Конспект урока по русскому языку в 7-м классе "Степени сравнения наречий"
Цели:
Познавательные:
сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;
усвоить способы отличия форм прилагательных и наречий; определять их синтаксическую роль.
Развивающие:
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
продолжать развивать устную и письменную речь
Воспитательные:
Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель – ученик, ученик – ученик.
ХОД УРОКА Этап урока.
| Содержание урока.
| Время
| Организация начала урока.
| Оргмомент.
Учитель объявляет тему и цели урока.
| 2
| Актуализация опорных знаний.
Подготовка к усвоению новых знаний.
| Синтаксическая пятиминутка
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она.
Задание №1
– определить тип предложения (повест., невоскл., бессоюз сложное) – расставить знаки препинания, – построить схему предложения (СБП).
Задание №2
– выписать из предложения однокоренные слова, определить их часть речи (доказать),
– разобрать их по составу,
– определить разряд прилагательного (качественное)
Беседа
– Как мы определили разряд прилагательного? – Какие признаки имеет качественное прилагательное? – Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? – Давайте вспомним, как они образуются (слайд)
Но теперь мы перейдем к теме нашего урока, записывает её в тетради, если ещё не записали.
Ребята, наречия делятся у нас по значению на разряды ?: образ и спос действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Но сегодня мы поговорим только о наречиях образа действия, оканчивающиеся на -о, потому что так же как и прилагательные, наречия образа действия имеют степени сравнения.
Вам сегодня предстоит самостоятельно выяснить, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются.
| 8
| Самостоятельное изучение нового материала
| У вас у каждого на столе лежит лист. Ваша задача, пользуясь учебником с.93-94, заполнить таблицу. Учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается, контролирует деятельность учащихся.
| 10
| Проверка первичного усвоения знаний
| После самостоятельного изучения материала у каждого ученика появляется таблица с краткими сведениями по теме. Учитель проводит опрос: – Какие степени сравнения имеют наречия? Сравнительн и превосходн – Сколько форм имеет сравнительная степень? 2 Какие? Прост и сост – Как они образуются? – Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?
| 3
| Первичное закрепление знаний
| Упражнение 215 (выполняется устно по образцу в учебнике).
ВНИМАНИЕ! Но в РЯ важно помнить и не смешивать схожие формы сравнит степени имен прилаг и наречий. Что важно помнить для этого?
- Что обозначает слово?
- К какой части речи относится?
- На какой вопос отвечает?
- Синтаксическая роль в предложении?
Посмотрите в табл и запомните, как отличать похожие формы прилагательных и наречий.
Давайте запишем несколько предложений и опред части речи, пользуясь нашей таблицей
Тучи всё ниже опускаются над морем. (нареч)
Наш дом ниже соседнего. (прил в сравнит степ)
| 10
| Подведение итогов урока
| Сегодня на уроке вы узнали:
-Что наречия образуют степени сравнения
| 3
| Закрепление новых знаний
|
Самостоятельная работа и взаимопроверка
А теперь переверните ваши листочки и выполните небольшую самостоят работу.
(Слайд Текст самостоятельной работы
| 5
| Контроль и самопроверка
| Ученики проверяют правильность выполнения своей работы, учитель выясняет, кто как справился с поставленной задачей.
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту.
| 2
| Домашнее задание
| П.15, упр. 216
|
|
Приложение.
Самостоятельное изучение нового материала. Тема: Степени сравнения наречий. Открой учебник на странице 79, § 10.
Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.
Прочитай пункт 1 параграфа.
Перечерти данную таблицу в конспект. Сравнительная степень
| Превосходная степень
| Простая форма
| Составная форма
|
|
|
|
| Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.
Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.
Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.
Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения.
Данная таблица печатается на обратной стороне листов с заданиями для каждого уровня сложности.
-
Сравнительная степень
| Превосходная степень
| Простая форма
| Составная форма
| Составная форма.
| -ее, -ей
быстро→ быстрее→ быстрей
-е
громко→громче
-ше
рано →раньше
| Более, менее + Наречие в нач. ф. :
Более быстро Менее громко
| Наречие в сравн. степ. +
Всех, всего :
Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего
|
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ. Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.
ВНИМАНИЕ! Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:
| Имя прилагательное
| Наречие
| Обозначает
| Признак предмета
| Признак действия
| Относится
| К имени существительному
| К глаголу
| Отвечает на вопрос
| Какой ? Какая ? Какое ?
| Как? Каким образом?
| В предложении является
| Сказуемым
| Обстоятельством
| Пример.
| НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ.
| АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ.
|
Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения наречий». 1 уровень. Прочитай словосочетания.
задерживались дольше всех
уходили всё дальше
поднимались более высоко
проживали выше
проснулся раньше всех
залегают более глубоко
смеялся громче всех
любил больше всего
бежит быстрей.
II. Выпиши в один столбик номера словосочетаний, в которых есть наречия в простой форме сравнительной степени.
III. Выпиши в другой столбик номера словосочетаний, в которых есть наречия в превосходной степени сравнения.
IV Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.
2 уровень. Прочитай предложения:
Мой брат выше меня.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Пароход не стоит уже на месте, а идёт дальше.
Клюв у пеликана вместительнее, чем у других птиц.
Всё выше и выше поднимались альпинисты.
Иллюстрации в новой книге красивее, чем в предыдущей.
Выпиши в один столбик номера предложений с прилагательными в форме сравнительной степени.
Выпиши во второй столбик номера предложений с наречиями в форме сравнительной степени.
. Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.
Ответы: 1 уровень.
Сравнит.степень. Превосх. Степень сравнит степ сост ф
2 1 3
4 5 6
9 7 8
2 уровень.
Прилагательн. Наречия.
1 2 4 3 6 5 |