Рггу историко-архивный институт





НазваниеРггу историко-архивный институт
страница1/5
Дата публикации22.04.2015
Размер0.87 Mb.
ТипДипломная работа
100-bal.ru > История > Дипломная работа
  1   2   3   4   5


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра Современного Востока

Рябчук Дмитрий Анатольевич

Распространение опиума в китайском обществе в период Цзинь дай (1840-1911 гг.) и его последствия: историко-антропологический анализ

030800.65 Востоковедение, африканистика

Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения

Допущена к защите на ГЭК

Заведующий кафедрой Научный руководитель

д-р филос. наук, д-р истор наук проф. кандидат исторических наук

_______________ А.В. Коротаев ____________ А.А. Закурдаев

«___»__________ 2012 г.

План

Введение………………………………………………………………….03

Глава 1 Место и роль опиума в исторических событиях периода Цзинь дай (1840–1911) …………………………………………………………09

1.1. О времени, предшествовавшем первой Опиумной войне………………………………………………………………………09

1.2. Первая Опиумная война……………………………….16

1.3. Тайпинское восстание и Вторая Опиумная война……24

1.4. Договоры, навязанные Китаем в XIX в…………….29

1.5. Исторические последствия Опиумных войн………….36

Глава 2. Место и роль опиума в культуре китайского общества периода Цзинь дай………………………………………………………………….43

Заключение ……………………………………………………………….70

Список использованной литературы…………………………………….73

Введение

Вступительная часть. Однажды, 10 февраля, в эфир вышла очередная передача “Школа злословия”, на участие в которой был приглашен член-корреспондент РАН С. А. Арутюнов. В своей беседе с ее ведущими он, коснувшись вопроса предметной области социальной антропологии, привел весьма интересный пример. По его суждению, если бы мы изучали историю стула в целом, то он был бы предметом культурологии; если бы мы изучали стул в его взаимосвязи с тем человеком, которому разрешено (или запрещено) сидеть на нем, его соответствующим поведением, то – к социальной антропологии. Аналогичная ситуация, как кажется, имеет место и в случае с опиумом, который, как правило, рассматривают как медицинское или наркотическое средство. Антропологическая наука позволяет взглянуть на проблему опиума гораздо шире, при этом опираясь как на исторический, так и на культурный материал.

Актуальность темы. Насколько пагубным может быть опиум для человека, настолько же он может быть разрушителен для культуры в целом. Мне кажется, что соответствующая проблема опиума, демонстрируемая китайской историей, относится к тому типу, которая существует на все времена, чья мораль показывает, что происходит с обществом, его культурой, если потерять бдительность и утратить контроль над ней.

Предмет и задачи дипломной работы. Предметом настоящей работы является опиум как средство влияния на китайское общество и его культуру в период 1840–1911 гг.

Исходя из содержания названия темы, автор поставил следующие задачи:

  1. Проследить исторический ход событий, имевших место в соответствующее время и, так или иначе, связанных с опиумом.

  2. Проанализировать их исторические последствия, в частности условия, при которых опиум был широко внедрен в культуру китайского общества.

  3. Изучить и проанализировать сферы жизни китайца, в которых опиум стал неотъемлемой частью.

Новизна. Автору не удалось найти сведений о наличии специальных монографических работ и публикаций по этой теме, что дает возможность предполагать, что в отечественной и в западной литературе о Китае проблеме опиума как средству влияния на культуру китайского общества, вероятно, не было уделено внимания. В связи с этим данная работа вносит пусть небольшой, скромный, вклад в развитие этой темы, открывает новые аспекты роли опиума в истории китайской общества.

Историография (История изучения темы)

Обзор используемых источников:

В данной работе мы используем следующие материалы: мемуары китайского дипломата и генерал-губернатора провинции Чжили, Ли Хунчжана и записи об опыте курения опиума, сделанные Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем1. Изучая их работы, мы можем проследить за культурными и историческими процессами, происходившими на территории Китая на протяжении опиумных войн и после них.

С исторической точки зрения рассмотрим первым Ли Хунчжана2, так как он жил во время Опиумных войн, а значит выступает в роли очевидца. В то время он участвовал в войне против Тайпинов, а позже был уполномоченным по торговым и военным делам и вел активную борьбу против опиумоторговцев. В своих мемуарах он активно критиковал все, связанное с Англией, кроме дипломатии. Впоследствии он стал меньше критиковать запад, что было связано с более глубоким знакомством с западной культурой. Во время Опиумных войн он руководил отрядами чистильщиков. Это были отряды для очистки города от торговцев опиумом и людей, принимающих его. После окончания опиумных войн он продолжил служить императору, но уже в качестве главного сановника. Его мемуары затрагивают множество тем, начиная от христианства и заканчивая политическим устройством западных стран. Вначале он жестко критиковал всё некитайское, но в процессе более близкого знакомства с представителями западных государств, его мнение о них менялось в лучшую сторону. Ли Хунчжан умер в 1901 году, после подписания договора об окончании “Ихэтуаньского” кризиса3.

Очень важным документом для изучения является запись русского  этнографа, антрополога, биолога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, который описывает, как опиум воздействует на сознание человека. Благодаря этой информации можно, не подвергая себя опасности, попытаться представить, что чувствует и о чем думает курильщик.

Обзор используемой литературы:

Об опиумной проблеме в Китае пишет в своей статье4 и авторитетный русский юрист Б. Гурьев. В ней он подробно описывает, как вследствие опиумного кризиса Китай был вынужден усилить торговлю с Россией. Это послужило основой для укрепления товарищеских отношений между двумя странами. Эти отношения сохранились и до сих пор, о чем свидетельствует, например, год Китая в России (2006). Из его слов, что ни одна страна не может существовать без дипломатических отношений с внешним миром, что в противном случае приведет её к неспособности противостоять как внешним, так и внутренним изменениям в мировой политике.

Доктор исторических наук О. Е. Непомнин описывает в своей книге5 историю Китая во время династии Цин. Из описания видно, как императоры этой династии старались сохранить культурную и политическую целостность своего государства, как боролись с западной агрессией и противостояли контрабанде опиума. Непомнин считает, что основной причиной неудач китайских императоров было то, что они не хотели вести переговоров с западными дипломатами на равном уровне.

Детальное описание периода Цзинь дай также дается в десятом6 и одиннадцатом7 томах Кембриджской Энциклопедии Китайской Истории Джона К. Фэирбэнка и Дэниса Твитчета. Авторы рассматривают изучаемый период с социальной, экономической, политической и духовной сторон. Они описывают специфику Опиумных войн, аспекты контрабанды опиума, а также взаимоотношения между европейскими и китайской державами, влияние опиумного кризиса на гражданское население и культуру.

Далее перейдем к историческим обзорам Джулии Ловелл8 (1975–) и Чэнь Сунчена9. Работа Чэнь Сунчена имеет аналитический характер и в большей степени посвящена описанию политических событий, предшествующих Первой Опиумной Войне. Это показывает, что японская сторона придерживается нейтрального положения, но автор критикует политику европейцев и в частности англичан в отношении Китая. В обзоре Джулии Ловелл параллельно описывается история Первой Опиумной Войны и приводятся факты того, как опиум встраивался в китайскую культуру. Автор в частности, детально описывает, как были устроены курильни и как вели себя чиновники во время и вне военных действий.

Также следует рассмотреть работу Чжэн Янвэн10, в которой описывается история потребления опиума на протяжении китайской истории, а также приводятся описания культурного взаимодействия опиума, но имеют более детальное описание. Кроме того что в работе даются краткие экономические и социальные сведения того времени, автор параллельно объясняет причины становления опиума как одной из основных частей китайского общества, приводит примеры китайских стихов, написанных под влиянием опиума, а также описывает маршруты, которыми доставлялся опиум в Китай.

Еще одна работа, связанная с опиумом, это труд Мартина Бута "Opium: a history"11, который рассматривает опиум в контексте мировой истории с точки зрения влияния опиума на экономику и культуру разных стран на протяжении около четырех тысяч лет. В его книге описываются различия между опиумом из разных стран, а также приводятся различные детали по производственному процессу, который проходил опиум и в результате становился товаром потребления.

Глава 1

Место и роль опиума в исторических событиях периода Цзинь дай (1840–1911)

О времени, предшествовавшем первой Опиумной войне

Опиум попал в Китай в VIII веке12. Его экспортировали в страну как лекарственное средство сначала арабы, потом португальцы, а потом эстафету перехватили испанцы. Однако после поражения Непобедимой армады в 1588 г. торговля перешла к голландцам и, несколько позже, к англичанам.

Изначально коммерческие отношения между Китаем и Великобританией были неравными, ибо торговый баланс был на стороне китайского экспорта. В то время среди европейцев китайские товары считались чем-то экзотическим и признаком роскоши. Политика династии Цин была направлена на изолирование Поднебесной от иностранного влияния. Иностранным судам был открыт всего один порт, а торговцам запрещалось покидать его границы и учить китайский язык.

Такие жесткие условия мешали европейским торговцам вести бизнес, поскольку он практически не имели возможности продавать свои товары в Китае, хотя существовал спрос на итальянское стекло и русские меха. Такой вид торговли вынуждал Англию оплачивать свои возрастающие закупки китайских товаров драгоценными металлами, а именно серебром. Пытаясь как-то восстановить равновесие, англичане посылали торговые делегации к китайским императорам, но все переговоры всегда заканчивались неудачей, поскольку китайцев нечем было заинтересовать.

Однако к XIX веку ситуация изменилась, так как был найден товар, способный заинтересовать Китай. Это и был опиум.

В то время в Китае был полный запрет на торговлю и употребление опиума, о чем свидетельствуют императорские декреты 1729 и 1799 годов. Однако в 1773 году Британская Ост–Индийская компания приобретает монополию на закупку Бенгальского опиума, а в 1775 году начинает сбывать его в Китае.13 Объем продаж опиума составил с 1,4 тонн в 1775 году до 1500 тонн в 1830 году (см. таб 1)14. По приказу императора сторожевые корабли провинции Гуандун, через которую наркотик попадал в Китай, усилили борьбу с многочисленными китайскими джонками, принадлежавшими местным оптовым контрагентам англичан. После этого опиум стал доставляться к заранее условленным стоянкам у берега, где перегружался на джонки местных контрабандистов. Военные ничего не могли поделать с быстроходными клиперами англичан и американцев и вскоре стали помогать им в транспортировке, тайно принимая взятки с торговцев и контрабандистов15.

Таблица 1

Количество бенгальского опиума, проданного британцами в Китае

Год

Сбыт опиума в Китай

1775 г.

1.4 т опиума

1830 г.

1 500 т опиума

1838 г.

2 000 т опиума

Угроза истощения запасов серебра, усиление коррупции госаппарата, моральная и физическая деградация офицеров и солдат под воздействием наркотика заставляли правительство ужесточать антиопиумную политику. С 1822 по 1834 г. было издано пять указов, которые должны были остановить рост импорта этого наркотика в страну. Однако эти указы использовались чиновниками, чтобы получать больше взяток с китайских и западных торговцев опиумом. Во всех крупных городах возникли опиумные “фирмы”, которые процветали и были защищены благодаря коррумпированным чиновникам16.

В контрабандную продажу опиума втягивались все новые слои населения, а с ними и торговый капитал провинций. Чтобы облегчить проникновение наркотика в страну, создавали склады по приему и “конторы” по транспортировке опиума. На джонках наркотик из района Гуанчжоу доставлялся в порты Фуцзяни, Чжэцзяна, Цзянсу, Шаньдуна и др.17 В каждом порту находились специальные “фирмы”, занимавшиеся скупкой опиума, его хранением и перепродажей.

Ещё одним разрушительным фактором опиумного нашествия в Китай стало распространение местного макосеяния для выращивания наркотика в Китае (см. таб 2)18. Вследствие дешевизны по сравнению с привозным, опиум местного производства вскоре стал пользоваться огромным спросом в низших слоях населения (см. таб 319, 420, 521). Из-за того, что цены на местный опиум были намного выше, чем на продовольствие, в некоторых районах крестьяне стали забрасывать производство зерновых и овощей, переходя к возделыванию мака. Его посевы в ряде провинций постоянно увеличивались, что объяснялось попустительством местной бюрократии, которая получала с этого тайный доход. В 1831 г. был издан указ о запрете макосеяния, но дешевизна местного наркотика, доступность и прибыль с его продаж сводили к минимуму правительственные меры по его запрету.

Таблица 2

Потребление опиума в Китае, 1810 – 1880 (млн. мексиканских долл.)

Дата

Опиум (импортируемый)

Опиум (местный)

Общее количество

1810

4.6




4.6

1820

9.7




9.7

1830

13.2




13.2

1840

18




18

1850

30

3

33

1860

35

8

43

1870

36

13

49

1880

34

17

51

Таблица 3

Рост числа курителей опиума на протяжении XIX в.

Год

Население Китайской Империи

Количество курителей опиума

1842

416 118 200 чел.

2 млн чел.

1881

369 183 000 чел.

120 млн чел.



Таблица 4

Ежедневное потребление опиума в портовых городах (в порциях по 5 гр.)

Название порта

Уровень потребления порций (начинающий)

Уровень потребления порций (средний)

Уровень потребления порций (тяжелый)

Количество трубок на одну порцию

Нючван

1–1.5/2

3/4

10–15/10-15

5–8 /5-8

Тянцзин

3-5/6

1.2-2/3

3.6-6/7

10-14/10

Чыафу

1/1

3/3

10/10

10/10

Ичан

1/1.5

2-3/2

4/6

10/8

Ханькоу

2/2

4/4

15/15

3/3

Хиухиан

0.5/н.д.

3-5/н.д.

10-20/н.д.

8-10/н.д.

Вуху

1.5-2/2

4-5/5

12-15/20

6-7/7

Чиньхиан

1-2/1-2

3/3

5-6/5-6

20/20

Шанхай

2/2

5/5

10/10

6/6

Нинпо

1/1

3/3

7-25/10-20

10/10

Вэньчжоу

0.6/0.6

3/3

8/8

7/7

Фучжоу

0.3/0.3

2/2

10/10

5-16/5-16

Тамсуй

1.5/н.д.

3/н.д.

8/н.д.

10/н.д.

Такхоу

1/н.д.

3-4/н.д.

8-11/н.д.

10-12/н.д.

Амой

0.5-2/0.5-2

2-5/2-5

8-12/8-12

5-20/5-20

Сватоу

0.5-2/2-3

2-5/4-6

5-8/7-12

10-20/10-20

Кантон

1/1

2/2

8/8

15/15

Хиунчжоу

0.6/н.д.

2/н.д.

4/н.д.

20/н.д.

Пакхой

1/1

2-3/2-3

6-7/6-7

22/22

Бедное население / Богатое население

н.д. – нет данных

Таблица 5

Количество курящих опиум в 1869 году (%)

Класс

Количество

Чиновники

40%

Полевые работники (общее)

4-6%

Полевые работники (возделываемые провинции)

40-60%

Торговцы в Пекине

20%

Торговое сообщество в городах-портах

30%

Слуги (мужского рода)

70-80%

Слуги (женского рода)

30-40%

Солдаты

20-30%

Интеллигенция

20-30%

Дворцовые евнухи

50%

Знаменные войска

30-40%

Население (мужского рода)

30-40%

Городское население

40-60%

Примерно в это же время в Великобритании обострилась борьба за китайские рынки сбыта между двумя группировками – Ост-Индийской компанией и английской крепнущей торгово-промышленной буржуазией. В 1830-1833 гг. позиции компании стали слабеть, что попутно отражалось на её отношении импорт-экспорт, а именно на её долю приходилось менее 40% китайского импорта и 60% экспорта. Английская буржуазия жа настойчиво требовала от своего правительства принять меры, чтобы открыть путь к китайскому рынку. Для этого требовалось политическую и экономическую ликвидировать изоляцию Китая и монополию Ост-Индийской компании на торговлю с Китаем. В 1833 г. монополия была отменена, а в 1834 г. компания потеряла особое право на закупку чая и других китайских товаров, что по суть превращало её в простую управленческую организацию.

Успешно отменив у Ост-Индийской компании монополию на торговлю с Китаем, английские купцы в Гуанчжоу, объединились в торговую палату во главе с крупным опиумоторговцем Дж. Мэтисоном. Он первым делом после объединения направился в Лондон желая найти решение проблемы “изолированности” Китая. Когда Ост-Индийская компания перестала доминировать в Китае, активность английского торгового капитала в Китае стала резко усиливаться и к 1837 г. количество английских торговых организаций в Поднебесной увеличилось более чем вдвое. Параллельно был значительно увеличен экспорт чая и импорт опиума. Буржуазия настойчиво требовала действенных мер в отношении Китая. Было принято решение захватить территорию, как оплот свободной коммерции22.

Назревание опиумного конфликта

В результате дискуссий было решено провести многопрофильную разведку “закрытого” побережья. Выполнение данной задачи было возложено на гуанчжоуский совет Ост-Индийской компании, а во главе экспедиции было решено поставить её суперкарго Х. Линдсей. Следуя из Калькутты в Японию, корабль, якобы ссылаясь на непогоду, изменил курс и прошел вдоль побережья Китая из одного “закрытого” порта в другой.23 В результате Линдсей предоставил очень важную информацию, касающуюся перспектив расширения торговли опиумом и военных возможностей Цинской империи.

Следующим шагом стало прибытие летом 1834 г. лорда У. Нэпира, которого главным инспектором английской торговли в Китае, на территорию английских факторий под Гуанчжоу. Англичане прорабатывали параллельно дипломатический, и военный варианты прорыва на китайской экономической блокады, и именно Нэпир должен был наладить дипломатические отношения с Пекином и попутно продолжить разведку побережья на случай войны, но по возможности не вмешиваясь в дела контрабандистов. Нэпир адресует цинскому двору письмо с просьбой о встрече с императором. Однако согласно действовавшей в Китае системе рангов китайского чиновничества, он был всего лишь чиновником невысокого ранга, и не был сочтён достойным встречи с императором. Поэтому его письмо было возвращено с предписанием переделать его в прошение. Нэпир отказался чем спровоцировал в 1834 г. отзыв рабочего персонала с факторий и прекращение подвоза продовольствия. Когда же англичане попытались высадить десант, китайские береговые батареи открыли заградительный огонь. Решительные действия цинской стороны и нежелание начать войну заставили Нэпира подчиниться и покинуть Китай24.

Однако в конце 1836 – начале 1837 г. произошло еще одно обострение англо-китайских отношений. Наместник Лянгуана Дэн Тинчжэнь, желая разобраться с проблемой опиума, потребовал от инспектора английской торговли Ч. Эллиота уволить с фактории тех европейцев, которые были вовлечены в контрабанду опиумом и увести от берегов о-ва Линдин корабли англичан и американцев. В ответ на это английское правительство летом 1838 г. провело военную демонстрацию, направив английские корабли под командованием контр-адмирала Мейтленда противостоять флотилии военных джонок пров. Гуандун25.

Между тем к концу 30-х годов опиумный кризис заставил императора всерьез заняться этим вопросом. Как показывал опыт, указы и законы о запрещении наркотика не давали результатов, так как игнорировались и не выполнялись. В своих мемуарах китайский дипломат Ли Хунчжан писал: “Из-за свойственной англичанам резвости в торговле будь то легальная или нет, сотни тысяч простых людей нашей расы находятся сейчас в суицидных могилах”26.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
I теоретические основания формирования публичного имиджа руководителя компании
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Роль Муаммара Каддафи в создании организации Свободных офицеров в Ливии
Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Постепенно у гор стали появляться собственные духи и божества, а иногда и целые пантеоны божеств. С горами связано множество легенд,...
Рггу историко-архивный институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу историко-архивный институт iconСписок научных трудов А. А. Гиппиуса
Института высших гуманитарных исследований рггу. В 2006 г защитил докторскую диссертацию «История и структура оригинального древнерусского...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Адаптировано в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Воскресенске доцентом кафедры экономико-управленческих и правовых...
Рггу историко-архивный институт iconО конкурсе «Результативность научной деятельности преподавателей рггу»
Настоящее Положение разработано в целях стимулирования научно-исследовательской деятельности работников федерального государственного...
Рггу историко-архивный институт iconИ ее научный руководитель утверждаются на заседании кафедры и вносятся в протокол
Политология (бакалавриат) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании...
Рггу историко-архивный институт iconИнструкция по работе с порталом lms тестовые материалы; рекомендации...
Проведение мероприятия «Проведение тестовых занятий, индивидуальных консультаций для апробации модели дистанционного творческого...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных...
Рггу историко-архивный институт iconИсторико-социологический институт
Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры
Рггу историко-архивный институт iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Рггу историко-архивный институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доктор исторических наук, профессор, факультет истории, политологии и права, историко-филологический институт, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск