1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание





Скачать 250.77 Kb.
Название1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание
Дата публикации07.04.2015
Размер250.77 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > История > Самостоятельная работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Программа курса

для специальности 020700 - История

Пермь 1999

Составитель доцент Г.Д.Селянинова
Введение в историю: Программа курса для специальности 020700 – История/ Перм. гос. пед. ун-т; Состав. Г.Д.Селянинова. – Пермь, 1999, 16 с.
Программа предназначена для студентов 1 курса исторического факультета дневной и заочной форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пермского государственного педагогического университета.
© Пермский государственный педагогический университет, 1999

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Изучение учебного курса “Введение в историю” имеет особое научное и практическое значение в связи с необходимостью ознакомления студентов-первокурсников с наиболее общими положениями исторической науки, со спецификой приращения исторического знания, с тематическими, хронологическими и пространственными аспектами исторического познания, категориальным аппаратом исторической науки и т.д.

В данном учебном курсе рассматриваются источниковедческие вопросы, категории и методы исторического исследования, концептуальные модели истории.

В процессе освоения данного курса у студентов вырабатываются навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, развивается системное мышление.

Курс изучается в течение двух семестров.

Самостоятельная работа студентов включает изучение лекционного материала, работу с основной и дополнительной литературой, выполнение рефератов.

Формы контроля: в процессе обучения проводятся контрольные работы по каждому разделу. Изучение курса завершается итоговой контрольной работой в форме тестирования, защиты реферата или выполнения контрольного задания.
ЦЕЛЬ КУРСА -

Профессиональная адаптация студентов - первокурсников.
ЗАДАЧИ КУРСА -

  • усвоение категориального аппарата, используемого в исторической науке,

  • знакомство с методами познания исторической науки,

  • получение представлений о концепциях (моделях) исторического процесса,

  • выявление специфики исторической науки.


ПРОГРАММА
Тема 1. Предмет исторической науки

История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание предмета исторической науки, ее содержания, задач и функций. Классификация наук. История и другие общественные науки. Принципы деления исторической науки: структурный, пространственно-географический, хронологический. Основные эпохи мировой истории в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах.
Литература

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

Гулыга А.В.Искусство истории. М., 1980.

Гулыга А.В. История как наука// Философские проблемы исторической науки. М., 1969. – С. 7-15.

Егоров В.К. История в нашей жизни. М., 1990.

Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976.

Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1965.

Колхановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших уч. завед. Ростов н/Д., 1999.

Медушевская О.М., Румянцева М.Д. Методология истории: Учебное пособие. М., 1997.

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1996.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

Могильницкий Б.Г. Об исторической закономерности как предмете исторической науки// Новая и новейшая история. – 1997.- № 2. – С. 3 – 15.

Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов н/Д., 1998.

Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982.

Шубин А. Гармония истории. М., 1992.
Тема 2. Классификация исторических дисциплин

Составные части исторической науки. История. Археология. Этнология.

Вспомогательные исторические дисциплины. Источниковедение как теория и методика изучения и использования исторических источников. Историография – изучение истории исторической науки. Археография - теория и практика издания письменных исторических источников. Эпиграфика – изучение древних и средневековых надписей. Сфрагистика – изучение печатей. Палеография – изучение древней письменности. Историческая хронология – изучение систем летосчисления и календарей различных народов и государств. Метрология – изучение развития систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения у различных народов. Нумизматика – изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам. Дипломатика – изучение исторических актов (юридических документов). Геральдика – изучение гербов. Генеалогия – изучение происхождения и родственных связей исторических лиц, родов, фамилий. Эмблематика – изучение символов и знаков. Историческая география – изучение условий жизни людей, среды обитания, изменения границ государств в прошлом. Историческая демография – изучение процессов воспроизводства населения в различные исторические периоды. Историческое языкознание – изучение истории языков как отражения истории народов.
Литература

Введение в специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М., 1990.

Историческая демография: Проблемы, суждения, задачи. М., 1989.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Пособие для истор. фак. пед. ин-тов. М., 1984.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио: Палеография. Метрология. Хронология. Геральдика. Нумизматика. Ономастика. Генеалогия: Кн. для учащихся и студентов. М., 1994.

Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.
Тема 3. Структура и деятельность научных исторических

учреждений

Научные учреждения по изучению истории в системе Российской Академии наук. Отделение истории РАН – группа отраслевых научно-исследовательских институтов и учреждений: Институт археологии, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, Институт всеобщей истории, Институт российской истории, Институт востоковедения, Институт Африки, Институт Дальнего Востока, Институт США и Канады, Институт Латинской Америки, Институт мировой экономики и международных отношений.

При Отделении истории РАН: Археографическая комиссия, проблемные научные советы, журнал «Вопросы истории».

Региональные отделения РАН: Сибирское отделение с тремя филиалами: Восточно-Сибирским, Бурятским и Якутским. Уральское отделение. Дальневосточное отделение. Научные филиалы РАН: Башкирский, Дагестанский, Карельский, Кольский, Коми, Казанский.

Институт военной истории.

Исторические библиотеки. Российская государственная библиотека в Москве, ее фонды и направления научно-исследовательской работы. Российская национальная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Библиотека РАН в Санкт-Петербурге. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в Москве. Историческая библиотека РФ в Москве. Всероссийская библиотека иностранной литературы. Республиканские, областные и городские библиотеки, библиотеки музеев, архивов и вузов.

Архивы. Российский государственный архив древних актов в Москве. Государственный архив РФ в Москве. Российский государственный архив экономики в Москве. Российский государственный военно-исторический архив в Москве. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Российский государственный архив литературы и искусства в Москве. Архив РАН.

Музеи. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Государственный исторический музей в Москве. Государственная оружейная палата Московского Кремля. Центральный музей вооруженных сил в Москве. Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Другие отраслевые центральные музеи.

Республиканские музеи. Музеи-заповедники. Местные краеведческие музеи. Музеи вузов.
Литература

Государственные архивы РСФСР: Справочник – путеводитель. М., 1980.

Государственные архивы Союза ССР: Краткий справочник. М., 1956.

Журнал «Отечественные архивы» - периодическое издание.

Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учеб. для ср. спец. уч. завед. М., 1996.

Собрания книжных памятников (редких и ценных изданий) в библиотеках, музеях и архивах Российской Федерации. М., 1998.
Тема 4. Историческое образование в России. Подготовка специалистов-историков в вузах

Система исторического образования в университетах и педагогических вузах. Профессиональные перспективы выпускников исторических и историко-филологических факультетов. Учебный план подготовки студентов исторического факультета ПГПУ. Формы организации учебного процесса в вузе: лекционные курсы (общие, проблемные, специальные), семинары и спецсеминары, консультации, коллоквиумы, экзамены, зачеты, контрольные работы, государственные экзамены, выполнение курсовых и дипломных работ, производственные и педагогические практики.

Научно-исследовательская работа студентов – историков. Навыки самостоятельного творческого труда. Подготовка реферата. Этапы работы над курсовыми и дипломными проектами, требования ГОСТа к их оформлению.
Литература

Владимиров Л.П. Слушание и конспектирование лекций. Киев, 1969.

Историческое образование: смысл, содержание, новое прочтение. Пермь, 1998.

Подготовка историка в университете: Из опыта работы. Саратов, 1990.
Тема 5. Историческая литература и ее изучение

Навыки учебного и исследовательского труда в библиотечных учреждениях. Структура библиотек: справочно-библиографические отделы, книгохранилища, каталоги. Этапы поиска литературы по проблеме: использование библиографических указателей, летописей газетных и журнальных статей, летописей авторефератов, реферативных сборников, алфавитно-предметных указателей, каталогов. Использование справочной литературы. Оформление библиографического аппарата в научных сочинениях.

Историография и историческая библиография: их роль в процессе изучения исторических проблем. Историографический этап в процессе научного поиска. Понятие историографической ситуации.
Литература

Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. М., 1990.
Тема 6. Исторические источники и их научный анализ

Задачи источниковедения. Вспомогательные исторические дисциплины и изучение исторических источников различных эпох. Понятие «исторический источник». Принципы классификации исторических источников. Типология источников: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотофонодокументы.

Классификация письменных источников. Законодательные источники. Актовый материал. Документы текущего делопроизводства. Нарративные источники. Экономико-географические и статистические материалы. Периодическая печать.

Процесс работы над источниками. Этап поиска источников. Внешняя критика источника: выяснение содержания источника, определение подлинности, выяснение авторства. Внутренняя критика источника (герменевтика): выяснение научной ценности информации источника. Сопоставительный анализ информативных данных различных источников («перекрестный допрос» источников).
Литература

Дербов Л.А. Введение в изучение истории. М., 1981. – 184 с.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие для гуманит. спец. М., 1998.

Котов В.Н. Введение в изучение истории. Киев, 1982.

Прокофьев В.А. Исторические источники и исторические архивы. М., 1959.
Тема 7. Методы исторических исследований

Место и роль философских методов. Общенаучные методы: исторический и логический, восхождение от конкретного к абстрактному (индуктивный) и восхождение от абстрактного к конкретному (дедуктивный), метод моделирования, метод системного подхода. Принцип историзма.

Специальнонаучные исторические методы: историко-генетический метод, сравнительно-исторический, историко-типологический, историко-системный, метод диахронического анализа, ретроспективный метод. Использование в исторической науке конкретно-социологических приемов исследования, историко-психологических подходов, количественных методов и информатизация исторической науки. Контент-анализ. Клиометрия. Частнонаучные методы. Творческая лаборатория историка.
Литература

Абрамов В.К. Корреляционный анализ в исторических исследованиях: Учеб. пособие. Саранск, 1990.

Абрамов В.К. Математические методы в исторических исследованиях: Учеб. пособие. Саранск, 1988.

Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.

Аверьянов А.И. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.

Историческая информатика: Учебное пособие. М., 1996.

Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. Философско-методологические проблемы. М., 1986.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Коган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1983.

Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.

Математические методы в социально-экономическом и археологическом исследованиях. М., 1983.

Миронов Б.Н. История в цифрах: Математика в исторических исследованиях. Л., 1991.

Логические методы и формы научного познания. Киев, 1994.

Плохотников К.Э. Нормативная модель глобальной истории. М., 1996.

Ракитов А.И. Историческое познание. М.,1982

Серов Н.К. Процессы и мера времени (Проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке). Л., 1974.

Уемов А.Н. Логические основы метода моделирования. М., 1971.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. М., 1972.
Тема 8. Категории в исторической науке

Философские категории. Первый словарь философских терминов Аристотеля IV в. до н.э. Философские категории стоиков, Плотина, Порфирия, Боэция. Категории философских систем нового времени: Кант, Фихте, Мах и т.д. Марксистско-ленинские философские категории. Новые философские категории.

Общенаучные категории. Семиотика.

Категории исторической науки. Историческое время. Историческое движение. Историческое пространство. Историческая альтернатива. Смысл истории. Менталитет. Категории всемирно-исторического и локально-исторического. Историческая структура. Исторический процесс. Исторический факт. Историческая закономерность. Исторический прогресс. Историческая типология. Историческая эпоха. Исторический опыт. Историческое сознание.

Понятийный аппарат исторической науки.
Литература

Балашов Л.Е. Мир глазами философа. Категориальная картина мира. М., 1997.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Исхаков Р.Л. Краткое изложение древней истории классификации категорий от Платона до наших дней// Сознание и физическая реальность.- 1999. – Т. 4. - № 2. – С. 2 – 15.

Исхаков Р.Л. Группа предельных категорий типа «Абсолют»// Сознание и физическая реальность. 1999. – Т.4. - № 3. – С. 2 – 16.

Категории исторических наук: Сб.ст. Л., 1988.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1996.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997.
Тема 9. Структура, основные факторы и стороны

исторического процесса

Системно-структурный анализ исторического процесса.

Историческая эпоха.

Историческая ситуация, внутренние и внешние факторы ее развития, основное противоречие. Способы воздействия на историческую ситуацию. Роль личности в истории.

Исторический факт. Исторический факт как непосредственно наблюдаемое или изучаемое явление, процесс, событие (факт действительности). Исторический факт как зафиксированное в источнике событие прошлого. Научно-исторический факт – модель события, созданная в процессе его осмысления.

Понимание исторического факта различными историческими школами.

Литература

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник// Вопросы истории. – 1968. - № 10

Желенина И.А. Историческая ситуация. Методология анализа. М., 1987.

Жуков Е.М., Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М., 1979.

Иванов Г.М. К вопросу о понятии «факт» в исторической науке// Вопросы истории. – 1969. - № 2. – С. 73-87.

Кертман Л.Е. Законы исторических ситуаций.// Вопросы истории.- 1971.- № 1.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Подосетник В.М. Гносеологическое значение фактов в познании общественных явлений// Теория познания и современная наука. М., 1967.
Уваров А.И. Структура теории в исторической науке// Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 3. Томск, 1965.
Тема 10. Циклическая модель исторического процесса

Мифологические представления о циклах истории. Античные историки об этапах и причинах развития человеческого общества: идеи Платона, Аристотеля, Полибия. «Исторические записки» Сыма Цяня.

Идея исторических циклов в мировых религиях. Историософия. Представления об исторических циклах аль-Бируни и Ибн-Халдуна.

Идея исторического кругооборота в эпоху Просвещения. Д.Вико.

Теория культурно-исторических типов и законов их развития Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер о жизненном цикле культуры.

Цивилизационная теория А.Тойнби: виды цивилизаций, стадии и механизмы их развития.

К. Ясперс об осевом времени.

Г.Вернадский, П.Савицкий, Л.Гумилев о евразийской цивилизации.

Современные цивилизационные паттерны. Цивилизация как социокультурная общность (П.Сорокин). Цивилизация и культура. Цивилизация и религия. Цивилизация и этнос. Структура цивилизациии. Механизм смены цивилизаций. Типы цивилизаций. Место России в типологии цивилизаций. Ценности российской цивилизации, ее перспективы.
Литература

Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

Гречко Н. Концептуальные модели истории. М., 1996.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

Кроль Ю.А. Сыма-цянь – историк. М., 1970.

Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Савицкий П. Пути Евразии. М., 1997.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М. – СПб, 1996.

Шеин А., Шеин В. Создание новой цивилизации: О прошлом, настоящем и будущем человечества// Азия и Африка сегодня. – 1997. - № 5. – С. 26-28.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 11. Представления об историческом процессе в

философских системах модернизма

Концепция прогрессивного развития общества в эпоху Просвещения. Ж.А.Н.Кондорсе о достижениях прогресса на различных этапах человеческой истории. Модель исторического процесса в философии позитивизма. О.Конт о прогрессе человечества. Учение об эволюции Г.Спенсера.

Спиралевидная концепция исторического развития К. Маркса и Ф.Энгельса. Исторический материализм. Закон классовой борьбы. Теория общественно-экономических формаций. В.И.Ленин о значении революций в истории человечества.

Теория модернизации. Переход от традиционного к современному обществу. Эшелоны модернизации. Особенности модернизационного процесса России.

Общие черты модернистских исторических моделей. Законы истории. Единство истории.

Литература

Володихин Д.М. Критика теории прогресса в трудах Р.Ю.Виппера// Вопросы истории. 1999. - № 2. – С. 153-162.

Гречко Н. Концептуальные модели истории. М., 1996.

Гринин Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (опыт философско-социологического анализа всемирно-исторического процесса). В 3-х ч. Волгоград, 1995-1996.

Гегель Г.В. Ф. Лекции по философии истории. СПб, 1993.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.- СПб., 1998.

Маркс К. Критика Готской программы. //Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. – Т. 19. – С. 9-32.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993.

Иванов В.В. Ленинская концепция истории: методология и методика исследования. М., 1985.

Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм// Вопросы философии. 1999. - № 2. – С. 3-22.

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

Хорос Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Яковец Ю.В.История цивилизаций. М., 1995.
Тема 12. Историческая наука в конце ХХ века

Кризис в науке или процесс развития? Перспективные методологические поиски.

Смена парадигмы в исторической науке. К.Поппер и отрицание законов истории.

Постмодернизм и разрыв с предшествующей исторической традицией. Плюралистичный взгляд на мир. Герменевтика и идея авторского дискурса (нарратива). Постструктурализм и понимание дискретности исторического времени. Микроистория и изменение масштаба исторического анализа. Интеллектуальная история. Гендерная история. Проблемная история. Психоистория. Альтернативно-ризомная интерпретация исторического процесса.

Синергетика. Естественно-научная теория И.Пригожина и ее возможности в понимании истории общества.
Литература

Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия// Путь. Международный философский журнал. - 1992. - № 1.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

Зуев К. Существует ли смысл истории? (О философии истории К.Поппера)// Общественные науки и современность. - 1994. - № 5.

Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века.// Вопросы истории.- 1996.- № 4.- С. 3 - 32.

Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. – 180 с.

Методологические поиски в совеременной исторической науке. //Новая и новейшая история.- 1996.- № 3. - С.75 - 90., № 4.- С. 79-99.

Козловский П.Современность постмодерна// Вопросы философии. – 1995.- № 10.

Поппер К.Р. Нищета историцизма. М., 1993.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1993.

Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: Рождение, становление, методы и перспективы// Вопросы истории. – 1998. - № 6. – С. 76-78.

Рассел Б. История западной философии. В 2-х кн. Новосибирск, 1994.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Античные историки о смысле истории.

  2. Историческое познание в эпоху средневековья.

  3. Системы летосчисления и календари.

  4. Русские народные сказки как исторический источник.

  5. Исторические подделки (фальшивые исторические источники).

  6. Становление системы высшего исторического образования в Перми.

  7. История и математика.

  8. Психоистория.

  9. Школа «Анналов».

  10. К.Ясперс о смысле истории.

  11. А.Тойнби о движущих силах истории.

  12. История и мифология.

  13. К.Поппер об историческом процессе.

  14. Евразийская школа историков.

  15. Пассионарная теория Л.Н.Гумилева.

  16. Современные концептуальные поиски зарубежных историков.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.

Аверьянов А.И. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

Гречко Н. Концептуальные модели истории. М., 1996.

Гулыга А.В.Искусство истории. М., 1980.

Гулыга А.В. История как наука// Философские проблемы исторической науки. М., 1969. – С. 7-15.

Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976.

Кертман Л.Е. Законы исторических ситуаций.// Вопросы истории.- 1971.- № 1.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио: Палеография. Метрология. Хронология. Геральдика. Нумизматика. Ономастика. Генеалогия: Кн. для учащихся и студентов. М., 1994.

Историческая информатика: Учебное пособие. М., 1996.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Котов В.Н. Введение в изучение истории. Киев, 1982.

Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учеб. для ср. спец. уч. завед. М., 1996.

Могильницкий Б.Г. Об исторической закономерности как предмете исторической науки// Новая и новейшая история. – 1997.- № 2. – С. 3 – 15.

Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. М., 1990.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1993.

Подготовка историка в университете: Из опыта работы. Саратов, 1990.

Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.

Хорос Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.

Яковец Ю.В.История цивилизаций. М., 1995.

Введение в историю

Программа курса для специальности 020700 – История

Составитель Гульсина Дагирьяновна Селянинова

Редактор Н.В.Петрова

Подписано в печать 21.09.99. Формат 60Х84 1/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93 Уч.- изд. л. 0,8

Тираж 100 экз.

Пермский государственный педагогический университет. 614600 Пермь, ул. Сибирская, 24

Учебно-тематический план курса «Введение в историю»

Факультет исторический Очное отделение


ПП

Наименование темы, раздела

Количество часов













лек-ций

прак-тич.

Лабо-ратор-ных




1.

Предмет исторической науки, ее содержание, задачи и функции.

2










2.

Основные эпохи мировой истории в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах.

2










3.

Исторические источники и их научный анализ.

2










4.

Понятие «исторического факта».

2










5.

Классификация исторических дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины.

2










6.

Историография и историческая библиография: их роль в процессе изучения исторических дисциплин.

2










7.

Понятие историографической ситуации.

2










8.

Структура и деятельность научных исторических учреждений.

2










9.

Методика исторических исследований.

2










10.

Творческая лаборатория историка.

2










11.

Студент-историк в вузе. Как выполнять курсовую работу.

2










12.

Понятие исторической ситуации, внутренние и внешние факторы ее развития, основное противоречие.

2










13.

История и экономика. История и политика. История и личность.

2










14.

Понятие исторического закона.

2










15.

Циклическая модель исторического процесса.

2










16.

Линеарная концепция истории.

2










17.

Марксистско-ленинская концепция исторического процесса.

2










18.

Идеи многовариантного параллельного развития исторических явлений

2










19.

Теория модернизации.

2










20.

Постмодернистская интерпретация исторического процесса.

2










21.

Историческая наука в России на пороге ХХ1 века.

2













Итого

42












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconДистанционный курс изучения истории преподаватель: ковалева татьяна сергеевна электронная почта
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История как наука и как учебный предмет. Значение изучения истории. Периодизация истории
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма дисциплины основы научных исследований. Зарубежная история....
Таким образом, содержание курса определяется современным состоянием отечественной и мировой исторической науки в области разработки...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А
Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconОтветы на вопросы по курсу «Отечественная история»
«Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconТематическое планирование по курсу «История Древнего мира» 5 класс
Дать представление об истории как науке, помогающей узнать далёкое прошлое человечества и всей планеты
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание icon1. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории....
...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconРабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)...
Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История – наука многоотраслевая, комплексная, социальная. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconРабочая программа Предмет: всеобщая история
Удалось избежать дробления истории на конкретные описания истории отдельных стран и выявить магистральную направленность и важнейшие...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»
«История России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин подготовки по направлению 032100 «Востоковедение...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconВопросы к зачету по отечественной истории
Предмет, объект, методы и методология исторической науки. Исторические источники
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconИнструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки
Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconРабочая программа по всеобщей истории в 6классе. ( «Истории средних веков», «Истории России»)
Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «История средних веков», авторов Искровская...
1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества, наука. Осмысление задач истории в эпоху античности. Средневековые авторы о смысле истории. Превращение истории в науку в новое время. Современное понимание iconРабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом...
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск