединение Галицкого и Волынского княжеств. Отношения с Венгрией и Польшей. Политика Даниила Романовича.
Новгородская земля. Внешняя торговля. Социальные отношения. Образование Новгородской феодальной республики. Политический строй.
|