Здравствуйте, я ученик 4 класса «Б» московской школы № 158, Терещенко Александр.
Часто слышу, что русский народ богат смекалкой. Я решил разобраться в этом и доказать, что смекалка помогает и врага бить и трудности преодолевать.
Задачи:
Найти и изучить информацию из разных источников о русском полководце М.И. Кутузове.
Узнать происхождение слова «смекалка»
Учиться работать с историческими источниками.
Научиться систематизировать собранный материал.
Предоставить накопленный материал слушателям.
Всё началось в 2012 году, мы отмечали 200 – летнюю годовщину победы России в Отечественной войне 1812 года. Этот год был объявлен годом российской истории. Волею судьбы мы стали сотрудничать с историко – патриотическим Обществом «Багратион», и особенно с историком Григорием Ефимовичем Бродским, с его дочкой Соней мы сидим за одной партой вместе 4 года. Вместе мы побывали на Бородинском поле, узнали о значении этого великого сражения. Совершили увлекательную экскурсию по маршруту Тарутино – Малоярославец, местам, связанными с событиями войны 1812 года. Участвовали в школьных конференциях «Далёкому мужеству верность храня», «Славный сын Отечества», познакомились с пра-правнучкой И.И. Кутузова Хитрово Юлией Васильевной.
Для школьного театрального фестиваля выбрали пьесу Александра Гладкова «Давным – давно». Выиграли гран при.
В этом учебном году приняли участие в городском конкурсе «Славим Отечество», стали лауреатами. Удостоились чести выступать в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Я играл Кутузова М .И. – это было очень ответственно и интересно. Стал интересоваться этой личностью, узнал о смелости и гениальности полководца. Кутузов был крепким, отважным и не носил повязку, т. к. глаз фельдмаршала частично видел. ( об этом меня даже спрашивала супруга Председателя правительства Российской федерации Светлана Медведева)
Но только ли ум, расчёт помогали побеждать Кутузову в сражениях?
Я решил еще больше узнать про великого полководца. Так как Кутузов славился гениальностью и сметливостью, я спросил у Григория Ефимовича об интересных случаях.
Во время преследования неприятеля один из его адъютантов всё время во время докладов сильно завышал потери неприятеля, количество пленных и т. д. Однажды Кутузов, хитро прищурясь, спросил его: "Послушай, любезный! Судя по твоим речам мы уже давно прикончили Бонапартову армию и за другую взялись". Тот, смутившись, отвечает: "так ведь скорее хочется, Михаил Илларионович". Кутузов оборачивается к часовому и говорит ему "поди сюда". Взяв у него ружьё, отдаёт его адъютанту и говорит: "бери, чтобы было поскорее".
Просмотрев советский фильм « Кутузов» я для себя отметил тот факт, что великий полководец ценил смекалку своих солдат. Вот пример:
Получив от солдата Семена Жестянникова в подарок подковы, Кутузов задумался о значении подарка. Вызвав к себе солдата, он спросил у него, что сие значит. Семен Жестянников указал, что подковы у французской кавалерии без шипов, в отличии от нашей конницы, что по бездорожью пройти гиблое дело. «Выходит ты мне всю французскую кавалерию подарил»-похвалил солдата за смекалку Кутузов.
Моя мама работает в Центре социального обслуживания, куда приходят пенсионеры, в том числе участники и ветераны войны. Василий Сергеевич Мартьянов, инвалид войны рассказывал, что долгое время в начале войны немецкие шифровальщики кололи простенькие коды партизанских радиостанций, как орешки...
Но однажды все, пришел конец их спокойной жизни!
А дело в том, что какой-то умный человек в штабе партизанского движения приказал использовать в радиограммах максимально возможное количество орфографических ошибок, а поскольку в немецко-русских словарях слов "овтамат", "сомалет" и "бранетранспонтер" не было, немцы их и не понимали, не говоря уже о том, как такие вариации затрудняли разгадку даже простейшего шифра. Вот так русская смекалка смогла победить дойче орднунг!!!
Может учителям не надо ругать безграмотных учеников, просто они готовятся в разведчики.
Я спросил у ребят в классе, как они думают, что такое смекалка. Алиса написала, что смекалка-это умение адаптироваться в любой ситуации, Богдан, что смекалка-это хитрость, а Степа, что смекалка-это знания, которые неожиданно появляются в голове.
Смекалка – способность быстро понять, сообразить что-либо; сообразительность, догадливость, сметливость.
Слово смекалка произошло от древне-русского слова "сметать", т.е соединять две половинки. С точки зрения исторического словообразования, корень мек- (кумекать).
В классе мы решили разобрать слово по составу, но не смогли и обратились к словообразовательному словарю русского языка Тихонова.
корень -мек-. родственные слова: ку-мек-ать, на-мёк, невдо-мёк. такие корни называются связанными, потому что в чистом виде, без приставок не встречаются. Мы с ребятами подобрали много однокоренных слов:
Смекавший
Смекалистость
Смекалистый
Смекнувший
Смекнуть
На уроке русского языка мы нашли синонимы к слову Смекалка
догадливость
сообразительность
смышленость
сметливость
толк
сметка
О смекалке русский народ сложил много пословиц и поговорок:
Смекалка и воду останавливает.
Сам смекай, где берег, где край!
Чтобы рубить метко, нужна сметка
Один мигнет, а другой уже смекнет.
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Хитрость и сметка помогают бить врага метко.
Смётка дороже богатства.
Русский солдат сметкой богат: умом порешит, штыком подкрепит.
Одну из пословиц, я взял для названия моего проекта.
Откуда в трудную минуту появляется решение?
Я решил проконсультироваться со школьным психологом Светланой Юрьевной Дедул. Вот что она мне рассказала: иногда решение приходит само собой, как озарение. Психологи такое озарение называют инсайтом. Означает оно внезапное разрешение проблемной ситуации путем постижения проблемы в целом, а не в результате анализа или продумывания.
Смекалку также можно тренировать, например игрой « мозговой штурм». Суть игры заключается в том, что собирается группа людей, озвучивается проблема и участникам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических. Поэтому очень полезно уметь отгадывать загадки, ребусы, анаграммы. Особенно мне понравилось одно высказывание Светланы Юрьевны: принятие решений в трудной ситуации не должно быть вызвано сиюминутными эмоциями, такими как злость.
Вывод: Смекалка дороже богатства. Я думаю, что это вам доказал. В трудную минуту нужно не терять самообладание, чувство юмора, и тогда решение придёт, и выход из трудной ситуации найдётся. Этому нас учит и героическое прошлое моего народа. |