Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины





Скачать 344.85 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины
страница1/2
Дата публикации06.05.2015
Размер344.85 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2

  1. Пояснительная записка

    1. Цель дисциплины – усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины:

– развитие способности осмысливать на основе исторического анализа события и явления действительности в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения,

– творчески применять исторические знания;

– формирование ценностных ориентаций и убеждений аспирантов на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма, уважения прав человека и демократических ценностей


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

«Актуальные проблемы отечественной истории» относятся к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности. Курс базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных обучающимися в процессе получения образования магистра и изучения дисциплины «История советской культуры», «История Тюменского региона», «Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях». Знания, полученные в результате изучения дисциплины «Актуальные проблемы отечественной истории», необходимы для сдачи кандидатского экзамена, а также для написания кандидатской диссертации.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

– способностью порождать новые идеи (креативность);

– способностью к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

– способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

– способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых отраслях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

– способностью применять современные методы и методики исследования;

– способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других отраслей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

– способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности;

– способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;

– способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

– знанием современных методологических принципов и методических приёмов исследования;

– умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора в цивилизационной составляющей;

– способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук;

– способностью к подготовке аналитической информации (с учётом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления.

В результате освоения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • базовые и профессионально-профилированные основы истории;

  • закономерности исторического развития мировой цивилизации;

  • место человека в историческом процессе;

  • факторы и механизмы исторических изменений.

Уметь:

  • использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач;

  • оценивать уровень собственных гуманитарных и социально-экономических знаний и определять потребность в дальнейшем обучении.

Владеть:

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям.

традиционные и новейшие подходы в изучении отечественных и зарубежных источников.


  1. Трудоемкость дисциплины.

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.


  1. Тематический план.



Таблица 1.

Тематический план





Тема

Всего часов

Виды учебной работы и

самостоятельная работа, в час.

Формы

контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

8

1

Происхождение и ранняя история славян



16


4


2


10

контрольная работа

2

Образование Древнерусского государства

14

2

2

10

доклад

3

Социально-экономический строй Руси х–хII вв.

14

2

2

10

доклад

4

Реформы 50-х годов XVI в.


14

2

2

10

контрольная работа

5

Внутренняя и внешняя политика России (15841598 гг.)

14

2

2

10

реферат

6

Смута в начале XVII века. Этапы, особенности, оценки в историографии


14


2


2


10

реферат

7

Реформы Петра I

14

2

2

10

доклад

8

Общественно-политическая жизнь СССР в 19451953 гг.

14

2

2

10

рецензия на монографию

9

Социально-экономические реформы середины 1950-х первой половины 1960-х гг.

14

2

2

10

реферат

10

Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

16

2

4

10

контрольная

работа




Итого

144

22

22

100

экзамен



Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы аспирантов




Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные


1

Происхождение и ранняя история славян


контрольная работа





10

2

Образование Древнерусского государства

доклад




10

3

Социально-экономический строй Руси х–хII вв.

доклад




10

4

Реформы 50-х годов XVI в.


контрольная работа




10

5

Внутренняя и внешняя политика России (15841598 гг.)

реферат




10

6

Смута в начале XVII века. Этапы, особенности, оценки в историографии

реферат





10

7

Реформы Петра I

доклад




10

8

Общественно-политическая жизнь СССР в 19451953 гг.

рецензия на монографию




10

9

Социально-экономические реформы середины 1950-х первой половины 1960-х гг.

реферат




10

10

Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

контрольная

работа




10




Итого







100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами - нет




  1. Содержание дисциплины



  1. Происхождение и ранняя история славян

Население Восточной Европы I–V вв. н.э. Проблемы генезиса и ранней истории славян в отечественной научной литературе. Этническая принадлежность носителей зарубинецкой и черняховской археологических культур. Письменные источники. Венеды. Анты. Влияние Великого переселения народов.

Славяне VI–VII вв. Ареал распространения и особенности культуры пражского типа. Соседи древних славян. Споры об этнической принадлежности культуры типа Пеньковки. Сведения письменных источников. Общественный строй славян. Вопрос о славянской прародине.

Восточные славяне VIII–IX вв. Сведения Повести временных лет Археологические источники. Племенные княжения. Общественный строй.


  1. Образование Древнерусского государства

Норманская теория и ее критика. Летописная легенда о призвании варягов. Борьба норманистов и антинорманистов в отечественной историографии. Бертинские анналы. Константин Багрянородный. Восточные авторы. Повесть временных лет. Данные археологии. Происхождение названий «Русь». Роль норманнов в истории Древней Руси.

Внутриполитическое положение Руси конца IX – первой половины XI в. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева. Политический строй. Замена родоплеменных связей территориальными. Усобицы после смерти Владимира Святославича. Симптомы распада Киевской Руси.

Введение христианства: социальные и внешнеполитические причины. Первые христиане на Руси. Языческий пантеон. "Испытание вер". Корсунская легенда. Этапы христианизации Руси.

Отношения с Византией. Походы Олега, Игоря, Святослава. Торговля. Русско-византийские договоры. Введение христианства. Поход 1043 г. Разгром Хазарского каганата. Связи со Скандинавией, Польшей, Венгрией, Германией, Францией, Волжской Булгарией. Борьба с печенегами, тюрками, половцами. Славяно-тюркские взаимосвязи.


  1. Социально-экономический строй Руси х–хII вв.

Общая характеристика и составные части Русской Правды. Княжеское хозяйство. Челядь. Холопы. Смерды. Рядовичи. Закупы. Становление и развитие крупного частного землевладения. Вопрос о верховой феодальной собственности на землю.
4. Реформы 50-х годов XVI в.

Правление Елены Глинской. Борьба боярских группировок. Монетная и губная реформы. Московское восстание 1547 г.

Избранная рада. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглав. Приказы. Налоговая реформа. Отмена кормлений. Уложение о службе. Местничество. Стрельцы. Казанские походы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
5. Внутренняя и внешняя политика России (1584-1598 гг.)

Царь Федор Иванович. Правление Бориса Годунова. Внутриполитическая борьба. Русско-шведская война. Столкновения с Крымским ханством. Угличское дело. Закрепощение крестьян. Историография проблемы. Заповедные годы. Урочные лета. Приговор о холопах. Избрание царем Годунова.


  1. Смута в начале XVII века. Этапы, особенности, оценки в историографии

Политический кризис. Рост социальной напряженности в стране. Лжедмитрий I, его внутренняя политика. Боярский заговор 1606 г. Царь Василий Шуйский, его социальная и внешняя политика.

Движение под предводительством И.И. Болотникова. Основные этапы, движущие силы, причины поражения. Оценка в историографии.

Лжедмитрий II и многовластие в стране. Вмешательство Швеции во внутренние дела России. Открытая интервенция поляков. Борьба русского народа против интервентов. Политика аристократии. "Семибоярщина" и оккупация Москвы. Патриарх Гермоген.

Первое ополчение, причины его распада. Восстание в Москве. Организация второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «совет всей Земли». Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г и начало правления Романовых Столбовский мир. Деулинское перемирие. Оценка Смуты в отечественной историографии.
7. Реформы Петра I

Особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности социальных отношений (боярство - дворянство; дворянская аристократия - новое дворянство). Влияние внешнеполитических факторов. Социальные противоречия. Идея «общественного договора». Изменение образа монарха: от богоданности к рационалистическому объяснению роли государя. Консервация средневекового типа отношений. Подданство в холопской форме.

Экономическое развитие России в I четверти XVIII в. Развитие производительных сил страны. Сельское хозяйство. Ремесло. Подъем мануфактурного производства. Основание уральских заводов. Расширение внутреннего рынка, развитие внешней торговли, таможенная политика. Тариф 1724. Политика меркантилизма. Финансы. Укрепление господствующего положения дворянства. Указ о единонаследии. Политика в отношении купечества. Город. Усиление феодально-крепостнического гнета. Подушная подать.

Реформы управления. Сенат. Коллегии. Губернии, провинции, уезды. Городская реформа и магистраты. Церковная реформа. Создание регулярной армии и флота. Рекрутская система. Превращение России в абсолютную монархию. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма. Табель о рангах.

Личность Петра. Дело царевича Алексея.

Петр I и проблема модернизации традиционного общества. Роль в преобразованиях, дипломатии, развитии военного искусства. Оценка в историографии.
8. Общественно-политическая жизнь СССР в 19451953 гг.

Внутриполитическая жизнь. Преодоление тенденций демократической трансформации советского режима и укрепление тоталитаризма. Определение коммунистической перспективы развития советского общества в проектах Программы ВКП (б) 1947-1948 гг. Изменения в системе партийно-государственного руководства. Борьба за лидерство в ближайшем окружении Сталина. «Ленинградское дело». XIX съезд ВКП (б): изменения в системе высших партийных органов и кадровые перемены. «Дело врачей». Смерть Сталина.

Идеология и культурная политика. Идеологическая переориентация режима: симбиоз марксизма и патриотизма как способ обеспечения закрытости тоталитарного общества. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. «Дискуссии» по проблемам философии, политэкономии, языкознания. Разгром генетики. Борьба с космополитизмом. «Дело Еврейского антифашистского комитета».
9. Социально-экономические реформы середины 1950-х первой половины 1960-х гг.

Реформы в экономике и промышленное развитие. Поиски новых методов управления экономикой. Реорганизация управления экономикой. Создание совнархозов. Научно-техническая революция. Экономические достижения и противоречия. Рост социальной напряженности. Новочеркасский расстрел (1962 г.). Необходимость преобразований: кризис сельского хозяйства, структурные перекосы в промышленности, материальное и правовое положение населения в городе и деревне.

Сельское хозяйство. Изменение подходов к руководству сельским хозяйством. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР и сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПССС. Три «сверхпрограммы»: освоение целины, повсеместное внедрение кукурузы, программа по животноводству. Реорганизация МТС. Укрупнение колхозов и преобразование экономически слабых колхозов в совхозы. Кризис сельского хозяйства в начале 1960-х гг.

Социальная сфера. Демографическая ситуация. Изменения в социальной политике. Улучшение условий жизни населения. Введение пенсий для колхозников и паспортизация сельского населения. Жилищное строительство.
10. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

Тенденции и противоречия социально-экономической жизни страны. Поиски новых форм и методов управления. Реформы середины 60-х годов: сущность, цели, методы, итоги, причины свертывания. Освоение восточных и северных территорий. Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере, осложнение продовольственной проблемы.Попытки ускорения научно-технического прогресса; причины неудач и последствия. Экономическое отставание СССР от развитых стран. Невосприимчивость системы к НТР. Теневая экономика. Особенности социальной политики.
6. Планы семинарских занятий

Тема 1. Происхождение и ранняя история славян

1. Античные историки о скифах и венедах.

  1. Иордан, Прокопий Кесарийский, Менандр, Псевдо-Маврикий и Симокатта о славянах и антах.

  2. Сведения о славянах из «Повести временных лет».


Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических заня­тий. М., 1985. Вып. 1, Древнейшие народы и государства на терри­тории СССР.

Сборник документов по истории СССР. М., 1970. Ч. I. IX-XIII вв.

Повести Древней Руси. XI-XII вв. Л. 1983.

Повесть временных лет. М.; Л. , 1950. Ч. I.

Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

Петрухин В.Я, Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смо­ленск, М., 1995.

Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 5-48,

Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. (культура пражского типа). М., 1976.

Рыбаков Б.А. Новая концепция предыстории Киевской Руси // История СССР. 1981. №1-2.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян, М., 1979.

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

Третьяков П.И. По следам древних славянских племен. Л., 1982,

Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). СПб., 1996.
Тема 2. Образование Древнерусского государства

1. Норманнская проблема.

2. Сведения арабских историков о славянах, Руси и хазарах.

3. Русско-византийские договоры X в.

4. Введение христианства на Руси.
Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических заня­тий. М., 1985. Вып. 1, Древнейшие народы и государства на терри­тории СССР.

Сборник документов по истории СССР. М., 1970. Ч. I. IX-XIII вв.

Повести Древней Руси. XI-XII вв. Л. 1983.

Повесть временных лет. М.; Л. , 1950. Ч. I.

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Историко-археологические очерки. Л., 1985.

Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формиро­вание древнерусской народности. М,, 1971.

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2-3, С. 3-20.

Пашуто ВТ. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Петрухин В.Я, Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смо­ленск, М., 1995.

Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 5-48,

Рапов О.М. Русская церковь в IX-первой трети XII в.: Принятие хри­стианства. М., 1988.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX-первая половина X в. М., 1980.

Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава, М., 1982.

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси // Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 189-329.

Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призва­нии варягов // Вопросы истории, 1991. №6. С. 3-15.

Фроянов И.Я. Мятежный Новгород: Очерки истории государственно­сти, социальной и политической борьбы конца IX-начала XIII сто­летия. СПб., 1992.

Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). СПб., 1996.
Тема 3. Социально-экономическое развитие Руси XI-XII вв.

  1. История создания Русской Правды. Общая характеристика и со­ставные части.

2. Княжеское хозяйство по Краткой правде.

3. Дифференциация штрафов за убийство по Русской Правде.

4. Челядь и холопы по Русской Правде.

5. Рядовичи и закупы по Русской Правде.

6. Смерды Древней Руси.

7. Б.Д. Греков и С.В. Юшков о возникновении феодального землевладения.

8. Концепция верховной феодальной собственности на землю (Л.В. Черепнин).

9. И.Я. Фроянов о путях становления и развития крупного частного
землевладения.

10. Актовые источники о княжеском, боярском и церковном землевладении.
Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических заня­тий. М., 1987. Вып 2. Русская феодальная деревня XI-XVI вв.

Памятники русского права. М., 1952. Вып. I.

Правда Русская. М.; Л., 1940. Т.1. Тексты; 1947, Т.2. Комментарии

Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1984. Т. 1.

Горемыкина В.И, К проблеме истории докапиталистических обществ (на материале Древней Руси). Минск, 1970.

Горемыкина В.И. Возникновение и развитие первой антагонистической формации в Средневековой Европе (Опыт историко-теоретического исследования на материале варварских коро­левств Западной Европы и Древней Руси). Минск, 1982.

Горемыкина В.И. О генезисе феодализма в Древней Руси // Вопросы истории. 1987. №2. С. 78-100.

Горский А.А. Дружина и генезис феодализма на Руси // Вопросы исто­рии. 1984. № 9. С. 17-28.

Горский А.А. Феодализация на Руси: основное содержание процесса // Вопросы истории. 1986. № 8. С. 74-88.

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М,, 1952. Кн. 1.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 1999.

Дворниченко А.Ю. Эволюции городской общины и генезис феодализ­ма на Руси // Вопросы истории. 1988. № 1. С. 58-73.

Зимин А.А. Холопы Древней Руси // История СССР. 1965. № 5.

Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.

Зимин А.А. Феодальная государственность и Русская Правда // Исторические записки. 1965. Т. 76.

Зимин А.А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV в.). М., 1973.

Кривошеев А Ю. Социальная борьба и проблема генезиса феодаль­ных отношений в Северо-Восточной Руси XI-начала XIII вв. // Вопросы истории. 1988. № 8. С. 49-63.

Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формиро­вание древнерусской народности. М., 1971.

Пьянков А.П. Некоторые аспекты возникновения феодализма на Руси // Вопросы истории. 1987. № 7. С. 72-77

Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. М.; Л., 1966.

Рыбаков Б.А. Смерды // История СССР. 1979. № 1-2. С. 41-58, 36-57.

Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

Свердлов М.Б. Современные проблемы изучения генезиса феодализ­ма в Древней Руси // Вопросы истории. 1985. № 11. С. 65-94.

Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М., 1988.

Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII вв. М.; Л., 1963.

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической исто­рии. Л., 1974,

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. Л., 1990.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.

Черепнин Л.B. Спорные вопросы истории феодальной земельной соб­ственности // Новосельцев А.П., Пашуто ВТ., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М., 1972. С. 126-251.

Черепнин Л.В. Формирование крестьянства на Руси // История кресть­янства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985. Т.1. С. 314-350.

Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939.

Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950.

Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981.
Тема 4. Социально-экономическое развитие России XVI в. Судебник 1550 г.

  1. История создания и общая характеристика Судебника 1550 г.

  2. Положение крестьянства по Судебнику 1550 г.

  3. Положение холопов по Судебнику 1550 г.

  4. Органы управления и суда.


Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР. М., 1987. Вып. 2.

Сборник документов по истории СССР, М., 1972. Ч. 3. XVI в.

Судебники XV-XVI вв. М.; Л., 1952.

Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. М., 1954. Кн. 2.

Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.
Тема 5. Закрепощение крестьян в конце XVI века

  1. Документы о заповедных годах и отмене Юрьевого дня.

  2. Вопрос об указах 1581 г. и 1592 г.

  3. Указ о списке беглых крестьян 1597 г. Урочные лета.

  4. Приговор о холопах 1597 г.


Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР: М., 1987. Вып. 2.

Проиштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР. М., 1972. Ч. 3. XVI в.

Андреев И.Л. Урочные лета и закрепощение крестьян в Московском государстве // История СССР. 1982. № 1.

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси. М., 1954. Кн. 2.

Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой кресть­янской войны в России. М., 1986.

Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI века. М., 1970.

Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьян­ская война в России. М., 1975.

Милов Л.В. О причинах возникновения крепостничества в России // История СССР. 1985. № 3.

Назаров В.Д. Крестьянство в России в XVI-середине XVII вв. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1996, Т. 2. С. 420-457.

Панеях В.М. Холопство в XVI-начале XVII вв. Л., 1975.

Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. Л., 1975.

Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980.
Тема 6. Смута в начале XVII века. Этапы, особенности, оценки в историографии

  1. Лжедмитрий I, его внутренняя политика. Боярский заговор 1606 г.

  2. Царь Василий Шуйский, его социальная и внешняя политика.

  3. Движение под предводительством И.И. Болотникова.

  4. Лжедмитрий II и многовластие в стране.

  5. «Семибоярщина" и оккупация Москвы.

  6. Первое ополчение.

  7. Второе ополчение.

  8. Оценка Смуты в отечественной историографии.


Учебно-методическое обеспечение

Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995.

Горсей Дж. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990.

Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М.. 1988.

Маржерет Ж. Россия начала XVII в.: Записки капитана Маржерета. М., 1982.

Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937.

Проезжая по Московии: Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов. М., 1991.

Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

Штаден Г.О. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925.

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XII-XVII вв. М., 1973.

Лимонов Ю.А. Культурные связи России с европейскими странами в XV-XVIII вв. Л., 1978.
Тема 7. Реформы Петра I

  1. Указы об учреждении Сената. Принципы комплектования. Отличие Сената от прежних органов власти. Функции Сената.

  2. Образование государственных коллегий, их сущность и роль в системе абсолютизма.

  3. Церковная реформа.

  4. Реформа местного управления.

  5. Военные реформы Петра I.

  6. Положение дворянства при Петре I .

  7. Купечество при Петре I.

  8. Положение крестьянства. Введение подушной подати.

  9. Реформы Петра I в области образования.

  10. Реформы в быту.


Учебно-методическое обеспечение

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Социально-экономическое развитие России в первой половине XVIII в. Вып. 4. М., 1988.

Политическая история России. Хрестоматия. М., 1993.

Хрестоматия по истории России / Сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. М.,2006.

Акишин М.О. Полицейское государство и Сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.

Андерсон М.С. Петр Великий. М., 1997.

Андреев А. История власти в России. М., 1999.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. XX вв. М., 1991.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII-первой половине XIX вв. М., 1994.

Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1985.

Бантыш-Каменский Д.Н. Деяния знаменитых полководцев и министров Петра Великого. В 2-х томах. М., 1996.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

Дмитриев А. Петр I и церковь //Религия и церковь в истории России. М., 1975.

Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре //ПИШ.1997. № 1-7.

Копылов И.А. От регулярных войск к регулярной армии: о дате создания Российской Армии // Военно-исторический журнал. 1999. № 1.

Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени (Репринтное издание 1914 г.) М., 1990.

Мавродин В.В. Рождение новой России. Л., 1988.

Масси Роберт К. Петр Великий. В 3-х томах. Смоленск: Русич, 1996.

Мацуленко С.А. Не подлежит ослабевать в военном деле. О роли Петра I в создании Российской Армии //Военно-исторический журнал. 1999. № 1.

Морским судам быть. Петр I и создание военного флота России //Исторический архив. 1996. № 4.

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. М.: Мысль, 1994.

Петр Великий:pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.. 2003.

Сибирь в составе Российской империи /отв. Ред. Л.М.Дамешек, А.В.Ремнев. М., 2007.

Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX века. Справочник студента. М.,2001.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1997.

Чистяков А.С. История Петра Великого (Репринтное издание) М., 1992.
Тема 8. Общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1953 гг.

  1. Борьба за власть в окружении Сталина.

  2. Политические репрессии.

  3. Идеологические кампании.

  4. Культура в послевоенные годы.


Учебно-методическое обеспечение

Из истории борьбы с лысенковщиной // ИЦК. 1991. № 4.

Микоян А.И. Так было: Размышления о минувшем. М., 1999.

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М., 1994.

НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956). М., 2008.

Под маской независимости. Документы о вооруженном националистическом подполье в Латвии в 40-50-х годах // ИЦК. 1990. № 11.

Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953. М., 2002.

Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох: Дело врачей 1953 года. СПб., 2003.

Советская жизнь: 1945-1953 / Сост. Е.Ю. Зубкова и др. М., 2003.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 2002.

40-50-е годы: последствия депортации народов // История СССР. 1992. № 1.

Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // Вопросы истории КПСС. 1990. №11.

Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр. 1991. №11-12.

Аксенов Ю.С. Путь к коммунизму (1946-1953 гг.) // Вопросы истории КПСС. 1990. №7.

Барсуков Н. На переломе. Советское общество в послевоенное десятилетие // СМ. 1994. № 6.

Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. СПб., 2005.

Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М., 2001.

Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. М., 2002.

Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М., 2005.

Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2005.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. 1940-1953. М., 2008.

Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985. М., 2006.

Костырченко Г.В. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М., 2010.

Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. М., 2003.

«Ленинградское дело» / Сост. В.И. Демидов, В.А. Кутузов. Л., 1990.

Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. М., 2008.

Пихоя Р.Г. СССР. История Великой Империи. Под знаком Сталина. М., 2009.

Полян П. Не по своей воле…: История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001.

Рубинштейн Дж. Разгром еврейского антифашистского комитета. СПб., 2002.

Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. М., 1995.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954. М., 1999.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка Курс «История России XX века» состоит из двух...
Целью курса является усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconРабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Отечественная история»
Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка программа разработана с учетом федеральных...
Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconУстановление хронологической последовательности
Установите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель урока: закрепить представления об основных процессах и явлениях Отечественной истории 1900-1920 гг., способствовать...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 19 Муниципальное право Цели и задачи...
Цель преподавания данной дисциплины усвоение студентами комплекса общих знаний о муниципальном праве
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины
Целью преподавания данной дисциплины является рассмотрение основных вопросов развития отечественного предпринимательства на основе...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой...
Целью освоения учебной дисциплины «политология» является формирование научных знаний об обществе и личности, о политической структуре,...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПрограмма основного общего образования по географии. 5-9 Классы авторы...
Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconРеферат «Князь Дмитрий стал Донским, потому что он талант или гений?»
Продолжить формирование целостного представления о важнейших событиях в историческом пути России и крупных деятелях отечественной...
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск