Скачать 136.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский государственный университет Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ______________В.П. Зиновьев "_____"_______________2010 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной культуры 1945-2000-е гг. Направление подготовки 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 г. 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) «История отечественной культуры: 1945-2000-е гг.» является сформировать цельное представление об основных этапах, направлениях, особенностях развития отечественной культуры в 1945-2000-х гг. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» – Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть по направлению ВПО 030600 История. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть): культурология, история, основы права, а также – компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам история отечественной культуры до 1945 г., история материальной культуры и история искусства. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Студент, приступающий к освоению дисциплины должен знать: закономерности исторического процесса; уметь: правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 История. А) общекультурные (ОК): – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); Б) профессиональные (ПК) в научно-исследовательской деятельности: – способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации при индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); – способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); в культурно-просветительской деятельности: – способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – основные исторические концепции и подходы, существующие в рамках данной темы; – элементы государственной политики в отношении культуры – особенности развития основных направлений отечественной культуры 1945-2000-х гг. Уметь: – анализировать фактический материал по курсу; – строить самостоятельные заключения; – объяснить содержание основных терминов и понятий; – работать с историческими источниками – оформлять законченные проектные работы; Владеть: – готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.
5. Образовательные технологии В курсе используется как традиционная академическая методика, включающая обзорные лекции по ключевым аспектам, так интерактивные технологии: технология проектов, сase study (кейс-стади), деловая игра, дебаты, семинар-прессконференция, а также организация СРС. Предусмотрены встречи с представителями областного и городского управления культуры. Для организации текущего контроля используется коллоквиум, тестирование, написание эссе. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем: - работа по отбору источников и литературы по темам докладов, реферата; - анализ и обработка отобранных данных; - участие в обсуждениях студенческих докладов и рефератов; - оформление тезисов докладов, реферата для занятий; - участие в дебатах; - подготовка к зачету. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику: Блок 1: вводная часть. Блок 2: основная часть. Блок 3: закрепление материала. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. По разделу 1. Эссе: - Место культуры в государственной политике. По разделу 2. Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 6–8 тыс. знаков; высший балл – 100, критерии оценки: уровень собранной библиографии – 30 баллов, подача материала, аргументация оценок и выводов – 50 баллов, владение культурой цитирования – 20 баллов). Проведение дебатов по проблеме роли государства в культуре По разделу 3. Тест: - «Итоговое тестирование», имеющее целью выявление «выходных» знаний студентов по курсу. Темы рефератов: Екатерина Алексеевна Фурцева и советская культура 1960-х – 70-х гг. Михаил Андреевич Суслов и советская культурная политика. Роль отдела пропаганды и агитации (идеологического отдела) ЦК КПСС в осуществлении культурной политики в СССР. Трансформация Министерства культуры СССР в 1953–1991 гг. Специфика советской цензуры. Проблема «художник и власть» (на примере судьбы представителей творческой интеллигенции). Шестидесятничество. Феномен гласности и его влияние не культурные процессы в годы Перестройки. Творческие союзы в постсоветской России. Формы итогового контроля: Экзамен в конце пятого семестра. Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов 1. Политика в отношении культуры в 1945-1953 гг. 2. Управление культурой в 1945-1953 гг. 3. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1945-1953 гг. 4. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1945-1953 гг. 5. Политика в отношении культуры в 1953-1964 гг. 6. Управление культурой в 1953-1964 гг. 7. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1953-1964 гг. 8. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1953-1964 гг. 9. Политика в отношении культуры в 1964-1985 гг. 10. Управление культурой в 1964-1985 гг. 11. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1964-1985 гг. 12. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1964-1985 гг. 13. Феномен авторской песни в культуре 1960-80-х гг. 14. Политика в отношении культуры в 1985-1991 гг. 15. Феномен гласности в культуре периода Перестройки 16. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1985-1991 гг. 17. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1985-1991 гг. 18. Политика в отношении культуры в 1990-2000-х гг. 19. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1990-2000-х гг. 20. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1990-2000-х гг. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
Хрестоматия по истории русской культуры. Вторая половина XX в. / Ю.С. Рябцев. М., 2004. 272 с. б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://mkrf.ru – Сайт Министерства культуры Российской Федерации. http://art4.ru/ru/ – Сайт. Музей актуального искусства. http://www.kultura-portal.ru/ – Сайт. Культура-портал. http://www.russiancinema.ru/ – Сайт. Энциклопедия отечественного кино http://www.artchronika.ru/ – Сайт. Арт-хроника 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Проектор Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор Грибовский Михаил Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории. Рецензент (ы) _________________________ Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии от ___________ года, протокол № ________. Председатель учебно-методической комиссии ИФ к.и.н., доцент __________________В.Ю. Соколов |
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |