Скачать 139.79 Kb.
|
2. ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ Тема 1. Древняя Русь План
Методические рекомендации 1. Данное занятие начинается с рассмотрения вводного вопроса - предмета и функций исторической науки в целом, предмета и задач отечественной истории. Необходимо также дать определение исторического источника, указать виды исторических источников, рассмотреть основные этапы развития отечественной исторической науки. В современных условиях значение изучения истории резки возрастает. Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю отечества, жизнь и дела отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь ранее, не помнить о прежних трудах, славе, заблуждениях и ошибках, ибо прошлое передает потомкам не только материальное, но и духовное наследство. Само слово - история - пришло к нам из древнегреческого языка. Оно означало - рассказ о прошедшем, об узнанном. Ныне термин - история - употребляется в двух смыслах: как процесс развития исторического общества, и как наука, изучающая данный процесс. Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее - magistra vitae - (наставница жизни), а историка уважительно именовали - translator temporis - (передатчик времени). Историческая наука играет важную роль в жизни общества. Она выполняет следующие социальные функции: 1. Научно-познавательная функция направлена на самопознание общества. Очевидно, что невозможно понять настоящее без знания прошлого. Историческая наука дает знания, необходимые для всякого образованного человека и - особенно - для дипломированного специалиста.
Говоря о роли исторической науки в целом, следует подчеркнуть, что, не зная прошлого, невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Основой для получения знаний о прошлом является изучение исторических источников. Исторический источник - это любой объект, отражающий прошлое, несущий информацию о нем. Основными типами исторических источников являются: 1) материальные памятники (здания и сооружения, предметы быта, археологические находки и др.; 2) письменные источники - любые тексты с записанной на них информацией (документы, книги, газеты и журналы, письма, дневники, мемуары и пр.); 3) устные сказания об исторических событиях; 4) изобразительные источники (живописные полотна, чертежи и др.); 5) звуковые источники (звукозаписи речей исторических деятелей, песен и др.). Отечественную историю изучали многие выдающиеся ученые. Первые исторические труды появились еще во времена Древней Руси. Они были в форме летописей-записей событий по годам. Автором первой русской летописи считается киевский монах Нестор (XII в.). Летописная традиция просуществовала несколько столетий. Помимо летописей, исторические события отражались в различных литературных произведениях. Наукой, в современном понимании этого слова, отечественная история стала, начиная с XVIII века. В это время появились первые фундаментальные труды по отечественной истории, в том числе - семитомная «История Российская» Василия Никитича Татищева. Расцвет русской исторической науки приходится на XIX век. Непревзойденными и ныне вершинами научной мысли являются труды Николая Михайловича Карамзина («История государства российского» в 12 книгах); Сергея Михайловича Соловьева («История России с древнейших времен» в 29 томах) и Василия Осиповича Ключевского («Курс русской истории» в 5 томах). В XX веке наибольшую известность приобрели работы по российской истории таких авторов, как С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин, Л. Н. Гумилев, И. Я. Фроянов и многих других. Исследование малоизученных и дискуссионных проблем отечественной истории плодотворно продолжается и в настоящее время. 2. Рассмотрение истории Древней Руси следует начинать с вопроса о происхождении восточных славян. Затем нужно показать расселение славян по территории Восточно-европейской равнины, охарактеризовать их основные хозяйственные занятия, эволюцию общественного строя, особенности языческой религии. Первые упоминания о славянах в письменных источниках относятся к I веку до нашей эры. Их прародиной являлась территория между реками Одер и Днепр. Из этого района славяне в VI - VIII вв. расселились на юг - на Балканский полуостров; на восток и север - по Восточноевропейской равнине. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В результате дробле ния и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжения, объединялись в более крупные - союзы племенных княжений. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известны такие союзы славянских племен, как: поляне, древляне, волыняне (другое название - бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи и новгородские слове-не, совпадающее с общеславянским самоназванием. Хозяйственной ячейкой у славян была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения (VI- VTII вв.). Древние славяне исповедовали языческую религию, сущностью которой являлось обожествление природы. 3. При ответе на третий вопрос следует подробно рассмотреть: причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства, основные исторические теории, трактующие это событие (норманнская и антинорманнская) и основные этапы формирования государства Русь. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артанйи. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено. Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с близкими и дальними соседями, наконец, этническое объединение северных и южнорусских племен - все это характерные особенности продвижения славянского общества к образованию государства. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, перенявший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. 4. При ответе на четвертый вопрос следует подробно остановиться на характеристике политического устройства древнерусского государства, показать основные направления внутренней политики киевских князей. Необходимо дать характеристику первых русских князей - Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава. Следует показать основные направления внешней политики Древней Руси и охарактеризовать основные внешнеполитические события IX- XII вв. В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX -концом X в., связан с деятельностью первых киевских князей - Олега, Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972). В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи. Отношение Древней Руси и Великой степи, постоянные столкновения с восточными и юго-восточными кочевниками оказали значительное влияние на становление славянской государственности. В этот период существования русского государства начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к созданию административно-финансовых центров сбора дани. Укрепление и расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). В этот период завершается объединение восточнославянских земель в рамках единого государства; решается проблема обороны южных и юго-восточных рубежей страны; расширяется территория государства. Древнерусское государство представляло собой монархию во главе с великим князем киевским, обладавшим всей полнотой власти. В пользу князя население уплачивало дань (налог). Государство представляло собой своеобразную федерацию. Оно состояло из отдельных земель, во главе которых стояли местные князья. Они подчинялись великому князю киевскому, но, в то же время, пользовались определенной самостоятельностью. Государственный аппарат в Древней Руси только формируется. Главную роль в управлении играет дружина (приближенные князя, бывшие одновременно и воинами, и чиновниками). Старшие дружинники получили название бояр и составляли совет при князе (боярскую думу). Появляется также особый княжеский суд. Наряду с новыми органами власти существовали и прежние, оставшиеся от первобытного строя - народное собрание (вече), народное ополчение, племенные старейшины и др. Древняя Русь представляла собой одно из крупнейших государств Европы. Ее территория простиралась от Балтийского до Черного морей, а население насчитывало около 4 млн. человек. Развитие общественных отношений в этот период нашло свое отражение в законодательстве. В XI веке появился первый свод законов - «Русская правда». 5. Освещение пятого вопроса семинарского занятия предполагает начинать с анализа социально-экономического строя Киевской Руси. Затем необходимо охарактеризовать основные сферы в экономике страны. На основе анализа «Русской правды» и других источников следует показать положение основных социальных групп населения. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» - находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие оставалось ведущей формой сельского хозяйства У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, а также рабов Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало Х1П в. упоминаются более 200 городов. Однако жители их еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством. Вопрос о социально-экономическом строе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным. Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев. Зависимые крестьяне носили названия: «смерды», «закупы», «рядовичи» . Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян - общинников, зависимых лишь от государства. В источниках они носят название «люди». В Древней Руси имелось также значительное количество рабов - «холопов». 6. К шестому вопросу следует приступать с выявления причин и предпосылок введения монотеистической религии на Руси. Затем необходимо рассмотреть такие вопросы, как: «языческая реформа» князя Владимира, проблема «выбора вер», принятие православия Владимиром и его окружением и ход христианизации в различных русских землях. В заключение необходимо всесторонне проанализировать значение принятия христианства на Руси, показать его влияние на исторический путь страны в целом, на развитие социальных отношений и культуры. После возникновения русского государства прежнее язычество перестало отвечать новым запросам общества. На Руси стало распространяться монотеистическая религия - христианство. Первые сведения о христианстве у русов относятся еще к 860-870 гг. Государственной религией Руси христианство стало в конце X века, при князе Владимире, который с помощью новой религии стремился укрепить свою власть, сплотить различные славянские племена и укрепить международный престиж государства. Крещение Русь приняла из Византии. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Принятие христианства было длительным процессом и затянулось на десятилетия. Долгое время христианские представления сосуществовали с языческими. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, - умыкание - (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья. Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства». Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. С Крещением Киевской Руси еще более рас ширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Темы рефератов
Литература
5. Ключевский В. О. Курс русской истории. - Т. 1. (любое издание). 6. Бранд М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. -М., 1994.
10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995.
|
Экзаменационные вопросы по курсу «История» Восточные славяне: Племена восточных славян в VIII – IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения... | ||
Программа вступительных экзаменов в сгу по истории россии восточные славяне Восточные славяне. Праславяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Восточные славяне и их соседи в древности: теории происхождения и расселения восточных славян. Проблемы этногенеза. Основные занятия... | ||
Используемые методы, приемы средства Факторы, влияющие на развитие страны. Восточные славяне. Происхождение, верования, хозяйство | Рекомендации В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | ||
Итоги Интернет-конференции «Августовский педсовет фипи» 2008 года В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | Экзаменационные вопросы по истории. Происхождение восточных славян.... В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | ||
Государство гуннов в Центральной, Средней Азии и в Европе ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План урока истории в 10 классе «Восточные славяне в VIII-IX вв.» (по учебнику Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до... | ||
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «история» Восточные славяне в мировом историческом процессе VI-VIII вв.: проблема этногенеза | 1. Древние славяне, их расселение, нравы и быт Государственно-административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России | ||
Темы рефератов по иогп игп россии как научная дисциплина, ее понятия и историография Общественный и государственный строй русского централизованного государства (Х1у-ху1 вв.) | Восточные славяне ныне население, говорящее на русском, украинском... Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические... | ||
Восточнославянские племена и их соседи Современные То есть, восточные славяне понятие этноисторическое. История восточных славян начинается с того периода, когда из общеславянского... | Примерный план легенда об основании Рима. Общественный строй Рима... Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Пер под общ ред. И. Л. Маяк. Т. I–iii. М., 2005 |