Рабочая программа дисциплины (модуля)





Скачать 136.48 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата публикации29.04.2015
Размер136.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

______________В.П. Зиновьев
"_____"_______________2010 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

История отечественной культуры 1945-2000-е гг.

Направление подготовки

030600 История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Томск

2010 г.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «История отечественной культуры: 1945-2000-е гг.» является сформировать цельное представление об основных этапах, направлениях, особенностях развития отечественной культуры в 1945-2000-х гг.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» – Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть по направлению ВПО 030600 История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть): культурология, история, основы права, а также – компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам история отечественной культуры до 1945 г., история материальной культуры и история искусства.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Студент, приступающий к освоению дисциплины должен знать: закономерности исторического процесса; уметь: правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 История.

А) общекультурные (ОК):

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Б) профессиональные (ПК)

в научно-исследовательской деятельности:

– способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации при индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

в культурно-просветительской деятельности:

– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные исторические концепции и подходы, существующие в рамках данной темы;

– элементы государственной политики в отношении культуры

– особенности развития основных направлений отечественной культуры 1945-2000-х гг.

Уметь:

– анализировать фактический материал по курсу;

– строить самостоятельные заключения;

– объяснить содержание основных терминов и понятий;

– работать с историческими источниками

– оформлять законченные проектные работы;

Владеть:

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС

Вводная часть

1

Введение в курс

6

1

2



2

Эссе

2

Теоретические аспекты истории советской культуры: методология, источники, периодизация

2

2



2




Основная часть

3

Советская культура в 1945-1953 гг.: политика в отношении культуры

6

3

2



2

Дебаты.
Реферат

4

Советская культура в 1945-1953 гг.: развитие направлений культуры

4

2



2

5

Советская культура в 1953-1964 гг.: политика в отношении культуры

5

2



2

6

Советская культура в 1953-1964 гг.: развитие направлений культуры

6

2



2

7

Советская культура в 1964-1985 гг.: политика в отношении культуры

7

2



2

8

Советская культура в 1964-1985 гг.: развитие направлений культуры

8

2



4

9

Советская культура в 1985-1991 гг.: политика в отношении культуры

9

2



4

10

Советская культура в 1985-1991 гг.: развитие направлений культуры


10

2



4

11

Культурная жизнь России на рубеже XX-XXI веков.

11

2



4

Закрепление материала

12




6

12





2

Итоговое тестирование.

Коллоквиум.


5. Образовательные технологии

    В курсе используется как традиционная академическая методика, включающая обзорные лекции по ключевым аспектам, так интерактивные технологии: технология проектов, сase study (кейс-стади), деловая игра, дебаты, семинар-прессконференция, а также организация СРС. Предусмотрены встречи с представителями областного и городского управления культуры. Для организации текущего контроля используется коллоквиум, тестирование, написание эссе.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем:

- работа по отбору источников и литературы по темам докладов, реферата;

- анализ и обработка отобранных данных;

- участие в обсуждениях студенческих докладов и рефератов;

- оформление тезисов докладов, реферата для занятий;

- участие в дебатах;

- подготовка к зачету.
Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику:

Блок 1: вводная часть.

Блок 2: основная часть.

Блок 3: закрепление материала.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

По разделу 1.

Эссе:

- Место культуры в государственной политике.
По разделу 2.

Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 6–8 тыс. знаков; высший балл – 100, критерии оценки: уровень собранной библиографии – 30 баллов, подача материала, аргументация оценок и выводов – 50 баллов, владение культурой цитирования – 20 баллов).
Проведение дебатов по проблеме роли государства в культуре
По разделу 3.

Тест:

- «Итоговое тестирование», имеющее целью выявление «выходных» знаний студентов по курсу.
Темы рефератов:

Екатерина Алексеевна Фурцева и советская культура 1960-х – 70-х гг.

Михаил Андреевич Суслов и советская культурная политика.

Роль отдела пропаганды и агитации (идеологического отдела) ЦК КПСС в осуществлении культурной политики в СССР.

Трансформация Министерства культуры СССР в 1953–1991 гг.

Специфика советской цензуры.

Проблема «художник и власть» (на примере судьбы представителей творческой интеллигенции).

Шестидесятничество.

Феномен гласности и его влияние не культурные процессы в годы Перестройки.

Творческие союзы в постсоветской России.
Формы итогового контроля:

Экзамен в конце пятого семестра.
Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов

1. Политика в отношении культуры в 1945-1953 гг.

2. Управление культурой в 1945-1953 гг.

3. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1945-1953 гг.

4. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1945-1953 гг.

5. Политика в отношении культуры в 1953-1964 гг.

6. Управление культурой в 1953-1964 гг.

7. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1953-1964 гг.

8. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1953-1964 гг.

9. Политика в отношении культуры в 1964-1985 гг.

10. Управление культурой в 1964-1985 гг.

11. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1964-1985 гг.

12. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1964-1985 гг.

13. Феномен авторской песни в культуре 1960-80-х гг.

14. Политика в отношении культуры в 1985-1991 гг.

15. Феномен гласности в культуре периода Перестройки

16. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1985-1991 гг.

17. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1985-1991 гг.

18. Политика в отношении культуры в 1990-2000-х гг.

19. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1990-2000-х гг.

20. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1990-2000-х гг.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник для студентов ВУЗов. Ч. 2. М., 2002. 400 с.;

  2. Возрождение культуры России: Истоки и современность. Материалы Всероссийского научного семинара, Санкт-Петербург, 15-16 декабря 1992 г. С.-Пб., 1993. 108 с.;

  3. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М., 2002. 400 с.

  4. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001. 592 с.;

  5. История культуры России новейшего времени. 1917-2000 гг. Хрестоматия. Минск, 2003. 447 с.;

  6. История культуры советского общества. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Национальные и социально-культурные процессы в СССР». Омск, 1990. 182 с.;

  7. Машковская Т.О., Машковский В.П. История отечественной художественной культуры в новейшее время. Кемерово, 1993. 202 с.;

  8. Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX век. М., 2004. 320 с.;

  9. Советская культура в контексте истории ХХ века. Материалы научной конференции. В 2-х ч. СПб., 2000;

Хрестоматия по истории русской культуры. Вторая половина XX в. / Ю.С. Рябцев. М., 2004. 272 с.
б) дополнительная литература:

  1. Антипина В.А. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е гг. М., 2005;

  2. Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура XX века. Кино, театр, музыка. СПб, 2008. 432 с.;

  3. Ванслов В. Российская академия художеств и отечественное искусство XX в. М., 1999;

  4. Вознесенский С. Культурное обслуживание населения: концепция управления и практика организации // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М., 1987;

  5. Волобуев О.В. После XX съезда: «Карнавальная ночь» // Отечественная история. 2003. № 6. С. 68-70;

  6. Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998;

  7. Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003;

  8. Гроссе О. Современное изобразительное искусство и экономика // Искусство. 1988. № 1. С. 14-17;

  9. Дашкова Т.Ю. Любовь и быт в кинолентах 1930 – начала 1950-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67;

  10. Деятели руссского искусства и М.Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств. Свод писем. 1939-1948 гг. М., 2007;

  11. Димони Т.М. «Председатель»: судьбы послевоенной деревни в кинокартине первой половины 1960-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 91-101;

  12. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М., 1990;

  13. Добренко Е. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир. 1990. № 2. С. 237-250;

  14. Елескина О.В. Государственная политика в сфере культуры: региональный аспект (1985-2003 гг.). Дис. канд. наук. Кемерово, 2005;

  15. Зарина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е гг. М., 1999;

  16. История отечественного кино. М., 2005. 528 с.;

  17. История страны / История кино. М., 2004. 496 с.

  18. Кинематограф оттепели / Отв. ред. В. Трояновский. М., 2002. 450 с.;

  19. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. 448 с.;

  20. Колесникова А.Г. Образ врага периода холодной войны в советском игровом кино 1960-1970-х годов // Отечественная история. 2007. № 5. С. 162-168;

  21. Костырченко Г.В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 47-60;

  22. Костырченко Г.В. Советская цензура в 1941-1952 гг. // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 87-94;

  23. Культура и личность в условиях перестройки. Куйбышев, 1989;

  24. Культура и перестройка: нормы, ценности и идеалы. М., 1990;

  25. Культура и рынок // Тезисы докладов: в 2 ч. Екатеринбург, 1994;

  26. Культурные аспекты перестройки общественных отношений на современном этапе. М, 1990;

  27. Левандовский А.А. Последняя застава: Фильмы Марлена Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь» как источник для изучения исчезающей ментальности // Отечественная история. 2003. № 6. С. 70-82;

  28. Леонтьева Т.Г. Жестокий роман с иронией (о творчестве Никиты Михалкова) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 117-126;

  29. Махалева Э. В границах красного квадрата. М., 2007;

  30. Обновление культуры: проблемы и перспективы. М., 1993;

  31. Объект исследования – искусство. М., 2006. 520 с.;

  32. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. Проблемы и перспективы. М., 1990;

  33. Поликарпов В. Живопись послевоенного десятилетия // Искусство. 1987. № 11. С. 43-51;

  34. Рихтер А. «Свобода слова» и «гласность» в СССР // Гласность и журналистика. 1985-2005. М., 2006. С. 84-101;

  35. Секиринский С.С. Четыре «Капитанские дочки» // Отечественная история. 2003. № 6. С. 108-117;

  36. Советская власть и медиа. СПб., 2005. 621 с.;

  37. Советское изобразительное искусство. 1941-1960 гг. М., 1981;

  38. Социально-экономические проблемы функционирования сферы культуры: материалы научно-практической конференции молодых специалистов и ученых. М., 1988;

  39. Тяжельникова В.С. «С жульем, допустим, надо бороться!»: Неформальная экономическая активность в 1960-е годы (по фильмам Эльдара Рязанова) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 101-107;

  40. Цимбаев Н.И. «На семи ветрах»: фильм о войне (наблюдение историка) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 82-91;

  41. Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика. Пермь, 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://mkrf.ru – Сайт Министерства культуры Российской Федерации.

http://art4.ru/ru/ – Сайт. Музей актуального искусства.

http://www.kultura-portal.ru/ – Сайт. Культура-портал.

http://www.russiancinema.ru/ – Сайт. Энциклопедия отечественного кино

http://www.artchronika.ru/ – Сайт. Арт-хроника





    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Проектор


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .

Автор

Грибовский Михаил Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии от ___________ года, протокол № ________.
Председатель учебно-методической комиссии ИФ

к.и.н., доцент __________________В.Ю. Соколов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск